Социология и общество: пути и цели использования социологических знаний

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 20:27, контрольная работа

Описание работы

Эти знания обеспечивают более глубокое проникновение в мир социальных отношений, что дает возможность управлять человеческим поведением, гасить конфликты, проводить инновации в организациях, развить здоровый скептицизм по отношению к упрощенным объяснениям поведения людей в обществе, увидеть многообразие окружающего нас мира.

Содержание работы

Введение

Социология в системе гуманитарных наук

Уровни социологического знания

Пути и цели социологического знания, его методы и функции

Заключение

Список литературы

Файлы: 1 файл

Контрольная работа.docx

— 30.95 Кб (Скачать файл)

 

Этому способствуют такие  уровни социологического знания, как  фундаментальное (общесоциологическое), прикладное (эмпирическое) и так  называемый средний уровень - специальные  социологические теории.

 

Фундаментальное включает в  себя изучение наиболее общих вопросов развития общества, место в нём  индивида, проблемы построения математических моделей социальных общностей и  процессов, разработку методов изучения социальных процессов. Концепции, выдвигаемые  социологией на фундаментальном  уровне, отличаются высокой степенью абстракции, так как позволяют  понять закономерности развития общества. Человечество выработало огромное количество теорий, объясняющих закономерности и специфику развития человеческой цивилизации. Например, в XIX в. был разработан исторический материализм; в ХХ в. широкое  распространение нашли концепции  социальной стратификации индустриального  общества, конвергенции и другие.

 

Таким образом, теоретическая  социология - это множество течений, школ, направлений, которые со своих  методологических позиций объясняют  специфику развития общества. В конечном итоге теоретические знания определяют прогресс любой науки, в том числе  социологии.

 

На теоретическом уровне осуществляются взаимосвязи социологии с другими науками - историей, философией, культурологией, политологией, психологией.

 

В то же время социология как наука должна основываться на точных, конкретных данных об отдельных  социальных фактах, о конкретных социальных единицах - социальных группах, процессах. Эти данные фиксируются на эмпирическом уровне, в основе которого лежит  сбор многочисленных сведений, мнений, их последующая обработка, обобщение  и формирование первичных выводов  относительно конкретных явлений социальной жизни. Следовательно прикладные исследования посвящаются разрешению конкретной социологической проблемы.

 

Общесоциологический и прикладной уровни должны быть тесно связаны  между собой, так как на основе теоретического и эмпирического  изучения различных социальных систем социология может давать ценные практические рекомендации и обоснованные прогнозы. Однако практика показала, что это  не всегда возможно. В результате сформировался  ещё один уровень социологического знания - теории среднего уровня.

 

Идея их разработки и сам  термин принадлежат американскому  социологу Р. Мертону. Но возникли теории значительно раньше. Они изложены в трудах классиков социологии М. Вебера, Э. Дюркгейма и др. Развитие специальных социологических теорий в ХХ веке связано с именами  крупнейших социологов К. Мангейма, Т. Адорно, Т. Парсонса, П. Лазарсфельда и  др.

 

Специальные социологические  теории - это относительно самостоятельные  теоретические подсистемы, которые  имеют предметом исследования социальные общности, институты, системы и процессы. Они призваны: во-первых, установить объективные взаимосвязи предметной сферы (труд, семья, социальные группы, слои) с целостностью общественной системы; во-вторых, выявить специфические  для предметной сферы внутренние взаимосвязи и закономерности.

 

Каждая социологическая  теория рассматривает ту или иную сферу, социальную общность или социальный процесс как относительно самостоятельную  систему с её общими и специфическими связями, характеристиками, условиями  происхождения, функционирования и  развития. Так труд рассматривается  как сложный социальный процесс  в пределах социологии труда. Моральная  система любого общества изучается  социологией морали. Особенности  образовательной системы изучаются  социологией образования. Управление как социальная система изучается  социологией управления. Основные формы  и виды человеческой жизнедеятельности  изучает социология досуга, труда, быта. Социальную структуру общества, её элементы и взаимодействие между  ними изучают социологические теории классов и социальных групп, социология города и деревни. Деятельность социальных институтов изучает социология управления, организации, социология семьи, социология образования, науки. Социология права, экономическая социология, социология политики, социология культуры, социология религии возникают на стыке социологии и других гуманитарных наук.

 

Таким образом, теории среднего уровня занимают промежуточное положение  между фундаментальными теориями и  эмпирическим обобщением первичной  социологической информации. Они  призваны обобщать и структурировать  эмпирические данные в пределах отдельных  областей социологического знания. В  теориях среднего уровня сформирована система специфических понятий  и определений, применяемых только в данной области социологических  исследований. Это позволяет создать  прочную и удобную теоретическую  основу для исследований конкретных областей человеческой деятельности и  отдельных составляющих социальных структур без использования громоздкого  и абстрактного понятийного аппарата. На среднем уровне собираются эмпирические данные, обобщаются, делаются теоретические  выводы и создаются социальные модели. Это повышает эффективность исследований социологов-фундаменталистов, которые  получают теоретические разработки в отдельных областях социологии и обобщают их, не обращаясь напрямую к эмпирическим данным.

 

Более конкретное представление  о трёх уровнях социологического знания и их взаимосвязи позволяет  составить таблица 1.

 

 

Таблица 1

 

 

 

Однако следует иметь  в виду, что обозначенные выше уровни социологического знания ещё не привели  к выработке синтезированного подхода  к изучению общества.

 

 

Пути и цели социологического знания, его методы и функции 

 

 

Пути и цели социологических  знаний напрямую вытекают из его методов  и функций. Социология как самостоятельная  отрасль знаний реализует все  присущие общественной науке функции - теоретико-познавательную, критическую, описательную, прогностическую, преобразовательную, информационную, мировоззренческую. Её содержание состоит в оценке познаваемого мира с позиций интересов личности.

 

Теоретико-познавательная функция  вытекает из того, что социология накапливает  объективные знания, систематизирует  их, стремится составить наиболее полную картину социальных отношений, процессов и проблем, существующих в современном мире. Очевидно, например, что без конкретных знаний о процессах, происходящих внутри отдельных социальных общностей или объединений людей, невозможно обеспечить эффективное  социальное управление.

 

Реализуя критическую  функцию, социология дифференцированно  подходит к действительности. С одной  стороны, показывает, что можно и  нужно сохранить, сделать прочным, развить. С другой стороны, выявить  то, что действительно требует  радикальных преобразований. Социология позволяет не только познавать мир, но и вносить в него свои коррективы. При этом человек должен всегда помнить, что преобразования общества не являются самоцелью. Они нужны лишь тогда, когда соответствуют потребностям и ценностям людей, ведут к  улучшению благосостояния общества.

 

Описательная функция  социологии включает в себя систематизацию исследований, авторы которых предпринимают  попытки воссоздать идеальную картину  социального объекта, его действие, взаимосвязи. При исследовании социального  объекта требуется высокая нравственная чистота и порядочность учёного, потому что на основе собранных им данных делаются практические выводы.

 

С описательной функцией социологии тесно связана прогностическая. Её цель - выдача социальных прогнозов, которые опираются на тенденцию  развития и закономерность того или  иного социального фактора. Открытие такого фактора - это сложный вид  научного исследования. Поэтому в  социологической практике чаще всего  используются краткосрочные прогнозы, позволяющие выявить оптимальные  пути решения проблемы.

 

Суть преобразовательной функции социологии в том, что  выводы, рекомендации, предложения  социолога, его оценка состояния  социального субъекта служат основанием для выработки и принятия практических решений. Например, при реализации крупных  инженерных проектов требуется не только технико-экономическое, но и социально-экономическое  обоснование. Однако следует иметь  в виду, что функцией социологии является лишь разработка практических рекомендаций, а не их реализация. Именно этим объясняется то обстоятельство, что многие весьма ценные и полезные рекомендации, разработанные социологами  по преобразованию современного общества, так и не нашли своего практического  воплощения. Нередко органы управления поступают вопреки рекомендациям  учёных, что приводит к тяжёлым  последствиям в развитии общества. Анализируемая функция позволяет  глубже раскрыть основные направления  обновления общества и даёт возможность  выявить отклонения от общего цивилизованного  развития. Проблема состоит в преодолении  отчуждения человека от рациональной деятельности, в оптимизации и  качественном процессе реформации и  демократизации общественной жизни.

 

Информационная функция  социологии представляет собой систематизацию и накопление информации, которую  могут использовать исполнительные и законодательные органы государственной  власти, а также управленческие и  хозяйственные структуры.

 

Мировоззренческая функция  социологии вытекает из того, что объективно участвует в социально-политической жизни общества и содействует  его прогрессу. Она выражается в  использовании достоверных данных, которые только и способны в чём-либо убедить человека. История свидетельствует, что в большинстве социальных революций, реформ и реконструкций  именно социологические концепции  того или иного рода выступали  ведущими в общественном развитии. Социологические взгляды Д. Локка, например, сыграли важную роль в  установлении либерально-демократического режима в Англии, труды Ф. Вольтера,

 

Ж.Ж. Руссо и других энциклопедистов  сыграли преобразующую роль во Франции. Марксизм являлся длительное время  ведущей идеологией в России.

 

Итак, функции социологии, действуя во взаимосвязи и взаимодействии, раскрывают пути и способы оптимизации  различных сторон социальной жизни.

 

Метод в социологии - это  способ построения и обоснования  социологического знания, совокупность приемов, процедур и операций эмпирического  и теоретического познания социальной реальности. Метод в социологии зависит  не только от исследования социологией  проблемы и построенной теории, но и от общей методологической ориентации. Метод включает определенные правила, обеспечивающие надежность и достоверность  знания. Методы социального познания можно разделить на всеобщие и  конкретно-научные. Всеобщим методом  социологии является материалистическая диалектика. Его суть состоит в  том, что экономический базис  общества признается первичным, а политическая надстройка - вторичной. При изучении социальных процессов применяются  такие принципы материалистической диалектики, как объективность, историзм и системный подход.

 

Принцип объективности означает изучение объективных закономерностей, которыми определяются процессы социального  развития. Каждое явление рассматривается  как многогранное и противоречивое. Изучается вся система фактов - положительных и отрицательных  Объективность социологических  знаний предполагает, что процесс  их изыскания соответствует объективной  реальности и не зависящим от человека и человечества законам познания. Объективность научных выводов  базируется на их доказательности, научности, аргументации.

 

Принцип историзма в социологии предполагает изучение социальных проблем, институтов, процессов, их возникновение, становление и развитие в соответствующих  исторических ситуациях. Историзм тесно  связан с пониманием противоречий как  движущих сил изменения сложившихся отношений, которые обнаруживаются во взаимодействии потребностей и интересов соответствующих социальных общностей. Историзм дает возможность извлечь уроки из прошлого опыта и самостоятельно разработать обоснования современной социальной политики. Используя принцип историзма, социология имеет возможность исследовать внутреннюю динамику социальных явлений и процессов, определить уровень и направление развития и объяснить те их особенности, которые обусловлены их исторической связью с другими явлениями и процессами.

 

Системный подход - способ научного познания и практической деятельности, при котором отдельные части  какого-либо явления рассматриваются  в неразрывном единстве с целым. Системный подход сформировался  путем конкретизации принципов  материалистической диалектики при  изучении сложных объектов и получил  распространение в социологии во второй половине XX в.

 

Основным понятием системного подхода выступает система, которая  обозначает определенный материальный или идеальный объект, рассматриваемый  как сложное целостное образование. В связи с тем, что одна и  та же система может рассматриваться  с различных точек зрения, системный  подход предполагает выделение определенного  параметра, обусловливающего поиск  совокупных элементов системы, связей и отношений между ними, их структуру. В связи с тем, что любая  система находится в определенной среде, системный подход должен учитывать  ее связи и отношения с окружением. Отсюда происходит второе требование системного подхода - учитывать, что  каждая система выступает подсистемой  иной, большей системы и, наоборот, выделять в ней меньшие подсистемы, которые в другом случае могут  рассматриваться как системы. Системный  подход в социологии обязательно  предполагает выяснение принципов  иерархии элементов социальной системы, форм передачи информации между ними, способов их влияния друг на друга.

 

При исследовании межличностных  отношений внутри малых групп, слоёв, отношения личности к тем или  иным общественным явлениям, жизненных  и ценностных ориентаций и установок  личности используются методы социометрии, социальной психологии, методы статистики, факторного, латентно-структурного, коррекционного анализа.

 

При изучении общественного  сознания, общественного мнения различных  социальных общностей - классов, слоёв, групп, их потребностей и притязаний используются следующие методы:

 

. Метод анализа документов. В нём различают качественный (традиционный) анализ и количественный (формализованный, или контент-анализ). Качественный анализ применяется,  если исследователь работает  с редким документом, показывая  своеобразие языка, стиля изложения  и выявляя его уникальность. Контент-анализ  основан на подсчёте «поисковых  образов», то есть слов или  словосочетаний в изучаемом тексте. Наличие определённого количества индикаторов позволяет раскрыть социально значимую тему, содержащуюся в источнике.

 

. Метод опроса. Он может  проводиться с помощью анкеты  или интервью. Имеет место также  почтовый опрос. Анкетирование  может быть групповым или индивидуальным. Групповое анкетирование применяется  по месту работы, учёбы; индивидуальное - по месту жительства.

Информация о работе Социология и общество: пути и цели использования социологических знаний