Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 20:27, контрольная работа
Эти знания обеспечивают более глубокое проникновение в мир социальных отношений, что дает возможность управлять человеческим поведением, гасить конфликты, проводить инновации в организациях, развить здоровый скептицизм по отношению к упрощенным объяснениям поведения людей в обществе, увидеть многообразие окружающего нас мира.
Введение
Социология в системе гуманитарных наук
Уровни социологического знания
Пути и цели социологического знания, его методы и функции
Заключение
Список литературы
Этому способствуют такие уровни социологического знания, как фундаментальное (общесоциологическое), прикладное (эмпирическое) и так называемый средний уровень - специальные социологические теории.
Фундаментальное включает в
себя изучение наиболее общих вопросов
развития общества, место в нём
индивида, проблемы построения математических
моделей социальных общностей и
процессов, разработку методов изучения
социальных процессов. Концепции, выдвигаемые
социологией на фундаментальном
уровне, отличаются высокой степенью
абстракции, так как позволяют
понять закономерности развития общества.
Человечество выработало огромное количество
теорий, объясняющих закономерности
и специфику развития человеческой
цивилизации. Например, в XIX в. был разработан
исторический материализм; в ХХ в. широкое
распространение нашли
Таким образом, теоретическая социология - это множество течений, школ, направлений, которые со своих методологических позиций объясняют специфику развития общества. В конечном итоге теоретические знания определяют прогресс любой науки, в том числе социологии.
На теоретическом уровне осуществляются взаимосвязи социологии с другими науками - историей, философией, культурологией, политологией, психологией.
В то же время социология как наука должна основываться на точных, конкретных данных об отдельных социальных фактах, о конкретных социальных единицах - социальных группах, процессах. Эти данные фиксируются на эмпирическом уровне, в основе которого лежит сбор многочисленных сведений, мнений, их последующая обработка, обобщение и формирование первичных выводов относительно конкретных явлений социальной жизни. Следовательно прикладные исследования посвящаются разрешению конкретной социологической проблемы.
Общесоциологический и прикладной уровни должны быть тесно связаны между собой, так как на основе теоретического и эмпирического изучения различных социальных систем социология может давать ценные практические рекомендации и обоснованные прогнозы. Однако практика показала, что это не всегда возможно. В результате сформировался ещё один уровень социологического знания - теории среднего уровня.
Идея их разработки и сам
термин принадлежат американскому
социологу Р. Мертону. Но возникли теории
значительно раньше. Они изложены
в трудах классиков социологии М.
Вебера, Э. Дюркгейма и др. Развитие
специальных социологических
Специальные социологические
теории - это относительно самостоятельные
теоретические подсистемы, которые
имеют предметом исследования социальные
общности, институты, системы и процессы.
Они призваны: во-первых, установить
объективные взаимосвязи
Каждая социологическая
теория рассматривает ту или иную
сферу, социальную общность или социальный
процесс как относительно самостоятельную
систему с её общими и специфическими
связями, характеристиками, условиями
происхождения, функционирования и
развития. Так труд рассматривается
как сложный социальный процесс
в пределах социологии труда. Моральная
система любого общества изучается
социологией морали. Особенности
образовательной системы
Таким образом, теории среднего
уровня занимают промежуточное положение
между фундаментальными теориями и
эмпирическим обобщением первичной
социологической информации. Они
призваны обобщать и структурировать
эмпирические данные в пределах отдельных
областей социологического знания. В
теориях среднего уровня сформирована
система специфических понятий
и определений, применяемых только
в данной области социологических
исследований. Это позволяет создать
прочную и удобную
Более конкретное представление о трёх уровнях социологического знания и их взаимосвязи позволяет составить таблица 1.
Таблица 1
Однако следует иметь в виду, что обозначенные выше уровни социологического знания ещё не привели к выработке синтезированного подхода к изучению общества.
Пути и цели социологического знания, его методы и функции
Пути и цели социологических знаний напрямую вытекают из его методов и функций. Социология как самостоятельная отрасль знаний реализует все присущие общественной науке функции - теоретико-познавательную, критическую, описательную, прогностическую, преобразовательную, информационную, мировоззренческую. Её содержание состоит в оценке познаваемого мира с позиций интересов личности.
Теоретико-познавательная функция
вытекает из того, что социология накапливает
объективные знания, систематизирует
их, стремится составить наиболее
полную картину социальных отношений,
процессов и проблем, существующих
в современном мире. Очевидно, например,
что без конкретных знаний о процессах,
происходящих внутри отдельных социальных
общностей или объединений
Реализуя критическую
функцию, социология дифференцированно
подходит к действительности. С одной
стороны, показывает, что можно и
нужно сохранить, сделать прочным,
развить. С другой стороны, выявить
то, что действительно требует
радикальных преобразований. Социология
позволяет не только познавать мир,
но и вносить в него свои коррективы.
При этом человек должен всегда помнить,
что преобразования общества не являются
самоцелью. Они нужны лишь тогда,
когда соответствуют
Описательная функция
социологии включает в себя систематизацию
исследований, авторы которых предпринимают
попытки воссоздать идеальную картину
социального объекта, его действие,
взаимосвязи. При исследовании социального
объекта требуется высокая
С описательной функцией социологии
тесно связана прогностическая.
Её цель - выдача социальных прогнозов,
которые опираются на тенденцию
развития и закономерность того или
иного социального фактора. Открытие
такого фактора - это сложный вид
научного исследования. Поэтому в
социологической практике чаще всего
используются краткосрочные прогнозы,
позволяющие выявить
Суть преобразовательной
функции социологии в том, что
выводы, рекомендации, предложения
социолога, его оценка состояния
социального субъекта служат основанием
для выработки и принятия практических
решений. Например, при реализации крупных
инженерных проектов требуется не только
технико-экономическое, но и социально-экономическое
обоснование. Однако следует иметь
в виду, что функцией социологии
является лишь разработка практических
рекомендаций, а не их реализация. Именно
этим объясняется то обстоятельство,
что многие весьма ценные и полезные
рекомендации, разработанные социологами
по преобразованию современного общества,
так и не нашли своего практического
воплощения. Нередко органы управления
поступают вопреки
Информационная функция социологии представляет собой систематизацию и накопление информации, которую могут использовать исполнительные и законодательные органы государственной власти, а также управленческие и хозяйственные структуры.
Мировоззренческая функция
социологии вытекает из того, что объективно
участвует в социально-
Ж.Ж. Руссо и других энциклопедистов сыграли преобразующую роль во Франции. Марксизм являлся длительное время ведущей идеологией в России.
Итак, функции социологии, действуя во взаимосвязи и взаимодействии, раскрывают пути и способы оптимизации различных сторон социальной жизни.
Метод в социологии - это способ построения и обоснования социологического знания, совокупность приемов, процедур и операций эмпирического и теоретического познания социальной реальности. Метод в социологии зависит не только от исследования социологией проблемы и построенной теории, но и от общей методологической ориентации. Метод включает определенные правила, обеспечивающие надежность и достоверность знания. Методы социального познания можно разделить на всеобщие и конкретно-научные. Всеобщим методом социологии является материалистическая диалектика. Его суть состоит в том, что экономический базис общества признается первичным, а политическая надстройка - вторичной. При изучении социальных процессов применяются такие принципы материалистической диалектики, как объективность, историзм и системный подход.
Принцип объективности означает
изучение объективных закономерностей,
которыми определяются процессы социального
развития. Каждое явление рассматривается
как многогранное и противоречивое.
Изучается вся система фактов
- положительных и отрицательных
Объективность социологических
знаний предполагает, что процесс
их изыскания соответствует
Принцип историзма в социологии предполагает изучение социальных проблем, институтов, процессов, их возникновение, становление и развитие в соответствующих исторических ситуациях. Историзм тесно связан с пониманием противоречий как движущих сил изменения сложившихся отношений, которые обнаруживаются во взаимодействии потребностей и интересов соответствующих социальных общностей. Историзм дает возможность извлечь уроки из прошлого опыта и самостоятельно разработать обоснования современной социальной политики. Используя принцип историзма, социология имеет возможность исследовать внутреннюю динамику социальных явлений и процессов, определить уровень и направление развития и объяснить те их особенности, которые обусловлены их исторической связью с другими явлениями и процессами.
Системный подход - способ научного познания и практической деятельности, при котором отдельные части какого-либо явления рассматриваются в неразрывном единстве с целым. Системный подход сформировался путем конкретизации принципов материалистической диалектики при изучении сложных объектов и получил распространение в социологии во второй половине XX в.
Основным понятием системного
подхода выступает система, которая
обозначает определенный материальный
или идеальный объект, рассматриваемый
как сложное целостное
При исследовании межличностных отношений внутри малых групп, слоёв, отношения личности к тем или иным общественным явлениям, жизненных и ценностных ориентаций и установок личности используются методы социометрии, социальной психологии, методы статистики, факторного, латентно-структурного, коррекционного анализа.
При изучении общественного сознания, общественного мнения различных социальных общностей - классов, слоёв, групп, их потребностей и притязаний используются следующие методы:
. Метод анализа документов.
В нём различают качественный
(традиционный) анализ и количественный
(формализованный, или контент-
. Метод опроса. Он может
проводиться с помощью анкеты
или интервью. Имеет место также
почтовый опрос. Анкетирование
может быть групповым или
Информация о работе Социология и общество: пути и цели использования социологических знаний