Социология и общество: пути и цели использования социологических знаний

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 20:27, контрольная работа

Описание работы

Эти знания обеспечивают более глубокое проникновение в мир социальных отношений, что дает возможность управлять человеческим поведением, гасить конфликты, проводить инновации в организациях, развить здоровый скептицизм по отношению к упрощенным объяснениям поведения людей в обществе, увидеть многообразие окружающего нас мира.

Содержание работы

Введение

Социология в системе гуманитарных наук

Уровни социологического знания

Пути и цели социологического знания, его методы и функции

Заключение

Список литературы

Файлы: 1 файл

Контрольная работа.docx

— 30.95 Кб (Скачать файл)

 

В интервьюировании различают  следующие виды:

 

а) формализованное, когда  общение интервьюера и респондента  строго регламентировано и вопросник  детально разработан;

 

б) фокусированное, когда  респондентов заранее знакомят с  предметом беседы и интервьюер обязательно  задаёт все вопросы, но может менять их последовательность. Главной задачей  этой формы интервью является сбор мнений и оценок респондентов по поводу конкретной ситуации;

 

в) свободное интервью означает, что заранее подготовленный вопросник  и разработанный план беседы отсутствуют, лишь определяется тема интервью;

 

г) телефонное интервью представляет собой опосредованный опрос, эффективность  которого заключается в его оперативности.

 

3. Метод наблюдения позволяет  собирать информацию независимо  от рациональных, эмоциональных  и других свойств респондентов  и изучает социальную проблему  в динамике. Различают следующие  виды наблюдения:

 

а) неструктурализованое, когда  отсутствует детальный план действий наблюдателя;

 

б) структурализованное - имеется  подробный план и инструкция для  фиксации результатов наблюдения;

 

в) включенное, когда социолог непосредственно включён в изучаемый  социальный процесс и контактирует с наблюдаемым;

 

г) невключённое, когда наблюдатель  соблюдает инкогнито;

 

д) полевое, которое протекает  в естественных для наблюдаемых  условиях;

 

е) лабораторное, когда эксперимент  проводится в официально оборудованном  помещении;

 

ж) систематическое, отличающееся тем, что проводится регулярно в  течение определённого периода. Оно может быть длительным, непрерывным  или цикличным;

 

з) несистематическое, которое  проводится незапланированно, в неожиданной  ситуации.

 

. Метод экспериментальной  оценки применяется в том случае, если необходимо прогнозировать  изменение социального явления,  представляя его состояние через  1-5 лет. Такую информацию могут  предоставить только эксперты. Особенно  интересна «дельфийская техника», когда происходит не просто  обмен мнениями между экспертами, а вырабатывается согласованное  мнение путём многократного повторения  опроса одних и тех же экспертов.

 

Таким образом, применение социологических  методов исследования позволяет  разобраться в настоящих и  прогнозировать будущие социальные явления и процессы. Они помогают корректно решить поставленную проблему, объяснить различные факты социальной жизни.

 

Заключение

 

 

В современном мире достижения и облик каждого общества зависят  от самих людей, от их гражданской  и социальной активности, желания  сохранять свое человеческое достоинство, от приверженности демократии и общечеловеческим ценностям, от трудолюбия, проявления терпимости и сострадания к другим людям. Только от нас зависит создание в России такого общества, где главной  целью экономики, политики, культуры является человек, его способности  и возможности творческого развития.

 

Наука о социологии способствует активизации осмысления социальных процессов, протекающих в нашей  стране и других странах, должна повышать социальную активность молодежи, желание  своими силами улучшить условия жизни в России. И в самом деле, исключительно от нас зависит, будет ли наша Родина, наконец, свободным, ухоженным и процветающим обществом, в котором хочется жить и чувствовать себя счастливым.

 

Итак, определяя место  социологии в системе гуманитарных наук, необходимо подчеркнуть, что она  как система знаний не может развиваться  и выполнять свои функции без  взаимодействия с другими науками  об обществе. В то же время социология является специфической наукой об обществе, включает в себя социологическую  теорию, которая может использоваться другими гуманитарными науками.

 

Список литературы

 

 

1. Волков Ю.Г. Социология. Элементарный курс: Учеб. пособие.  М., 2001.

 

. Гидденс Э. Социология: Учебник 90-х годов. Челябинск, 1995.

 

. Ионин Л.Г. Социология  культуры: путь в новое тысячелетие.  М., 2000.

 

. Иноземцев В.Я. Современное  постиндустриальное общество: природа,  противоречия, перспективы. М., 2000.

 

. Кравченко А.И. Общая  социология: Пособие для вузов.  М., 20001.

 

. Куликов Л.М. Основы  социологии и политологии. Учеб. пособие. М., 2001.

 

. Российская социологическая  энциклопедия /Под общ. ред. Г.В.Осипова.  М., 1998.

 

. Радугин А.А., Радугин  К.А. Социология: Курс лекций. М., 2000.

 

. Сорокин П.А. Человек,  цивилизация, общество. М., 1995.

 

. Смелзер Н. Социология /Под ред. В.А.Ядова. М., 1998.

 

. Социология: Основы общей  теории. Учеб. пособие для вузов  /Отв. Ред. Г.В.Осипов. М., 1998.

 

. Фролов С.С. Основы  социологии: Учеб. пособие. М., 2000.


Информация о работе Социология и общество: пути и цели использования социологических знаний