Социология Эмиля Дюркгейма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 16:10, контрольная работа

Описание работы

Эмиль Дюркгейм - один из общепризнанных создателей социологии как науки, как профессии и предмета преподавания. Влияние его идей присутствует в самых различных отраслях социологического знания: от общей социологической теории до сугубо эмпирических и прикладных исследований. Все более или менее значительные социологические теории XX в. так или иначе, соотносились с теорией основателя Французской социологической школы. В самых разных странах мира формирование социологии происходило под воздействием дюркгеймовских идей.

Содержание работы

1.Введение___________________________________________________3
2. Общество как система социального взаимодействия людей________4
3. Структура социологической науки____________________________11
4. Общество как нормативная система___________________________16
5. Заключение_______________________________________________20
6. Список использованной литературы__________________________21

Файлы: 1 файл

К.Р. СОЦИОЛОГИЯ готово.docx

— 42.98 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРЦИИ

Российский  государственный торгово-экономический  университет» челябинский институт (филиал)

Кафедра социально-гуманитарных наук и права

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Социология»

Вариант 1

Тема: «Социология  Эмиля Дюркгейма»

     Выполнил:  студент 1 курса 

     специальности  «Товароведения и 

      экспертизы  товаров»

     заочной    формы обучения 

     шифр ТЗ-12-Ч-1                                                 _________________________                    Ю.А.Ахметова

 

 

 

 

      Проверил: доцент, кандидат

      философских наук                                __________________________                   Т.Н.Захарова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Челябинск 2012

 

 

 

   Содержание

 

1.Введение___________________________________________________3

2. Общество как система социального взаимодействия людей________4

3. Структура социологической науки____________________________11

4. Общество как нормативная система___________________________16

5. Заключение_______________________________________________20

6. Список использованной литературы__________________________21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   Введение

Эмиль Дюркгейм - один из общепризнанных создателей социологии как науки, как  профессии и предмета преподавания. Влияние его идей присутствует в  самых различных отраслях социологического знания: от общей социологической  теории до сугубо эмпирических и прикладных исследований. Все более или менее  значительные социологические теории XX в. так или иначе, соотносились с теорией основателя Французской  социологической школы. В самых  разных странах мира формирование социологии происходило под воздействием дюркгеймовских идей. 
Дюркгейм дал одно из наиболее развернутых и убедительных онтологических обоснований необходимости и возможности социологии как науки. Он доказывал, что общество - это реальность особого рода, не сводимая ни какой другой. Вместе с тем он подчеркивал, что эта реальность обладает столь же высокой прочностью и устойчивостью, что и природа, и так же, как природные явления, она не поддается произвольному манипулированию. Таким образом, Дюркгейм отстаивал необходимость осторожного и уважительного отношения к обществу в социальной практике, важность опоры на реальные спонтанные тенденции при воздействии на социальные процессы. Дюркгейм убедительно применил к сфере социологического знания принципы научного рационализма. Его исследования представляют собой образец сочетания теоретического и эмпирического подходов к изучению социальных явлений. Дюркгейм явился родоначальником структурно-функционального анализа в социологии: он исследовал социальные факты под углом зрения их функций в конкретных социальных системах. Он подчеркивал, что социальное поведение всегда регулируется некоторым набором правил, которые являются одновременно обязательными и привлекательными, должными и желательными.

 

 

 

I.Общество как система социального взаимодействия людей. 
Общество - это своеобразный сгусток социальных связей и социальных взаимодействий, сложившихся между людьми. Принято выделять четыре основных признака общества.  
Первый из них - территория, на которой происходит консолидация социальных связей и взаимодействий. Территория - это основа социального пространства, в котором формируются и развиваются социальные отношения, социальные институты, социальные группы.  
Еще один признак – это способность общества поддерживать и воспроизводить высокую интенсивность внутренних взаимосвязей, что обеспечивает целостность и устойчивость общества. Встает вопрос о причинах стабильности общественной системы. Мнения социологов на этот счет разнообразны. Например, крупнейший американский социолог ХХ века Роберт Мертон считает, что общество сохраняется благодаря «фундаментальным ценностям», усваиваемым большинством людей и ориентирующим каждого человека на соблюдение норм совместной жизнедеятельности. Его коллега Эдвард Шилз убежден, что общество как таковое существует только под воздействием «общей власти», обеспечивающей контроль над всей территорией и законы. Трудно выделить основополагающие факторы стабильности общества, тем более, что они менялись вместе с обществом. Так, на ранних этапах человеческой истории внутренняя устойчивость общества достигалась, прежде всего, за счет межличностного воздействия. Люди были тесно связаны узами кровного родства и соседства, которые строились на эмоциональной, полуинстинктивной основе, на взаимном влечении, на привычке, на страхе лишиться помощи и поддержки. Таким источникам солидарности уделяли внимание выдающиеся классики западной социологии: немецкий ученый Фердинанд Теннис (1855-1936) и французский исследователь Эмиль Дюркгейм (1858-1917).  
Далее принято выделять такой признак общества, как его автономность и высокий уровень саморегуляции. Автономность общества достигается его многофункциональностью. Под последней понимается способность общества создавать необходимые условия для удовлетворения разнообразных потребностей людей, предоставлять им широкие возможности для самоутверждения и самореализации, например, в области выбора профессионального образования, дальнейшего применения профессиональных знаний. Общество обладает самодостаточностью, или самообеспеченностью, что позволяет ему без вмешательства извне выполнять свое основное предназначение - дать людям формы организации жизни, облегчающие им достижение личных целей. Регулируется общество возникающими внутри него самого социальными институтами. Любое общество создает социальные структуры и правила для них только те, в которых нуждается. Саморегуляция - это важное свойство общества, обеспечивающее его самостоятельность независимо от размеров.  
Наконец, общество отличается большой интегрирующей силой. Оно социализирует каждое новое поколение людей, включает его в сложившуюся систему социальных отношений, подчиняет поведение людей общепринятым нормам.  
Таким образом, общество - универсальный способ организации социальных связей и социальных взаимодействий, возникающих между людьми. Но общество не сводится к сумме индивидов, его составляющих! Здесь заключается одна из главных проблем для социологии. Необходимо отвлекаться от жизнедеятельности конкретных людей, чтобы за своеобразием и оригинальностью каждого человека не потерять того повторяющегося, устойчивого, что связывает людей, заставляет действовать определенным способом, несмотря на самые яркие черты индивидуальности. Одна из главных задач социологии - уловить и проанализировать устойчиво-повторяющееся, типичное в жизни общества.  
Исходя из устойчиво-повторяющегося и типичного в организации форм повседневной совместной деятельности людей, можно охарактеризовать строение общества, для чего принято выделять четыре основные и тесно взаимосвязанные сферы: экономическую, политическую, социальную, духовную. Так, экономическая сфера выполняет в качестве главной функцию добывания средств существования. Поэтому она включает материальное производство и отношения, возникающие между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Политическая сфера предназначена для управленческой роли в обществе и включает взаимодействия социальных групп, общностей и слоев по поводу осуществления политической власти. Социальная сфера регулирует многоплановые взаимоотношения между такими различными группами общества, как социально-демографические (молодежь, люди среднего возраста, пожилые), профессиональные (врачи, преподаватели), этнические (русские, татары, якуты) и т.д. С этой сферой связано удовлетворение потребности в воспроизводстве людей, обучении, воспитании и социализации новых поколений. Наконец, духовная сфера жизни общества включает разнообразные формы и уровни общественного сознания и предназначена удовлетворять потребности людей в области культуры, науки, религии.  
Каждой сфере жизни общества соответствуют социальные институты, главное предназначение которых - удовлетворение фундаментальных жизненных потребностей людей, что обеспечивает саморегуляцию общества и его автономность. Социальные институты - это исторически сложившиеся, устойчивые формы совместной деятельности людей по удовлетворению фундаментальных потребностей. Такая деятельность всегда регулируется характерными для общества традициями, обычаями, нормами.  
Важнейшее для социологии понятие социального института было введено в научный оборот еще в XIX в. английским философом и социологом Гербертом Спенсером (1820-1903) и всесторонне исследуется в современной социологии.  
Социальные институты не могут заменять друг друга, в чем заключается сложность общества как социальной системы. Каждый социальный институт связан с другими функциями, под которыми понимают направления их деятельности и ее последствия, влияющие на сохранение самих институтов и общества как социальной системы.  
Среди экономических институтов основными являются собственность, производство, рынок, распределение, обмен, торговля, деньги, банки как устойчивые, регулярные формы совместной деятельности людей в экономической сфере. В сфере политики действуют такие социальные институты, как власть, государство, политические движения и партии. Но если социальные институты в экономической и политической сферах выделяются без затруднений, то с социальными институтами в социальной сфере дело обстоит сложнее. К социальным институтам в духовной сфере жизни общества принято относить науку, религию, культуру.  
Именно совокупность социальных институтов и функциональные связи между ними позволяют лучше и полнее представить строение общества.  
Процесс возникновения и становления социальных институтов получил название институционализации. Она выражается в том, что в ходе взаимодействия людей по поводу удовлетворения насущных потребностей образуются группы, в рамках которых осуществляется совместная деятельность людей в соответствии с определенными социальными нормами. Итак, понятие общества означает разумно организованную совместную жизнь и деятельность людей. Общество обладает всеми необходимыми внутренними ресурсами для своего воспроизводства и развития. Набор жизненно важных для общества условий его деятельности обеспечивается функционированием социальных институтов. 
 Структурная организация социальной реальности.  
      В отличие, от физики, это не просто «объективная реальность», поскольку в социальной философии и философии истории речь идет, в том числе и о «субъективной реальности» индивидуума. Далее под термином реальность будем понимать нечто, по отношению к чему мыслящий субъект может дистанцироваться. Если он не может разделить субъективное и объективное - это не реальность. Но надо понимать, что такое определение не точное, поскольку сам субъект тоже может входить в социальную реальность.  
Соотношение единого и многого применительно к социуму: социальная реальность представляет собой разъединенное, подвижное, конфликтное, солидарное множество свободных, сущностно-равных социальных атомов - человеческих индивидов.  
Расшифруем это определение. Герберт Спенсер различал реальность организма и социальную реальность по двум параметрам:  
• В организме составляющие его элементы закреплены в пространстве и относительно друг друга. В социальной реальности в отношении составляющих ее человеческих индивидов мы этого не наблюдаем.  
• В организме управляющий центр сосредоточен в мозге, а в социальной реальности сознанием обладает каждый социальный атом.  
Отсюда слова «разъединенное, подвижное».  
«Конфликтное, солидарное» - эта противоречивость онтологически неизбежна. Как уже было сказано, социальная реальность включает в себя субъективное - понимание, осознание индивидом этой реальности.  
В социальной реальности имеется множество не измеримых материально взаимодействий. Их можно выразить только символически. Но, тем не менее, они реальны. Например, статусные отношения между служащими в организации.  
Без символизма невозможны акты социального общения. Когда мы составляем образ нашего собеседника, к его материальному образу мы достраиваем идеальный, символический, например, на основании принадлежности собеседника к определенной национальной, социальной группе.  
Еще один пример символической связи - объединение людей в нации. Национальное сообщество формируется с помощью языка, литературы. Создаются мифы национального самосознания. В то же время, подобное символическое воздействие может перерасти в материальное, когда появляются активисты, пропагандисты национальных символов. Они персонифицируют в себе символический фантом нации.  
Историчность как черта социальной реальности.  
Смысл «историчности»:  
• Общество, как и природа, возникает и развивается, но быстрее, чем природа. Темп исторического времени зависит от его содержания (происходящих событий).  
• Общество само сохраняет свою историю. Так как оно является символической реальностью, то сохраняется информация.  
• Уникальность событий, наций, культур. А в природе элементарные частицы не имеют индивидуальных особенностей. Существенное отличие, что многие объекты, рассматриваемые в социальной философии, хоть и имеют общее название, например «эпоха», но, тем не менее, сущность каждой эпохи уникальна, они не являются модифицированными копиями друг друга.  
Натуралистическая и идеалистическая модели социальной реальности.  
Модель - упрощенная картина социальной реальности, возникающая в сознании познающего ее субъекта, причем в процессе познания происходит акцентирование внимания на определенных аспектах познаваемой реальности.  
Социальная реальность рассматривается как реальность биологической популяции. Конечно, реальность человеческого общества более «продвинутая», чем животного, но в основе обоих лежат одинаковые закономерности. Сущность человека - в его связи с божественным началом. В этом - основа солидарности общества. Отношения между людьми опосредованы абсолютом, а не производственными отношениями. У русских философов такая общность называется «соборностью».  
Рациональное зерно идеалистического подхода: социальная реальность разделена на материальную и мифическую реальность (мир должного). Если вообразить себе мифологическую реальность, жить становится проще.  
Поведенческий организм - материально-биологическая сущность человека, аналогично Экономика - обеспечивает средства функционирования общества и всех его подсистем.  Деньги являются «обобщенной стоимостью». Что важно - при вложении денег не действует принцип «нулевой суммы» (если где-то прибавилось, значит где-то уменьшилось). Когда мы кладем деньги на счет в банке, они одновременно остаются нашей собственностью, но при этом еще и становятся собственностью банка. Таким образом, происходит прирост денег. Деньги обрели символический характер с тех пор, как их начали печатать на бумаге американские колонисты, которым английский король запретил чеканить золотые монеты. В наше время деньги стали еще более символическими, поскольку их можно представлять даже в электронном виде. Наиболее остро символизм денег проявляется в период инфляции. Для подавления инфляции часто начинают пытаться избавиться от символичности, например, путем бартерных обменов.  
Деньги как символическое средство взаимообмена имеют возможность быть обменянными на другие символические средства.

   

 

 

 

 

      II.Структура социологической науки.

Структура любой науки всегда обусловлена  теми  задачами, которые  она. Ставит и теми  функциями, которые она  выполняет в обществе. Социология  не исключение. Ее структура  обусловлена, во-первых, тем, что социология решает научные проблемы, связанные с формированием знания о социальной

действительности, описанием, объяснением и пониманием процессов социального развития, разработкой социологических концепций, методологии и  методов, приемов социологического исследования, анализа. Теории  и концепции, разработанные в сфере формирования знаний о социальной действительности, и образуют теоретическую, фундаментальную социологию. Во-вторых, социология изучает проблемы, связанные с преобразованием социальной действительности, анализом  путей и средств планомерного, целенаправленного воздействия на социальные процессы. Следовательно, теоретическая и прикладная  социология различаются не по  объекту и  методу исследования,  а по той цели, которую они ставят, решают ли научные или практические проблемы.

Социологические знания — единство теории и практики. Теоретические

исследования объясняют социальную реальность на уровне общих и специфических тенденций ее функционирования и развития. Ориентирует  на выявление механизмов  действий законов, форм  их проявления.

Теоретические знания опираются на эмпирическое, не существенное преобладание эмпирических компонентов исследования над теоретическими компонентами не есть показатель высокого уровня развития науки. Законом  развития науки всегда остается преобладание знания теоретического над знанием эмпирическим.

Теоретические знания определяют  в конечном итоге, прогресс любой  науки, а, следовательно, и социологии. Эмпирические исследования подразделяются  на фундаментальные  и прикладные.

Фундаментальные  социологические  исследования ставят цели развития и

совершенствования научных представлений  об изучаемом предмете.

Прикладные  исследования посвящаются  разрешению  какой-либо конкретной социологической проблемы. На  основе теоретического и эмпирического изучения различных социальных систем социология может давать ценные практические рекомендации и обоснованные прогнозы. Теоретическая и прикладная социология, базируясь на конкретных социологических исследованиях, не противостоят одна другой, а

составляют единство, взаимное обогащение.

Теоретическая социология — совокупность многообразных концепций,

разрабатывающих  аспекты  социального  развития  общества и  дающие им

интерпретацию. Единственной  концепцией, объединяющей специфику протекания социальных процессов и закономерностей развития общества признавался марксизм,  а  именно — исторический  материализм.  Вот почему теоретическую социологию зачастую прямо отождествляли с историческим материализмом. В действительности же человечество выработало огромное количество теорий и концепций, объединяющих закономерности и специфику развития человеческой цивилизации. Уже в середине XX века широко  распространяются концепции

социальной стратификации, индустриального общества. Конечно же, теоретическая социология — это множество  возможных течений,

школ, направлений со своих  методологический позиций   объясняющих

специфику  развития общества. Что  же касается марксизма, то он есть одним  из направлений, которые во главу угла ставят приоритет экономических факторов в развитии общества. Специальные же социологические теории — это отдельные сферы  социологического знания, которые имеют предметом исследования относительно самостоятельные,  специфические подсистемы  общественного целого  и социальных  процессов. Изучая те  или иные  основные закономерности развития общества теоретическая социология может и не формулировать то, каким образом в тех или иных условиях развиваются различные социальные  общности, социальные институты  и социальные процессы. Именно, поэтому в структуре социологии огромное значение имеет ее  средний уровень, то есть относительно самостоятельные теоретические подсистемы. Относительно самостоятельные

теоретические подсистемы  призваны, во-первых, установить объективные

взаимосвязи предметной сферы (труд, семья, социальные группы, слои и т. п.) с целостностью  общественной системы;  во-вторых, выявить специфические для предметной сферы  внутренние взаимосвязи и  закономерности. Социальные социологические теории дают ответы на актуальные проблемы современности.

В современном  мире  существует большое разнообразие специальных

социологических теорий. Идея их разработки и сам термин принадлежат

американскому социологу Роберту  Мертону. Но возникли  теории значительно раньше.  Они изложены   в трудах классиков социологии Макса Вебера, Эмиля Дюркгейма  и  др. Специальные социологические

теории система отраслей знаний социологии, которые изучают  особые формы  и сферы социального бытия и социальную  реализацию  форм общественного сознания, их общие, а особенно специфические закономерности функционирования и развития. В отличие от социологической теории, основная функция которой состоит в рассмотрении социальных процессов и явлений, форм и видов

общественного бытия и общественного  сознания на уровне общества, специальные социологические  теории рассматривают  их на  уровне  конкретных социальных институтов и систем. Каждая социологическая теория рассматривает ту или иную сферу, социальную общность или социальный процесс как относительно самостоятельную  систему  с ее  общими   и специфическими связями, характеристиками, условиями происхождения, функционирования и развития.

Определенная специальная социологическая  теория рассматривает какой-либо социальный  объект как  особый социальный  институт

функционирующей социальной системы в общей системе социальных отношений. Так, труд рассматривается как сложный социальный процесс в пределах социологии труда. Моральная система любого общества изучается социологией морали. Особенности образовательной  системы изучаются социологией образования. Управление как социальная система изучается социологией управления и т. д.

В современной социологии выделяется несколько групп социально-

психологических теорий. Во-первых, специальные социологические теории,

изучающие основные формы и виды человеческой деятельности (социология досуга, труда, быта и т. п.). Во-вторых, специальные теории, возникшие на стыке социологии и гуманитарных  наук. Это — социология права, экономическая социология, социология политики, социология культуры, социология религии и т.п.  В-третьих, теории, характеризующие социальную структуру общества, ее элементы и взаимодействие между ними. Это социологические теории классов и социальных  групп, социология города  и деревни  и т. п. В-четвертых, специальные   социологические  теории, которые изучают деятельность социальных институтов. Это  социология управления, организации, социология семьи, социология  образования, науки и т. д. В-пятых, теории отклонения поведения  и аномальные явления и т. п.

Конечно, же, главной задачей любой  специальной социологической теории -

изучение и  объяснение социальных  явлений  и функций социальной  системы.

Специальные социологические  теории — самостоятельное социологическое

познание в силу специфики предмета исследования и отношения к изучающему объекту.

Социальная морфология- отрасль социологии и культурологии. Предмет изучения — формы коллективного бытия, включающие в себя географическую среду жизни обществ в ее связи с социальной организацией, народонаселение, его плотность, объем и распределение по территории, материальную культуру и институционализированные “устоявшиеся формы действия”, являющиеся продуктами предшествующей социальной деятельности. Морфологические факты, по Дюркгейму, образуют “субстрат коллективной жизни”, внутреннюю среду всякого общества, и эта внутренняя социальная среда признается как определяющий фактор “коллективной эволюции”. Элементами внутренней социальной среды общества являются вещи (культурные объекты и институты) и люди; активным фактором эволюции — люди, человеческой среда. Основные свойства человеческой среды — объем общества(“число социальных единиц”) и динамичность плотность общества. Плотность общества выражается в его “материальной плотности” (развитии средств связи и коммуникации) и нравственной сплоченности, измеряемой количеством межчеловеческих контактов и проявляющейся в степени слияния социальных сегментов.        

Информация о работе Социология Эмиля Дюркгейма