Социология Эмиля Дюркгейма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 16:10, контрольная работа

Описание работы

Эмиль Дюркгейм - один из общепризнанных создателей социологии как науки, как профессии и предмета преподавания. Влияние его идей присутствует в самых различных отраслях социологического знания: от общей социологической теории до сугубо эмпирических и прикладных исследований. Все более или менее значительные социологические теории XX в. так или иначе, соотносились с теорией основателя Французской социологической школы. В самых разных странах мира формирование социологии происходило под воздействием дюркгеймовских идей.

Содержание работы

1.Введение___________________________________________________3
2. Общество как система социального взаимодействия людей________4
3. Структура социологической науки____________________________11
4. Общество как нормативная система___________________________16
5. Заключение_______________________________________________20
6. Список использованной литературы__________________________21

Файлы: 1 файл

К.Р. СОЦИОЛОГИЯ готово.docx

— 42.98 Кб (Скачать файл)

Задачей Эмиль Дюркгейм считал “построение и классификацию социальных типов”, т.е. создание формальной типологии обществ на основе их наиболее существенных структурных признаков. Исходя из того, что общества состоят из частей более простых обществ, Дюркгейм предложил начать построение типологии “с классификации обществ по степени сложности их состава, беря в качестве основы совершенно простое об-во с единственным сегментом”. Таким простейшим социальным сегментом Дюркгейм считал орду; все общества их структуры, представляют собой  объединения простых обществ во все более и более сложные, сопровождающегося теми или иными формами их сочленения. Сам Дюркгейм подробной типологии обществ не создал, однако выявленные им общие принципы структурной организации обществ позволили использовать данные при объяснении важных социальных процессов (особенно разделения труда).        

Концепция, разработанная Дюркгеймом, нашла дальнейшее развитие как в социально-демогратических исследованиях, так и в социальной антропологии, оказав существенное влияние на английскую антропологию, а также сказалась в исследованиях связи структурной логики.

 

III.Общество как нормативная система.

Нормативная система общества имеет свою экономическую, политическую, социальную, идеологическую и нормативную основы. Последние представляют собой соответствующий - экономический, политический и иной базис, на котором, собственно, возникает и развивается политическая система. Прежде всего нужно отметить, что нормативная основа выступает в качестве важнейшей формы регулирования политических отношений, обеспечивающих определенный уровень организованности, стабильности и устойчивости как политических институтов, так и всей системы в целом.

С учетом многообразия социальных норм по содержанию и видам одни авторы говорят, о  таких слагаемых нормативной  основы, как право, нормы общественных организаций (прежде всего уставные), различные нормы "государственной и общественно-политической жизни". Другие авторы к числу элементов нормативной основы относят нормы права, нормы, вырабатываемые общественными организациями, партийные решения, политические традиции и обычаи, нормы морали, этика политической жизни. Наконец, третья группа авторов к нормативной основе причисляет политические принципы и нормы, правовые нормы, политические традиции, "эталоны политического поведения" или "типичные реакции на политические события". Несмотря на разнобой во мнениях по поводу содержания нормативной основы, все авторы, тем не менее, сходятся в одном, а именно - что непременным атрибутом нормативной основы являются социальные нормы. От них, собственно, происходит и само название этой основы.

Однако  далеко не все социальные принципы и нормы следует рассматривать  в качестве слагаемых нормативной  основы. Наряду с высказываниями, о необходимости отнесения к нормативной основе всех без исключения правовых норм в некоторых работах проводится мысль о том, что в качестве одного из слагаемых нормативной основы может выступать только часть правовых норм, а именно - нормы, регулирующие отношения, связанные с осуществлением власти.

Предметом регулирования слагаемых нормативной  основы являются политические отношения, возникающие в политической системе  либо в процессе прямого осуществления  политической власти, либо по поводу ее. Политический аспект содержания принципов  и норм должен выступать в качестве одного из важнейших критериев "включения" их в нормативную основу. В реальной действительности существует целая группа социальных принципов и норм, не имеющих прямых связей с политической системой общества. Примером могут служить нормы семейного, трудового, гражданского права, принципы и нормы морали, традиции, обычаи, регулирующие неполитические по своему характеру и содержанию отношения. Влияние таких принципов и норм на политическую жизнь осуществляется не прямо, непосредственно, а через их взаимосвязь с системой политических принципов и норм, т.е. опосредованно.

Нормативная основа политической системы общества выступает, таким образом, как весьма сложное образование, состоящее  из следующих компонентов:

- правовые принципы и нормы,  имеющие политическое содержание;

- принципы и нормы, содержащиеся  в актах партийных органов  и общественных организаций;

- политические традиции;

- политические обычаи;

- принципы и нормы морали (нравственности).

Важнейшей составной  частью нормативной основы являются правовые принципы и нормы политического  характера.

В правовую форму облекаются не только отношения  между различными звеньями государственного механизма и внутри отдельных  его структурных частей, но также  и самые разнообразные связи  между элементами политической системы, которые реализуются в различных  сферах взаимосвязи и взаимодействия государства с другими элементами - составными частями политической системы общества. Правовой характер такого рода связей позволяет учитывать интересы государства, с одной стороны, и политических партий, общественных организаций, политических движений, играющих фактически роль политических партий, - с другой.

В законодательном  порядке во всех без исключения странах  закреплена политико-правовая база деятельности политической системы. Зафиксированы  различные формальные и фактические  принципы ее существования и функционирования, такие, как полновластие народа, демократизм, плюрализм, строгая законность и  конституционность, и др. Посредством  права принципам функционирования политической системы придается "всеобщее значение", обеспечивается установление "условий, имеющих силу для всех". Но это - теория, практика же зачастую свидетельствует  об обратном.

Важнейшими  актами нормативной основы политической системы общества являются конституции. В них отражаются и закрепляются не только правовые основы политической системы и самого общества, но и  его экономический, социальный, духовный и политический строй. В силу этого  конституции должны рассматриваться  соответственно не только в "чисто" правовом или материальном, но и  во всех других аспектах, отражающих различные  стороны политической, духовной, идеологической и иных сфер жизни общества.

Одну из важнейших ролей при этом играет их юридический и политико-идеологический аспект. В зависимости от его содержания и форм проявления в государственно-правовой теории и практике западных стран давно и не без оснований выделяются и анализируются две группы конституций - это старые, традиционные конституции государств, принятые в первоначальные периоды активного конституционного правотворчества на Западе, и относительно новые конструкции, принятые после Второй мировой войны.

 

Традиции  же охватывают главные, существенные политические отношения. Они не предусматривают  детальную регламентацию как  обычаи. Сферой деятельности политических традиций и обычаев является круг отношений, связанных с осуществлением государственной власти, с формированием  представительных органов - государственных  и общественных, осуществлением общественного  контроля за их деятельностью, с реализацией  прав и свобод граждан.

В нормативной  основе политической системы общества особое место занимают нормы морали (нравственности). Предъявляя к участникам отношений более широкие требования, чем другие социальные нормы, они  тем самым возлагают дополнительные обязанности на субъектов политических отношений.

В принципах  и нормах морали отражаются основные общественные обязанности, а также  осознание личностью своего общественного  назначения. Обладая особой гибкостью, принципы и нормы получают возможность  регулировать политические отношения  самостоятельно и не совпадать с  принципами и нормами права, с  нормами общественных организаций.

Для нормативной  основы политической системы особенно важно то, чтобы политические нормы  основывались на нормах и принципах  общечеловеческой морали, которая пронизывала  бы их содержание и определяла их черты. Проникновение морали в политику означает, что они должны образовывать единую морально-политическую основу социального управления. Однако в  практической жизни подавляющего большинства  современных государств такое проникновение  случается далеко не всегда. Мораль нередко расходится не только с политикой, но и с правом.

 

 

 

Заключение

Хотя  при жизни Дюркгейм уступал в  популярности Конту или Спенсеру, современные социологи дают его  научным заслугам не менее (а многие – гораздо более) высокую оценку. Дело в том, что для его предшественников был характерен философский подход к пониманию предмета и задач  социологии, а Дюркгейму удалось  завершить ее становление как  вполне самостоятельной гуманитарной науки с собственным понятийным аппаратом, продемонстрировав возможности  глубокого социологического анализа  конкретных проблем.

Теория Дюркгейма разрабатывалась  не только для Франции конца XIX - начала XX в. и применима не только к ней. Ведь между обществами и эпохами  существуют, как известно, не только различия, но и сходства.

Некоторые даже весьма простые и  давно установленные социологические  истины сегодня оказались основательно забыты вследствие длительного и  безраздельного господства псевдосоциологических догм, но в последние десятилетия наследие Дюркгейма и его школы в разных странах активно исследуется, интерпретируется и переосмысливается. Научное сообщество продолжает считать это наследие актуальным и плодотворным для развития социологического знания.

Дюркгейм  признан классиком социологии, чьи концепции легли в основу формирования теоретического фундамента современной социологии. 
Эмиль Дюркгейм был очень сильным социологом. И, вероятно, потому что к науке он относился не просто с уважением, а с настоящим благоговением, ему и удалось сделать так много для превращения социологии в науку в современном смысле этого слова.

 

 

 

 

 

Список  используемой литературы

 

  1. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социоло­гии. общ.ред.А.Б.Гофмана. М., 1991.
  2. Электронный ресурс: www.yandex

 


Информация о работе Социология Эмиля Дюркгейма