Социология Эмиля Дюркгейма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 15:08, реферат

Описание работы

Дюркгейма по праву считают великим классиком социологии, так как его многочисленные работы, его активная научная деятельность и огромное стремление к открытиям сыграли очень важную роль в становлении социологической науки и дисциплины. Именно в эпоху Дюркгейма и во многом благодаря его стараниям социология во Франции получает признание в академических кругах, становится предметом университетского образования. С его именем связана институционализация социологии во Франции, создание социологических кафедр в Бордосском и Парижском университетах, открытие кафедры социологии в Сорбонне. Фактически, социология во Франции обретает статус полноценной специализированной научной дисциплины по мере реализации ряда его академическим инициатив.

Содержание работы

1. Введение..............................................................................................................3
2. Социальный факт и социологизм …............................................................4
3. Теория социальной солидарности Э. Дюркгейма........................................7
4. Монография «Самоубийство» и понятие «аномии» ………….................8
5. Религия по Дюркгейму…………………………………………………….....10
6. Заключение.......................................................................................................11
7. Список использованной литературы……………………………………..12

Файлы: 1 файл

Социология Эмиля Дюркгейма.doc

— 77.50 Кб (Скачать файл)

«Самоубийство», в отличие от всех других работ  автора, зиждилась на анализе конкретного статистического материала. Таким образом, Дюркгейм стал основоположником прикладной социологии и способствовал развитию в социологической науке количественного анализа.

В работе был  предложен термин «аномия» для обозначения  одного из важнейших факторов, способствующих росту самоубийств. Аномия — это состояние, возникающее вследствие разрушения системы общественных норм и ценностей. Если в обществе нормативный порядок по тем или иным причинам разрушается, то тогда социальная система погружается в особое патологическое состояние – это  состояние и есть аномия. Общество в таком состоянии – это общество без правил. В данном обществе люди теряют веру в истинность традиционных этических правил, пренебрегают представлениями о правильном поведении, нарушают нравственные и юридические предписания, у людей теряется ощущение скрепленности социальной солидарностью – отсюда и «смысл жизни» и «самих себя».

Но, как полагает Дюркгейм, в любом случае следует  иметь в виду, что именно социальный порядок характеризует нормальное состояние общественного организма. Какой бы сильной не была степень аномичного состояния общества, оно все равно имеет запас стойкости и «бессмертия», Поэтому Дюркгейм считает что такая «болезнь общества» чаще всего заканчивается его «выздоровлением».

                            Религия по Дюркгейму

Дюркгейм считал религию общественным явлением, «религия есть продукт социальной среды». Он считал, что религиозные явления могли возникнуть только в обществе.

В своем исследовании «Элементарные формы религиозной жизни. Тотемическая система в Австралии », написанном в 1912 году, Дюркгейм отказывался считать религию простым продуктом заблуждения человеческого ума или самообманом. По его мнению, религия — это такая сфера человеческой деятельности, где, говоря о богах, подразумевают социальную действительность.

Лишая понятие  религии ее главного компонента - веры в сверхъестественное, в Бога, отстаивая  расширенное толкование религии  как системы верований и обрядов, касающихся любого социально значимого  объекта, Дюркгейм, по существу, отождествлял религию с абстрактной идеологией, имеющей вневременный, вечный характер, идентично проявляющийся в любом типе общества.

 

                                                       Заключение

Дюркгейм оказал огромное влияние на развитие западной социологии, наряду с Марксом, Вебером, Парето; рассматривал важнейшие для теоретической социологии проблемы, такие как «природа общества, его интегративное начало, его «здоровое» и патологическое состояния, методы социологического исследования и статус социологии как науки».

Э.Дюркгейм дал  социологии разработанную систему. Главными ее характеристиками, и это  особенно важно, были: а) понимание общества как саморегулирующегося, обладающего  структурой и выполняющего определенные функции организма; б) трактовка общественного порядка как нормального его состояния; в) рассмотрение в качестве основного регулирующего механизма общества морали и признание ведущей роли в его функционировании социальных институтов воспитания.

Влияние его  идей присутствует в самых различных отраслях социологического знания: от общей социологической теории до сугубо эмпирических и прикладных исследований. Все более или менее значительные социологические теории XX в. так или иначе соотносились с теорией основателя Французской социологической школы. В самых разных странах мира формирование социологии происходило под воздействием дюркгеймовских идей.

 

Список использованной литературы

    1. Батыгин Г. С., Подвойский Д. Г. История Социологии. Учебник – М.: Издательский Дом «Высшее Образование и Наука», 2007.
    2. Дюркгейм Э. Метод социологии // Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии / Пер. с фр. и послесл. А.Б. Гофмана. М.: Наука, 1991.
    3. Дюркгейм Э. Самоубийство: социологический этюд / Пер. с фр. с сокр.; Под ред. В. А. Базарова. М.: Мысль, 1994.
    4. Осипова Е. В. Социология Эмиля Дюркгейма. Спб.: Алетейя, 2001.

 

 

 


Информация о работе Социология Эмиля Дюркгейма