Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2012 в 07:02, курсовая работа
Эмиль Дюркгейм — французский социолог и философ, основатель французской социологической школы и структурно-функционального анализа, один из создателей социологии как самостоятельной науки.
В одной курсовой не возможно охватить все сферы деятельности такого социолога, как Эмиль Дюркгейм.
Я бы хотела остановиться подробней на вопросе самоубийства, рассмотренном Дюркгеймом в его книге «Самоубийство».
Введение……………………………………………………………....3
Глава 1. Предпосылки возникновения теории………………………………………………………………………..5
1.1. Идейные предшественники Эмиля Дюркгейма……………….5
1.2. Социальные предпосылки……………………………………...10
Глава 2. «Самоубийство» Эмиля Дюркгейма……………………...11
Глава 3. Последователи Эмиля Дюркгейма………………………..20
Заключение…………………………………………………………..23
Список используемой литературы…………………………………25
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(РГГУ)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
PR и маркетинг
СОЦИОЛОГИЯ ЭМИЛЯ ДЮРКГЕЙМА
Курсовая работа по Истории социологии
студента 3-го курса очно-заочной формы обучения
Руководитель К.с.н. Анисимов Р.И.
|
Москва 2012
Содержание.
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Предпосылки возникновения
теории………………………………………………………………
1.1. Идейные предшественники Эмиля Дюркгейма……………….5
1.2. Социальные предпосылки……………………
Глава 2. «Самоубийство» Эмиля Дюркгейма……………………...11
Глава 3. Последователи Эмиля Дюркгейма…
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы…………………………………25
Введение.
Эмиль Дюркгейм — французский социолог и философ, основатель французской социологической школы и структурно-функционального анализа, один из создателей социологии как самостоятельной науки.
В одной курсовой не возможно охватить все сферы деятельности такого социолога, как Эмиль Дюркгейм.
Я бы хотела остановиться подробней на вопросе самоубийства, рассмотренном Дюркгеймом в его книге «Самоубийство».
Тема самоубийства актуальна в любые времена. Что приводит людей на «край пропасти»? - несчастная любовь, болезнь или давление общества? В какой стране больше самоубийц, и какие факторы влияют на их число? Возможно ли уменьшить число людей, расстающихся с жизнью по собственной воле? Все эти вопросы были актуальны во времена Эмиля Дюркгейма, актуальны они и сегодня.
Объектом изучения в настоящей работе являются концепции Эмиля Дюркгейма.
Предмет изучения - проблема самоубийства в творчестве Эмиля Дюркгейма.
Цель работы – рассмотрение и изучение проблемы самоубийства в творчестве Дюркгейма.
Метод сбора информации – качественный анализ текстов.
Задачи
1. Рассмотреть социальные научные предпосылки возникновения теории
2. Изучить
взаимосвязь теории с другими
научными концепциями и
3. Выявить влияние теории на науку и на общественную ситуацию.
Глава
1. Предпосылки возникновения
1.1. Идейные предшественники Эмиля Дюркгейма.
Из наиболее удаленных во времени интеллектуальных предшественников Дюркгейма следует отметить прежде всего трех его соотечественников: Декарта, Монтескье и Руссо.
Дюркгейм был убежденным и бескомпромиссным рационалистом, а рационализм - французская национальная традиция, начало которой положил Декарт. “Манифест” дюркгеймовской социологии, книга “Правила социологического метода” (в рус. пер. - “Метод социологии”), удивительным образом перекликается с “Рассуждением о методе” Декарта.
Другого своего великого соотечественника, Ш. Монтескье, сам Дюркгейм считал главным предтечей научной социологии. Именно у Монтесье он обнаружил идеи, обосновывающие самое возможность существования социальной науки, прежде всего, идеи детерминизма и внутренней законообразности в развитии социальных явлений, а также сочетание описания и рационального объяснения этих явлений. Ж.-Ж. Руссо с его понятиями общей воли и гражданской религии Дюркгейм также рассматривал в качестве предшественника социологии, способствовавшего развитию представления о природе социальной реальности.
Из более поздних предшественников дюркгеймовской социологии следует указать на А. Сен-Симона и, конечно, на его ученика и последователя О. Конта. Сам Дюркгейм подчеркивал, что Сен-Симон первым сформулировал идею социальной науки, однако, он скорее разработал обширную программу этой науки, чем попытался осуществить ее в более или менее систематической форме.
Несмотря на то что Дюркгейм в своих исследованиях критиковал ряд положений социологии Конта, он признавал за ним титул “отца” социологии и подчеркивал предшествовало связь своих и контовских идей. Отвергая обозначение своей социологии как “позитивистской”, Дюркгейм в то же время вдохновлялся тем идеалом позитивной социальной науки, который сформулировал родоначальник философского позитивизма. Вслед за Контом он рассматривал естественные науки как образец для построения социологии. Дюркгейм воспринял также контовский подход к изучению общества как органического, солидарного целого, состоящего из взаимосвязанных частей.
Но, будучи духовным наследником Конта, Дюркгейм не склонен был принимать его наследие целиком. Он опирался на “объективную” социологию Конта и в то же время решительно отвергал его “субъективную” социологию. В противовес своему предшественнику, провозгласившему отказ от причинности в научном объяснении и замену вопроса “почему” вопросом “как”, он упорно искал глубинные причины социальных явлений. В отличие от Конта он стремился сочетать теоретический анализ с эмпирическим. Наконец, Дюркгейму в целом был чужд однолинейный эволюционизм “крестного отца” социологии, и он отвергал контовский закон трех стадий. Оценивая эту сторону учения своего предшественника, он писал: “Человечество одновременно пошло различными путями и, следовательно, доктрина, принципиально утверждающая, что оно всегда и всюду преследует одну и ту же цель, базируется на заведомо ошибочном постулате”.
Необходимо отметить влияние Канта и кантианства па Дюркгейма, прежде всего на его концепцию морали и нравственного долга, пронизывающую всю теорию основателя Французской социологической школы.
Особое значение в формировании социологических идей Дюркгейма имели взгляды французского неокантианца, “неокритициста” Ш. Ренувье, в частности, его рационализм (в полном согласии и в сочетании с другими рационалистическими влияниями), обоснование ведущей роли морали в человеческом существовании и необходимости ее научного исследования, стремление объединить принцип свободы и достоинства индивида с представлением о его долге и зависимости но отношению к другим индивидам.
Не меньшее влияние на французское общество конца XIX - начала XX в. оказали идеи двух апостолов позитивизма, видных философов и историков Э. Ренана и И. Тэна, энергично и красноречиво доказывавших роль науки как ведущей социальной силы, на которую должны опираться нее социальные институты, включая искусство, мораль и религию. Все научное творчество Дюркгейма свидетельствует о том, что он не остался в стороне от этого влияния.
Важную роль в формировании воззрений Дюркгейма сыграли идеи Г. Спенсера и биоорганической школы. Влияние Спенсера было неоднозначным: одновременно “негативным” и “позитивным” в указанном выше смысле. Многие концепции Дюркгейма разрабатывались в полемике с концепциями английского мыслителя. Однако в исследованиях Дюркгейма сказалось и “позитивное” влияние идей Спенсера. Это относится, в частности, и к структурно-функциональной стороне социологии Дюркгейма (анализу общества как органического целого, в котором каждый институт играет определенную функциональную роль), и к эволюционистской стороне, поскольку вслед за Спенсером французский социолог рассматривал сложные типы обществ как комбинации простых. Вообще склонность использовать “элементарные формы” как модель для изучения форм развитых, определившая, в частности, обращение Дюркгейма к этнографическому материалу, в значительной мере стимулировалась работами Спенсера, также строившего свою социологию на большом этнографическом материале.
Идеи К. Маркса не могут пройти мимо внимания французского ученого. Ведь на рубеже Х1Х-ХХ вв. популярность этих идей была столь велика, что все социальные мыслители так или иначе обращались к марксизму, становясь его горячими приверженцами, вступая с ним в диалог или же энергично с ним полемизируя. Дюркгейм был знаком с работами Маркса, но отрицал его влияние на свои исследования, что, по-видимому, соответствовало действительности. Он признавал плодотворной идею Маркса о том, что социальную жизнь необходимо объяснять не представлениями ее участников, а более глубокими причинами; на этой идее, собственно, базируется социология как наука. Однако, согласно Дюркгейму, эта идея, составляющая логическое завершение эволюции социальной мысли, никак не связана с социалистическим движением и “грустным зрелищем конфликта между классами”. В свою очередь социализм не связан неразрывно с классовой борьбой. По Дюркгейму, он может быть объектом научного анализа, может основываться на науке, но сам по себе не является научной теорией.
Хотя социология Дюркгейма в целом была направлена против биологических интерпретаций социальной жизни, он испытал несомненное влияние биоорганической шкоды, в частности, таких ее представителей, как немецкий социолог А. Шеффле и французский ученый А. Эспинас. Дюркгейм высоко ценил работы Шеффле, особенно ею известный труд “Строение и жизнь социальных тел”; рецензия на эту книгу была первой научной публикацией французского социолога. Книгу Эспинаса “Общества животных” Дюркгейм считал “первой главой социологии”. У этих же авторов он заимствовал столь важное для своей теории понятие “коллективное сознание”. Дюркгейм не пренебрегал излюбленным методом органицистов - биологическими аналогиями, особенно на первом этапе своего научного творчества. Но основное влияние органицизма проявилось в его взгляде на общество как на надындивидуальное интегрированное целое, состоящее из взаимосвязанных органов и функций. Наконец, следует указать на влияние двух учителей Дюркгейма в Высшей Нормальной школе, о которых упоминалось выше: философа Э. Бугру и историка Фюстеля де Куланжа. Первый из них внушал своему ученику методологическую идею, согласно которой синтез, образуемый сочетанием элементов, но может объясняться последними; сложное нельзя выводить из простого, поэтому каждый более сложный уровень реальности должен объясняться на основе собственных принципов средствами специфической науки. Эта идея послужила одним из отправных пунктов дюркгеймовской концепции построения социологии как самостоятельной науки.
Важное значение для формирования воззрений Дюркгейма имели различение Фюстелем де Куланжем истории событии и истории институтов, а также созданные им блестящий образцы исследований развития социальных институтов, по существу, исследований в области исторической социологии. Учитель прививал своим ученикам внимание к тщательному и систематическому анализу фактов, воспитывал в них интеллектуальную честность и отрицательное отношение к любым предвзятым идеям, какими бы благородными они ни были. “Патриотизм - добродетель, а история -наука; их нельзя смешивать”; “Для одного дня синтеза нужны годы анализа” - эти афоризмы Фюстеля де Куланжа оставили глубокий след в душе молодого ученого.
Несмотря на то, что научное творчество Дюркгейма находилось на пересечении множества влияний и традиций социальной мысли, он не считал, что социология как наука уже сформировалась. Теории Конта и других мыслителей прошлого столетия представлялись ему слишком общими и схематичными, содержащими лишь предпосылки собственно научной социологии. Самостоятельную науку об обществе со своим собственным предметом и специфическим методом, с его точки зрения, еще предстояло создать. Дюркгейм ощущал себя призванным осуществить эту задачу.
1.2. Социальные предпосылки.
Во времена Дюркгейма в области духовной жизни кризис выражался в крайней неустойчивости на индивидуальном сознании граждан, морально-политического климата, несоблюдение законов, ослабление регулирующей роли традиций. Состояние бесконтрольности и безнаказанности, зависимости от случайности экономической и политической жизни болезненно отражались на индивидуальном сознании граждан.
Работы Дюркгейма появились в конце 19 начале 20 века. В это время идеи социологии, как самостоятельной науки, которая могла бы выработать основы для научной реорганизации общества постепенно стала находить поддержку в кругах республиканцев, стремящихся осуществить программу социальных реформ, теоретическим обоснованием политики и идеологии буржуазного реформаторства, а также главные мысли Дюркгейма нашли отражения в его работах «О разделении общественного труда», «Правила социологического метода», «Самоубийство», «Элементарные формы религиозной жизни».
Анализируя природу социальных явлений в современном ему обществе, Дюркгейм извлек серию рекомендаций относительно функционирования профессиональных групп. Предложение усилить социальные связи на профессиональной основе, впервые им было высказано в «Самоубийстве».
К тому времени как Дюркгейм обратился к исследованию причины самоубийств, по этой теме существовала уже обширная литература. В 18 веке самоубийство рассматривалось как моральная проблема, в 19 веке обозначился подход исследования самоубийств как социальной проблемы. Она показалась Дюркгейму подходящей для социального исследования, так как это была ясно очерченная группа факторов, которую можно было легко определить.
Глава 2. «Самоубийство» Эмиля Дюркгейма.
Проблема самоубийства, исследованию которой Дюркгейм посвятил специальную монографию, привлекла его внимание по многим причинам. Это была «ясно очерченная группа фактов», которые можно легко определить. Вместо того чтобы «предаваться метафизическим размышлениям по поводу «социальных явлений», социолог может «открывать законы, которые лучше всякой диалектической аргументации доказывают возможность существования социологии как науки».
Дюркгейм отвергал объяснение самоубийства индивидуальными психологическими мотивами и утверждал в качестве объясняющих факторов сугубо социальные причины: «Самоубийство зависит главным образом не от внутренних свойств индивида, а от внешних причин, управляющих людьми».
Выявляя черты общественного кризиса, Дюркгейм отмечал, что самоубийство является «одной из тех форм, в которой передается наша коллективная болезнь, и они помогут нам добраться до ее сути». Определение причины социальной болезни, рекомендация средств ее преодоления казались ему лучшим способом упрочения престижа социологии как науки. Социологическое объяснение «наиболее индивидуального действия» могло пролить свет на те силы, которые объединяют людей, поскольку самоубийство— явный пример разрушения социальных связей.