Социология Эмиля Дюркгейма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2012 в 07:02, курсовая работа

Описание работы

Эмиль Дюркгейм — французский социолог и философ, основатель французской социологической школы и структурно-функционального анализа, один из создателей социологии как самостоятельной науки.
В одной курсовой не возможно охватить все сферы деятельности такого социолога, как Эмиль Дюркгейм.
Я бы хотела остановиться подробней на вопросе самоубийства, рассмотренном Дюркгеймом в его книге «Самоубийство».

Содержание работы

Введение……………………………………………………………....3
Глава 1. Предпосылки возникновения теории………………………………………………………………………..5
1.1. Идейные предшественники Эмиля Дюркгейма……………….5
1.2. Социальные предпосылки……………………………………...10
Глава 2. «Самоубийство» Эмиля Дюркгейма……………………...11
Глава 3. Последователи Эмиля Дюркгейма………………………..20
Заключение…………………………………………………………..23
Список используемой литературы…………………………………25

Файлы: 1 файл

Курсовая Дюркгейм.docx

— 50.43 Кб (Скачать файл)

Если  говорить конкретно о «Самоубийстве», то наиболее ценной чертой дюркгеймовского анализа самоубийств является раскрытие социальной сущности этого явления как порождаемого кризисным состоянием общества. Идеи Дюркгейма послужили толчком для социологических исследований «отклоняющегося поведения», в частности, его подход был широко использован и развит Робертом Мертоном. Но, ярко описав состояние морального разложения, морально-психологической дезорганизации и упадка буржуазного общества, Дюркгейм не вскрыл истинных причин этого кризиса, усматривая их не в сущности капиталистических отношений, а в слишком быстрых темпах социальных изменений, за которыми не поспевает моральное сознание.

Реакционно-утопической  была и идея выхода из кризиса путем  создания производственных корпораций, призванных укреплять моральный  порядок общества.

Следует указать на абстрактный, формалистический характер типологии самоубийства, разработанный  Дюркгеймом. Существо этого социального  явления искажалось тем, что в  одну группу попадали разнородные поступки, отражающие социальные нормы различных  общественно-экономических формаций.

Уделяя  преимущественное внимание социальному  фактору, Дюркгейм ограничивался лишь указанием на его связь с фактором психологическим. Мысль о том, что  решение индивида опосредуется культурными  требованиями и нормами, той или  иной установкой в отношении человеческой жизни, ее ценности, также не была разработана, а лишь высказана Дюркгеймом.

Осознание последователями Дюркгейма этих недостатков привело к пересмотру ими некоторых его положений, к стремлению более последовательно  и полно включать в социологическую  теорию психологические факторы, что  и было сделано Морисом Хальбваксом в его работе «Причины самоубийства» (1930). Ряд еще более поздних исследований реабилитировало роль психологических факторов, показывая влияние социальных переменных на те психологические детерминанты, которые непосредственно обусловливают индивидуальное решение.

Несмотря  на то что концепция Дюркгейма нуждалась в более детальном анализе соотношения объективных и субъективных факторов, главное направление его исследования давало толчок к разработке общего вопроса — социальной обусловленности индивидуальной психологии.

Дюркгейм  проложил дорогу количественному анализу  в социологии и наметил пути развития его частных методик и техник, таких, например, как метод последовательного  включения факторов, участвующих  во взаимодействии, суть которого в  исследовании и интерпретации комплекса  взаимоотношений между множественностью характеристик, систематически включаемых в отношение, исследованное раньше, изучение этого отношения в широко варьирующихся контекстах и т. п. Дюркгейм не мог воспользоваться  элементарными с сегодняшней точки зрения инструментами научного анализа: коэффициентом корреляции, понятием статистического взаимодействия, формализацией аналитических процедур и др. Несмотря на это, его работа сыграла значительную роль в утверждении социологического подхода к самоубийству в противоположность психопатологическому, популярному в его время и до наших дней соперничающему с социологическим подходом. И хотя многие из частных заключений Дюркгейма были опровергнуты либо уточнены, главная идея сохранила свое значение до сих пор.

 

 

Заключение.

Итак, в рамках настоящей курсовой работы было рассмотрено  творчество Эмиля Дюркгейма, особое внимание уделялось работе «Самоубийство». В заключении можно сделать следующие выводы.

1. Дюркгейм выделил следующие типы самоубийств, обусловленных различной силой влияния социальных норм на индивида:

  • Эгоистическое самоубийство— намеренный разрыв человеком своих социальных связей.
  • Альтруистическое самоубийство— возникает вследствие абсолютной интеграции индивида в социальную среду. Например, капитан, который согласно кодексу чести, в случае кораблекрушения должен утонуть вместе с кораблем.
  • Аномическое самоубийство— самоубийство, связанное с потерей ценностной системы в обществе; когда в обществе старые социальные нормы уже не работают, а новые— ещё не сформировались. Это состояние Дюркгейм назвал социальной аномией, которая, с его точки зрения, характерна для трансформирующихся обществ (например, переживающих быструю урбанизацию).
  • Фаталистическое самоубийство— возникает вследствие чрезмерного контроля общества над индивидом, «чрезмерной общественной регламентации», незначительно распространён.

2. Дюркгейм отвергал объяснение самоубийства индивидуальными психологическими мотивами и утверждал в качестве объясняющих факторов сугубо социальные причины.

3. Согласно концепции, выдвинутой Дюркгеймом, процент самоубийств (отношение количества самоубийств к численности населения) является функцией нескольких социальных переменных: взаимоотношений в религиозных, семейных, политических, национальных и других группах.

4. Факторы несоциального порядка, писал Дюркгейм, могут оказывать на процент самоубийств только косвенное влияние.

5. Типичной причиной самоубийств в современном обществе служит ослабление социальных связей, индивидуальная изоляция. Чем выше уровень интеграции (сплочённости, солидарности) социальной группы, тем ниже уровень самоубийств.

6. В работе был предложен термин «аномия» для обозначения одного из важнейших факторов, способствующих росту самоубийств. Аномия — это состояние, возникающее вследствие разрушения системы общественных норм и ценностей. Впоследствии теорию социальной аномии развивали американский социолог Роберт Мертон, а также фрейдомарксист Эрих Фромм.

7. «Самоубийство», в отличие от всех других работ автора, зиждилась на анализе конкретного статистического материала. Таким образом, Дюркгейм стал основоположником прикладной социологии и способствовал развитию в социологической науке количественного анализа.

 

Использованная  литература.

1. Арон Р.  Этапы развития социологической  мысли. М., 1993

2. Гофман  А.Б. Семь лекций по истории  социологии. – М.: Мартис, 1995.

3. Громов  И.А., Мацкевич А.Ю., Семёнов В.А.  Западная социология. СПб.,2003

4. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М„ 1991.

5. Дюркгейм Э. Самоубийство. Социологический этюд. СПб., 1912.

6. Желтов В.В, Желтов М.В. История западной социологии: этапы, идеи, школы. – М.: Академический проект; Гаудеамус, 2010.

7. История  теоретической социологии. Т.2.

8. Осипова Е.В. Социология Э. Дюркгейма: критический анализ теоретико-методологических концепций. М., 1978.

9. Осипова Е.В. Социология Э. Дюркгейма. М.: Наука, 1977

10. Осипов Г.В. Социология. М., Наука, 2000.

 


Информация о работе Социология Эмиля Дюркгейма