Социология К. Маркса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 11:27, контрольная работа

Описание работы

Материалистическое понимание истории.

Социально-экономический анализ капитализма

3. Историческая судьба социологии К.Маркса.

Файлы: 1 файл

Тема 3.Социология К. Маркса..docx

— 57.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

Тема 3.Социология К. Маркса.

 

  1. Материалистическое понимание истории.

 

  1. Социально-экономический анализ капитализма

 

      3. Историческая судьба социологии К.Маркса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание.

Введение

 

  1. Материалистическое понимание истории.

 

  1. Социально-экономический анализ капитализма.

 

 

  1. Историческая судьба социологии К.Маркса.

 

 

Заключение

 

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

                              

Карл Маркс,  как один из завершителей классической политической экономии оставил заметный след в истории экономической мысли. Его идеи выходят за рамки непосредственно экономических проблем, сочетаясь с философскими, социологическими и политическими. Карл Маркс родился 5 мая 1818 г. в немецком городе Трире. Он был вторым из девяти детей адвоката Генриха Маркса, выходца из семьи раввина, перешедших  в 1816 г. из иудаизма в протестантизм. В 1830—1835 г. учился в гимназии города Трира. С 1835 г. учился на отделении права Боннского университета, ас 1836 по 1841 г. изучал право, философию, историю и историю искусств в Берлинском университете, по завершении которого в1841г.  получил степень доктора на философском факультете Йенского университета. Молодой доктор философии (аналог сегодняшнего кандидата философских наук), приехав в Париж после окончания университета, с головой уходит в деятельность многочисленных коммунистических кружков. Нет ни малейшего сомнения в том, что Маркс воспринял их идеи, а также идеи коммунистов - утопистов, причем в самых крайних формах. Молодой доктор

философии уже тогда воспринимал  революционный террор как универсальное  орудие решения всех социальных проблем - "Подобно тому, как философия находит в пролетариате свое материальное оружие, так и пролетариат находит в философии свое духовное оружие." или  - "Оружие критики не может заменить, конечно, критики оружием, материальная сила должна быть опрокинута материальной же силой" и т.д., т.е. еще до теоретического обоснования необходимости революции и гражданской войны (данного в "Капитале") Маркс уже верил в неизбежность этого. Как справедливо замечали исследователи его трудов, "Манифест" написанный до 1го тома "Капитала" представлял собой сводку основных результатов теоретического марксизма - которые позже были "получены" в "Капитале". Трудно удержаться от того, чтобы не процитировать О.Хаксли : "Философия есть отыскание сомнительных доказательств того, во что веришь

инстинктивно. "Марксу удалось за короткий срок стать одним из лидеров данного направления, что и привлекло пристальное внимание полиции. Несмотря на то, что Марксу не пришлось попадать за решетку, продолжать деятельность в Европе стало для него излишне опасным и К. Маркс на всю остальную свою жизнь с 1850 по 1883 находит убежище в Лондоне. В лондонский период жизни К. Маркс пишет в числе многих произведений и

"Капитал", который рассматривал  как труд всей своей жизни. Что касается

финансовой стороны его  жизни в этот период, то она складывалась весьма

непросто. Так, с 1851 г. и в  течение десяти лет К. Маркс становится сотрудником газеты "Нью-Йорк дейли трибюн", но из-за финансовых трудностей на протяжении 1852—1857 гг. вынужден в основном заниматься журналистикой ради заработка, что почти не оставляло времени для продолжения экономических исследований. Правда, несмотря на это, ему удается подготовить работу "К критике политической экономии", и при содействии Ф. Лассаля, уговорившего одного из берлинских издателей принять ее, в 1859 г. она была опубликована.

 

  1. Материалистическое понимание истории К. Маркса

 

Не игнорируя  философию и не перечёркивая значение науки, марксизм заявил о себе как  концепция познания общественного  развития и разрешения проблем классического  капитализма. В мировоззренческом  плане это система взглядов пролетариата на мир и на своё отношение к  миру. Возник марксизм в 1840-е годы как  теоретическое отражение кризиса  классического капитализма и  обоснование исторической миссии пролетариата. Теоретическими источниками марксизма  явились немецкая классическая философия, английская классическая политэкономия  и французский утопический социализм. Основоположниками философии пролетариата явились Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих  Энгельс (1820-1895). В сложившемся творческом тандеме публицист Энгельс очерчивал  проблемную ситуацию, а фундаменталист Маркс теоретизировал её. Исследуя положение рабочего класса, Маркс  и Энгельс показали, что капитализм, утвердившись и показав своё превосходство  над феодализмом, не только не преодолел, но и усилил противоречие между общественным характером труда и частнособственническим присвоением его результатов. Это  противоречие постоянно воспроизводило социальную напряжённость. Марксизм попытался  осуществить анализ капитализма  и обосновать необходимость его  замены более прогрессивным строем. С одной стороны, труд - это средство освоения природы и удовлетворения потребностей. С другой стороны, труд - это изнурение тела и духа. При определённых общественных отношениях человек теряет способность к творчеству, к тому, что делает его человеком, превращаясь из субъекта деятельности в средство деятельности. В результате возникает отчуждение труда и его результатов, превращение их в самостоятельную силу, господствующую над рабочим и враждебную ему. Анализ отчуждённого труда предопределил материалистическое понимание истории. Маркс вскрыл сущность господства частной собственности и исследовал феномен тройной фетишизации товара, денег и капитала. В условиях господства частной собственности персонифицируются общественные отношения и деперсонифицируется человек. В «Экономическо-философских рукописях» 1844 года Маркс рассмотрел коммунизм как средство упразднения отчуждения и возвращения человеку его человеческой сущности. Не как самоценность, а как средство подготовки общества гуманизма, свободной ассоциации свободных индивидов. В своей первой форме коммунизм протестует против частной собственности, превращая её в государственную, а всех людей делая рабочими. В качестве идеала выступают бедность и уравниловка. Во второй форме коммунизм заявляет о себе политическим характером и проявлением зависти по отношению к частной собственности. Лишь в третьей форме возможно не только упразднение отчуждения, но и возврат человеку его человеческой сущности. Эта форма коммунизма может стать реальностью только в случае, когда общество обретает способность стать «по ту сторону материального производства», где идеалу собственности противостоит идеал свободного человека. Проследив эволюцию частной собственности от условия самовыражения человека до господства над человеком, Маркс сделал вывод о том, что частная собственность, порождая пролетариат, создаёт предпосылки собственного упразднения. Пролетариат, выполнив своё историческое назначение, упраздняет самого себя. Будучи современником острейшей классовой борьбы, Маркс видел единственное и эффективное средство уничтожения причин эксплуатации человека в революции. После выхода в свет «Манифеста Коммунистической партии» прошло почти 150 лет. Капитализм приблизился к более свободному образу жизни своих граждан, ослабив тотальность отчуждения. Хотя глобальные проблемы свидетельствуют, что этому обществу ещё далеко до гармонии в системе «человек - общество - природа» и уровня, когда индивид выступает субъектом деятельности. Гуманистическая направленность философии марксизма сохраняет значимость и сегодня. 

2.Социально-экономический анализ капитализма.

Взаимосвязь экономического и социального в творчестве К. Маркса нашла свое наиболее яркое  воплощение в анализе капитализма  и его социальных образований, прежде всего социальной структуры данного  типа общества. Вообще из всех этапов общественного  развития наиболее глубоко оказался рассмотренным именно капитализм, которому был посвящен основной труд Маркса — "Капитал".

Он анализирует проблемы социальной структуры капиталистического общества, исходя из его экономической  характеристики и противоречий, ему  присущих. Социальная структура этого  общества рассматривается им в двух ракурсах — широком и узком. В  первом — это система устойчивых связей и отношений между основными  сферами общественной жизни, это  система взаимосвязанных форм деятельности людей, социальных групп (классов), организаций  и институтов. В узком ракурсе  социальная структура — это выявленные Марксом в обществе различные  группы и связи между ними. Причем главными из групп он считал классы, а среди последних — пролетариат, капиталистов и земельных собственников.

В основу разделения общества на классы был положен основной экономический  принцип — владения собственностью на средства производства и источника  получения доходов. Именно этот фактор оказывает, по мнению Маркса, решающее воздействие на все стороны общественной жизни. Стало быть, социальная структура  общества является в своей основе достаточно жестким слепком с  экономической структуры.

В этой связи в "Капитале" читаем: "Собственники одной только рабочей силы, собственники капитала и земельные собственники, соответственными источниками доходов которых  являются заработная плата, прибыль  и земельная рента, следовательно, наемные рабочие, капиталисты и  земельные собственники образуют три  больших класса современного общества, базирующегося на капиталистическом  способе производства"*17. Понятно, что различия между этими классами в данном контексте выступают  как различия экономических источников доходов: труд — заработная плата, капитал -прибыль, земля — земельная рента.

Марксизм – одно из крупнейших направлений социологии XX века, и многие из социологов, экономистов  и просто тех, кто считали себя приверженцами учения, внесли в него свой вклад. Несмотря на огромный практический материал, думаю, будет логичнее рассмотреть  основные положения учения, сформулированные самим его основателем – Карлом Марксом (1818-1883 гг.).

Для того чтобы лучше  понять сущность марксизма, необходимо проследить историю его возникновения, Энгельс – друг и соратник многих работ Маркса – перечисляет три традиции, повлиявшие на учение: немецкая философия, английская политэкономия и французская историческая наука. Во-первых Маркс следовал линии классической немецкой философии, разделяя одну из главных идей Гегеля: последовательность развития этапов философии и человеческий путь и последовательность обществ. Во-вторых, изучая английскую политэкономию, Маркс пользовался терминами, характерными для нее, разделяя некоторые идеи своего времени, например, теорию трудовой стоимости. В-третьих, у французских историков и социалистов он позаимствовал понятие классовой борьбы, которое широко использовал в по истории, в конце XVIII – начале XX в.

Разумеется, восприняв, теории своих предшественников К. Маркс и Ф. Энгельс качественно переработали их, создав абсолютно новое учение. По сути, марксизм является неким сплавом философских, социологических, экономических и других теорий, тесно взаимосвязанных друг с другом, и представляющих собой единое целое, единое мировоззрение, которое с марксистской точки зрения является выражением социальных потребностей рабочего класса. Если говорить более конкретно, то учение Маркса – это, в первую очередь, анализ современного ему капиталистического общества, т.е. его механизма, структуры, неизбежности изменения. Вместе с тем анализ становления капитализма, несомненно, был для Маркса анализом исторического развития человека и общества.

Метод, присущий социологии марксизма – диалектико-материалистический. Он основывается на таком понимании мира, согласно которому явления природы общества и человеческого мышления подвержены качественным изменениям, обусловленным борьбой внутренних противоположностей, и находятся во всеобщей взаимной связи. С точки зрения К. Маркса идея – не творец, создатель, а отражение материальной действительности. И потому в исследовании и познании действительности следует исходить не из идеи, а из самой действительности. Говоря конкретнее, анализируя структуру общества, необходимо отталкиваться от исторического движения, а не от способа мышления, характерного для данного социума. Принцип детерминизма – один из основных в социологии марксизма.

Наличия причинно-следственной связи в общественных процессах  и явлениях. До Маркса социологи  затруднялись выделить в сложной  сети общественных явлений и отношений  те основные, которые определяют, обуславливают (детерминируют) все остальные и  не умели найти объективного критерия для такого выделения. Согласно марксистскому учению такими отношениями являются экономические (производственные), то есть, такие, которые возникают в процессе общественного производства. С точки зрения Маркса смена этапов общественного производства и является развитием общества.

Таким образом, принцип  детерминированности общественной жизни препятствующем историческим развитием, принцип объективного характера  социальной действительности и принцип  первичной роли экономики являются основными принципами историко-материалистического  истолкования сущности человека и общества в рамкам исторического учения. Сам  термин исторический материализм указывает  на две основные характеристики данного  истолкования; назвав своё понимание  сущности человека и общества историческим, К.Маркс и Ф.Энгельс показали его  отличие от, современных им метафизических и статических взглядов на общество и его историю; назвав его материалистическим, они подчеркнули его отличие  от идеалистической точки зрения на общество.

Согласно Марксизму, общественная жизнь людей детерминируется  не только предшествующим историческим развитием, но и определёнными общественно-историческими  законами. Эти законы действуют независимо от сознания и воли людей. Люди могут  открыть эти законы и приспособиться к ним, но не изменить их. Тем самым  опровергается идеалистическое  представление о том, что историческое развитие общества обуславливается  волеизъявлением людей, т.е. определение  бытия сознанием. По Марксу, бытие  определяет сознание.

К. Маркс и Ф. Энгельс  также внесли свой вклад в определение  предмета общей социологии. Согласно их концепции, эта наука должна давать анализ действительной жизни людей, того, чем они на самом деле являются, а не того, какими они себя представляют. Классики марксизма ратовали за такую  предметную определённость общей науки  об обществе, когда её предметом  являлось бы общество как совокупность практических отношений, которые складываются между людьми и которые связаны с “родовой сущностью” человека. В этой связи большое значение для правильного определения предмета общей науки об обществе, когда ее предметом являлось бы общество как совокупность практических отношений, которые складываются между людьми и которые связанны с «родовой сущностью» человека. В этой связи большое значение для правильного определения предмета общей науки об обществе имеют данные К. Марксом определения. 1) сущность человека, 2) труда, 3) природы, и 4) общества.

1. Рассматривая  человека с позиции материализма, К. Маркс и Ф. Энгельс стремились  определить, в чем состоит отличие  человека от животного, установить, в чем заключается сущность человека как родового существа. Маркс указывал, что человек есть не только природное, но в то же время и общественное существо, реализующее своим деятельным отношением к миру условия своего материального и социального существования. Он писал: «Практическое созидание предметного мира, переработка неорганической природы есть самоутверждение человека как сознательного – родового существа, т.е. такого существа, которое относится к роду как к своей собственной сущности, или к самому себе как к родовому существу». По Марксу сущность человека составляет его производственная трудовая деятельность, а производственная жизнь человека есть, с природой. Он пишет: "Для того, чтобы присвоить вещество природы в форме, пригодной для его собственности жизни, он (человек) приводит в движение принадлежащие его телу естественные силы… Воздействуя посредством этого движения на внешнюю природу и изменяя ее, он в то же время изменяет свою собственную природу". Согласно марксизму, труд создал не только человека, но и общество: оно возникло как результат взаимной связи людей в процессе труда и прежде всего в материальном производстве.

Информация о работе Социология К. Маркса