Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 11:27, контрольная работа
Материалистическое понимание истории.
Социально-экономический анализ капитализма
3. Историческая судьба социологии К.Маркса.
К началу 20-х годов немарксистская социология в Советской России располагала значительной институциональной базой, и ее влияние ощущалось на протяжении всех 20-х годов. Многочисленные партийные проверки, проводившиеся в партшколах, часто обнаруживали, что студенты вместо трудов классиков читают О. Конта, Г. Спенсера, Э.Дюркгейма. Уже впервые годы Советской власти социологи немарксистской ориентации издали ряд монографий и учебных пособий. Но интенсивный процесс развития немарксистской социологии был остановлен практически прямыми репрессиями.
В принципиально иной ситуации
оказались после Октябрьской
революции марксистская социология.
Приобретая академическую
В марксистской и немарксистской
литературе 20-х годов широкое
распространение получили позитивистские
и натуралистические трактовки
общественных явлений. Выступая против
неокантианского
Столкнувшись с трудностями
при определении предметной спецификации
марксистской социологии, ряд известных
авторов предлагали считать исторический
материализм филосовско-
В первой половине 30-х годов
исследования в области методологических
проблем социологии фактически прекратились.
К середине 30-х годов полностью
возобладала упрощенная точка зрения
на исторический материализм как
на конкретизацию положений
Октябрьская революция обострила проблемы социальной структуры общества. Эволюция классовых отношений находилась в центре внимания социологов самых различных направлений. П. Сорокин критиковал марксистов за сведение всей проблематики социальной структуры к классовому делению общества, указывал на “принципиальную невозможность” создания бесклассового общества в силу непреодолимых качественных различий между людьми.
С началом массовой коллективизации
деревни марксистская социология оказалась
в необычном положении. Возникающие
новые социальные явления не поддавались
объяснению в традиционных понятиях.
Теоретические споры о
Если в 20-е годы применение
марксистской теории классов, и, прежде
всего ее рациональных элементов, подчеркивающих
важную роль в социальной дифференциации
отношений собственности, имело
смысл, то “изобретенные” в 30-е годы
искусственные конструкции не столько
объясняли, сколько искажали суть происходящих
в социально-классовой
В это время сложилось
антисоциологическое
Помимо теоретических дискуссий в этот период осуществлялись и серьезные теоретические разработки в области конкретных социологических исследований.
Это, в первую очередь, исследования одного из пионеров социальной инженерии С.Г. Струмилина, связанные с изучением внерабочего времени, влияния культуры и образования на производительность труда;
В.И.Тодоровского по проблемам социальных изменений;
Е.О. Кабо по изучению домашнего быта рабочего класса;
А.В. Чаянова в области аграрной социологии и др. В основном социальные исследования того времени носили преимущественно прикладной характер, опирались в значительной мере на имеющиеся статистические данные и отчасти на простейший анкетный метод, опросные листы и интервью. Важный статистический материал для этих исследований дали, проведенные в 1920 и 1926 гг. в СССР переписи населения.
В это время предпринимались
разнообразные и часто
К середине 30-х годов окончательно
сложилась широко известная по марксистским
учебникам концепция социальной
структуры социалистического
В теоретических работах
по проблеме наций и национальных
отношений в 20-30-е годы преобладали
взгляды, сформулированные И. В. Сталиным.
Нация понималась как объект с
готовым набором признаков. Обсуждение
проблемы сводилось к комментариям
по поводу сталинских дефиниций. Сталинский
подход в дальнейшем был надолго
утвержден в советской
В середине 30 гг. положение
еще более усугубилось. Формирование
в стране авторитарного режима и
административно - приказной системы
управления всеми сферами жизни
общества и связанное с этим ужесточение
идеологического и
Возрождение социологии началось в конце 50-х гг. во времена так называемой “хрущевской оттепели”. Оно происходило в период, когда информация о реальном положении советского общества была практически засекречена, методологические принципы исследования социальной действительности оставались деформированными, теоретические исследования руководились идеологическим заказом, который отражал директивное мнение высшей партийно-государственной номенклатуры. Это и определяло стратегию научных поисков, выбор объекта эмпирического исследования, да и саму судьбу социологии.
Возрождение социологии как самостоятельной науки и ее современное состояние. “Второе рождение” советской социологии происходило в искусственно созданной ситуации ее идеологического неприятия. К тому времени она успела получить ярлык буржуазной науки. Во многом это объяснялось активным развитием социологии за рубежом, но были и субъективные причины. В обществе накопилось много того, что приходилось скрывать, а не публично демонстрировать. Первое упоминание о социологии как возрожденной научной дисциплине относится к 1955 году, когда академик В.С. Немчинов охарактеризовал ее как одну из отраслей философского знания, предметом которой является развитие общества. В дальнейшем, в 1965 году, социология определяется как наука о законах и движущих силах развития общества. Ее предметом полагают исследование исторических сменяющих друг друга общественных формаций, общественных закономерностей – закономерностей становления и развития социальных отношений людей, различных форм их социального взаимодействия. Этот подход, очевидно, полностью отождествлял ее с историческим материализмом, а ее методы – диалектико-материалистической методологией. Данный подход,
во-первых, закрывал путь возникновению каких-либо новых общесоциологических теорий и методологий,
во-вторых, догматически ограничивал
направления и тематику конкретно
- социологических исследований, которым
в основном отводилась роль защиты
преимуществ существующего
В этих условиях возникают компромиссные варианты. Среди них получило наибольшую известность определение, данное Ю.А. Левадой в работе “Лекции по социологии”: социология - это эмпирическая социальная дисциплина, изучающая общественные системы в их функционировании и развитии. В 5-том томе “Философской энциклопедии” (1970 г.) социология трактовалась как наука о закономерностях и движущихся силах развития и функционирования социальных систем, как глобальных (общество в целом), так и частных (социальные группы, организации процессы).
Многие ученые понимали,
что хотя социологическая концепция
и катализируется определенным философским
мировоззрением, она должна иметь
собственный категориальный аппарат.
Социология должна рассматривать общество
в более специфических
не материя и сознание, но социальная структура и социальные институты, культура, социальная организация;
не человек, но личность как социальный тип, как член конкретного общества и процессы социализации индивидов;
не социальные отношения в их глубинной сущностной основе, но социальное взаимодействие и социальные взаимосвязи, в основе которых - глубинные социальные отношения, не схватываемые эмпирически, поскольку представляют собой философские абстракции. Социальные отношения соотносятся не с эмпирическими данными, а имеют своей фактической основой конкретно-научные обобщения, развиваемые в частных науках, включая и социологию.
В 60-х гг. была выработана трехуровневая концепция социологии:
исторический материализм есть общесоциологическая теория, она задает типовой способ построения
частносоциологических теорий, которые в свою очередь опираются на обобщение социальных фактов. Эта концепция позволила утвердить статус
конкретных социологических исследований, но вместе с тем затруднила включение отечественной социологической науки в мировой процесс развития социологии.