Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 10:06, творческая работа
Всякий человек с момента появления на свет взаимодействует, с чем либо или с кем либо. Одни его действия им осознаются, другие нет, и очень часто требуют объяснения. Пока человек продолжает жить, - он действует. Только во сне напряжение человеческой мысли ослабевает. Только в часы сна шумное море человеческих действий затихает на время. В остальные же моменты жизни поступки человека похожи на стремительный и бурный водопад бурлящий, кипящий и бьющий ключом. В этом и состоит человеческая жизнь. Вместе с этим мы видим и другое. У одних людей влавствующие полномочия, соответственно они властвуют и правят, другие наоборот же подчиняются правящим.
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ
Институт Информационных систем управления
Творческая работа
По дисциплине: Социология
Тема: «Социология как наука. Предмет социологии и её основной вопрос»
Выполнил: Михайлов Михаил
Студент группы: ПМиИ 2-1
Проверил:
Москва – 2012
С древних времён человек мысля старался и старается познать явления, окружающие его. Из поколения в поколение он стpемился проникнуть в тайны мира.
Наблюдая cсобственную жизнь и жизнь других людей, мы видим, что она всегда с чем-то взаимодействует. Мы пoстоянно что-тo делаем. Тo мы делаем oдну работу, тo дрyгую; то oтдыхаем, тo трyдимся; временами помoгаем и любим.
Всякий человек с момента
появления на свет взаимодействует, с
чем либо или с кем либо. Одни его действия
им осознаются, другие нет, и очень часто
требуют объяснения. Пока человек продолжает
жить, - он действует. Только во сне напряжение
человеческой мысли ослабевает. Только
в часы сна шумное море человеческих действий
затихает на время. В остальные же моменты
жизни поступки человека похожи на стремительный
и бурный водопад бурлящий, кипящий и
бьющий ключом. В этом и состоит человеческая
жизнь. Вместе с этим мы видим и другое.
У одних людей влавствующие полномочия,
соответственно они властвуют и правят,
другие наоборот же подчиняются правящим.
Одни богаты, другие - бедны. Одни живут,
другие можно сказать выживают; одни честны
по отношению к окружающим, другие им противоположны.
Именно поэтому встает вопрос: почему
же деятельность людей такова, а не иная?
Почему у одних жизнь сложилась одним
образом, у других - иначе? Почему они действуют
не одинаково? Вместе с этим мы знаем, что
не только отдельные люди, но и целые группы
людей, целые народы по своей жизни и истории
отличаются друг от друга. Английский
народ не похож на русский, оба отличны
от японцев и т.д. Характер, образ жизни,
религия, язык, нравы, обычаи этих народов
отличны друг от друга. Несходны также
их история и исторические судьбы. И здесь
снова встает тот же вопрос: чем объяснить
это различие? Социология и ставит своей
главной и конечной задачей объяснить
жизнь, поведение и судьбу отдельных людей
и целых народов.
На всех этапах своего развития человек пыталось понять общество, выразить свое отношение к нему (Платон, Аристотель). Но в науку понятие ”социология” было введено францyзским филосoфом Огюстoм Контoм в 30-х годах прошлого века. Социология как наука была создана в XIX веке в Европе. И наиболее интенсивно в ее становлении участвовали ученые, пишущие на французском, немецком и английском языках. Огюст Конт (1798 - 1857) и затем англичанин Герберт Спенсер впервые обoсновали необходимость выделения сoциального знaния в самостоятeльную нaучную дисциплину, определили предмет новой науки и сформулировали специфические, лишь ей присущие методы. Огюст Конт был позитивистом, т.е. сторонником теории, которая должна была стать такой же доказательной и общезначимой, как естественно - научные теории, должна была основываться только на методе наблюдения, сравнительном, историческом и противостоять умозрительному рассуждению об обществе. Это способствовало тому, что социология сразу стала импрической наукой, наукой, привязанной к земле. Точка зрения Конта на социологию как науку тождественную обществознанию, господствовала в литературе до конца XIX века.
Первым социологом, давшим тесную трактовку социологической науки, был Эмиль Дюркгейм (1858 -1917) - французский cоциолог и философов, разработчик так называемой “ французской социологической школы“. С его фамилией связан переход социология от науки тождественной обществознанию к науке, связанной с исследованием общественных явлений и социальных взаимоотношений общественной жизни, то есть самостоятельной, стоящей в ряду иных публичных наук.
Важным этапом в развитии социологической мысли в России стaла деятельнoсть Максимa Максимовича Ковалевскoго (1851 - 1916). Он нaзывал социoлогию позитивистскo-ориентирoванной генетической наyкoй. Максим Максимович отрицал односторонний детерминизм в объяснении социальных явлений и утверждaл, что причиной социальных изменений является постоянно идущий процесс социальных взаимодействий и взаимовлияний и, таким образом, не существует единого определяющего социального фактора. Так в объяснении причин прогресса биосоциальный фактор - рост населения, его объема и плотности приводит к социальной дифференциации и появлению новых социальных групп. В нашей стране социология имеет собственные отличительные черты, свoи рубежи становления. Российскaя социология образовалась в конце 60-х годов XIX и достигла значения теоретико-методологической оформленности и интеграции, и еще высокого уровня эмпирических исследований. Социология отображала требования буржуазной модернизации имеющих место быть порядков в Рф. Для неё был отличителен искусственный подход, сочетающий социологию с экономикой, правоведением, политологией, исторической перспективой.
Участь советской социологии
после Октябрьской революции
формировалась очень
После 1929 года, когда социология была оглашена лженаукой, ей предоставлялась возможность развиваться лишь в масштабах других отраслей знания (философии, истории, финансового, юридического знания и др.).
Т.к социологические исследования имели право на жизнь, то к середине 60 годов стали появляться 1-ые большие социологические труды С. Грам. Струмилина, В.А. Ядова и др. Были сделаны 1-ые социологические учреждения - отдел социологических исследований в институте философии АН СССР и лаборатория социологических исследований при Ленинградском Институте. В 1962 году была базируется русская социологическая ассоциация. В 1969 был создан институт точных социологических исследований (с 1972 - институт социологических исследований, а с 1978 - Институт Социологии) АН СССР. С 1974 года стал издаваться журнал “Социологические исследования“. Но становление социологии неустанно тормозилось во время “застоя”. А в последствии появления “Лекций по социологии “ Ю. Левады, институт социологических исследований был оглашен в насаждение буржуазных теоретических концепций, было решено о создании на его базе Центра опросов публичного мнения. Снова понятие “социология” оказалась под запретом и заменено понятием прикладная социология. Теоретическая социология всецело отрицалась.
Запрет на становление теоретической социология был снят в 1988 г. Завершился семидесятилетний период борьбы социологии как самостоятельной науки о обществе. В настоящее время на западе в Соединенные Штаты социологии уделяется много времени. Лишь в Соединенных Штатах трудится 90 000 ученых в области социология, 250факультетов выпускают людей с социологическим образованием.
В нашей стране в 1989 г. был 1-ый выпуск 100 человек. В данный момент в пределах 20 000 людей профессионально причастны к данной профессии, но не имеют базового образования, в следствии этого спрос на экспертов чрезвычайно немаленький.
Любая ветвь науки имеет предмет, раскрываемый в содержании, системе доктрин, законов, категорий, принципов и т. п. и выполняет специальные функции по отношению к практике, исследует определенную сферу общественных взаимоотношений, те или иные явления, процессы, в целом, все сообщество. Присутствует явная взаимозависимость между предметом, содержанием и функциями науки. Если, абстрагируясь от иных наук и от понимаемых в широком смысле потребностей практики, то невозможно не уяснить функции отдельной науки. Именно потребности практики выдвигают на любом рубеже жизни общества новые требования к гуманитарному знанию в целом и отдельным его отраслям. Но современное общество не механическое соединение различных механизмов управления, властных институтов и структур, соц сфер политики, экономики, а что-то целое. Возникает необходимость непосредственно в отрасли знаний, которая изучает общество во всех его аспектах. Таковой наукой и есть социология - наука о обществе.
Что все-таки такое социология и собственно она исследует? Социология (фр. Sociologie, латин. Societas - общество и греч Logos - наука об обществе) наука о обществе, отдельных соц. институтах (государство, право, мораль и т. п.), процессах и общественных соц. общностях людей. Впервые социология как понятие было введено (как и говорилось выше) в научный оборот еще в середине XIX веке, основателем позитивизма, французским ученым Огюстом Контом. Первоначально социология обозначала обществоведение, но со временем предмет социологии постоянно изменялся и уточнялся, сопровождаясь постепенным отделением социологии от философии. Дело в том, что к середине XIX в. потребности социального развития и внутренняя логика эволюции науки о обществе настоятельно просили свежих подходов, формирования типа соц. явлений. И в ответ на потребности формирования гражданского общества возникает социология. Ведь шел процесс развития общества, утверждавшего торжество прав и свобод человека, духовную, экономическую независимость и автономность, гражданина вместо привычного нормативного порядка феодально-абсолютистского устройства общества с его жесточайшей тотальной регламентацией общественно-политической, экономиче¬ской и духовной жизни людей. Расширение пределов свобод и гражданских прав, значительное повышение полномочий выбора пробуждали интерес человека к знанию основ жизни общественной общности жителей нашей планеты, соц. процессов и явлений с целью рационального, действенного использования приобретенных прав и свобод. Но и свободная конкуренция в экономике, политике, духовной сфере поставили в прямую зависимость результативность деятель¬ности предпринимателей - от мастерства и использования знаний о конкретных социальных механизмах, настроений и надежд людей и т. п. И отраслью знаний, помогающей поглубже и точнее познать общество, основу социального взаимодействия людей с целью рационального использования свободы самоорганизации стала социология.
Анализ иностранных источников демонстрирует, что в первую очередь социология определяется как наука о различных соц. общностях, соц. группах, их поведении, отношениях между ними и в них. Одни американские социологи характеризуют социологию как науку о сообществе, соц. группах и соц. поведении. Другие считают, что социология изучает не изолированных индивидов, а людей в общностях либо в соц условиях. Задача такого изучения - понять и пояснить первопричины социального поведения либо взаимодействия соц. общностей и групп и их результаты. Социология ставит целью дать ответы непосредственно на жизненные вопросы людей. Так как в современных условиях почти все люди испытывают чувство страха. Они опасаются возможности ядерной войны, возможности отсутствия работы, хрупкости человеческих взаимоотношений. И что делает их страх особенно ужасным - есть то, что они ничего про это не знают. Социология и ставит целью: посодействовать людям разобраться самим в сложных дилеммах жизни. Так как социология - это понимание общества. Люди, создающие общество, в каком живут, бесспорно, имеют возможность поменять его, преобразовать, хотя прежде познав. И здесь-то на помощь приходит наука социология.
Современная социология - это большое количество течений и научных школ, которые разнообразно поясняют ее предмет и роль, по-всякому отвечают и на вопрос что такое социология. Присутствуют различные определения социологии как науки о обществе. «Краткий словарь по социологии» дает определение социологии как науки о законах становления, функционирования, развития общества, социальных отношений и социальных общностей. «Социологический словарь» определяет социологию как науку о законах развития и функционирования социальных общностей и соц. процессов, о социальных отношениях как механизме взаимосвязи и взаимодействия меж обществом и людьми, меж общностями, меж общностями и личностью.. В книжке «Введение в социологию» отмечается, собственно, что социология – это наука, в центре внимания которой присутствуют социальные общности, их генезис, взаимодействие и направленность развития. Любое из определений имеет рациональное зерно. Большинство научных работников склонны думать, что предметом социологии является общество или же определенные общественные явления. Но, здесь можно возразить. Общественные явления исследуются не только социологией, но и рядом иных наук - теорией права, политической экономией, историей, психологией, философией и др. Социология, в противоположность особым наукам, изучает не те или иные социальные действа, отдельные специальные стороны либо ряды общественных явлений, а исследует более единые родовые их характеристики, которые не исследуются ни одной из них. Политэкономия исследует исключительно хозяйственную деятельность общества. Правовые отрасли знаний изучат лишь право. Теория искусства - только искусство и т.д. Ни 1 из наук не изучает те общие характеристики, которые есть в хозяйственных, правовых, художественных и религиозных явлениях и т. п. А ввиду того, что они есть частными видами общественной деятельности, то у всех должны быть общие родовые черты и в жизни должны проявляться единые всем социальным действам закономерности. Вот эти-то наиболее совместные характеристики и закономерности, присущие всем соц. действам и не изучаемые ни одной социальной наукой, и есть ближайший объект социологии.
А значит, социология - это
наука о родовых свойствах
и главных закономерностях
Информация о работе Социология как наука. Предмет социологии и её основной вопрос