Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 10:06, творческая работа
Всякий человек с момента появления на свет взаимодействует, с чем либо или с кем либо. Одни его действия им осознаются, другие нет, и очень часто требуют объяснения. Пока человек продолжает жить, - он действует. Только во сне напряжение человеческой мысли ослабевает. Только в часы сна шумное море человеческих действий затихает на время. В остальные же моменты жизни поступки человека похожи на стремительный и бурный водопад бурлящий, кипящий и бьющий ключом. В этом и состоит человеческая жизнь. Вместе с этим мы видим и другое. У одних людей влавствующие полномочия, соответственно они властвуют и правят, другие наоборот же подчиняются правящим.
Что все-таки предполагают макро - и микроуровни социологии? Макро - социологический уровень значит ориентацию на анализ соц. структур, общностей, наибольших общественных групп, слоев, систем и процессов в них происходящих. Социальная общность, выступающая объектом макро -социологического анализа, - это цивилизация и наиболее крупные ее образования. Макросоциологический подход не требует детального рассмотрения конкретных задач и обстановок, а нацелен на их полный охват. Макро - социологический расклад к явлениям связан с общественными мировыми системами и их взаимодействием, с разными типами культур, с социальными институтами и общественными структурами, с масштабными процессами. Макро - социологический расклад к явлениям интересует общество как целостный соц организм. В отличие от макро- микросоциология подвергает анализу социальные процессы в отдельных сферах общественной жизни и социальных общностях.
Микросоциология обращена к социальному поведению, межличностному общению, мотивации действий, стимулам массовых, общностных поступков и т. п.
Проведя анализ вышесказанного, возможно сделать вывод. Социология - наука о становлении, развитии и функционировании соц общностей, о соц процессах и соц отношениях меж общностями, меж общностями и личностью, наука о обществе и общественных отношениях.
Современная социология представляет из себя многоуровневый комплекс теорий, типов знания, которые соединены друг с другом и образуют общую целостность - современную социальную науку. Обычно, его составляющие:
• теоретическая макро-
• социологические теорий среднего уровня, основанные на прикладном изучении конкретной подсистемы общественной жизни;
• микросоциология на основе эмпирических знаний.
Макросоциологические теории исходят из того, что только поняв общество в целом, возможно, понять процессы и явление, имеющие место в нем. Они исследуют общество в целом и его системы соц. организаций, институтов, взаимоотношений, к примеру, формационная теория К. Маркса, социологизм Э.Дюркгейма, социокультурная теория П. Сорокина, органицизм Г. Спенсера, разумеющая социология М. Вебера и т.д.
Микросоциологические теории
сосредоточены на исследовании сферы
конкретной деятельности людей, общностей,
сферы непосредственного
Теории среднего значения либо специализированные социологические теории соединены с изучением какой-нибудь подсистемы общества, пониманием ее внутренних и наружных связей и зависимостей, к примеру, социология экономики, социология политики, социология культуры, социология искусства, социология труда, социология досуга, социология образования, социология молодых людей, социология медицины, военная социология и т.д.
Социологическое знание непременно включает мировоззренческие и методологические принципы; учение о предмете социологии (или же ее отрасли); знание про методы, их исследованию и применении; учение о социологическом знании, его формах, типах и уровнях; знания о процессе социологического исследования, его структуре и функциях.
Структура социологического знания теорий всех уровней может быть представлена следующим образом:
методология науки:
а) Уровни методологии: общенаучный (относится к социологии в общем); частнонаучный (относится к отдельным разделам социологии);
б) Разделы методологии: мировоззренческие и методологические принципы; учение о предмете социологии; учение о социологическом знании; знания о социологическом исследовании, знание про методы и др.;
Знания о предмете:
а) Теоретические знания: социологические теории, гипотезы, типологии и прочие формы теоретического знания;
б) Эмпирическое знание: статистические данные, факты, классификации и прочие формы эмпирического знания;
Методы:
а) По масштабу внедрения: общенаучные (к примеру, диалектический и системный методы, индукция и дедукция т.п.); частнонаучные (опрос, математические методы и т.д.);
б) По уровню знания: теоретические, эмпирические;
в) По этапам исследования: методы сбора, методы обработки, методы анализа.
Исследования:
а) Разновидности и уровни исследования:
по уровню знания: теоретические и эмпирические;
по ориентации исследования: фундаментальные и прикладные;
по технологии сбора информации: сплошные и выборочные;
по предмету исследования:
социологические и
б) Стадии исследования: методологическая, эмпирическая, теоретическая;
в) Направления исследований (по объекту и предмету изыскания):социальные группы; социальные институты; социальные организации; социология труда, социология образования, социология управления, военная социология и т.д.
Знания о предмете являют из себя специально построенные классификации или систематизации, типологии, концептуальные либо математические модели, гипотезы и доктрины, статистические данные о обществе в общем, его сферах, институтах, организациях, о системе общественных взаимоотношений и процессе их воспроизводства и т.п.
Методы в социологии это средства получения и систематизации научного знания о социальной реальности. Они содержат организацию познавательной (исследовательской) деятельности, регулятивные нормы либо правила деятельности, совокупность приемов и методов воздействия, порядок действий. Приемы и способы в исследовании выстраиваются в конкретной последовательности. Последовательность приемов и приемов действий называется процедурой. Процедура считается неотъемлемой долею всякого метода.
Реализация метода в общем величается методологией. Она значит привязку 1-го либо комбинации нескольких методов и соответствующих процедур к исследованию, его концептуальному аппарату; выбор либо разработку методического инструментария (совокупности методов); методической стратегии (последовательности использования методов и надлежащих процедур). Методический инструментарий, методическая стратегия либо просто методика могут быть уникальными (эксклюзивными), применимыми лишь в одном исследовании, или стереотипными (стандартными), применимыми во многих исследованиях. В различных исследованиях один и тот же метод специфически преломляется исходя из его место и роли в исследовании, от взаимосвязи с иными методами.
Реализация метода на уровне операций, доведенных до совершенства, называется техникой социологического исследования. Она может представлять собой совокупность и последовательность приемов работы с объектом исследования (например, техника сбора данных), с данными исследования (например, техника обработки данных), с инструментами исследования (например, техника составления анкеты).
Деление социологии на теоретическую и эмпирическую связано с уровнями познания. Деление на фундаментальную и прикладную - с ориентацией на собственно научные или на практические (прикладные) задачи. Эти и другие структурные элементы социологического знания будут подробнее рассмотрены в последующих главах.
Познавательная - социология как наука дает прирост нового знания о различных аспектах социальной жизни, о тенденциях в области общественного развития.
Прикладная (практическая) функция социологии её суть состоит в том, что наука является не только так называемым познавателем социальной реальности, но и вырабатывает предложение для управленцев всех уровней в условиях совершенствования социальной политики, для рационального управления обществом.
Реализация теоретико-
Функция социального контроля может снизить социальную напряженность и кризисы в обществе, информируя государственные структуры об усилении деятельности социального контроля над процессами в обществе.
Идеологическая функция в том, что данные социологии (знания) используются для выработки определенного менталитета, ценностей ориентаций, моделей поведения. Социологическое знание может служить средством манипулирования сознанием и поведением людей, либо данные полученные социологами могут быть средством достижения общественного консенсуса.
Интеллектуальный (футурологические) функция социологии заключается в возможности получения прогноза тенденций социальных процессов в будущем.
Таким образом, социология играет
ключевую роль в современной интеллектуальной
культуре и занимает центральное место
в социальных науках.
Объект социологии - социальная реальность,
современное общество, объективная и субъективная,
первичная и вторичная информация о нем,
собранная из разных источников и помощью
специфических методов.
Социальная общность - базовая социологическая
категория, которая должна стать главным
предметом социологического анализа.
Она соединяет макро- и микроуровень анализа:
поведение людей, массовые процессы, культуру,
социальные институты, отношения собственности
и власти, управление, функции, ролей и
ожидания. Это "общество" в самом
точном смысле этого слова.
Социальное действие имеет
общественное качество. Это набор социально-значимых
поступков, при помощи которых индивид
или группа намерены воспроизвести или
изменить поведение, взгляды и мнения
других лиц или слоев. Набор действий представляет
собой «социальный процесс», который формирует
общие тенденции общественного развития
(генезиса, функционирования, изменения,
развития).
Понятие предмета социологии,
как науки о современном
В соответствии с этим, главный вопрос социологии можно сконструировать так: что есть общество, как функционирующая структурная целостность? Отвечая на него, мы говорим, что это взаимодействие соц. общностей, личностей, соц. процессов, поведения людей. Мы даем самое единое определение предметной области социологии, которое, как нам может показаться на первый взгляд, считается лейтмотивом различных концепций сравнительно природы социологического знания.
Схематически структуру
предмета социологии возможно представить
в виде концентрических кругов. В центре
"Ядро" - социальные общности, включающие
в себя всю совокупность человеческих
индивидов и являющиеся \"социумом\"
точном значения данного понятия. Социальные
общности - информатор и двигающая сила
соц. действий и процессов. Их взаимодействие
ведет к институционализации. Динамика
соц. общностей, групп, классов, страт,
соц институтов формируют социальную
структуру общества. Общество, характеризуясь
устойчивостью, динамичностью, открытостью,
самостоятельностью, пространственно-временным
бытием, выступает как целостная органическая
система.
Информация о работе Социология как наука. Предмет социологии и её основной вопрос