Социология как наука. Предмет социологии и её основной вопрос

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 10:06, творческая работа

Описание работы

Всякий человек с момента появления на свет взаимодействует, с чем либо или с кем либо. Одни его действия им осознаются, другие нет, и очень часто требуют объяснения. Пока человек продолжает жить, - он действует. Только во сне напряжение человеческой мысли ослабевает. Только в часы сна шумное море человеческих действий затихает на время. В остальные же моменты жизни поступки человека похожи на стремительный и бурный водопад бурлящий, кипящий и бьющий ключом. В этом и состоит человеческая жизнь. Вместе с этим мы видим и другое. У одних людей влавствующие полномочия, соответственно они властвуют и правят, другие наоборот же подчиняются правящим.

Файлы: 1 файл

Творческая работа.docx

— 51.09 Кб (Скачать файл)

Что все-таки предполагают макро - и микроуровни социологии? Макро - социологический уровень значит ориентацию на анализ соц. структур, общностей, наибольших общественных групп, слоев, систем и процессов в них происходящих. Социальная  общность, выступающая  объектом макро -социологического анализа, - это цивилизация и наиболее крупные ее  образования. Макросоциологический подход не требует детального рассмотрения конкретных задач и обстановок, а нацелен на их полный охват. Макро - социологический расклад к явлениям связан с общественными мировыми системами и их взаимодействием, с разными типами культур, с социальными   институтами и общественными структурами, с масштабными процессами. Макро - социологический расклад к явлениям  интересует общество как целостный соц организм. В отличие от макро-  микросоциология подвергает анализу социальные процессы в отдельных сферах общественной жизни и социальных общностях.

Микросоциология обращена к социальному поведению, межличностному  общению,  мотивации действий, стимулам массовых, общностных поступков и т. п.

Проведя анализ вышесказанного, возможно сделать вывод. Социология - наука о становлении, развитии и функционировании соц общностей, о соц процессах и соц отношениях меж общностями, меж общностями и личностью, наука о обществе и общественных отношениях.

  1. Структура социологии

Современная социология представляет из себя многоуровневый комплекс теорий, типов знания, которые соединены  друг с другом и образуют общую  целостность - современную социальную науку. Обычно, его составляющие:

• теоретическая макро-социология, основанная на конкретных соц и философских концепциях;

• социологические теорий среднего уровня, основанные на прикладном изучении конкретной подсистемы общественной жизни;

• микросоциология на основе эмпирических знаний.

Макросоциологические теории исходят из того, что только поняв общество в целом, возможно, понять процессы и явление, имеющие место в нем. Они исследуют общество в целом и его системы соц. организаций, институтов, взаимоотношений, к примеру, формационная теория К. Маркса, социологизм Э.Дюркгейма, социокультурная теория П. Сорокина, органицизм Г. Спенсера, разумеющая социология М. Вебера и т.д.

Микросоциологические теории сосредоточены на исследовании сферы  конкретной деятельности людей, общностей, сферы непосредственного взаимодействия (взаимоотношения социальной коммуникации, сфера повседневной действительности, соц поведение, соц мотивация и т.д.), к примеру символический интеракционизм Дж. Г. Мида, этнометодология Г. Горфинкеля, доктрины обмена Дж. Хоманса, социометрия Дж. Морено и так далее

Теории среднего значения либо специализированные социологические  теории соединены с изучением  какой-нибудь подсистемы общества, пониманием ее внутренних и наружных связей и  зависимостей, к примеру, социология экономики, социология политики, социология культуры, социология искусства, социология труда, социология досуга, социология образования, социология молодых людей, социология медицины, военная социология и т.д.

Социологическое знание непременно включает  мировоззренческие и  методологические принципы; учение о  предмете социологии (или же ее отрасли); знание про методы, их исследованию и применении; учение о социологическом  знании, его формах, типах и уровнях; знания о процессе социологического исследования, его структуре и  функциях.

Структура социологического знания теорий всех уровней может  быть представлена следующим образом:

методология науки:

а) Уровни методологии: общенаучный (относится к социологии в общем); частнонаучный (относится к отдельным разделам социологии);

б) Разделы методологии: мировоззренческие  и методологические принципы; учение о предмете социологии; учение о социологическом знании; знания о социологическом исследовании, знание про методы и др.;

Знания о предмете:

а) Теоретические знания: социологические теории, гипотезы, типологии и прочие формы теоретического знания;

б) Эмпирическое знание: статистические данные, факты, классификации и прочие формы эмпирического знания;

Методы:

а) По масштабу внедрения: общенаучные (к примеру, диалектический и системный  методы, индукция и дедукция т.п.); частнонаучные (опрос, математические методы и т.д.);

б) По уровню знания: теоретические, эмпирические;

в) По этапам исследования: методы сбора, методы обработки, методы анализа.

Исследования:

а) Разновидности и уровни исследования:

по уровню знания: теоретические  и эмпирические;

по ориентации исследования: фундаментальные и прикладные;

по технологии сбора информации: сплошные и выборочные;

по предмету исследования: социологические и междисциплинарные (социально - экономические, социально - политические, социально - психологические  и т.п.);

б) Стадии исследования: методологическая, эмпирическая, теоретическая;

в) Направления исследований (по объекту и предмету изыскания):социальные группы; социальные институты; социальные организации; социология труда, социология образования, социология управления, военная социология и т.д.

Знания о предмете являют из себя специально построенные классификации  или систематизации, типологии, концептуальные либо математические модели, гипотезы и доктрины, статистические данные о обществе в общем, его сферах, институтах, организациях, о системе общественных взаимоотношений и процессе их воспроизводства и т.п.

Методы в социологии это  средства получения и систематизации научного знания о социальной реальности. Они содержат организацию познавательной (исследовательской) деятельности, регулятивные нормы либо правила деятельности, совокупность приемов и методов  воздействия, порядок действий. Приемы и способы в исследовании выстраиваются  в конкретной последовательности. Последовательность приемов и приемов действий называется процедурой. Процедура считается  неотъемлемой долею всякого метода.

Реализация метода в общем величается методологией. Она значит привязку 1-го либо комбинации нескольких методов и соответствующих процедур к исследованию, его концептуальному аппарату; выбор либо разработку методического инструментария (совокупности методов); методической стратегии (последовательности использования методов и надлежащих процедур). Методический инструментарий, методическая стратегия либо просто методика могут быть уникальными (эксклюзивными), применимыми лишь в одном исследовании, или стереотипными (стандартными), применимыми во многих исследованиях. В различных исследованиях один и тот же метод специфически преломляется исходя из его место и роли в исследовании, от взаимосвязи с иными методами.

Реализация метода на уровне  операций, доведенных до совершенства, называется техникой социологического исследования. Она может представлять собой совокупность и последовательность приемов работы с объектом исследования (например, техника сбора данных), с данными исследования (например, техника обработки данных), с инструментами  исследования (например, техника составления  анкеты).

Деление социологии на теоретическую  и эмпирическую связано с уровнями познания. Деление на фундаментальную  и прикладную - с ориентацией на собственно научные или на практические (прикладные) задачи. Эти и другие структурные элементы социологического знания будут подробнее рассмотрены  в последующих главах.

  1. Функции социологии

Познавательная - социология как наука дает прирост нового знания о различных аспектах социальной жизни, о тенденциях в области общественного развития.

Прикладная (практическая) функция социологии её суть состоит в том, что наука является не только так называемым познавателем социальной реальности, но и вырабатывает предложение для управленцев всех уровней в условиях совершенствования социальной политики, для рационального управления обществом.

Реализация теоретико-познавательной функции позволяет социологии расширить  и уточнить знания о природе общества, его структуре, законах, основных направлениях и тенденциях, путях, формах и механизмах его функционирования и развития. Обогащение научного социологического знания происходит, как на основе внутреннего совершенствования теоретической социологии, так и в результате динамичного развития объекта познания этой науки - социальной деятельности. И здесь особая роль принадлежит эмпирической социологии и специальным социологическим теориям, дающим глубокое системное отражение сущности и закономерности развития общества.

Функция социального контроля может снизить социальную напряженность и кризисы в обществе, информируя государственные структуры об усилении деятельности социального контроля над процессами в обществе.

Идеологическая функция  в том, что данные социологии (знания) используются для выработки определенного менталитета, ценностей ориентаций, моделей поведения. Социологическое знание может служить средством манипулирования сознанием и поведением людей, либо данные полученные социологами могут быть средством достижения общественного консенсуса.

Интеллектуальный (футурологические) функция социологии заключается в возможности получения прогноза тенденций социальных процессов в будущем.

Таким образом, социология играет ключевую роль в современной интеллектуальной культуре и занимает центральное место в социальных науках.  
Объект социологии - социальная реальность, современное общество, объективная и субъективная, первичная и вторичная информация о нем, собранная из разных источников и помощью специфических методов. 
Социальная общность - базовая социологическая категория, которая должна стать главным предметом социологического анализа. Она соединяет макро- и микроуровень анализа: поведение людей, массовые процессы, культуру, социальные институты, отношения собственности и власти, управление, функции, ролей и ожидания. Это "общество" в самом точном смысле этого слова.

Социальное действие имеет  общественное качество. Это набор социально-значимых поступков, при помощи которых индивид или группа намерены воспроизвести или изменить поведение, взгляды и мнения других лиц или слоев. Набор действий представляет собой «социальный процесс», который формирует общие тенденции общественного развития (генезиса, функционирования, изменения, развития). 

  1. Предмет социологии. Основной вопрос социологии.

Понятие предмета социологии, как науки о современном обществе, как целостной системе, направленностях  ее функционирования и изменений, науки  о становлении и динамике соц общностей, институтов и организаций, содействии меж личностью и общностями, науки о осмысленных соц действиях людей, соц действиях и глобальном поведении. Предмет социологии может быть определен как выявление социальной обусловленности явлений социальной действительности через исследование законов, закономерностей и механизмов функционирования и развития общества.

В соответствии с этим, главный  вопрос социологии можно сконструировать  так: что есть общество, как функционирующая  структурная целостность? Отвечая  на него, мы говорим, что это взаимодействие соц. общностей, личностей, соц. процессов, поведения людей. Мы даем самое единое определение предметной области социологии, которое, как нам может показаться на первый взгляд, считается лейтмотивом различных концепций сравнительно природы социологического знания.

Схематически структуру  предмета социологии возможно представить в виде концентрических кругов. В центре "Ядро" - социальные общности, включающие в себя всю совокупность человеческих индивидов и являющиеся \"социумом\" точном значения данного понятия. Социальные общности - информатор и двигающая сила соц. действий и процессов. Их взаимодействие ведет к институционализации. Динамика соц. общностей, групп, классов, страт, соц институтов формируют социальную структуру общества. Общество, характеризуясь устойчивостью, динамичностью, открытостью, самостоятельностью, пространственно-временным бытием, выступает как целостная органическая система. 

Заключение

Социология осматривает  науку, как  целостную систему, тенденции  ее функционирования и перемены, наукой о становлении и динамике соц общностей, институтов, организаций, взаимодействий меж персоной и общностями, наукой о осмысленных соц действиях людей, процессах и групповом поведении.

Социология - пересечение  гуманитарных и соц наук. Это центральные и исполняет интеграцию (группировка) функции в отношении всех иных соц и гуманитарных наук. Иными словами, функция социальной философии науки для этих науках, а дает им знания о строении и законах развития общества в целом.

В изучении соц явлений и процессов социология базируется на принципах историзма. Из этого можно сделать вывод, что, во-1-х, все социальные явления и процессы рассматриваются как системы с некой внутренней структурой, а во-2-х, исследуется процесс функционирования и становления, а кроме того, обнаружить специальные перемены и закономерности перехода их из 1-го качественного состояния в другое.

Более сложной  и единой социальной системой считается  общество. Общество складывается в  ходе исторического становления  человечества, это сравнительно стабильная система взаимосвязей и взаимоотношений  людей, поддерживаемая обычаями, обыкновениями  и законами, базирующаяся на явном  способе производства, распределения, размена и употребления материальных и духовных благ.

Деталями столь  трудоемкое социальной системы являются люди, соц деятельность которых обусловливается конкретным соц статусом, который они занимают, соц функциями (ролями), которые они исполняют, соц общепризнанными мерками и ценностями, принятыми в данной системе, и еще персональными качествами (социальные свойства личности, мотивы, ценностные ориентации, интересы и так далее).

Информация о работе Социология как наука. Предмет социологии и её основной вопрос