Социология как наука. Представление об объекте и предмете социологической науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 23:43, контрольная работа

Описание работы

В массовом сознании социология часто ассоциируется с проведением опросов населения и изучением общественного мнения. Этому способствуют многочисленные телевизионные передачи, статьи в газетах и журналах, в которых приводятся результаты социологических исследований, характеризующие распределение мнений людей относительно того или иного события, данные о степени поддержки избирателями различных политических партий, об удовлетворенности или неудовлетворенности респондентов работой, уровнем жизни, политикой правительства и т.д.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………3
Возникновение социологии как науки………………………………………………4
Объект и предмет социологии. Место социологии в системе наук……………….8
Структура и функции социологии………………………………………………….13
Методы социологии…………………………………………………………………16
Заключение…………………………………………………………………………..18
Список литературы………………………………………………………………….19

Файлы: 1 файл

контр работа.docx

— 94.07 Кб (Скачать файл)

 

Министерство  образования и науки Российской Федерации

ГБУ ВПО «СЫКТЫВКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт социальных технологий

Кафедра социальной работы

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

дисциплина «Социология»

ТЕМА «Социология как наука. Представление об объекте и предмете социологической науки»

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: Рикер В.В. группа 7320

Проверил: Конюхов А.К.

Сыктывкар

2012

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

  1. Введение………………………………………………………………………………3
  2. Возникновение социологии как науки………………………………………………4
  3. Объект и предмет социологии. Место социологии в системе наук……………….8
  4. Структура и функции социологии………………………………………………….13
  5. Методы социологии…………………………………………………………………16
  6. Заключение…………………………………………………………………………..18
  7. Список литературы………………………………………………………………….19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В массовом сознании социология часто ассоциируется с проведением  опросов населения и изучением  общественного мнения. Этому способствуют многочисленные телевизионные передачи, статьи в газетах и журналах, в  которых приводятся результаты социологических  исследований, характеризующие распределение  мнений людей относительно того или  иного события, данные о степени  поддержки избирателями различных  политических партий, об удовлетворенности  или неудовлетворенности респондентов работой, уровнем жизни, политикой  правительства и т.д. Все это  создает образ социологии как  прикладной науки, способствующей решению  самых злободневных проблем нашей  общественной жизни.

В последние годы социология завоевала широкое признание  и заняла прочное место среди  других наук. Она доказала свое право  на существование в качестве самостоятельной  научной дисциплины. И это не случайно, ведь социология изучает человека и  общество в многочисленных точках их взаимного соприкосновения. Она  освещает человеческий опыт, приглашает нас исследовать такие аспекты  социального мира, которые мы часто  игнорируем, не замечаем или принимаем  как должное. Изучая социологию, мы можем лучше понять то, как устроено человеческое общество, где сосредоточена  власть, какие чувства управляют  нашим поведением, и как наше общество стало таким, какое оно есть сегодня. Социология дает уникальную возможность  приоткрыть завесу, плотно скрывающую первоосновы социальной жизни, и  тем самым преодолеть убеждение, что вещи всегда таковы, какими они  нам кажутся. Иными словами, эта  наука вооружает нас особой формой сознания, помогающей лучше понять те социальные силы, которые сдерживают или, наоборот, освобождают нас. Поэтому, говоря словами П. Бергера, социология — «освобождающая наука. Она проясняет  недоступные аспекты человеческой жизни и открывает окно в социальный мир, который мы часто не замечаем или понимаем неправильно.

 

 

 

 

ВОЗНИКНОВЕНИЕ СОЦИОЛОГИИ КАК НАУКИ

Один из патриархов мировой  социологии Роберт Кинг Мертон (род. 1910) как-то сказал: «Социология – это  очень молодая наука об очень  древнем предмете изучения». Точнее и не скажешь.[15; c. 8]

Люди всегда интересовались первопричинами своего поведения, но тысячелетиями  наши попытки понять себя основывались на традиционных способах мышления, передаваемых из поколения в поколение и  связанных с использованием религиозных  понятий. Систематическое изучение человеческого поведения и человеческого  общества — относительно недавнее достижение, его истоки восходят к  концу восемнадцатого века. Основой  для появления нового подхода  были радикальные изменения, связанные  с индустриализацией и урбанизацией. Разрушение традиционного образа жизни  означало новое понимание как  социального, так и природного миров. [4; c. 486]

Первое и достаточно полное представление о строении общества дали античные философы. Первых социологов античности называют социальными философами. Среди них выделяются два гиганта  – Платон (427–347 до н. э.) и Аристотель (384–322 до н. э.). Первым в истории трудом по «общей социологии» считают «Государство» Платона. Великий мыслитель разработал основы первой в мире теории социальной стратификации, согласно которой любое общество делилось на три класса: высший, состоявший из мудрецов, управлявших государством; средний, включавший воинов, охранявших его от смуты и беспорядка; низший, где числились ремесленники и крестьяне. Свой вариант теории стратификации предложил другой энциклопедический ум античности – Аристотель. У него опорой порядка выступал средний класс. Кроме него существовали еще два класса – богатая плутократия и лишенный собственности пролетариат.

Только через две тысячи лет европейская научная мысль  смогла подарить миру выдающиеся труды  об обществе, прежде всего благодаря  усилиям Н. Макиавелли, Дж. Локка  и Т. Гоббса, которые явились непосредственными  предшественниками научного этапа  социологии. [ 15; c 8]

Позднее деятели эпохи Просвещения  в корне изменили взгляд на общество и на место в нем человека. Клод Адриан Гельвеции, Дени Дидро, Жан-Жак  Руссо, Вольтер начинают анализировать структуру общества, определять истоки развития неравенства, появления неоднородности общества, выявлять роль религии в социальных процессах. Создав механическую, рациональную модель общества, они выделяли отдельного человека как независимого субъекта, поведение которого зависит в основном от его собственных волевых усилий. [16; c.7]

Cчитают, что французский писатель Огюст Конт (1789-1857) первый ввел в оборот само слово “социология”в его работе “Курс позитивной философии” (1842 г.) Вначале Конт пользовался термином “социальная физика” для обозначения новой области науки, однако другие авторы также стали употреблять этот термин, и он, желая провести различие между их и своими взглядами, изобрел новое слово для определения основанного им предмета. Конт считал социологию наукой молодой, но самой сложной и важной по значению. Конт полагал, что новая дисциплина будет напрямую способствовать благоденствию человечества; к концу жизни он строил грандиозные планы реконструкции французского общества и всего человечества вообще.[4; c. 487]

По его представлениям, социология должна была интегрировать (объединить) все знания об обществе как едином организме и дать им подлинно научную (т.е. построенную на строгом изучении и проверке фактов) основу.

Она должна была отличаться от философии, которая подходила к изучению общества умозрительно, спекулятивно, а не путем строгого анализа фактов и научных обобщений; а также  отличаться от психологии, которая  интересовалась индивидуальными, а  не типическими проявлениями социального  поведения и взаимодействия.

Через довольно короткий период времени  социологи (еще в прошлом веке) поняли, что могут:

• либо изучать общество как целостную  систему, и тогда они вынуждены  широко применять умозрительный  подход;

• либо изучать общество строго научными средствами – и тогда они не охватывают всю его целостность, а анализируют только малые сообщества, отдельные явления или процессы. [3; c.7]

Историческая и научная роль Огюста Конта состоит прежде всего  в том, что проблему изучения общества и взаимосвязей внутри него он поставил в рамках отдельной науки, которую  назвал социологией. К сожалению, О. Конт не смог определить достаточно четко  предмет новой науки и найти  научный метод, позволяющий всесторонне изучать закономерности общественного развития. Проведение им полной аналогии социальных явлений с явлениями, наблюдаемыми в физике, химии и медицине, ставилось под сомнение и критиковалось уже при его жизни. Даже первоначальное изучение общества показало, что социальная жизнь в значительной степени отличается от тех закономерностей, с которыми имеют дело естественные науки.[5; c. 10]

Только через 50 лет, а именно в конце XIX века, появилось первое поколение социологов, лидерами которого стали всемирно известные ученые Э. Дюркгейм и М. Вебер. Им пришлось сделать  шаг вперед и доказать, что историю  творят не великие личности, абсолютные идеи или безличные законы, а рядовые  люди, обладающие мотивацией, интересами, потребностями и ценностными  ориентациями, что история и биография  приобретают значение, только пропущенными через призму общественных отношений.

Оставаясь главным героем, индивид тем не менее растворился  в социальном типе – в «капиталисте», «пролетарии» и «буржуа» К.Маркса, «протестанте», «бюрократе» и «политическом  лидере» М. Вебера. Уникальная личность, герой исторических биографий и  мемуаров уступил свое место идеальному типу. Типичный индивид стал прекрасным инструментом сравнительно-исторических и кросс-культурных исследований. Разделенные  тысячелетиями Александр Македонский  и Наполеон превратились в действующих  лиц одной драмы под названием  «цезаризм». Оба они являли идеальный  тип цезарита. Если историк чтит неприкосновенность хронологического устройства вселенной, размещая уникальные личности и события по своим гнездам-эпохам, то для социолога все эти македонские, цезари и гитлеры, в какое бы время  они ни жили, выступают иллюстрациями  понятий «политический лидер», «авторитарное  правление», «цезаризм». Дюркгейм и  Вебер широко оперировали эмпирическими  данными, изучая один – проблему самоубийства, а другой – профессиональной мобильности. [15; c. 11]

Хотя истоки социологии были в основном европейскими, в нашем  веке эта дисциплина утвердилась  практически во всем мире, и некоторые  важнейшие этапы ее развития прошли в Соединенных Штатах.

Самым известным американским социологом-теоретиком послевоенного  периода является Толкотт Парсонс (1902-1979). Этот плодовитый автор писал  как о теоретических проблемах, так и о многих эмпирических аспектах социологии. Он внес существенный вклад в изучение семьи, бюрократии, профессиональной деятельности, политики и многих других областей. Он также сыграл важнейшую роль в развитии функционализма — теоретического подхода, впервые обозначенного Контом и Дюркгеймом. Согласно функционалистской точке зрения, при изучении любого данного общества необходимо определить, как его различные части, или институты, взаимодействуют между собой, приводя к непрерывному развитию общества во времени.[4; c.489]

Подводя итог, можно сказать, что  название науки «социология» (буквально – наука об обществе), столь удачно примененное Огюстом Контом, впоследствии было насыщено научным, теоретическим содержанием благодаря трудам К. Маркса, М. Вебера и Э. Дюркгейма. Именно в результате их усилий социология превратилась в науку, имеющую свой предмет, свою теорию и возможности для эмпирических подтверждений различных аспектов этой теории. [16; c.13]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРЕДМЕТ И ОБЪЕКТ СОЦИОЛОГИИ. МЕСТО СОЦИОЛОГИИ В СИСТЕМЕ НАУК

Для того чтобы определить объект и предмет социологии как науки, целесообразно предварительно уточнить общие понятия объекта и предмета.

Объект науки – определенная часть окружающего нас материального или нематериального мира, на которую направлен взгляд исследователя.

Объект науки (научного исследования) – это избранный элемент реальности, который обладает очевидными (в прямом и переносном, мыслеобразном смысле) границами, относительной автономностью существования и как-то проявляет свою отделенность от окружающей его среды. [4; c. 600]

Это могут быть физические тела, взаимодействующие  друг с другом, живые организмы  или человек. Важно то, что все  эти объекты окружающей действительности существовали до нашего знания и не зависят от него. [6; c. 12]

Объект, попросту говоря, является элементом  реальности, которую исследователь  регистрирует как некую «данность». При этом в учебных целях мы не будем усложнять вопрос намеками на то, что не всякая «реальность» проявляет  себя достаточно контрастно и ярко и что среди исследователей тоже есть «дальтоники».

Например, здание может являться объектом изучения для многих людей, но архитектора  в нем будет интересовать стиль, строителя – прочность конструкции и фундамент, жителя – удобство планировки.

Объект социологии – общество в целом или, другими словами, социальная реальность. Социальное явление или процесс возникают тогда, когда поведение одного индивида оказывается под воздействием другого индивида или их группы, независимо от того присутствует при этом данный индивид или группа. Социальное выражает зависимость и совместимость людей, взаимообусловленность их действий. [1;c.30]

 Предмет науки – какая-то сторона, часть объекта, представляет собой результат абстрагирования исследователя.

Предметом какой-либо науки, в частности  социологии, именуют совокупность понятий, при помощи которых ученый описывает объективную реальность.

Предмет исследования, напротив, существует только в голове исследователя, т.е. полностью зависит от самого знания и является его частью. [ 6; c.12]

Если при описании объекта исследования главными действующими лицами у социолога  являются респонденты, то есть живые  люди, то при описании предмета науки- главные действующие лица- понятия  и категории, то есть мертвые абстракции, существующие в идеализированном пространстве.

Итак, объект-это люди, которых опрашивают или за которыми наблюдают, а также  здания, документы, памятники культуры и т.п., которые можно видеть, осязать, измерять, пересчитывать; предмет-это  система абстрактных понятий, при  помощи которых ученый пытается осмыслить  то, что он наблюдал, получил в  ходе опроса, измерил или пересчитал. Предмет относится к науке, объект- к реальной жизни. Таким образом, в самом объекте не содержится никакого предмета. [5;c.18]

Предмет социологии – общество как целостный организм, социальные механизмы его функционирования и развития.

Социальные механизмы – сложные взаимодействия социального целого, особенные и единичные. Это взаимодействие факторов, приводящих в движение, вызывающих развитие.

Основным фокусом социологии является социальная группа. Личность она изучает  не как уникальное создание, а как  представителя какой-либо социальной группы.

Социальные группы рассматриваются  в социологии с позиций их места  в системе социальных связей. Таким  образом, рассматривается сложная  система социальных связей:

Личность – группа.

Группа – группа.

Личность – общество.

Группа – общество.

Общество – природа. [ 1; c.345]

Выделение предмета исследования у  такого крупного и сложного объекта  изучения, как человеческое общество, стало основой для выделения  и самостоятельного развития ряда наук. Общество и человек изучаются  несколькими группами наук, имеющими сходный предмет исследования. Так, предметом изучения экономических  наук служат процессы производства материальных благ, их обмена, распределения и  потребления; политические науки имеют  своим предметом крупные общественные процессы, связанные с управлением  и функционированием института  государства, образованием правительств, распределением власти между различными общественными группами; предметом  изучения исторических наук являются процессы изменений, происходящих в  различных временных промежутках, и проблем, связанных с происхождением отдельных социальных групп или  обществ; поведенческие науки (и  прежде всего психология и социальная психология) выделяют в объекте и  изучают различные виды и формы поведения личностей, влияние на поведение психики человека и его социального окружения. [16; c.14]

Информация о работе Социология как наука. Представление об объекте и предмете социологической науки