Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 19:44, контрольная работа
Каждая из отраслей науки имеет предмет, раскрываемый в содержании, системе теорий, законов, категорий, принципов и т. п. и выполняет особые функции по отношению к практике, исследует определенную сферу общественных отношений, те или иные явления, процессы, в общем все общество. Существует определенная взаимозависимость между предметом, содержанием и функциями науки. Если, абстрагируясь от других наук и от понимаемых в широком смысле потребностей практики, то нельзя не уяснить функции отдельной науки. Именно потребности практики выдвигают на каждом этапе жизни общества новые требования к гуманитарному знанию в целом и отдельным его отраслям. Но современное общество—не механическое соединение различных механизмов управления, властных институтов и структур, социальных сфер политики, экономики, а нечто целое. Возникает потребность именно в отрасли знаний, которая изучает общество во всех его аспектах
Социология как наука
Введение 3
Предмет, объект и функции социологии 4
Заключение 13
Список литературы 14
Религия как социальный институт
Введение 15
Определение религии как социального института 16
Анализ религии как социального института 19
Заключение 27
Список литературы 28
Социальные законы
Основой
изучения социальных отношений, то есть
сведения индивидуального к социальному,
может служить изучение объективно
сформировавшейся структуры социальных
связей и фактов, включенных в связи,
их типы и т. п. В обществе имеется
бесконечное множество
Социальные законы — более или менее полное отражение явлений, присущих окружающему миру. Что же такое социальный закон? Социальный закон — это выражение существенной, все общей и необходимой связи социальных явлений и процессов, прежде всего, связей социальной деятельности людей или их собственных социальных действий. Социальные законы складываются в различных сферах деятельности человека и, прежде всего, в сфере материальной деятельности и осуществляется через посредство деятельности людей. Существуют общие и специфические законы в социологии. Общие законы социологии — пред мет изучения философии. Специфические законы социологии изучаются именно социологией и составляющие ее методологическую основу. Но здесь надо заметить, что отношение социологов к социальным закономерностям и законам несколько изменилось. Если раньше исследователи считали, что социология — наука о законах развития и функционирования общества, а социальный закон — это независящая от субъекта повторяющаяся и типичная связь, характер которой определяет содержание и направление социального развития на любом уровне социальной организации, формирования, то теперь социологи склонны полагать, что законов истории, законов природы не существует. То, что называлось ранее законами, в действительности лишь описание вероятных тенденций развития. Всеобщий социальный закон в прежнем пони мании всеобщ, повторяем и однонаправлен и придает обществу скрытую мистическую сущность. Прежние представления социологии о том, что общество развивается на основе раз и навсегда установленных законов, не выдержали проверки.
Предвидение
еще не означает пророчества. Если наблюдаем
нечто, что проявляется как
Объективность социального закона — это ряд совокупных действий миллионов людей. Но когда говорят, что законы общества проявляются через деятельность людей — это ошибка. Возникает представление, что есть закон, некая существенная связь, которая имеет самостоятельное бытие и обнаруживается в деятельности людей. Но все дело в том, что эта сущность не проявляется — она и есть деятельность. Вот она то и не зависит от индивида, потому что есть результат перекрещивающейся деятельности масс. Социальный закон реализуется и воплощается в жизнь не вообще, а в конкретной форме — в деятельности людей. А каждый отдельный чело век — осуществляет свою деятельность в конкретных условиях общества, в условиях конкретной социально-политической или производственной деятельности, в системе которых он занимает определенное производственное и социальное положение.
В социологии выделяют пять категорий социальных законов:
— законы, констатирующие сосуществование социальных явлений. Согласно таким законам, если есть явление А, то должно быть и явление Б. Так, индустриализация и урбанизация общества определяют сокращение занятых в сельском хозяйстве населения.
— законы, устанавливающие тенденции развития. Они обусловливают изменение структуры социального объекта, переход от одного порядка взаимоотношений к другому. Изменение характера производительных сил требует изменения отношений производства.
— законы, устанавливающие связь между социальными явлениями. Законы функциональные. Они выражают связь между основными элементами социального объекта, что определяет характер его функционирования.
— законы, фиксирующие причинную связь между социальными явлениями. Важнейшим и необходимым условием социальной интеграции выступает рациональное сочетание общественных и личных интересов.
— законы, утверждающие возможность или вероятность связи между социальными явлениями. Уровень бракоразводов в различных странах повышается и колеблется вместе с экономическими циклами.
Любой социальный закон или тенденция проявляется на практике не вообще, а в конкретной форме — в деятельности отдельного человека. Человек осуществляет свою деятельность в конкретных условиях общества. Социология исследует отношения социальных общностей, слоев, личностей, что позволяет не только выявить формы проявления социональных тенденций в различных сферах общества, дисфункциональные элементы в социальном механизме, но и устранять.
1.3 Заключение
Таким образом, социология – это пересечение гуманитарных знаний и социальных наук. Она занимает центральное место и выполняет интегративную (объединяющую) функцию по отношению ко всем другим социальным и гуманитарным наукам.
Объект
социологии - социальная реальность, современное
общество, объективная и субъективная,
первичная и вторичная информация о нем,
собранная из разных источников и помощью
специфических методов.
Социальная общность - базовая социологическая
категория, которая должна стать главным
предметом социологического анализа.
Она соединяет макро- и микроуровень анализа:
поведение людей, массовые процессы, культуру,
социальные институты, отношения собственности
и власти, управление, функции, роли, ожидания.
Это и есть "социум" в наиболее точном
значении этого понятия.
В изучении социальных явлений и
процессов социология основывается
на принципах историзма. Это означает,
что, во-первых, все социальные явления
и процессы рассматриваются как
системы, обладающие определенной внутренней
структурой; во-вторых, изучается процесс
их функционирования и развития; в-третьих,
выявляются специфические изменения
и закономерности перехода их из одного
качественного состояния в
Наиболее общей и сложной социальной системой является общество. Общество – это сформировавшаяся в процессе исторического развития человечества, относительно устойчивая система связей и отношений людей, поддерживаемая обычаями, традициями и законами, основывающаяся на определенном способе производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ.
1.4 Список литературы
2. Религия как социальный институт
Религия как явление,
присущее человеческому
Религия - это своеобразное
поведение мировоззрение и
Религия является необходимым
составным элементом
Основные задачи работы:
- изучение понятия социального
института, его характерных
- рассмотрение религии как социального института.
Исходным пунктом объективного
социологического анализа религии
должно быть понимание ее как социокультурного
института. Такой подход к изучению
религии, которая совмещает в
себе черты культурной системы, то есть
определяет сферу значений, символов
и ценностей, относящихся к фундаментальным
аспектам человеческого бытия, и
вместе с тем функционирует в
обществе в качестве самостоятельного
социального института (социальной
подсистемы) в тесной связи с другими
социальными институтами, позволяет
с максимальной полнотой и объективностью
выяснить и проанализировать уникальную
роль религии в человеческой истории,
в жизни современного общества. Отсюда
проистекает вторая методологическая
особенность социологического анализа
религии, заключающаяся в том, что
при исследовании ее функций как
социального института
Имеющийся на сегодня эмпирический
материал, накопленный социологией
религии за вековую историю своего
существования, дает основание предположить
в качестве наиболее существенных черт
религии связь религиозного опыта
и практики с "предельными, конечными
условиями человеческого
"Опыт смерти, зла и
страданий", - отмечает известный
американский специалист в
Р.Белла отмечает такую существенную деталь религии, как ее обращенность к самым общим проблемам человеческого бытия: она основывается не на конкретном чувственном опыте отдельного человека, а включает в себя обобщенные, символические характеристики бытия4. Поэтому, как и любая другая система ценностей, религия обладает обобщенным, рефлексирующим содержанием. Эта особенность религиозных идей и символов придает им особый авторитет и власть над людьми, способствуя интеграции и консолидации общества. Итак, можно заключить, что религиозный опыт и религиозный символизм внутренне присущи мировоззрению и сознанию человека.
Что касается социологического
определения религии, то вышеприведенные
рассуждения дают основание отнести
ее к одному из главных компонентов
культурной системы, связанной с
фундаментальными, жизненно важными
для общества ценностями, определяющими
смысловое содержание человеческих
действий. Популярное в западной социологии
толкование религии определяет ее как
"институционализированную систему
верований, символов, ценностей и
практик, которые обеспечивают группу
людей решением вопросов, относящихся
к сфере предельных категорий
человеческого бытия". Сходное
с этим определение религии дает
и Р.Белла в своей известной
работе "За пределами веры", отождествляя
ее с "набором символических форм
и действий, которые соотносят
человека с конечными условиями
его существования". Следовательно,
наиболее существенная черта религии,
религиозных символов и действий,
заключается в их соотнесенности
с конечными условиями
Информация о работе Социология как наука. Религия как социальный институт