Социология как наука. Религия как социальный институт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 19:44, контрольная работа

Описание работы

Каждая из отраслей науки имеет предмет, раскрываемый в содержании, системе теорий, законов, категорий, принципов и т. п. и выполняет особые функции по отношению к практике, исследует определенную сферу общественных отношений, те или иные явления, процессы, в общем все общество. Существует определенная взаимозависимость между предметом, содержанием и функциями науки. Если, абстрагируясь от других наук и от понимаемых в широком смысле потребностей практики, то нельзя не уяснить функции отдельной науки. Именно потребности практики выдвигают на каждом этапе жизни общества новые требования к гуманитарному знанию в целом и отдельным его отраслям. Но современное общество—не механическое соединение различных механизмов управления, властных институтов и структур, социальных сфер политики, экономики, а нечто целое. Возникает потребность именно в отрасли знаний, которая изучает общество во всех его аспектах

Содержание работы

Социология как наука
Введение 3
Предмет, объект и функции социологии 4
Заключение 13
Список литературы 14
Религия как социальный институт
Введение 15
Определение религии как социального института 16
Анализ религии как социального института 19
Заключение 27
Список литературы 28

Файлы: 1 файл

СОЦИО РЕФЕР.docx

— 52.62 Кб (Скачать файл)

Социальные законы

Основой изучения социальных отношений, то есть сведения индивидуального к социальному, может служить изучение объективно сформировавшейся структуры социальных связей и фактов, включенных в связи, их типы и т. п. В обществе имеется  бесконечное множество различных  социальных систем. Значительная часть таких связей носит случайный и временный характер. Особенность социологии как науки состоит в том, что социальные связи и отношения изучаются на уровне социальных законов и закономерностей.

Социальные  законы — более или менее полное отражение явлений, присущих окружающему миру. Что же такое социальный закон? Социальный закон — это выражение существенной, все общей и необходимой связи социальных явлений и процессов, прежде всего, связей социальной деятельности людей или их собственных социальных действий. Социальные законы складываются в различных сферах деятельности человека и, прежде всего, в сфере материальной деятельности и осуществляется через посредство деятельности людей. Существуют общие и специфические законы в социологии. Общие законы социологии — пред мет изучения философии. Специфические законы социологии изучаются именно социологией и составляющие ее методологическую основу. Но здесь надо заметить, что отношение социологов к социальным закономерностям и законам несколько изменилось. Если раньше исследователи считали, что социология — наука о законах развития и функционирования общества, а социальный закон — это независящая от субъекта повторяющаяся и типичная связь, характер которой определяет содержание и направление социального развития на любом уровне социальной организации, формирования, то теперь социологи склонны полагать, что законов истории, законов природы не существует. То, что называлось ранее законами, в действительности лишь описание вероятных тенденций развития. Всеобщий социальный закон в прежнем пони мании всеобщ, повторяем и однонаправлен и придает обществу скрытую мистическую сущность. Прежние представления социологии о том, что общество развивается на основе раз и навсегда установленных законов, не выдержали проверки.

Предвидение еще не означает пророчества. Если наблюдаем  нечто, что проявляется как историческая тенденция или направление, то не может знать проявится ли оно завтра, в будущем. Безусловно, в обществе существуют наиболее сильные детерминанты, определяющие жизнь общества: власть, идеология, экономика. Но ни одна из них не может быть названа ведущей или решающей тенденцией развития. Лишь во взаимодействии они формируют тенденцию эволюции человечества. Объективность социального закона в том, что новые поколения застают готовые отношения связи, тенденции, сложившиеся без их участия.

Объективность социального закона — это ряд совокупных действий миллионов людей. Но когда говорят, что законы общества проявляются через деятельность людей — это ошибка. Возникает представление, что есть закон, некая существенная связь, которая имеет самостоятельное бытие и обнаруживается в деятельности людей. Но все дело в том, что эта сущность не проявляется — она и есть деятельность. Вот она то и не зависит от индивида, потому что есть результат перекрещивающейся деятельности масс. Социальный закон реализуется и воплощается в жизнь не вообще, а в конкретной форме — в деятельности людей. А каждый отдельный чело век — осуществляет свою деятельность в конкретных условиях общества, в условиях конкретной социально-политической или производственной деятельности, в системе которых он занимает определенное производственное и социальное положение.

В социологии выделяют пять категорий социальных законов:

— законы, констатирующие сосуществование социальных явлений. Согласно таким законам, если есть явление А, то должно быть и явление Б. Так, индустриализация и урбанизация общества определяют сокращение занятых в сельском хозяйстве населения.

— законы, устанавливающие тенденции развития. Они обусловливают изменение структуры социального объекта, переход от одного порядка взаимоотношений к другому. Изменение характера производительных сил требует изменения отношений производства.

— законы, устанавливающие связь между социальными явлениями. Законы функциональные. Они выражают связь между основными элементами социального объекта, что определяет характер его функционирования.

— законы, фиксирующие причинную связь между социальными явлениями. Важнейшим и необходимым условием социальной интеграции выступает рациональное сочетание общественных и личных интересов.

— законы, утверждающие возможность или вероятность связи между социальными явлениями. Уровень бракоразводов в различных странах повышается и колеблется вместе с экономическими циклами.

Любой социальный закон или тенденция  проявляется на практике не вообще, а в конкретной форме — в деятельности отдельного человека. Человек осуществляет свою деятельность в конкретных условиях общества. Социология исследует отношения социальных общностей, слоев, личностей, что позволяет не только выявить формы проявления социональных тенденций в различных сферах общества, дисфункциональные элементы в социальном механизме, но и устранять.

 

 

1.3 Заключение

Таким образом, социология – это пересечение  гуманитарных знаний и социальных наук. Она занимает центральное место  и выполняет интегративную (объединяющую) функцию по отношению ко всем другим социальным и гуманитарным наукам.

Объект  социологии - социальная реальность, современное общество, объективная и субъективная, первичная и вторичная информация о нем, собранная из разных источников и помощью специфических методов. 
Социальная общность - базовая социологическая категория, которая должна стать главным предметом социологического анализа. Она соединяет макро- и микроуровень анализа: поведение людей, массовые процессы, культуру, социальные институты, отношения собственности и власти, управление, функции, роли, ожидания. Это и есть "социум" в наиболее точном значении этого понятия.

В изучении социальных явлений и  процессов социология основывается на принципах историзма. Это означает, что, во-первых, все социальные явления  и процессы рассматриваются как  системы, обладающие определенной внутренней структурой; во-вторых, изучается процесс  их функционирования и развития; в-третьих, выявляются специфические изменения  и закономерности перехода их из одного качественного состояния в другое.

Наиболее общей и сложной  социальной системой является общество. Общество – это сформировавшаяся в процессе исторического развития человечества, относительно устойчивая система связей и отношений людей, поддерживаемая обычаями, традициями и законами, основывающаяся на определенном способе производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ.

 

1.4 Список литературы

  1. Социология. Учебное пособие. Под ред. Г.В. Осипова, Л.Н. Москвичева и др. – М., 2003.
  2. Социология. Учебное пособие. Под ред. проф. В.И. Добренькова. – М., 2005.
  3. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социологические институты и процессы. - М., 2002.
  4. Каримов И.М. Общественное мнение. М.: Наука, 2004.
  5. Лямцев В.Н, Тарутин В.А. Общественное мнение и идейно-воспитательная работа. Киев, 2001.
  6. Укледов А.К. Социология. М., 2005.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Религия как социальный институт

    1. Введение

 Религия как явление,  присущее человеческому обществу  на протяжении всей его истории  и охватывающее до настоящего  времени подавляющую часть населения  земного шара, оказывается тем  не менее областью недоступной  и по меньшей мере непонятной  для очень многих людей.

Религия - это своеобразное поведение мировоззрение и мироощущение, основанное на вере в сверхъестественное, недоступное пониманию человека.

Религия является необходимым  составным элементом общественной жизни, в том числе духовной культуры общества. Она выполняет в обществе ряд важных социокультурных функций. Одной из таких функций религии  является мировоззренческая, или смыслополагающая. В религии как форме духовного  освоения мира, осуществляется мысленное  преобразование мира, его организация  в сознании, в ходе, которой вырабатывается определенная картина мира, нормы, ценности, идеалы и другие компоненты мировоззрения, определяющие отношение человека к  миру и выступающие в качестве ориентиров и регуляторов его  поведения.

Основные задачи работы:

- изучение понятия социального  института, его характерных черт;

- рассмотрение религии  как социального института.

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Определение религии как социального института

Исходным пунктом объективного социологического анализа религии  должно быть понимание ее как социокультурного института. Такой подход к изучению религии, которая совмещает в  себе черты культурной системы, то есть определяет сферу значений, символов и ценностей, относящихся к фундаментальным  аспектам человеческого бытия, и  вместе с тем функционирует в  обществе в качестве самостоятельного социального института (социальной подсистемы) в тесной связи с другими  социальными институтами, позволяет  с максимальной полнотой и объективностью выяснить и проанализировать уникальную роль религии в человеческой истории, в жизни современного общества. Отсюда проистекает вторая методологическая особенность социологического анализа  религии, заключающаяся в том, что  при исследовании ее функций как  социального института необходимо уделить особое внимание тем из них, которые относятся к культурной системе общества, то есть связаны  с ценностно-нормативными аспектами. И наконец, третья характерная методологическая особенность социологического анализа  религии состоит в том, чтобы  учитывать позицию личности, точку  зрения актера, то есть самого действующего лица (верующего), без чего трудно уяснить  в полной мере значение религиозного опыта, религиозных чувств и настроений верующих. Этот момент также чрезвычайно  важен, ибо чисто внешнее, объективное  наблюдение и изучение религии ведет, с одной стороны, к ложной дилемме "религия-наука", а с другой стороны, заведомо сужает культурологическое, мировоззренческое значение религии.

Имеющийся на сегодня эмпирический материал, накопленный социологией  религии за вековую историю своего существования, дает основание предположить в качестве наиболее существенных черт религии связь религиозного опыта  и практики с "предельными, конечными  условиями человеческого существования", к числу которых принято относить такие фундаментальные события, как рождение и смерть человека, смысл его пребывания на земле, многочисленные страдания и переживания, добро  и зло и другие драматические  моменты. Социологи полагают, что  возникновение и существование  религии во всех без исключения обществах  как раз и объясняются стремлением  человечества не только найти ответы на эти фундаментальные проблемы собственного бытия, но и вместе с  тем сформировать сознание и чувства  верующих людей таким образом, чтобы  они обрели уверенность и нашли  моральную опору и утешение в  религиозной деятельности.

"Опыт смерти, зла и  страданий", - отмечает известный  американский специалист в области  социологии религии Р.Белла, - приводит  к постановке глубоких вопросов  о смысле всего этого, на  которые не дают ответа повседневные  категории причины и следствия.  Религиозные символы предлагают  осмысленный контекст, в котором  этот опыт может быть объяснен  благодаря помещению его в  более грандиозную Мировоззренческую  структуру, и представлению эмоционального  утешения, пусть даже это будет  утешением самоотреченности. Однако  религия, по мнению Р.Белла,  не является только средством  преодоления тоски и отчаяния. Скорее всего, она представляет  собой символическую модель, формирующую  человеческий опыт - как познавательный, так и эмоциональный. Что делать и что думать, когда отказывают другие способы решения проблемы - вот сфера религии.

Р.Белла отмечает такую  существенную деталь религии, как ее обращенность к самым общим проблемам  человеческого бытия: она основывается не на конкретном чувственном опыте  отдельного человека, а включает в  себя обобщенные, символические характеристики бытия4. Поэтому, как и любая другая система ценностей, религия обладает обобщенным, рефлексирующим содержанием. Эта особенность религиозных идей и символов придает им особый авторитет и власть над людьми, способствуя интеграции и консолидации общества. Итак, можно заключить, что религиозный опыт и религиозный символизм внутренне присущи мировоззрению и сознанию человека.

Что касается социологического определения религии, то вышеприведенные  рассуждения дают основание отнести  ее к одному из главных компонентов  культурной системы, связанной с  фундаментальными, жизненно важными  для общества ценностями, определяющими  смысловое содержание человеческих действий. Популярное в западной социологии толкование религии определяет ее как "институционализированную систему  верований, символов, ценностей и  практик, которые обеспечивают группу людей решением вопросов, относящихся  к сфере предельных категорий  человеческого бытия". Сходное  с этим определение религии дает и Р.Белла в своей известной  работе "За пределами веры", отождествляя ее с "набором символических форм и действий, которые соотносят  человека с конечными условиями  его существования". Следовательно, наиболее существенная черта религии, религиозных символов и действий, заключается в их соотнесенности с конечными условиями человеческого  существования - рождением и смертью  человеческого существа, его жизненными трагедиями, бесконечностью окружающего  мира и др. Именно этот смыслообразующий компонент религии дает основание  рассматривать ее в качестве центрального компонента культурной системы, ибо  проблема решения смысла "конечных условий человеческого существования" встает перед любым обществом  на любой ступени его развития, независимо от типа общественного устройства5.

Информация о работе Социология как наука. Религия как социальный институт