Социология как наука. Религия как социальный институт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 19:44, контрольная работа

Описание работы

Каждая из отраслей науки имеет предмет, раскрываемый в содержании, системе теорий, законов, категорий, принципов и т. п. и выполняет особые функции по отношению к практике, исследует определенную сферу общественных отношений, те или иные явления, процессы, в общем все общество. Существует определенная взаимозависимость между предметом, содержанием и функциями науки. Если, абстрагируясь от других наук и от понимаемых в широком смысле потребностей практики, то нельзя не уяснить функции отдельной науки. Именно потребности практики выдвигают на каждом этапе жизни общества новые требования к гуманитарному знанию в целом и отдельным его отраслям. Но современное общество—не механическое соединение различных механизмов управления, властных институтов и структур, социальных сфер политики, экономики, а нечто целое. Возникает потребность именно в отрасли знаний, которая изучает общество во всех его аспектах

Содержание работы

Социология как наука
Введение 3
Предмет, объект и функции социологии 4
Заключение 13
Список литературы 14
Религия как социальный институт
Введение 15
Определение религии как социального института 16
Анализ религии как социального института 19
Заключение 27
Список литературы 28

Файлы: 1 файл

СОЦИО РЕФЕР.docx

— 52.62 Кб (Скачать файл)

Своеобразную культурологическую трактовку религии предлагает Т.Парсон. Исходя из разработанной им информационно-кибернетической  модели системы человеческих действий, в соответствии с которой функционирование социокультурных систем определяется взаимосвязями (прямыми и обратными) четырех подсистем - биологического организма, личности, социальной и культурной систем - он так трактует религию: "В  социокультурной сфере то, что  обычно называют религией, находится  на самом высоком уровне кибернетической  иерархии сил, которые, в смысле определения  общей направленности человеческих действий среди возможных альтернатив, допускаемых условиями человеческого  существования, контролируют процессы человеческих действий". Несмотря на некоторую условность этого истолкования религии, ввиду отождествления общества с кибернетическим механизмом, оно, подобно предыдущим интерпретациям, подчеркивает смыслообразующий момент религиозных ценностей, обуславливающих  их уникальное место в системе  культуры.

Культурологический подход к пониманию сущности религии  широко распространен в западной социологии, он имеет под собой  определенный исторический фундамент, но его защитники не принимают  во внимание социальную эволюцию религии, которая привела к заметному  ослаблению позиций религии в  обществе. В системе современной  культуры научное знание, в неменьшей  мере, чем религиозное, определяет смысл  и значение многих видов человеческой деятельности. Односторонность культурологической трактовки религии может быть преодолена, если дополнить его институциональным  подходом, в соответствии с которым  религия рассматривается как  социальный институт, а ее содержание раскрывается в ходе анализа выполняемых  им в обществе функций.

Рассмотрение религии  в качестве социального института  предполагает ее теоретическое описание в терминах социальной системы, точнее, подсистемы социального целого.

2.3 Анализ религии как социального института

Институциональный подход к  изучению религии предполагает анализ эволюции института религии на различных  ступенях развития общества. Ввиду  чрезвычайной сложности указанного вопроса, ограничимся описанием  основных типов религиозных верований. Исторически первичными формами  религии являлись фетишизм, тотемизм и магия, существовавшие в первобытных  обществах. При господстве фетишизма  объектом религиозного поклонения выступал какой-то конкретный объект, растение, животное, наделяемые мистическими и  сверхъестественными свойствами, Предполагалось, что обладание этим объектом приносит удачу в жизни, предохраняет от опасностей и невзгод. Тотемизм отличается от фетишизма  тем, что тотем выступает в  качестве коллективного религиозного объекта. Первобытные люди полагали, что тотем обладает мистической  силой, способствующей сохранению первобытной  общины. Магия представляла собой  колдовские обряды и заклинания, посредством  которых стремились воздействовать на различные события окружающего  мира с тем, чтобы изменить их в  желательном направлении.

Вступление человечества в эпоху цивилизации знаменовалось  возникновением гораздо более сложных  типов религиозных систем. Создание социально стратифицированных обществ  сопровождалось формированием политеистических религий, ярким примером которых  может служить античная древнегреческая  религиозная система. Согласно греческой  мифологии, миром управляют множество  богов, каждый из которых покровительствует  определенным сферам жизнедеятельности  человека: Аполлон - бог искусства, Гермес - торговли. Марс - войны и т.п. На вершине  Олимпа восседает Зевс. Политеистические религии являлись культурной и мировоззренческой  основой национально-государственных  образований.

Другим известным типом  религиозных верований выступает  монотеизм, возникший в процессе формирования трех главных мировых  религий: буддизма (VI-V вв. до н.э.), христианства (1 в.) и ислама (VII в.). Для них характерно стремление объединить в одной вере людей различных социальных групп, государств и национальностей. Монотеизм  означает веру в единого бога как  высшее духовное существо, хотя в трех мировых религиях существуют разнообразные  вариации в отправлении религиозного культа и толковании единобожия. В  христианстве, например, бог един в  трех лицах (ипостасях): Бог-отец, Бог-сын  и Бог-святой дух.

Как уже было сказано ранее, рассмотрение религии в качестве социального института предполагает ее теоретическое описание в терминах социальной системы, точнее, подсистемы социального целого.

С социологической точки  зрения институт религии, подобно другим социальным организациям, может быть представлен как система философской  верой двух взаимосвязанных уровней: 1) ценностно-нормативной модели, включающей в себя совокупность верований, символов и предписаний, относящихся к  определенному кругу явлений  и предметов, называемых священными и 2) структуры поведенческих образцов, управляемых и регулируемых посредством  религиозных норм и верований.

Ценностно-нормативный уровень  религии представляет собой сложную  совокупность верований, символов, ценностей, моральных заповедей, которые содержатся в священных текстах и писаниях. В христианской религии, например, источником ценностей и знания выступает  Библия, в мусульманстве - Коран и  т.п. Эти священные тексты являются для верующих источником знаний о  мире, природе, космосе, человеке и обществе. Эти знания тесно переплетаются  с художественно-образным, подчас фантастическим изображением земной жизни. Своеобразие  религиозных понятий и идей заключается  в том, что они оказывают сильное  воздействие на психику и эмоции верующих, порождая у людей чувства  радости, надежды, скорби, греховности, смирения, наряду с чувством любви  к Богу, которое в совокупности с остальными формирует у верующего  особое "религиозное чувство".

Религиозные верования и  знания могут быть рассмотрены как  ценностные системы, занимающие особое место в духовной культуре общества, поскольку они определяют смысл  и значение предельных состояний  человеческого бытия, о которых  говорилось выше. Наряду с этим они  включают в свое содержание моральные  ценности и установки, как правило, аккумулирующие в себе выработанные веками нормы и правила человеческого  общежития. Содержат они и гуманистическую  ориентацию, призывающую к социальной справедливости и любви к ближнему, взаимной терпимости и уважению. Поэтому  вполне естественно, что религиозные  идеи и ценности способствуют социальной интеграции и стабильности общества.

Исключительно важная роль в ценностно-нормативной системе  религии принадлежит религиозной  символике, такой как крест и  распятие Христа, само церковное строение, символизирующее устремление верующих ввысь, ближе к Богу, алтарь в храме, иконы и т.п. Все религиозные  действия, связанные с отправлением религиозного культа, проведение церковной  службы и молитвы, различные обряды и празднества обязательно происходят с использованием религиозной символики. Ее художественное оформление призвано служить, с одной стороны, символом того священного мира, с которым  соприкасается верующий во время  культовых действий, а с другой - призвано вызвать у верующих соответствующие  религиозные чувства и настроения.

Характерной особенностью религиозных  образцов поведения и действия, резко  отличающей их от нормативных образцов поведения в других сферах человеческой деятельности, является преобладание в них эмоционально-аффективных  моментов. Это дает основание относить "религиозное действие" к типу нелогичного, нерационального социального  действия, которое в значительной мере связано с эмоционально-чувственной, бессознательной сферой человеческой психики. Однако проблема взаимоотношения  рационального и нерационального  аспектов человеческой деятельности в  социологической и философской  литературе нередко однобоко интерпретируется - заостряется на противопоставлении двух полярных типов - науки и религии.

Центральное место в религиозной  деятельности принадлежит отправлению  культа, содержание которого определяется религиозными идеями, верованиями, ценностями. Именно благодаря культовым действиям  формируется религиозная группа. К культовым действиям относятся  религиозные обряды и церемонии, проповеди, молитвы, богослужения и  т.п. Культовые действия рассматриваются  верующими как акт непосредственного  взаимодействия, контакта со священными объектами или божественными  силами, которым они поклоняются. Различают два основных вида культовых  действий: 1) магическое (колдовское) и 2) умилостивительный культ.

Магические элементы присущи  любой религии, как уже отмечалось, они занимали большое место в  первобытных религиях. В мировых  религиях магические действия наполнились  новым содержанием и оказались  подчиненными умилостивительному культу. Значение последнего заключается в  том, что верующие в ходе совершения культового действия обращаются к объектам поклонения с различными просьбами  и пожеланиями, относящимися к личным судьбам верующих и событиям, происходящим в окружающем мире. В любой достаточно развитой религиозной организации  существует особая группа лиц (жрецы, священнослужители  и т.п.), которые выступают посредниками между божественными, священными силами и объектами, и группой верующих. В первобытных религиях культовые  действия, как правило, совершались  коллективно, с участием всех взрослых членов рода или племени. В более  развитых религиозных системах разрешается  индивидуальная культовая деятельность, как например, молитва верующего  у себя дома.

Важную роль в социологическом  исследовании религии отводят изучению структуры религиозной организации, Последний термин может использоваться как в широком смысле слова, когда  она отождествляется с социальной системой, и в узком - когда под  организацией понимают внутреннее устройство религиозных общин и способы  управления, руководства ими. Именно в этом смысле слова термин "религиозная  организация", наряду с понятиями "религиозного сознания" и "религиозного культа" использовался для описания и анализа природы религии  в марксистской социальной философии.

Основной формой современной  религиозной организации выступает  церковь. Это такое объединение  верующих, в котором придерживаются одного вероисповедания (или какой-то его ветви, как например, православная или католическая церковь.) В качестве институционализированной социальной организации деятельность церкви находится  в определенных официально-правовых отношениях с государственными органами. Церковь претендует на универсализм, на то, чтобы распространить влияние  своего вероучения на все общество. Как известно, в эпоху средневековья  католическая церковь в Европе оспаривала политическую власть у королей и  императоров.

В церковной организации  выделяются две основные социальные группы: 1) клир - служители церкви, священники и 2) миряне - рядовые члены церкви. Священнослужители, таким образом, представляют особую статусную группу, призванную обеспечивать отправление  религиозного культа и контролировать деятельность церковного прихода, местной  религиозной общины. Управленческую деятельность в церковной организации  осуществляют священнослужители высшей иерархии - епископы, патриархи и  др. Надо отметить, что не все религиозные  объединения признают необходимость  церковной иерархии. Баптисты, например, отрицают деление верующих на клир и мирян, считая, что каждый верующий обладает способностью совершать богослужение, то есть быть священником.6

С социологической точки  зрения можно выделить четыре основные функции религии в обществе:

1) интегративную;

2) регулятивную;

3) психотерапевтическую;

4) коммуникативную.

Первые две функции  непосредственно относятся к  деятельности религии в качестве института культуры, поскольку они  присущи ценностям и нормам, входящим в содержание культуры как системы.

Интегративная функция  религии была достаточно полно раскрыта Э. Дюркгеймом, который, изучая первобытные религии аборигенов Австралии, обратил внимание на то, что религиозный символизм, религиозные ценности, обряды и обычаи способствуют социальной сплоченности, обеспечивают устойчивость и стабильность первобытных обществ. Принятие определенной системы верований, символов, согласно Дюркгейму, включает человека в религиозную моральную общность и служит интегративной силой, сплачивающей людей.7

Регулятивная  функция религии заключается в том, что она поддерживает и усиливает действие принятых в обществе социальных норм поведения, осуществляет социальный контроль, как формальный - через деятельность церковных организаций, могущих поощрять или наказывать верующих, так и неформальный, осуществляемый самими верующими в качестве носителей моральных норм по отношению к окружающим людям. В сущности, эту функцию религии можно было бы назвать нормативной, ибо любая религия предписывает своим приверженцам определенные стандарты поведения, обусловленные господствующими религиозными ценностями.

Психотерапевтическая  функция религии. Сферой ее действия выступает, в первую очередь, само религиозное сообщество. Давно было замечено, что различные религиозные действия, связанные с отправлением культа -богослужения, молитвы, ритуалы, обряды и т.п. - оказывают успокоительное, утешительное воздействие на верующих, придают им моральную стойкость и уверенность, предохраняют от стрессов.

Коммуникативная функция, как и предшествующие, имеет значение, в первую очередь, для самих верующих. Общение развертывается для верующих в двух планах: в плане общения их с богом и "небожителями", и в плане их общения друг с другом. "Богообщение" считается высшим видом общения и в соответствии с этим общение с "ближними" приобретает характер второстепенности. Важнейшим средством общения выступает культовая деятельность - богослужение в храме, общественная молитва, участие в таинствах, обрядах и т.п. Языком общения служит религиозная символика, священные писания, ритуалы.

Указанные четыре функции  религии как социального института  носят универсальный характер, проявляются  в любом типе религиозной практики.8

Таким образом, на основе всего  вышесказанного можно сделать вывод, что религия как социальный институт – это организованное объединение  людей, выполняющих определенные социально  значимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполняемых  членами своих социальных ролей, задаваемых социальными ценностями, нормами и образцами поведения.

Информация о работе Социология как наука. Религия как социальный институт