Социология как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 19:23, контрольная работа

Описание работы

Социология ставит целью дать ответы именно на жизненные вопросы людей. Ведь в современных условиях многие люди испытывают чувство страха. Они боятся возможности ядерной войны, перспективы безработицы, хрупкости человеческих отношений. И что делает их страх особенно ужасным — это то, что они ничего об этом не знают. Социология и ставит целью: помочь людям разобраться самим в сложных проблемах жизни. Ведь социология — это понимание общества. Люди, создающие общество, в котором живут, несомненно, имеют возможность изменить его, преобразовать, но прежде познав. И здесь-то на помощь приходит наука социология.

Содержание работы

1.Введение…………………………………………………………..………….стр.3
2.Возникновение социологии…………..………………………….…………стр.3
3.Предмет и объект социологии………………………………….…………..стр.6
4.Функции социологии ……………………………………………………….стр.8
5. Структура социологии………………………………………………….…стр.11
6.Заключение………………………………………………………………….стр.16
7.Список использованных источников……………………………………...стр.17
8. Практические задания………………………………

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по социологии.docx

— 42.60 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

«Уральский Государственный Экономический Университет»

Центр дистанционного образования

 

 

 

 

                     

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Социология»

на тему «Социология как наука»

 

                                                                              

                                                                                 Исполнитель:

                                                                           Студент группы  ГМФ-12сб

                                                                           Верховодко А. В.

                                                                            Преподаватель: Кузнецова В.Ф.

                                                                                     

                                                                                                                                        ________________________________________________                                                                                                                             

                                                                                                                 (подпись)

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург 2013г

 

СОДЕРЖАНИЕ

1.Введение…………………………………………………………..………….стр.3

2.Возникновение социологии…………..………………………….…………стр.3

3.Предмет и объект социологии………………………………….…………..стр.6

4.Функции социологии ……………………………………………………….стр.8

5. Структура социологии………………………………………………….…стр.11

6.Заключение………………………………………………………………….стр.16

7.Список использованных источников……………………………………...стр.17

8. Практические задания……………………………………………………..стр.18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

С древнейших времен человека интересовали не только загадки и  явления окружающей его природы (разливы рек, землетрясения, извержения вулканов, смена времен года или  дня и ночи и т.д.), но и проблемы, связанные с его собственным  существованием среди других людей. Действительно, почему люди стремятся  жить среди других людей, а не в  одиночку? Что заставляет их проводить  между собой границы, разделяться  на отдельные государства и враждовать друг с другом? Почему одним позволено  пользоваться многими благами, а  другим отказано во всем?

Социология ставит целью дать ответы именно на жизненные вопросы людей. Ведь в современных условиях многие люди испытывают чувство страха. Они  боятся возможности ядерной войны, перспективы безработицы, хрупкости  человеческих отношений. И что делает их страх особенно ужасным — это  то, что они ничего об этом не знают. Социология и ставит целью: помочь людям  разобраться самим в сложных  проблемах жизни. Ведь социология —  это понимание общества. Люди, создающие  общество, в котором живут, несомненно, имеют возможность изменить его, преобразовать, но прежде познав. И  здесь-то на помощь приходит наука социология.

Возникновение социологии

Первоначально социология обозначала обществоведение, но с течением времени  предмет социологии непрерывно менялся  и уточнялся, сопровождаясь постепенным  отделением социологии от философии. Дело в том, что к середине XIX в. потребности  социального развития и внутренняя логика эволюции науки об обществе требовали новых подходов, формирования типа социальных явлений. И в ответ  на потребности формирования гражданского общества возникает социология. Ведь шел процесс становления общества, утверждавшего торжество прав и  свобод человека, духовную, экономическую  независимость и автономность, гражданина вместо привычного нормативного порядка  феодально-абсолютистского устройства общества с его жесточайшей тотальной регламентацией общественно-политической, экономической и духовной жизни людей.

 Расширение пределов свобод  и прав человека, существенное  увеличение возможностей выбора  пробуждали интерес человека  к знанию основ жизни социальной  общности людей, социальных процессов  и явлений с целью рационального,  эффективного использования приобретенных  прав и свобод. Но и свободная  конкуренция в экономике, политике, духовной сфере поставили в  прямую зависимость результативность  деятельности предпринимателей  — от умения и использования  знаний о конкретных социальных  механизмах, настроений и ожиданий  людей и т.п. И отраслью знаний, помогающей глубже и конкретнее  познать общество, основу социального  взаимодействия людей с целью  рационального использования свободы  самоорганизации стала социология.

Ведь социология изучала  общество, социальные отношения и  социальные общности, их деятельность, а философия хотя и изучает  личность и социальные общности как  объекты и субъекты деятельности, но делает это на высоком уровне обобщения — на уровне раскрытия  их сущности, а не в развертывании  сущности в действительности, выявлении  жизни во всем ее противоречивом существовании  как это делает социология. Постепенно, по мере накопления социальных знаний, происходил рост теоретических социологических концепций, каждая из которых обосновывала определенный аспект социальных отношений, давала интеграцию социального, выступающего главенствующей категорией социологии.

Используя разнообразные  методы научного познания, социология осмысливает общество, общественную жизнь не как предельно общую  абстрактность, а как реальность, пытаясь с достаточной полнотой уловить и выразить в положениях, теориях ее многоцветье и внутреннюю неоднородность. Социология как определенный тип знаний об обществе выходя из недр социальной философии, перенимает философскую культуру, признавая особое значение теоретического обобщения, целостного концептуального осмысления социальных явлений.

Термин «социология» в  буквальном смысле слова означает «наука об обществе» или «учение об обществе». Впервые его употребил французский  философ Огюст Конт в 1840-х. Однако многие положения будущей науки были предвосхищены в трудах Конфуция, индийских, ассирийских и древнеегипетских мыслителей. Особое место в обосновании социальных идей принадлежит древнегреческим философам Платону, Аристотелю. Французские просветители 18 в. – Жан-Жак Руссо, Шарль Луи Монтескье, Вольтер, Дени Дидро, представители утопической мысли – Томас Мор, Томмазо Кампанелла, Клод Анри Сен-Симон, Шарль Фурье, Роберт Оуэн развили идеи о возможностях совершенствования общества в реалиях Нового времени. Однако все социальные идеи, высказанные и сформулированные до 19 в., были предтечей социологии, ее истоками, но не самой наукой. Возникновение социологии как науки отражает качественно новый этап в истории общества, когда оно предстало в человеческом измерении – каждый человек становился субъектом исторического процесса. Этот коренной поворот в социальной практике и социальной науке связан с великими буржуазными революциями, в основном, с французской в конце 18 в.

Она провозгласила свободу, равенство, братство всех людей, независимо от социального происхождения, социального  положения, вероисповедания, национальной принадлежности. Именно с этого периода  начинается новое осмысление роли человека, изучения сознания и поведения людей  как активных участников экономических, социальных, политических и культурных изменений.

 

 

Предмет и объект социологии

Объект любой науки есть то, на что направлен процесс исследования, а сфера предмета — те стороны, связи и отношения, составляющие объект изучения. Объект социологии, как  и других общественных наук — социальная реальность, а поэтому социология — наука об обществе. Но еще недостаточно для определения предмета социологии. Это лишь определение объекта  исследования, который часто совпадает  с объектом других общественных наук (история, этнография, право, философия).

Социология наука о целостности  общественных отношений, обществе как  целостном организме; о социальной системе.

Естественно, объектом социологии и  есть определенная сфера действительности, обладающая относительной завершенностью и целостностью. Ведь, известно, различными объектами наук выступают природа  и общества, которые соответственно и изучаются естественными и  социально-гуманитарными отраслями  знаний. Каждый из объектов тоже “расчленяется” науками на отдельные части, фрагменты, которые становятся их предметами. Вопрос о соотношении объекта  и предмета социологии как науки  состоит в том, как понимать общество, процесс его функционирования и  развития в качестве объекта гуманитарного  знания. Ведь широко распространен  взгляд на общество как на определенную общественно-экономическую систему, определенную ступень развития человеческой цивилизации. Дело в том, что основной порок в понимании общества состоит  в том, что общество представляется в виде базиса и надстройки, совокупность экономической, социальной, политической и духовной сфер. Но здесь-то выпадают из поля зрения теории об обществе и, прежде всего, самый важный, главный объект—человек, его потребности, интересы, ценностные ориентации. Между тем, история есть не что иное как деятельность человека осуществляющего свои цели. Сведение ее к взаимодействию базиса и надстройки, состязание различных социально-экономических систем, ступеней развития цивилизации обрекает на абстрактное, одномерное видение общества, на безальтернативный взгляд на его развитие. Здесь-то и таятся истоки экономического признания игнорирования личности и общечеловеческих ценностей, отрицания мира культуры. Здесь-то и важно определять общество как совокупность социальных общностей, слоев, групп, индивидов, а саму историю как деятельность людей, преследующих определенные цели. Люди ставят самые разные цели и руководствуются ими в своей жизни. Именно цели есть специфическая черта деятельности человека. Целеобразная деятельность включает множество различных, органично связанных между собой элементов. Сознательная деятельность в силу внутреннего содержания имеет и противоречивый и динамичный характер. Это проявляется, прежде всего, в том, что люди, получив определенный результат, корректируют на его основе свою последующую деятельность с тем, чтобы достигнутое максимально совпало с желанием. Происходит, хотя и крайне противоречиво, исторический процесс рационализации деятельности людей. Идея рациональности нашла обоснование и развитие в трудах многих мыслителей, которые связывали переход к высокой ступени развития общества с разрешением противоречия между стихийностью и сознательностью.

Конечно же, в конце каждого этапа  общественного развития полученный результат отличается от исходных предпосылок, превращается в новые условия, средства, которые позволяют ставить иные, более высокие цели. Реализация высоких  целей направлена на удовлетворение возрастающих потребностей чело века. Свершается постепенный исторический процесс. Если же история есть деятельность, преследующих свои цели людей, а общество состоит из различных социальных общностей людей, слоев и групп, индивидов, то крайне важным становится анализ отношений между ними и  внутри их. Особую актуальность приобретает  раскрытие жизнедеятельности личности, социальных общностей, групп, слоев  и индивидов в общественной жизни  в их целостности. Деятельность личности, социальных общностей, групп в общественной жизни и есть. Предметом исследования социологии. И в современных условиях, когда усиливаются процессы социальной, политической и хозяйственной деятельности и концентрации, возрастает многовариантность развития личности и социальных систем, проблема рациональной деятельности становится актуальной.

Функции социологии

Социология как самостоятельная  отрасль знаний реализует все  присущие общественной науке функции: теоретико-познавательную, критическую, описательную, прогностическую, преобразовательную, информационную, мировоззренческую. Вообще функции гуманитарных наук принято  делить на две группы: гносеологические, то есть познавательные и собственно социальные. Гносеологические функции  социологии проявляются в наиболее полном и конкретном познании тех  или иных сторон социальной жизни. Социальные функции раскрывают пути и способы  их оптимизации. Существуют и действуют  функции только во взаимосвязи и  взаимодействии.

Основная из гносеологических функций социологии — теоретико-познавательная, критическая. Речь идет об оценке познаваемого мира с позиций интересов личности. Реализуя критическую функцию, социология дифференцирование подходит к действительности. С одной стороны показывает, что можно и нужно сохранить, упрочить, развить — ведь не все надо менять перестраивать и т.п. С другой стороны выявляет то, что действительно требует радикальных преобразований. Теоретико-познавательная, критическая функция, естественно, состоит в том, что социология накапливает знания, систематизирует их, стремится составить наиболее полную картину социальных отношений и процессов в современном мире. К теоретико-познавательной функции социологии относятся объективные знания об основных социальных проблемах развития современного общества. Что же касается прикладной социологии, то она призвана обеспечить надежную информацию о различных процессах, происходящих в разных социальных сферах общества, а именно, о изменении социальной структуры, семьи, национальных отношений и т.п. Очевидно, что без конкретных знаний о процессах, происходящих внутри отдельных социальных общностей или объединений людей, обеспечить эффективное социальное управление невозможно. Степень системности и конкретности знаний социологии определяет эффективность реализации ее социальной функции.

Описательная функция социологии — это систематизация, описание исследований в виде аналитических  записок, различного рода научных отчетов, статей, книг и т.п. В них имеются  попытки воссоздать идеальную картину  социального объекта, его действие, взаимосвязи т.п. При исследовании социального объекта требуется  высокая нравственная чистота и  порядочность ученого, потому что на основе данных, фактов и документов делаются практические выводы и принимаются  управленческие решения. Эти материалы  есть точкой отсчета, источником сравнения  для будущих поколений человечества. Социология не только познает мир, она  позволяет человеку внести в него свои коррективы. Но человек должен всегда помнить, что преобразование общества — не сама цель.

Информация о работе Социология как наука