Социология как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 19:23, контрольная работа

Описание работы

Социология ставит целью дать ответы именно на жизненные вопросы людей. Ведь в современных условиях многие люди испытывают чувство страха. Они боятся возможности ядерной войны, перспективы безработицы, хрупкости человеческих отношений. И что делает их страх особенно ужасным — это то, что они ничего об этом не знают. Социология и ставит целью: помочь людям разобраться самим в сложных проблемах жизни. Ведь социология — это понимание общества. Люди, создающие общество, в котором живут, несомненно, имеют возможность изменить его, преобразовать, но прежде познав. И здесь-то на помощь приходит наука социология.

Содержание работы

1.Введение…………………………………………………………..………….стр.3
2.Возникновение социологии…………..………………………….…………стр.3
3.Предмет и объект социологии………………………………….…………..стр.6
4.Функции социологии ……………………………………………………….стр.8
5. Структура социологии………………………………………………….…стр.11
6.Заключение………………………………………………………………….стр.16
7.Список использованных источников……………………………………...стр.17
8. Практические задания………………………………

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по социологии.docx

— 42.60 Кб (Скачать файл)

И преобразования нужны лишь тогда, когда соответствуют потребности  и ценностям людей, ведут к  улучшению благосостояния и общества и людей. Как бы ни была хороша полученная социологами социальная информация, она автоматически не превращается в решения, рекомендации, прогнозы.   

Познавательная функция социологии находит продолжение в прогнозах  и преобразовательной функции.

Прогностическая функция социологии — это выдача социальных прогнозов. Обычно социологические исследования завершаются образованием краткосрочного или долгосрочного прогноза изучаемого объекта. Краткосрочный прогноз  опирается на вскрытую тенденцию  развития социального явления, а  также на зафиксированную закономерность в открытии фактора, который решающе воздействует на прогнозируемый объект. Открытие такого фактора — сложный вид научного исследования. Поэтому в социологи ческой практике чаще всего используются краткосрочные прогнозы.

Суть преобразовательной функции  социологии в том, что выводы, рекомендации, предложения социолога, его оценка состояния социального субъекта служит основанием для выработки  и принятия определенных решений. Уже  всем ясно, что при реализации крупных  инженерных проектов требуется не только технико-экономическое, но и социально-экономическое  обоснование. Вот тут-то и вспоминают о процессах. Но социология лишь наука, ее функция — разработка практических рекомендаций. Что же касается их внедрения реализации — это прерогатива органов управления, конкретных руководителей. Именно так и объясняется то обстоятельство, что многие весьма ценные и полезные рекомендации, разработанные социологами по преобразованию современного общества, так и не нашли на практике реализации. Более того, нередко органы управления поступают вопреки рекомендациям ученых, что приводит к тяжелым последствиям в развитии общества. Шире и глубже раскрыть основные направления обновления общества и дает возможность выявления отклонений от обще цивилизационного развития. 

Информационная функция социологии представляет сбор, систематизации и  накопление информации, полученной в  результате исследований. Социологическая  информация — самый оперативный  вид социальной информации. В крупных  социологических центрах она  концентрируется в памяти ЭВМ. Ее могут использовать социологи, руководители объектов, где проводились исследования. В установленном порядке информацию получают государственные и другие управленческие и хозяйственные  учреждения.

Мировоззренческая функция социологии вытекает из того, что объективно, участвует  в социально-политической жизни  общества и своими исследованиями содействует прогрессу общества. Мировоззренческая функция социологии выражается в использовании действительно корректных выверенных количественных данных, фактов, которые только и способны в чем-либо убедить современного человека. Ведь, что такое идеология? Это один из уровней общественного сознания, система идей, выражающая интересы, мировоззрение какого-либо социального слоя, социальной общности. История свидетельствует, что в большинстве социальных революций, реформ и реконструкций, трансформаций именно социологические концепции того или иного рода выступали ведущими в общественном развитии. Социологические взгляды Джона Локка сыграли важную роль в революции 1688 г. при установлении либерально-демократического режима в Англии, труды Франсуа Вольтера, Жан Жака Руссо и других энциклопедистов сыграли преобразующую роль во Франции и т.п. Длительный период идеология марксизма выступала ведущим интеллектуальным направлением в России. Расистская идеология стала основой нацистского путча и третьего рейха в Германии. Итак, основные функции социологии определяют не только задачи, но и место социологии в системе общественных наук.

Структура социологии

Структура любой науки всегда обусловлена  теми задачами, которые она. ставит и теми функциями, которые она выполняет в обществе. Социология не исключение. Ее структура обусловлена, во-первых, тем, что социология решает научные проблемы, связанные с формированием знания о социальной действительности, описанием, объяснением и пониманием процессов социального развития, разработкой социологических концепций, методологии и методов, приемов социологического исследования, анализа. Теории и концепции, разработанные в сфере формирования знаний о социальной действительности, и образуют теоретическую, фундаментальную социологию. Во-вторых, социология изучает проблемы, связанные с преобразованием социальной действительности, анализом путей и средств планомерного, целенаправленного воздействия на социальные процессы. Следовательно, теоретическая и прикладная социология различаются не по объекту и методу исследования, а по той цели, которую они ставят, решают ли научные или практические проблемы.

Социологические знания — единство теории и практики. Теоретические  исследования объясняют социальную реальность на уровне общих и специфических  тенденций ее функционирования и  развития. Ориентирует на выявление  механизмов действий законов, форм их проявления. Эмпирические социологические  исследования связаны с конкретной развернутой информацией относительно тех или иных явлений и процессов, опираются в отличие от теоретических  исследований, проводимых с помощью  общенаучных методов, на статистический анализ, методы конкретных социологических  исследований (опросы, социологические  наблюдения, изучение бюджета времени  и т.п.). Между теоретическим и  эмпирическим знанием нет абсолютной грани.

Теоретические знания — знания универсальные, эмпирические фактофиксирующие. Теоретические знания опираются на эмпирическое, не существенное преобладание эмпирических компонентов исследования над теоретическими компонентами не есть показатель высокого уровня развития науки. Законом развития науки всегда остается преобладание знания теоретического над знанием эмпирическим. Теоретические знания определяют в конечном итоге, прогресс любой науки, а, следовательно, и социологии. Эмпирические исследования подразделяются на фундаментальные и прикладные.

Фундаментальные социологические  исследования ставят цели развития и  совершенствования научных представлений  об изучаемом предмете. Прикладные исследования посвящаются разрешению какой-либо конкретной социологической проблемы.

На основе теоретического и эмпирического  изучения различных социальных систем социология может давать ценные практические рекомендации и обоснованные прогнозы. Теоретическая и прикладная социология, базируясь на конкретных социологических  исследованиях, не противостоят одна другой, а составляют единство, взаимное обогащение.

Теоретическая социология — совокупность многообразных концепций, разрабатывающих  аспекты социального развития общества и дающие им интерпретацию. Единственной концепцией, объединяющей специфику  протекания социальных процессов и  закономерностей развития общества. признавался марксизм, а именно — исторический материализм. Вот почему теоретическую социологию зачастую прямо отождествляли с историческим материализмом. В действительности же человечество выработало огромное количество теорий и концепций, объединяющих закономерности и специфику развития человеческой цивилизации. Уже в середине XX века широко распространяются концепции социальной стратификации, индустриального общества, конвергенции и другие. Конечно же, теоретическая социология — это множество возможных течений, школ, направлений со своих методологический позиций объясняющих специфику развития общества. Что же касается марксизма, то он есть одним из направлений, которые во главу угла ставят приоритет экономических факторов в развитии общества. Специальные же социологические теории — это отдельные сферы социологического знания, которые имеют предметом исследования относительно самостоятельные, специфические подсистемы общественного целого и социальных процессов. Изучая те или иные основные закономерности развития общества, теоретическая социология может и не формулировать то, каким образом в тех или иных условиях развиваются различные социальные общности, социальные институты и социальные процессы. Именно, поэтому-то в структуре социологии огромное значение имеет ее средний уровень, то есть относительно самостоятельные теоретические подсистемы. Относительно самостоятельные теоретические подсистемы призваны, во-первых, установить объективные взаимосвязи предметной сферы (труд, семья, социальные группы, слои и т.п.) с целостностью общественной системы; во-вторых, выявить специфические для предметной сферы внутренние взаимосвязи и закономерности. Социальные социологические теории дают ответы на актуальные проблемы современности.

В современном мире существует большое  разнообразие специальных социологических  теорий. Идея их разработки и сам  термин принадлежат американскому  социологу Роберту Мертону. Но возникли теории значительно раньше. Они изложены в трудах классиков социологии Макса Вебера, Эмиля Дюркгейма и др. Развитие специальных социологических теорий в XX веке связано с именами крупнейших социологов Карла Ман-гейма, Теодора Адорно, Толкотта Парсонса, Поля Лазарсфельда и др. Специальные социологические теории система отраслей знаний социологии, которые изучают особые формы и сферы социального бытия и социальную реализацию форм общественного сознания, их общие, а особенно специфические закономерности функционирования и развития. В отличие от социологической теории, основная функция которой состоит в рассмотрении социальных процессов и явлений, форм и видов общественного бытия и общественного сознания на уровне общества, специальные социологические теории рассматривают их на уровне конкретных социальных институтов и систем. Каждая социологическая теория рассматривает ту или иную сферу, социальную общность или социальный процесс как относительно самостоятельную систему с ее общими и специфическими связями, характеристиками, условиями происхождения, функционирования и развития. Определенная специальная социологическая теория рассматривает какой-либо социальный объект как особый социальный институт функционирующей социальной системы в общей системе социальных отношений. Так, труд рассматривается как сложный социальный процесс в пределах социологии труда. Моральная система любого общества изучается социологией морали. Особенности образовательной системы изучаются социологией образования. Управление как социальная система изучается социологией управления и т.д.

В современной социологии выделяется несколько групп социально-психологических  теорий. Во-первых, специальные социологические  теории, изучающие основные формы  и виды человеческой деятельности (социология досуга, труда, быта и т.п.). Во-вторых, специальные теории, возникшие на стыке социологии и гуманитарных наук. Это — социология права, экономическая  социология, социология политики, социология культуры, социология религии и т.п. В-третьих, теории, характеризующие  социальную структуру общества, ее элементы и взаимодействие между  ними. Это социологические теории классов и социальных групп, социология города и деревни и т.п. В-четвертых, специальные социологические теории, которые изучают деятельность социальных институтов. Это социология управления, организации, социология семьи, социология образования, науки и т.д. В-пятых, теории отклонения поведения и аномальные явления и т.п.

Конечно, же, главной задачей любой  специальной социологической теории — изучение и объяснение социальных явлений и функций социальной системы. Специальные социологические  теории — самостоятельное социологическое  познание в силу специфики предмета исследования и отношения к изучающему объекту.

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Социология – наука с удивительно  неоднозначной репутацией. Она еще  не получила всеобщего признания  в нашей стране, но к социологическому знанию обращаются часто. Особенно в  тех случаях, когда возникает  необходимость доказать правильность каких-либо положений или же манипулировать поведением людей для достижения определенной цели.

В обыденном сознании социология ассоциируется  с опросами общественного мнения и предвыборными прогнозами, которые редко сбываются. Средства массовой информации с необыкновенной легкостью оперируют данными так называемых “социологических исследований”. Ставшие в последнее время особенно популярными опросы населения, выясняющие мнения людей по различным вопросам, не столько прибавляют популярности социологии, сколько создают о ней ложное впечатление.

Социология порождает особый взгляд на мир, особый способ видения окружающей среды. В результате ее изучения у  самых обычных людей развивается  социологическое мышление и воображение, способность охватывать тонкую материю  социального взаимодействия. Социологическое  знание – это универсальное знание, позволяющее людям в полной мере учитывать социальные последствия  любых действий, повышать эффективность  деятельности и уменьшать возможность  ошибок.

 

 

 

                 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология: Учебник/Под ред. проф. Ю.Г. Волкова.– Изд. 2-е, испр. и доп.– М.: Гардарики, 2003
  2. Захаров, М.А.Социология: курс лекций / М.А. Захаров. - Смоленск
  3. Кравченко А.И. Основы социологии. М., 2001
  4. Нигматуллина И.В. Семенова А.Н. Социология. Учебное пособие для студентов ВЗФЭИ. Издательство «Башкирского территориального института профессиональных бухгалтеров» – Уфа, 2002
  5. Смелсер Н. Социология. М., 1994
  6. Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. М., 2003

 

 

Практические задания

  1. На уровне здравого смысла мы делим факты на:

а) биологические (сон, еда, дыхание);

б) психологические (любовь, ненависть, наслаждение);

в) социальные. Приведите 4–5 примеров социальных фактов.

Социальные факторы : общение, образование , взгляды коллектива, суждения соседей, демографические показатели.

  1. Известно, что один и тот же факт, событие или явление можно анализировать с разных точек зрения – психологической, экономической, исторической, социологической. Дан факт: семья, состоящая из четырех человек (муж, жена, 7-летний сын и 12-летняя дочь), собирается провести отпуск в загородном пансионате. Что могло бы заинтересовать в этом факте представителей разных наук? Какие проблемы они стали бы изучать?

а) психолог - выбор места и времени отдыха, причина этого выбора, регулярность отдыха, внутренний психологический климат в семье, особенности взаимоотношения старшего и молодого поколения;

б) экономист - бюджет семьи, сколько тратит семья на отдых в среднем, сколько времени семья проведет в пансионате, какие расходы, связанные с отдыхом предстоят;

в) Социолог- отношения между членами семьи и отношения членов семьи с обществом;

 

 

 


Информация о работе Социология как наука