Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2012 в 20:23, доклад
В мировом сообществе, начиная с 70 гг. («Римский клуб») активно обсуждается и
дискутируется проблематика «качества роста», устойчивого (сбалансированного)
развития. Появление проблематики устойчивого развития вызвано феноменально
фиксируемыми негативными явлениями в жизни человеческого общества:
неравномерным развитием государств и регионов, ростом населения Земли и очень
низким средним уровнем его образования, не регулируемым расходованием
THE INSTITUTE OF INTERNATIONAL LAW AND ECONOMICS named after A.S. Griboedov
3-й курс заочного отделения экономического факультета
с сокращенной программой
специальность 060400 «Финансы и кредит»
группа Фс-051с (Фс-061с)
ЭССЕ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «СОЦИОЛОГИЯ»
Студент ПЫРХ С. В.
Москва, 2001
«Анализ ситуации в области разработки идеала общества будущего»
Представление общей ситуации.
В мировом сообществе, начиная с 70 гг. («Римский клуб») активно обсуждается и
дискутируется проблематика «качества роста», устойчивого (сбалансированного)
развития. Появление проблематики устойчивого развития вызвано феноменально
фиксируемыми негативными
неравномерным развитием государств и регионов, ростом населения Земли и очень
низким средним уровнем его образования, не регулируемым расходованием
невоспроизводимых и медленно воспроизводимых природных ресурсов,
экологическими катастрофами. В различных публикациях и СМИ высказываются
опасения о будущем
предложения и идеи о том каким должно быть общество будущего. Для России эти
вопросы, в связи с процессами перестройки и реформирования, являются очень
актуальными. Будущее России и возможные пути ее развития также активно
обсуждаются внутри страны на многочисленных конференциях, круглых столах и в
публикациях.
Необходимо проведение проблематизации, т.е. выяснения содержания
объективных проблем, стоящих перед человеческим обществом. Только после
того как проблемы будут поставлены, можно будет говорить о концепциях, подходах
и путях (методах) их решения.
Необходимо исходить из следующих основных положений:
· · качество жизни людей в любое историческое время определяется
достигнутым уровнем организации системы управления процессами
жизнедеятельности общества;
· · негативные явления в жизни отдельных государств и мирового
сообщества в целом вызваны и обусловлены их неспособностью на
современном этапе рационально организовывать, в полном объеме контролировать и
регулировать хозяйственные и социальные процессы в человеческом обществе.
Многие изменения в механизмах реализации процессов жизнедеятельности общества
оказались вне поля зрения существующих органов власти всех уровней. В этом,
т.е. в неадекватности средств деятельности используемых при управлении
процессами жизнедеятельности общества, состоит объективный смысл проблем
стоящих перед человеческим обществом
Сложилась парадоксальная ситуация: управление общественными процессами на
всех уровнях, от качества которого полностью зависят условия и возможности
для жизнедеятельности людей, является не профессиональной деятельностью. В
том смысле, что любая деятельность, если это деятельность по понятию, должна
иметь норму и, в принципе, быть подконтрольной обществу.
Содержание проблемы.
Содержание проблемы заключается в том, что на современном этапе
эволюции человечества управление процессами жизнедеятельности общества на
региональном, внутригосударственном,
на государственном и
уровнях не обеспечено необходимыми теоретическими и эмпирическими
комплексными системными знаниями о деятельности управления и управляемом
объекте. И это несмотря на то, что изучением и исследованием
общественных явлений и
правоведение, политэкономия, экономика, политология, экология др.
Каждая из общественных наук по аналогии с науками, изучающими естественные и
природные процессы, имеет свой монопредмет и исследует определенные
общественные явления или вид общественных отношений автономно, абстрагируясь
от других.
Естественные и общественные науки изучают разные в категориальном плане
объекты, т.е. процессы и явления, используя свои методы.
Естественные науки исследуют явления и процессы, протекающие в
организованном определенным образом (неважно кем, главное не людьми)
материале природы. Причем эта организация на уровне физико-химических
свойств природной среды является неизменной и дело естествоиспытателей изучить
ее. Ситуация упрощается тем, что природные физико-химические и биологические
явления наблюдаемы целиком, повторимы и в принципе воспроизводимы. Автономное,
не комплексное изучение природных явлений устраивает потребителя
естественнонаучных знаний - сегодняшнюю техническую инженерию, конструирующую
механизмы и машины, в которых искусственно обеспечивается протекание природных
процессов.
С общественными процессами и явлениями ситуация прямо противоположная. Они
организуются и реализуются людьми и можно вести речь только о том, как они это
делали и делают. Процесс эволюции дан исследователю лишь частично,
отдельными состояниями, причем в ретроспективе. Эти состояния различаются
формами организации общественных процессов. Объектом исследования общественных
наук является весь исторический процесс появления и становления новых
форм организации процессов жизнедеятельности, а не изучение
определенного и фиксированного строения
материала природы путем
эманаций.
Потребителем знаний о процессе эволюции общества является управление
общественными процессами. Ему нужны комплексные, системно оформленные, знания
для реализации функций по организации и регулированию общественных отношений
таким образом, чтобы социальные, экономические, экологические и др. процессы
протекали в желаемых для общества в целом границах.
И главным всегда был вопрос о том, кто и как устанавливает эти
желаемые границы и решает организационные задачи, какими принципами
руководствуется и какие знания об обществе использует.
Что происходит, когда управление не обеспечено комплексными системными
знаниями, особенно в периоды изменения способов реализации общественных
отношений, а использует лишь знания одной из частных наук, а именно
экономики, мы наблюдаем сегодня в России.
В качестве идеологического и научного обоснования реформ 80-х - 90-х годов в
России были использованы экономические теории западных ученых, описывающие
товарно-денежные отношения в сферах производства и обмена в достаточно
редуцированной форме. Эти теории не являются описанием процессов
функционирования всего
претендовали и не претендуют на это.
К сожалению, для многих наших управленцев, реформирующих страну, термины
экономика и хозяйство являются синонимами (Попов С. «Идут по России реформы»
М.: Кентавр, № 2, № 3, 1992).
Такая понятийная редукция допустима в экономических текстах, но когда она
используется в качестве научного обоснования действий по реформированию
общества, то это ни к чему созидательному привести не может.
Нельзя не согласиться с высказыванием известного советского писателя о том,
что разруха в обществе начинается с головы. У людей, взявших на себя
идеологическое и научное
необходимые для этого знания, не говоря об этической и моральной стороне
дела.
Люди могут искренне заблуждаться, руководствуясь в своих действиях высокими
целями. Но известно, что «благими намерениями мостится дорога в ад». В
общественной деятельности, как в медицине, должен соблюдаться принцип - «Не
навреди»! Если не можешь оценить результаты и последствия своих деяний, то
лучше не делай. Но, к сожалению, далеко не все руководствуются этими
этическими нормами.
Ничего удивительного нет в том, что в качестве идеологов реформ
выступили наши бывшие «политэкономисты-теоретики», которые в отсутствие рынка и
товарно-денежных отношений у нас в стране, т.е. материала для их исследований,
занимались критикой экономических теорий западных ученых и прославлением
централизованных, в основном административных,
методов руководства
хозяйством.
«В современных условиях, при высоком уровне концентрации производства и
решающем влиянии научно-
ставка на чисто рыночные регуляторы, по меньшей мере, недальновидна. Эта
ориентация закрывает путь к эффективному решению задач структурной политики,
не обеспечивает поддержание общей сбалансированности в народном хозяйстве,
чревата социальными конфликтами». Эта цитата из статьи «Проблемы
совершенствования хозяйственного механизма в СССР на современном этапе»
«Системные исследования. Методологические проблемы., Изд-во «Наука» - М.,
1987 (стр. 14). Авторы О.И. Ананьин, Е.Т. Гайдар, В.Н. Герасимович, С.С.
Шаталин. Очень точным оказалось предвидение авторов.
«Экономический подход» к
управления им оказался малоэффективным, дал значительно больше негативных
последствий, чем позитивных.
Выход России из процесса деградации и переход в режим устойчивого
развития, а также избавление от негативных явлений в процессе эволюции мирового
сообщества в целом, возможно лишь в случае качественного изменения форм
организации управления процессами жизнедеятельности общества.
Для
этого, прежде всего,
обеспечения управления комплексными и системными знаниями об общественных
процессах.
Все общественные науки являются сегодня в основном эмпирическими, с разными
уровнями обобщения и
их по образцу естественных наук. Эмпирические знания получают с помощью
наблюдения поведения людей в производственной и бытовой жизни и различных
методик «измерения» общественных феноменов и явлений путем анкетирования и
опросов. Заметим, что полученные такими способами сведения в принципе не
могут однозначно интерпретироваться и поэтому истолковываются, как правило, в
нужном виде для заказчика.
К области теоретических
и фантазии, классифицируемые некоторыми обществоведами как утопии и продукты
утопического мышления («Утопия и утопическое мышление» – М.: Прогресс, 1991 –
405 с.).
Попытки применения категориально - понятийного аппарата физики, химии,
кибернетики, информатики, биологии, и что особенно модно категорий
самоорганизации, открытых систем из синергетики для исследования общественных
процессов с надеждой открытия «общественных законов» по аналогии с
природными, не дали и не могли дать результата. Не соразмерность и не
адекватность методов и
псевдо - знания не отражают и не изображают исследуемый объект, являются
фиктивно-демонстративным
их можно рассматривать как произведения своеобразного искусства (наукомании),
чтение которых, как фантастической литературы, может доставить удовольствие,
но они совершенно не применимы для использования в качестве общественных
теорий или знаниевого обеспечения управленческой и образовательной
деятельности.
Так выглядит объективная ситуация с методологическими и научными обеспечением
деятельности управления процессами жизнедеятельности общества.
Подход к решению проблемы.
Главная причина обозначенной выше проблемной ситуации связана с тем, что
каждая из общественных наук не исследует общество и процессы его эволюции
целостно и комплексно. Не дают они и в совокупности комплексного системного
представления о нем, так как отсутствует основа или каркас, организующий
монопредметные знания в систему
Необходим связующий субстрат или конструкция для знаний, производимых
общественными и естественными науками, который позволит объединить их в
целостное системное и комплексное знание об обществе и техноприродной среде.
Им может стать представление человеческого общества в виде системы, т.е.
его комплексная системная модель.
Она, будет выполнять функции
синтезатора и интегратора
позволит его представить как целое, системно и комплексно.