Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2012 в 20:23, доклад
В мировом сообществе, начиная с 70 гг. («Римский клуб») активно обсуждается и
дискутируется проблематика «качества роста», устойчивого (сбалансированного)
развития. Появление проблематики устойчивого развития вызвано феноменально
фиксируемыми негативными явлениями в жизни человеческого общества:
неравномерным развитием государств и регионов, ростом населения Земли и очень
низким средним уровнем его образования, не регулируемым расходованием
Комплексная системная модель (КСМ) общества должна давать в знании
представления о нем, позволяющие их использовать для реализации следующих
процедур деятельности управления:
· · проектирования идеальной организации процессов
жизнедеятельности общества;
· · проведения системных исследований существующих форм
организации процессов жизнедеятельности;
· · комплексного системного анализа текущего состояния
процесса эволюции общества;
· · разработки системных проектов, программ и планов развития
и комплексного контроля и регулирования процессов их реализации.
Остановимся на процедуре управленческой деятельности более детально.
Во-первых, зафиксируем, что разработка идеала общества будущего является
деятельностью проектирования. Далее, если мы хотим разработать проект
некоторого объекта, то должны пройти путь от принципиальной схемы объекта,
фиксирующей его функциональную структуру в соответствии с его назначением и
употреблением, до представления и описания в знании конкретного материального
воплощения объекта, позволяющее его построить, создать, т.е. воплотить в
материале.
КСМ, как многослойный соорганизованный комплекс знаний, должна обеспечить
прохождение этого пути и дать возможность проектировщику получить описание
процессов жизнедеятельности общества будущего на уровне форм их
социотехнической организации. Она должна также обеспечить средствами
деятельность по реализации процесса системных исследований, результатом
которых должно стать описание существующих форм социотехнической организации
процессов жизнедеятельности общества.
Отметим не менее важную, а во многом определяющую, сферу применения
комплексной системной модели общества.
Это процесс формирования (производства) человека, а именно этап общего
образования, на котором молодые люди овладевают необходимыми средствами,
позволяющими им в принципе, при желании, формировать, иметь и реализовывать
личностную и гражданскую
по воспитанию детей, осознанно выбирать профессию, осмысленно организовывать
быт и жизненное пространство и осуществлять потребление.
Занимая личностную позицию, человек самоопределяется в области веры и
этических нормах и ценностях, смысле своей жизнедеятельности, т.е. формирует
свое мировоззрение.
В процессе формирования мировоззрения человек должен определиться и выбрать
одну из существующих картин мира, которые, по назначению, дают представления
о том, что такое человеческое общество и природная среда в целом, продуктами
и результатами каких процессов они являются.
Комплексная системная модель общества может и должна выполнять функции общей
картины мира, целостно описывающей человеческое общество и техноприродную
среду.
Итак, мы обозначили сферы употребления и применения КСМ. Это сферы
деятельности, определяющие жизнь человеческого общества: управление
процессами его
ситуацию с разработкой
Ситуация с системными исследованиями процессов жизнедеятельности и эволюции
общества следующая. Необходимость
системных междисциплинарных
была осознана в начале 60-х годов, когда начало формироваться системное
движение из представителей философии, математики, логики, общественных и
естественных наук, технических дисциплин. Наиболее обстоятельное описание
процесса становления
их решения, приведено в работе. Г.П. Щедровицкого «Принципы и общая схема
методологической организации
системно-структурных
разработок»//Системные
М., 1981. К сожалению, описанное там положение дел мало изменилось.
Многие школы и исследователи, формально исповедующие системный подход и
системный анализ, продолжают много говорить о системах, но так и не прошли
начального необходимого этапа
в своих исследованиях – разраб
или категории системы. А без них системные исследования и анализ
систем, т.е. описание
и представление изучаемых
моделирование), а уже затем их анализ, в принципе невозможны.
Об этом, например, свидетельствуют мнения представителей социальной
философии, которые, на наш взгляд, из всех специалистов общественных наук
наиболее четко осознали и активно обсуждают проблему системного представления
в знании человеческого общества: «Однако сама социальная философия
оказывается в парадоксальном положении. Она должна показать картину
происходящих в обществе изменений, но она – в своих методах и инструментах –
претерпевает серьезную
интересующими нас вопросами, мы застаем ее в таком состоянии, когда она не
может продемонстрировать нам готовые картины социальной реальности». «Аппарат
современной науки – в том
числе и в социально-
недостаточен для решения
«Введение в социальную философию»
учебное пособие для
Аспект-Пресс, 1996 – 215 с. ISBN5 – 7567 – 0109 – 5).
Многие специалисты
работе представления о
объединенных связями в
понятия системы для представления в знании человеческого общества.
Одним из примеров наиболее корректного и систематичного применения
структурного понятия системы для описания общества осуществлено представителем
социальной философии К.М. Момджяном в работе «Введение в социальную философию»,
– М.: Высш. шк., КД «Университет», 1997 – 448 с. Автору удалось, на наш взгляд,
структурно изобразить общество на эмпирическом уровне, т.е. на уровне
морфологической организации, что, в принципе, только и позволяет, сделать
использованное им понятие системы.
Более продуктивным, в смысле адекватности и соразмерности метода объекту, по-
нашему мнению, окажется применение
категориального понятия
разработанное «Московским методологическим кружком (ММК)». Оно описано в
работе Г.П. Щедровицкого «Два понятия системы», избранные труды. – М: Шк.
Культ. Полит., 1995 – 800 с. (стр. 228 - 232).
На схеме показаны четыре слоя представления объекта, который уже изображен в
знании как структурированное целое:
· · процессов, определяющих сущность объекта (системообразующих
процессов);
· · их механизмов в виде функциональных структур,
представляющих деятельностные организованности или деятельностные машины;
· · способов социотехнической организации деятельностных машин
(морфологии);
· ·
конкретных, пространственно
организованностей человеческого и техноприродного материала, обеспечивающих
протекание системообразующих процессов.
Причем если мы будем двигаться от процессов к материалу, то будем
осуществлять деятельность системного проектирования, а сели от материала к
процессам (процессы жизни объекта фиксируются в любом случае первыми), то
будем осуществлять процедуры системного исследования.
Предлагается:
1. 1. Построить комплексную системную модель общества на основе
категориального понятия системы – 2.
2. 2. После того как КСМ общества будет построена, с ее
использованием осуществить
жизнедеятельности общества будущего до уровня форм социотехнической
организации его: политического пространства, сферы управления (развитием и
функционированием), процессов формирования человека и производства –
потребления продуктов и услуг
индивидуального и