Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 21:59, контрольная работа
Социология культуры – одно из самых парадоксальных направлений социологической мысли. Несмотря на тот факт, что социологический анализ культуры является одной из главных задач социологии с момента её появления, до сих пор не существует согласия по поводу предмета изучения собственно "социологии культуры" и места этой дисциплины в структуре социологического знания. Социологические словари не всегда посвящают данному направлению социологии специальную статью.
ВВЕДЕНИЕ
Социология
культуры – одно из самых парадоксальных
направлений социологической
1. СОДЕРЖАНИЕ И СУЩНОСТЬ КУЛЬТУРЫ
Считается что слово “культура” происходит от латинского слова colere, что означает культивировать, или возделывать почву. В средние века это слово стало обозначать прогрессивный метод возделывания зерновых, таким образом возник термин agriculture - искусство земледелия. Но в XVIII и XIX вв. его стали употреблять и по отношению к людям - если человек отличался изяществом манер и начитанностью, его считали “культурным”. Тогда этот термин применялся главным образом к аристократам, чтобы отделить их от “некультурного” простого народа. Немецкое слово Kultur также означало высокий уровень цивилизации. Выдающийся немецкий философ И. Кант культурой называл только то, что служит благу человека. Поэтому все созданное человеком можно отнести к культуре. Культура, очевидно, выступает как качественная сторона любой деятельности, как способ мышления и поведения. При этом она представляет собой определенные ценности, как материальные, так и духовные. В реальной жизни они слиты, но есть и различия. Материальная культура, как правило, предметна, осязаема. Духовные ценности могут выступать не только в предметно-вещественной оболочке, но и в акте творческой деятельности. Компоненты материальной культуры имеют четкое стоимостное выражение. Этого нельзя сказать о духовной культуре: многие ее предметы бесценны, уникальны. Одни исследователи отождествляют культуру со всей социальной сферой, другие - с духовной жизнью, третьи представляют ее как совокупность материальных и духовных ценностей и т.п. Однако, представляется, что содержание указанной категории не может быть ограничено какой-либо одной сферой жизни (материальной или духовной), одной ценностной характеристикой (эстетической, нравственной или политической), одной формой деятельности (познавательной, просветительной, организационной и т. п.). Специфика культуры состоит в том, что она, представляя собой известные ценности, в то же время характеризует различные явления общественной жизни. [3; с. 23] В последние десятилетия понятие культуры вызывает все больший интерес. К сожалению, оно используется не вполне строго, в различных, отчасти пересекающихся контекстах.
Можно сказать, что социальные формы жизни человека - продукт культуры. Но и культура – продукт общества, продукт человеческой деятельности. Именно индивиды, составляющие ту или иную человеческую общность, создают и воспроизводят культурные образцы. Разделение социального и "культурного" аспектов человеческого существования возможно лишь в теории. На практике они существуют в неразрывном единстве. Культуру нельзя рассматривать как "часть" общества, или общество как "часть" культуры. Каждый этап общества отличается определенной культурно-исторической спецификой. Этих отличий множество: количество накопленных предметов культуры и способов их изготовления, усвоение и понимание опыта предыдущих поколений, связь между различными видами культурной деятельности, предметами культуры и культурой человека, дух культуры, влияющий на систему принципов, норм и правил социальной жизни. Современная культура - это сложная система материально-производственных, научных, духовных, общественных компонентов. Культура есть социальный феномен, и в этом смысле она противопоставляется натуре (природе). Можно сказать, что культура - это специфическая, генетически не наследуемая совокупность средств, способов, форм, образцов и ориентиров взаимодействия людей со средой существования, которые они вырабатывают в совместной жизни для поддержания определенных структур деятельности и общения. В культуре фиксируются:
Таким образом, в предельно широком понимании культура охватывает все, созданное людьми, - от науки и религиозных верований до способов изготовления каменных рубил. Если использовать термин «культура» в этом значении, то и формы социальной жизни человека могут рассматриваться как продукт культуры. Ведь и семья, и религия, и формы хозяйственной активности и политической власти - все это не дано «от природы», но возникло в результате человеческой деятельности и взаимодействия. Формы социальной жизни животных обусловлены инстинктами, а потому, фактически, не меняются.
2. СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ:
ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ПРЕДМЕТ
Понимание культуры как социального феномена дает право и возможность вычленять в обширном мире социологической науки особое направление - социологию культуры. Социологи культуры как специфическая отрасль общей социологии возникла как в ФРГ и Франции в 70-е г.г. ХХ века. Она опиралась на методологические принципы М. Вебера (идея о социологии как эмпирической науке о культуре), на учение о динамике культурных объективаций Г. Зиммеля, на взгляды К. Мангейма в области социологии знания и теории идеологии. Социология культуры возникла как реакция на известную ограниченность позитивистской социологии, не справляющейся с анализом сложных социальных процессов, в том числе - процессов в сфере духовной жизни, науки, искусства, религии, идеологии. Свою задачу разработчики социологии культуры видели в том, чтобы соизмерить и связать смысловые конструкции с определенными общественными условиями, раскрыть их собственную динамику. Социология культуры стремится к социологическому раскрытию историко-культурного материала, накопленного родственными культурологическими дисциплинами, с целью изучения воздействия идей на социальную структуру общества, на социальные институты, социальные движения, на скорость и характер социокультурного развития. Социология культуры ориентирована не столько на фиксирование и описание тех или иных явлений культуры, сколько на исследование генезиса и исторических трансформаций различных культурных форм. Что можно считать предметом социологии культуры? Вероятно, саму культуру как сложное динамическое образование, имеющее социальную природу и выражающее социальные отношения, направленные на создание, усвоение, сохранение и распространение предметов, идей, ценностных представлений, с помощью которых обеспечивается взаимопонимание людей в различных социальных ситуациях. Культура как "вторая природа" порождается материальными потребностями людей, их интеллектуальными, нравственными, эстетическими и другими запросами, практическими интересами различных социальных общностей, групп и индивидов. Социология культуры активно изучает тенденции культурного развития общества. Она выявляет воздействие научно-технического прогресса на культурные процессы, исследуют социально-культурные последствия урбанизации, влияние средств массовой информации на социализацию личности, на общественные настроения. Социология культуры фиксирует изменения национальных, духовных, семейных, бытовых отношениях, вызванные распространением образования, динамикой численности учреждений культуры и т.д. [6; с. 43]
Содержание социологии культуры составляют:
Социология культуры изучает последнюю как социальную систему. В ней принято в качестве единиц анализа использовать устойчивые культурные образования: представления, социокультурные образцы, ценности и нормы. Представления формируются на личностном уровне и сочетают в себе образы, знания, отношения и оценки. Социокультурные образцы - результаты деятельности в типичных жизненных ситуациях. Ценности - то, чему отдается предпочтение по отношению к определенным предметам и социокультурным образцам. Социокультурные нормы - относительно устойчивые образцы поведения, фиксирующие в каждой сфере культуры или значимой ситуации взаимодействия пределы дозволенного.
3. СТРУКТУРА И ПРИНЦИПЫ КУЛЬТУРЫ
В вопросе о понимании структуры, основных элементах культуры среди исследователей нет единства. Так, в американской социологической школе культуру структурируют таким образом:
Ряд современных
отечественных исследователей видят
в структуре культуры, помимо отмеченных ранее, и другие элементы.
В российской традиции ставить в центр
развития культуры науку. Еще К. Тимирязев
в своей книге "Наука и демократия"
подчеркивал: "Как ученый, я считаю главным
фактором культуры или попросту просвещения
и воспитания народа науку, и именно свободную
науку". Наука помогает создавать материальные
ценности общества, служит основой формирования
мировоззренческой позиции человека.
Благотворна ее роль также в создании
особого духовного климата в обществе.
Наука - это систематизированное знание.
Но знания особенно ценны тогда, когда
они переплавляются в убеждения - такое
духовное состояние, которое связывает
воедино интеллект, чувства и волю. Такое
знание выступает в качестве ценностной
ориентации, социальной установки, нормы,
принципа поведения, непосредственного
мотива действия. Активным элементом культуры
признается искусство, которое является
художественным обобщением процессов,
происходящих в обществе; силой, организующей
эмоциональную деятельность человека.
Искусство - это образ мира и человека,
сформировавшийся в сознании художника
и выраженный им в звуках, красках, формах.
Искусство - средство общения между людьми,
источник познания мира, своеобразная
кодированная информация об эпохах и странах,
способ самовыражения и самосознания
человечества через личность художника.
Искусство полифункционально, оно оплодотворяет
любую творческую деятельность, помогает
научному и техническому творчеству. Принцип
взаимодействия и взаимопроникновения
элементов культуры отмечен многими выдающимися
ее представителями. Так, А. Эйнштейн, например,
заметил общее в музыке и науке: "Музыка
и исследовательская работа в области
физики различны по происхождению, но
связаны между собой единством цели - стремлением
выразить неизвестное. Их реакции различны,
но они дополняют друг друга". Среди
компонентов культуры многие ученые выделяют
идеологию, определяя ее как ценности
в виде строгой, логически обоснованной
доктрины; совокупность систематизированных
представлений той или иной социальной
группы, имеющая по крайней мере три уровня:
концептуально-теоретический, программно-политический
и актуализированный, отражающий степень
усвоения массовым сознанием социальных
идеалов и целей. Идеология любого социального
субъекта имеет несколько уровней: общечеловеческий
(базисный), общенародный (общенациональный),
социально-групповой и личностный. При
рассмотрении идеологии как компонента
культуры нельзя, конечно, недооценивать
роль социальной психологии (которая также
является элементом культуры), признавая
в ней наличие большого количества элементов
массового стихийного поведения, обыденного
сознания, стихийных настроений и т.п.
При характеристике культуры как социальной
системы следует обратить внимание на
принципы культуры - ее основные исходные
положения. К их числу относится, прежде
всего, принцип преемственности, выступающий
как необходимая связь между новым и старым
в процессе развития. Что воспринимается,
сохраняется в культуре? Очевидно, то,
на что можно опереться в ходе общественной
жизни на данном этапе. На основе принципа
преемственности зиждется так называемый
культурный консерватизм, утверждающий
ценность и своеобразие национальной
культуры, ставящий своей задачей сохранение
"высокой культуры", которая не только
сама по себе ценна, но и является одним
из главных условий социальной и политической
стабильности. Создателями этого течения
были А.А. Григорьев, Ф.М. Достоевский, Н.Н.
Страхов. Коренная их идея - "национальная
почва" - основа социального и духовного
развития России. Второй принцип - целостность,
единство материальной и духовной культуры,
гуманитарного и технического знания.
Все материальное - своего рода "хранилище"
духовного, все духовное так или иначе
реализуется через материальное.
Информация о работе Социология культуры: история и предмет культуры