- спорадическая, стихийная, неосознанная;
- метод проб и ошибок, где высок процент случайности;
- сознательная деятельность, связанная с инновациями, научным расчетом, разработкой принципиально новых проектов.
Пятый принцип
- взаимодействие культур. Оно
может происходить как внутри определенной
культуры (связи между поколениями, людьми
физического и умственного труда, между
классами и нациями одного государства),
так и между культурами различных стран
и народов. Подобное взаимодействие порождает
многообразие культур: в недрах отдельного
общества или народа (субкультуры), в масштабах
всего человечества (социокультурные
суперсистемы, например, Восток и Запад).
[5; с. 126]
4. ФУНКЦИИ И
ФОРМЫ КУЛЬТУРЫ
Культура выполняет многообразные и ответственные
социальные функции. По мысли Смелзера,
культура структурирует общественную
жизнь, то есть делает то же, что генетически
запрограммированное поведение в жизни
животных. Усвоенное поведение, общее
для целой группы людей и передающееся
из поколения в поколение, есть культура.
Сам этот процесс называется социализацией.
В его ходе ценности, убеждения, нормы,
идеалы превращаются в часть личности
и формируют ее поведение. Тесно связана
с социализацией духовно-нравственная
функция культуры. Она выявляет, систематизирует,
адресует, воспроизводит, сохраняет, развивает
и передает вечные ценности в обществе
- добро, красоту, истину. Ценности существуют
как целостная система. Совокупность ценностей,
общепринятых в той или иной социальной
группе, стране, выражающих особое видение
ими социальной реальности, называется
менталитетом. Различают политические,
экономические, эстетические и другие
ценности. Доминирующим видом ценностей
являются нравственные ценности, которые
представляют собой предпочтительные
варианты взаимоотношений между людьми,
их связей друг с другом и обществом. Культура
обладает также коммуникативной функцией,
что позволяет закрепить связь личности
и общества, увидеть связь времен, установить
связь прогрессивных традиций, наладить
взаимовлияние (взаимообмен), провести
отбор самого необходимого и целесообразного
для тиражирования. Можно назвать также
такие аспекты назначения культуры, как
быть инструментом развития социальной
активности, гражданственности. Сложность
понимания феномена культуры заключается
также и в том, что в любой культуре имеются
разные ее пласты, ответвления, срезы.
В науке они именуются субкультурами.
Это - автономное образование внутри господствующей
культуры со своими ценностями, нормами,
институтами, определенным образом жизни
и мышления. Социальной базой формирования
субкультуры могут быть возрастные группы
(молодежная субкультура), крупные неформальные
группы (хиппи, панки и т.п.), территориальные
общности (горожане, сельские жители, население
малых городов), конфессиональные группы
(православные, иудеи, протестанты, католики),
национально-этнические образования (англосаксы,
славяне, монголоиды) и т.д. Носители субкультуры,
как правило, не отрицают культуры целого,
но все же существенно отличаются от нее. Активное
развитие средств массовой информации
в ХХ в. привело к появлению новых культурных
форм. Среди них особенно распространилась
так называемая массовая культура. Она
возникла вместе с возникновением общества
массового производства и массового потребления.
В западной социологии этот термин в первую
очередь означает "коммерческая культура".
Довольно часто считается, что массовая
культура демократична, поскольку адресована
и доступна всем людям. [12; с. 320] Массовой
культуре часто противопоставляется так
называемая элитарная культура. Она ориентирована
на более узкий круг потребителей. В конечном
счете элитарная культура призвана поднять
уровень массовой, поэтому нельзя считать
их антагонистичными. В последнее время,
как утверждают современные философ, появилась
еще одна новая форма культуры - экранная
(виртуальная), связанная с компьютерной
революцией, основанная на синтезе компьютера
с видеотехникой. Во второй половине ХХ
в. в культуре произошли существенные
изменения: получили колоссальное развитие
средства массовой информации, возник
индустриально-коммерческий тип производства
стандартизированных духовных благ, увеличилось
время досуга и затрат на досуг, культура
стала отраслью рыночной экономики. Ряд
социологов также выделяет так называемую
контркультуру, в которой отражаются оппозиционные,
мятежные социально-культурные установки
и настроения, ценностные ориентации.
Можно отметить, что практически любая
субкультура может принимать формы контркультуры
(например, панки и т.п.). Наличие и распространение
контркультуры расценивается социологами
как признак кризиса культуры того или
иного общества, неудовлетворенности
людей существующей системой ценностей
культуры.
Социальные
функции культуры:
Социологический анализ культуры
как анализ её социальных функций применяется
довольно широко. Эти функции в свете вышеизложенного
материала, выглядят достаточно очевидными.
- Адаптация: культура обеспечивает приспособление к среде - природной, исторической, психологической (реальность психических процессов человека также – элемент среды, к которой человек как сознательное "Я" должен приспособиться). Культура выполняет функцию адаптации и по отношению к обществу в целом, и по отношению к конкретному индивиду.
- Социализация: усваивая культурные образцы и культурные навыки, биологический индивид становится человеческим существом – способным мыслить, говорить, целенаправленно действовать и взаимодействовать с социальным окружением.
- Смыслополагающая или мировоззренческая функция: культура объясняет мир и придает смысл человеческому существованию.
- Легитимация: культура обосновывает и поддерживает сложившийся социальный порядок.
- Интеграция: на базе общих ценностей, норм и представлений культура объединяет человеческую общность.
- Идентификация: опираясь на выработанные культурой идеи и представления о реальности, человек создает собственный "образ себя" – идентичность. Формированию идентичности способствует и отождествление индивидом себя с той или иной общностью – на основе общей культуры.
- Функция социального изменения: изобретения и новации в культурной сфере, например, научные открытия, новые религиозные учения или политические идеологии могут служить фактором изменения общества.
- Регуляция поведения человека: культурные ценности и нормы регулируют поведение индивидов в обществе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Культура –
сложный и многогранный феномен,
изучаемый разными науками. Сущность
социологического подхода к исследованию
культуры заключается в раскрытии
закономерностей функционирования
и развития культурных феноменов
в обществе, в выявлении социальных функций культуры. Социология
изучает роль культуры в регуляции социального
взаимодействия, взаимовлияние "культурного"
и собственно "социального" аспектов
общественной жизни людей. Эти цели реализуются
в рамках целого ряда различных теоретических
подходов. Естественно, что в рамках различных
теоретических подходов существуют и
разные определения культуры. Согласно
наиболее общему и простому определению,
культура представляет собой совокупность
ценностей, норм, представлений и образцов
поведения, опосредующих социальное взаимодействие,
определяющих мышление и поведение членов
той или иной группы или общности. Несмотря
на многообразие культур, созданных человечеством,
все они имеют нечто общее. Сходство между
культурами обусловлено как сходством
базовых человеческих потребностей, так
и сходством задач, стоящих перед человеческим
сообществом в его стремлении к выживанию.
Основными элементами культуры являются
идеи, ценности и нормы, технология. Культура
выполняет ряд социальных функций. Культура
обеспечивает приспособление к среде.
Усваивая культурные навыки, биологический
индивид становится человеческим существом,
на основе общей культуры происходит отождествление
индивидом себя с той или иной общностью.
Культура объясняет мир и придает смысл
человеческому существованию, обосновывает
и поддерживает сложившийся социальный
порядок, культурные ценности и нормы
регулируют поведение индивидов в обществе,
на базе общих ценностей, норм и представлений
культура объединяет человеческую общность.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
- Арнольдов А.И. Введение в культурологию. М., 1993.
- Афанасьев В.Г. Социальная информация. М., 1994.
- Давидович В.Е., Жданов Ю.А. Сущность культуры. Изд-во Ростовского университета, 1979.
- Ионин, Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие / Л.Г.Ионин. М.: Логос, 2000.
- Козлова О.Н. О методах анализа социокультурных явлений, Социс, 1993, N 11.
- Матецкая, А.В. Социология культуры / А.В.Матецкая, С.И.Самыгин. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.
- Минюшев, Ф.И. Социология культуры / Ф.И.Минюшев, – М.: Академический проспект, 2004.
- Смелзер Дж. Социология. Глава 2. Культура. Социс, 1990, № 12.
- Фролов С.С. Социология. Учебник для высших учебных заведений. – М.: Наука, 2006.
- Швейцер А. Культура и этика. М., 1973.
- Основы социологии. Курс лекций. Отв. ред. А.Г. Эфендиев. М., 1993.
- Российская ментальность (материалы "круглого стола"). Вопросы философии, 1994, № 1.
- Современная западная социология. Словарь. М., 1990.
- Хрестоматия по социологии. М., 1993.