Социология культуры: история и предмет культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 21:59, контрольная работа

Описание работы

Социология культуры – одно из самых парадоксальных направлений социологической мысли. Несмотря на тот факт, что социологический анализ культуры является одной из главных задач социологии с момента её появления, до сих пор не существует согласия по поводу предмета изучения собственно "социологии культуры" и места этой дисциплины в структуре социологического знания. Социологические словари не всегда посвящают данному направлению социологии специальную статью.

Файлы: 1 файл

СОЦИОЛОГИЯ распечатать.doc

— 96.00 Кб (Скачать файл)
    1. спорадическая, стихийная, неосознанная;
    2. метод проб и ошибок, где высок процент случайности;
    3. сознательная деятельность, связанная с инновациями, научным расчетом, разработкой принципиально новых проектов. 

Пятый принцип - взаимодействие культур. Оно может происходить как внутри определенной культуры (связи между поколениями, людьми физического и умственного труда, между классами и нациями одного государства), так и между культурами различных стран и народов. Подобное взаимодействие порождает многообразие культур: в недрах отдельного общества или народа (субкультуры), в масштабах всего человечества (социокультурные суперсистемы, например, Восток и Запад). [5; с. 126]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. ФУНКЦИИ И  ФОРМЫ КУЛЬТУРЫ

Культура выполняет многообразные и ответственные социальные функции. По мысли Смелзера, культура структурирует общественную жизнь, то есть делает то же, что генетически запрограммированное поведение в жизни животных. Усвоенное поведение, общее для целой группы людей и передающееся из поколения в поколение, есть культура. Сам этот процесс называется социализацией. В его ходе ценности, убеждения, нормы, идеалы превращаются в часть личности и формируют ее поведение.            Тесно связана с социализацией духовно-нравственная функция культуры. Она выявляет, систематизирует, адресует, воспроизводит, сохраняет, развивает и передает вечные ценности в обществе - добро, красоту, истину. Ценности существуют как целостная система. Совокупность ценностей, общепринятых в той или иной социальной группе, стране, выражающих особое видение ими социальной реальности, называется менталитетом. Различают политические, экономические, эстетические и другие ценности. Доминирующим видом ценностей являются нравственные ценности, которые представляют собой предпочтительные варианты взаимоотношений между людьми, их связей друг с другом и обществом.  Культура обладает также коммуникативной функцией, что позволяет закрепить связь личности и общества, увидеть связь времен, установить связь прогрессивных традиций, наладить взаимовлияние (взаимообмен), провести отбор самого необходимого и целесообразного для тиражирования.    Можно назвать также такие аспекты назначения культуры, как быть инструментом развития социальной активности, гражданственности.  Сложность понимания феномена культуры заключается также и в том, что в любой культуре имеются разные ее пласты, ответвления, срезы. В науке они именуются субкультурами. Это - автономное образование внутри господствующей культуры со своими ценностями, нормами, институтами, определенным образом жизни и мышления.            Социальной базой формирования субкультуры могут быть возрастные группы (молодежная субкультура), крупные неформальные группы (хиппи, панки и т.п.), территориальные общности (горожане, сельские жители, население малых городов), конфессиональные группы (православные, иудеи, протестанты, католики), национально-этнические образования (англосаксы, славяне, монголоиды) и т.д. Носители субкультуры, как правило, не отрицают культуры целого, но все же существенно отличаются от нее.         Активное развитие средств массовой информации в ХХ в. привело к появлению новых культурных форм. Среди них особенно распространилась так называемая массовая культура. Она возникла вместе с возникновением общества массового производства и массового потребления. В западной социологии этот термин в первую очередь означает "коммерческая культура". Довольно часто считается, что массовая культура демократична, поскольку адресована и доступна всем людям. [12; с. 320]          Массовой культуре часто противопоставляется так называемая элитарная культура. Она ориентирована на более узкий круг потребителей. В конечном счете элитарная культура призвана поднять уровень массовой, поэтому нельзя считать их антагонистичными.            В последнее время, как утверждают современные философ, появилась еще одна новая форма культуры - экранная (виртуальная), связанная с компьютерной революцией, основанная на синтезе компьютера с видеотехникой.   Во второй половине ХХ в. в культуре произошли существенные изменения: получили колоссальное развитие средства массовой информации, возник индустриально-коммерческий тип производства стандартизированных духовных благ, увеличилось время досуга и затрат на досуг, культура стала отраслью рыночной экономики. Ряд социологов также выделяет так называемую контркультуру, в которой отражаются оппозиционные, мятежные социально-культурные установки и настроения, ценностные ориентации. Можно отметить, что практически любая субкультура может принимать формы контркультуры (например, панки и т.п.). Наличие и распространение контркультуры расценивается социологами как признак кризиса культуры того или иного общества, неудовлетворенности людей существующей системой ценностей культуры.

Социальные  функции культуры:

Социологический анализ культуры как анализ её социальных функций применяется довольно широко. Эти функции в свете вышеизложенного материала, выглядят достаточно очевидными.

    1. Адаптация: культура обеспечивает приспособление к среде - природной, исторической, психологической (реальность психических процессов человека также – элемент среды, к которой человек как сознательное "Я" должен приспособиться). Культура выполняет функцию адаптации и по отношению к обществу в целом, и по отношению к конкретному индивиду.
    2. Социализация: усваивая культурные образцы и культурные навыки, биологический индивид становится человеческим существом – способным мыслить, говорить, целенаправленно действовать и взаимодействовать с социальным окружением.
    3. Смыслополагающая или мировоззренческая функция: культура объясняет мир и придает смысл человеческому существованию.
    4. Легитимация: культура обосновывает и поддерживает сложившийся социальный порядок.
    5. Интеграция: на базе общих ценностей, норм и представлений культура объединяет человеческую общность.
    6. Идентификация: опираясь на выработанные культурой идеи и представления о реальности, человек создает собственный "образ себя" – идентичность. Формированию идентичности способствует и отождествление индивидом себя с той или иной общностью – на основе общей культуры.
    7. Функция социального изменения: изобретения и новации в культурной сфере, например, научные открытия, новые религиозные учения или политические идеологии могут служить фактором изменения общества.
    8. Регуляция поведения человека: культурные ценности и нормы регулируют поведение индивидов в обществе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Культура –  сложный и многогранный феномен, изучаемый разными науками. Сущность социологического подхода к исследованию культуры заключается в раскрытии  закономерностей функционирования и развития культурных феноменов  в обществе, в выявлении социальных функций культуры.     Социология изучает роль культуры в регуляции социального взаимодействия, взаимовлияние "культурного" и собственно "социального" аспектов общественной жизни людей. Эти цели реализуются в рамках целого ряда различных теоретических подходов. Естественно, что в рамках различных теоретических подходов существуют и разные определения культуры. Согласно наиболее общему и простому определению, культура представляет собой совокупность ценностей, норм, представлений и образцов поведения, опосредующих социальное взаимодействие, определяющих мышление и поведение членов той или иной группы или общности.  Несмотря на многообразие культур, созданных человечеством, все они имеют нечто общее. Сходство между культурами обусловлено как сходством базовых человеческих потребностей, так и сходством задач, стоящих перед человеческим сообществом в его стремлении к выживанию. Основными элементами культуры являются идеи, ценности и нормы, технология.  Культура выполняет ряд социальных функций. Культура обеспечивает приспособление к среде. Усваивая культурные навыки, биологический индивид становится человеческим существом, на основе общей культуры происходит отождествление индивидом себя с той или иной общностью. Культура объясняет мир и придает смысл человеческому существованию, обосновывает и поддерживает сложившийся социальный порядок, культурные ценности и нормы регулируют поведение индивидов в обществе, на базе общих ценностей, норм и представлений культура объединяет человеческую общность.       

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Арнольдов А.И. Введение в культурологию. М., 1993.
    2. Афанасьев В.Г. Социальная информация. М., 1994.
    3. Давидович В.Е., Жданов Ю.А. Сущность культуры. Изд-во Ростовского университета, 1979.
    4. Ионин, Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие / Л.Г.Ионин. М.: Логос, 2000.
    5. Козлова О.Н. О методах анализа социокультурных явлений, Социс, 1993, N 11.
    6. Матецкая, А.В. Социология культуры / А.В.Матецкая, С.И.Самыгин. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.
    7. Минюшев, Ф.И. Социология культуры / Ф.И.Минюшев, – М.: Академический проспект, 2004.
    8. Смелзер Дж. Социология. Глава 2. Культура. Социс, 1990, № 12.
    9. Фролов С.С. Социология. Учебник для высших учебных заведений. – М.: Наука, 2006.
    10. Швейцер А. Культура и этика. М., 1973.
    11. Основы социологии. Курс лекций. Отв. ред. А.Г. Эфендиев. М., 1993.
    12. Российская ментальность (материалы "круглого стола"). Вопросы философии, 1994, № 1.
    13. Современная западная социология. Словарь. М., 1990.
    14. Хрестоматия по социологии. М., 1993.

Информация о работе Социология культуры: история и предмет культуры