Социология личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 20:38, контрольная работа

Описание работы

Личность — понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений, общения и предметной деятельности. Под «личностью» понимают: 1) человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности («лицо» — в широком смысле слова) или 2) устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности. Хотя эти два понятия — лицо как целостность человека и личность как его социальный и психологический облик — терминологически вполне различимы, они употребляются иногда как синонимы.

Содержание работы

Понятие личности. Социальные концепции личности.
Становление личности
Группы в социологии. Классификация и причины формирования.
Социализация личности
Понятие «формирование личности человека»
Социальная роль в обществе
Сущность характера

Файлы: 1 файл

Sotsiologia_lichnosti.docx

— 65.61 Кб (Скачать файл)

Социология личности

 

  1. Понятие личности. Социальные концепции личности.
  2. Становление личности
  3. Группы в социологии. Классификация и причины формирования.
  4. Социализация личности
  5. Понятие «формирование личности человека»
  6. Социальная роль в обществе
  7. Сущность характера

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Понятие личности. Социальные концепции личности.

 

Понятие личности. Социальные концепции личности.

Личность — понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений, общения и предметной деятельности. Под «личностью» понимают: 1) человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности («лицо» — в широком смысле слова) или 2) устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности. Хотя эти два понятия — лицо как целостность человека и личность как его социальный и психологический облик — терминологически вполне различимы, они употребляются иногда как синонимы.

В настоящее время нет  общепринятого мнения о том, какой  подход в изучении личности наиболее эффективен для объяснения основных фактов поведения человека. На данный момент сосуществуют разные альтернативные теории, описывающие личность как  интегрирующее целое и вместе с тем объясняющие различия между  людьми. В большинстве теоретических  определений личность рассматривается  как общая идея индивидуальных различий, как гипотетическая структура, как  процесс развития на протяжении жизни, а также как сущность, объясняющая  стабильные формы поведения. Сфера  исследований личности пытается синтезировать  и интегрировать соответствующие  принципы из всех областей.

Психоанализ. З.Фрейд: личность включает в себя 3 структурных компонента: Ид (инстинктивное ядро личности, подчиняется  принципу удовольствия), Эго (рациональная часть личности, принцип реальности), Супер-Эго (формируется последним, это моральная сторона личности). Развитие личности соответствует психосексуальному развитию человека. Стадии: оральная, анальная, фаллическая (комплексы: Эдипов, Электры), латентная, генитальная. Зрелая личность - способная и стремящаяся работать, чтобы создать нечто полезное и ценное, способная любить другого человека "ради него самого".  
Индивидуальная психология. А.Адлер: люди стараются компенсировать чувство собственной неполноценности, которое испытывали в детстве. Отсюда борьба за превосходство (или стремление к власти). Такие импульсы присутствуют в каждом человеке. Для достижения своих фиктивных целей человек вырабатывает свой уникальный стиль жизни (наиболее отчетливо проявляется в решении трех задач: работа, дружба и любовь). На формирование личности влияет порядок рождения. Последний конструкт личности - социальный интерес (внутренняя тенденция человека к участию в создании идеального общества). Степень его выраженности - показатель психологического здоровья. 
Аналитическая психология. К.Г.Юнг: личность состоит из 3 взаимодействующих структур: Эго (все то, что человек осознает), личное бессознательное (все подавленное и комплексы), коллективное бессознательное (состоит из архетипов, в которых заключен весь опыт человечества). Личность может достичь равновесия лишшь в результате длительного процесса психологического созревания (индивидуации), когда человек может признать все скрытые и игнорируемые им стороны собственной личности как на бессознательном, так и на сознательном уровнях.  
Неофрейдизм. Э.Эриксон, Э.Фромм, К.Хорни. Придается особое значение Эго и его функциям. Эриксон: Эго - это автономная структура, в своем развитии проходит 8 универсальных стадий. Э.Фромм: на личность особенно влияют социальные и культурные факторы.  
Диспозициональная психология. Г.Олпорт, Р.Кеттелл, Г.Айзенк. Люди обладают некими устойчивыми внутренними качествами, сохраняющимися со временем в различных ситуациях. Олпорт (первый выдвинул теорию черт личности): личность - это динамическая организация тех внутренних психических процессов, которые определяют характерное для нее поведение и мышление.  
Бихевиоризм. Б.Скиннер: личность - это результат взаимодействия индивида (с его жизненным опытом) и окружающей среды. Поведение детерминированно, предсказуемо и контролируется окружением. Отвергается идея о внутренних автономных факторах как причинах действий человека, а также физиолого-генетическое объяснение поведения.  
Социально-когнитивное направление. А.Бандура, Дж.Роттер. Личность - результат взаимодействия поведения и факторов окружающей среды; центральную роль играют когнитивные компоненты. Роттер рассматривал личность через призму локуса контроля.  
Когнитивная психология. Дж.Келли - теория личных конструктов (моделей мира), система которых образует личность. Для объяснения мотивации не нужны никакие специальные концепции, главное - то, как человек объясняет любое событие.  
Гуманистическая психология. А. Маслоу: личность определяется через иерархию потребностей.  
Феноменологический подход. К. Роджерс: поведение можно понять с точки зрения субъективных переживаний. Единственная реальность - это личный мир переживаний человека, это и есть личность. Центральное место занимает Я-концепция.

Ролевая концепция личности. Каждый человек, живущий в обществе, включен во множество различных социальных групп (семья, учебная группа, дружеская компания и т. д.). В каждой из этих групп он занимает определенное положение, обладает неким статусом, к нему предъявляются определенные требования. Таким образом, один и тот же человек должен вести себя в одной ситуации как отец, в другой — как друг, в третьей — как начальник, т. е. выступать в разных ролях.

Социальная роль — соответствующий  принятым нормам способ поведения людей  в зависимости от их статуса или  позиции в обществе, в системе  межличностных отношений. Освоение социальных ролей — часть процесса социализации личности, непременное  условие “врастания” человека в  общество себе подобных. Социализацией  называется процесс и результат  усвоения и активного воспроизведения  индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности. Усваивая социальные роли, человек усваивает  социальные стандарты поведения, учится оценивать себя со стороны и осуществлять самоконтроль. Таким образом, развитая личность может использовать ролевое  поведение как инструмент адаптации  к определенным социальным ситуациям, в тоже время не сливаясь, не идентифицируясь  с ролью. Ролевая концепция личности возникла в американской социальной психологии в 30-х годах XX в. (Ч. Кули, Дж. Мид) и получила распространение в различных социологических течениях, прежде всего в структурно-функциональном анализ.

Я-концепция - система представлений индивида о себе самом, осознаваемая часть личности, образ собственного Я. Эти представления о себе самом в большей или меньшей степени осознанны и обладают относительной устойчивостью.

Я-концепция - это не только констатация, описание черт своей личности, но и вся совокупность их оценочных характеристик и связанных с ними переживаний. Даже такие на первый взгляд объективные показатели, как рост или возраст, могут для разных людей иметь разное значение, обусловленное общей структурой их Я-концепции.

 

Становление личности

Становление личности предполагает усвоение ценностей культуры и формирование на их основе устойчивой индивидуальной системы гуманистических ценностных ориентаций, детерминирующих поведение и деятельность. 
 
Но публичные нормы, требования, эталоны, ценности культуры воспринимаются и присваиваются личностью персонально и избирательно. Потому ценностные ориентации воспитанника не постоянно совпадают с ценностями, выработанными публичным сознанием. 
 
Чтоб богатства культуры были приняты личностью, недостаточно того, чтоб ученик понимал их необходимость. Ценность приобретает побудительной силы мотива деятельности лишь тогда, когда она стала объектом потребности личности, т.е. при условии срабатывания механизма интериоризации (от лат. Interior - внутренний). Интериоризации - процесс перевода культурных ценностей во внутренний мир личности. В случае, когда ценность - потребность стала моментом внутреннего существования, воспитанник может четко сформулировать цели собственной деятельности, найти эффективные средства их реализации, осуществить своевременный контроль, оценку и корректировку своих действий. 
 
Развитие и становление личности в ребенке предполагает усвоение им системы общественных ценностей. С этой целью педагог организует, отбирает объекты культуры, предоставляет им целевой направленности, создавая тем самым воспитательную среду, которое раскрывает перед учеником образ жизни и позволяет естественно входить в контекст современной культуры. 
 
Проникновение в глубину той или иной ценности происходит посредством соответствующих видов деятельности ученика, на которого влияют факторы становления личности. Так, познание, освоение, усвоение, присвоение личностью ценности трудолюбие реализуется путем выполнения производительной работы сельскохозяйственного исследования по предпринимательской деятельности и т.д., "национальное сознание" - путем изучения родного языка, своей родословной, истории Отечества, краеведения (исторического, этнографического, географического, фольклорного, литературного), природы родного края, народных традиций, обычаев, обрядов, семейно-бытовой культуры, народного искусства, национальных ремесел и др. Возраст и становление личности очень тесно связаны. 
 
Некоторые виды деятельности могут использоваться для усвоения различных ценностей, зато некоторые стоимости культуры могут усваиваться посредством различных видов деятельности. Это способствует оптимальной построении процесса воспитания, значительной экономии времени, сил и воспитателей, и воспитанников. 
 
Отношения, которые создаются в воспитательном среде, называют воспитательными. Воспитательные отношения позволяют почувствовать, понять, оценить связь собственного "я" и стоимости культуры, осмыслить ее (предоставить смысл), субьективизуваты, внести в природу и социум свое субъективное начало. Если знать, какие этапы становления личности существуют, то можно легко работать с детьми.

5.Группы в социологии. Классификация и причины формирования.  

 

В широком смысле понятие  «социальная группа» охватывает любое социальное объединение людей  от семьи и группы сверстников  до общества данной страны и даже всего  человечества. Но в социологии, чаще всего данное понятие используется в более узком, собственном смысле – как подсистема внутри общества, представляющая собой совокупность взаимодействующих людей, объединившихся ради реализации определенных личных, коллективных или общественных интересов и целей. Члены социальной группы ощущают свою принадлежность к группе (идентифицируют себя с ней) и воспринимаются другими людьми как члены данной группы.

Первичная группа состоит из небольшого числа людей, между которыми устанавливаются взаимоотношения, основанные на их индивидуальных особенностях. Небольшие размеры первичных групп обусловлены тем обстоятельством, что в противном случае было бы затруднительно установить непосредственные, личные взаимосвязи между всеми ее членами.

Вторичная группа больше по размерам, она образуется из людей, между которыми почти отсутствуют эмоциональные отношения, их взаимодействие обусловлено стремлением к достижению определенных целей. В этих группах основное значение придается не личностным качествам, а умению выполнять определенные функции.

Формальные группы характеризуются организованной структурой. В частности, к таковым относятся студенческие учебные группы, производственные бригады и т.п. Большие формальные группы принято еще называть организациями, но о них разговор пойдет ниже.

В неформальной группе существуют личные социальные отношения, которые осуществляются в ролях, определяемых внутренней средой. Это значит, что содержание этих ролей – результат взаимодействия внутри группы. В то время как формальная группа имеет заданную ей структуру, структуру неформальной группы создает она сама.

Изучение неформальных групп  показало, что одним из важнейших  факторов, воздействующих на процесс  их формирования и функционирования, является размер группы. В этой связи  принято выделять, в зависимости  от численности, диады, триады, тетрады, пентады и т.д., но наиболее распространенными и показательными являются первые две – диады и триады, являющиеся основой, «кирпичиками» более сложных социальных конструкций.

Диада – группа, состоящая из двух человек. Например – это влюбленная пара или двое закадычных друзей. Она является наиболее хрупкой и разрушается, если один из членов выбывает из группы. Такая группа требует более тесного, упорядоченного и позитивного взаимодействия между ее членами, чем группа любого другого типа. В то же самое время, в ней создаются условия для более глубокого эмоционального удовлетворения, чем в любой другой группе.

Триада образуется, когда к группе из двух человек присоединяется третий. Например, когда к двум друзьям присоединяется кто-то третий. В таких группах складываются сложные взаимоотношения. По мнению немецкого социолога Георга Зиммеля, третий член группы может играть одну из следующих ролей: безучастного посредника, оппортуниста, который использует других в своих интересах, его тактика - «разделяй и властвуй».

Группы большего размера. Известно, что увеличение размера группы влияет на поведение ее членов. Группы, состоящие из 5 или 6 человек более продуктивны, чем диады или триады и способны оказывать существенное влияние на жизнь группы. Считается, что члены более крупных групп обычно вносят больше ценных предложений, чем представители меньших групп. В более крупной группе меньше согласия, но и меньше напряженность. Такие группы оказывают большее давление на своих членов, усиливая их конформизм. Характерная черта большой группы – это неравенство между ее членами. Примечательно, что группы с четным числом членов, отличаются от групп с нечетным числом членов. В первых в большей мере проявляются разногласия, чем в последних, поэтому группы с четным числом членов менее устойчивы. Они могут распадаться на фракции с равным числом голосов.

Особое значение для групповой  структуры имеет число пять. Группы, состоящие из пяти человек, обычно не сталкиваются с проблемами, характерными для больших групп. В то же время  их члены не страдают от непрочности, свойственной диадам и триадам. В  группах из пяти человек каждый удовлетворен своей ролью, в случае несогласия такие группы обычно не распадаются. Если же в группы входит более пяти человек, некоторые из ее членов могут  почувствовать себя в изоляции.

Для всех групп характерны динамические процессы, периодически повторяющиеся в определенной последовательности. К ним относятся: давление на членов группы, способствующее их конформизму, исключение из членов группы и формирование ролей.

 

                                 6.СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ

Социализация – начинающийся в  младенчестве и заканчивающийся  в глубокой старости процесс освоения социальных ролей и культурных норм. В социологии личность рассматривается  как итог развития индивида, наиболее полное воплощение всех человеческих качеств. Индивид – это единичный  представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов  и т.д.

Механизм и процесс формирования личности раскрывается в социологии на основе понятия «социализация». Социализация – это процесс, посредством  которого индивидом усваиваются  основные элементы культуры: символы, смыслы, ценности, нормы. На основе этого  усвоения в ходе социализации происходит формирование социальных качеств, свойств, деяний и умений, благодаря которым  человек становится дееспособным участником социального взаимодействия. Социализация – это процесс становления  социального «Я».

Личность и общество взаимодействуют  в процессе социализации: общество передает социально-исторический опыт, нормы, символы, а личность усваивает  их в зависимости от своих качеств. Смыслом процесса социализации на ее ранних стадиях является поиск своего социального места. В социологии выделяются два уровня социализации: первичный и вторичный. На каждом из этих уровней действуют различные  агенты и институты социализации.

Агенты социализации – это конкретные люди, ответственные за передачу культурного  опыта. Институты социализации –  это учреждения, которые влияют на процесс социализации и направляют его. Первичная социализация происходит в сфере межличностных отношений  в малых группах. В качестве первичных  агентов социализации выступает  ближайшее окружение индивида: родители, близкие и дальние родственники, друзья семьи, сверстники, врачи, тренеры  и т.д.

Эти люди, общаясь с индивидом, оказывают  влияние на формирование его личности. Вторичная социализация происходит на уровне больших социальных групп  и институтов. Вторичные агенты –  это формальные организации, официальные  учреждения: представители администрации  школы, армии, государства и т.д. Каждый агент социализации дает для личности то, чему в ее становлении может  научить и воспитатель. Агенты первичной  социализации взаимозаменяемы и  универсальны.

Агенты вторичной социализации действуют узко специализированно ибо каждый институт нацелен на решение своих задач в соответствии со своими функциями. Социализация проходит этапы, совпадающие с так называемыми жизненными циклами, каждый этап которых сопровождается двумя взаимодополняющими друг друга процессами: десоциализацией и ресоциализацией. Десоциализация – это процесс отучения от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения. Ресоциализация – это процесс обучения новым ценностям, нормам, ролям и правилам

поведения в замен старых. З. Фрейд выделял ряд психологических механизмов социализации: имитацию идентификацию, чувство стыда и вины. Имитацией называется осознанная попытка ребенка копировать определенную модель поведения. Идентификация – это способ осознания принадлежности к той или иной общности. Основное влияние здесь оказывает ближайшее окружение ребёнка. Имитация и идентификация являются позитивными механизмами, поскольку нацелены на усвоение определенного типа поведения. Стыд и вина представляют собой негативные механизмы так как они подавляют или запрещают некоторые образцы поведения. Чувства стыда и вины тесно связаны с друг другом и почти неразличимы, однако между ними имеются определенные различия. Стыд обычно ассоциируется с ощущением, что вас разоблачили и опозорили. Это чувство ориентированно на восприятие поступков индивида другими людьми. Ощущение вины связано с внутренними переживаниями, с самооценкой человеком своих поступков.

Информация о работе Социология личности