Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 20:38, контрольная работа
Личность — понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений, общения и предметной деятельности. Под «личностью» понимают: 1) человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности («лицо» — в широком смысле слова) или 2) устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности. Хотя эти два понятия — лицо как целостность человека и личность как его социальный и психологический облик — терминологически вполне различимы, они употребляются иногда как синонимы.
Понятие личности. Социальные концепции личности.
Становление личности
Группы в социологии. Классификация и причины формирования.
Социализация личности
Понятие «формирование личности человека»
Социальная роль в обществе
Сущность характера
Сангвиник
Быстро приспосабливается к новым условиям, быстро сходится с людьми, общителен. Чувства легко возникают и сменяются, эмоциональные переживания, как правило неглубоки. Мимика богатая, подвижная, выразительная. Несколько непоседлив, нуждается в новых впечатлениях, недостаточно регулирует свои импульсы, не умеет строго придерживаться выработанного распорядка жизни, системы в работе. В связи с этим не может успешно выполнять дело, требующее равной затраты сил, длительного и методичного напряжения, усидчивости, устойчивости внимания, терпения. При отсутствии серьезных целей, глубоких мыслей, творческой деятельности вырабатывается поверхностность и непостоянство.
Флегматик
Характеризуется сравнительно низким уровнем активности поведения, новые формы которого вырабатываются медленно, но являются стойкими. Обладает медлительностью и спокойствием в действиях, мимике и речи, ровностью, постоянством, глубиной чувств и настроений. Настойчивый и упорный, он редко выходит из себя, не склонен к аффектам, рассчитав свои силы, доводит дело до конца, ровен в отношениях, в меру общителен, не любит попусту болтать. Экономит силы, попусту их не тратит. В зависимости от условий в одних случаях флегматик может характеризоваться "положительными" чертами - выдержкой, глубиной мыслей, постоянством, основательностью, в других - вялостью, безучастностью к окружающему, ленью и безволием, бедностью и слабостью эмоций, склонностью к выполнению одних лишь привычных действий.
Меланхолик
У него реакция часто не соответствует силе раздражителя, присутствует глубина и устойчивость чувств при слабом их выражении. Ему трудно долго на чем-нибудь сосредоточиться. Сильные воздействия часто вызывают у меланхоликов продолжительную тормозную реакцию ("опускаются руки"). Ему свойственна сдержанность и приглушенность речи и движений, застенчивость, робость, нерешительность. В нормальных условиях меланхолик - человек глубокий, содержательный, может быть хорошим тружеником, успешно справляться с жизненными задачами. При неблагоприятных условиях может превратиться в замкнутого, боязливого, тревожного, ранимого человека, склонного к тяжелым внутренним переживаниям таких жизненных обстоятельств, которые этого не заслуживают.
Что же нам дают такие знания? Во-первых, такая характеристика типов имеет лишь предположительный характер о действиях и эмоциях, которые человек может совершить. Но раскрывает ли такое разделение характер человека и способы изменения? Очевидно, нет. У меланхолика иногда могут появится черты и холерика, и сангвиника. Как же уловить связь, и что самое главное – определить, к какому типу относится человек после короткого взгляда на него? Особо не определишь. Можно только предположить, и не факт что правильно. Человек может себя вести совершенно по-разному, в зависимости от обстоятельств, сегодня он будет холериком, а завтра флегматик!!! И самое отрицательное явление классификации - пообщавшись с человеком 5 минут и больше, можно лишь относительно отнести его к одному из этих четырех типов… А каков смысл относить его к условному типу, если можно понять, что за человек перед тобой с одного взгляда…
Глоссарий
ДЕВИАЦИЯ - девиантное поведение – социальное поведение,
отклоняющееся от принятого, социально приемлемого в опреде-
лённом обществе или социальном контексте. Сюда включается множество различных видов поведения (сквернословие, злоупот-
ребление спиртным, употребление наркотиков, футбольное
хулиганство и т.д.) Часть из них, которая связана с нарушением
правовых норм, определяется как делинквентная, или преступная,
и карается законом. Однако
социальному осуждению
и множество поступков, которые не являются незаконными,
но которые самим обществом определяются как девиантные
или на которые «наклеивается ярлык» девиантных. Социология
изучает девиацию как социально обусловленное явление, посколь-
ку представления о норме и девиации связаны с социальным кон-
текстом и варьируют в различных обществах и даже субкультурах.
«Действия не являются естественно хорошими или плохими; нор-
мальность и девиация определяются социально».
ЛИДЕРСТВО – этот термин в социологии обозначает: 1) веду-
щее положение отдельных личностей, класса, партии, государства;
2) один из механизмов социальной интеграции, управленческого
воздействия. Проблема лидерства – это традиционная проблема со-
циальной философии от античности до наших дней. Только
если прежде в центре исследования были великие исторические
личности, то сейчас проблема лидерства исследуется главным
образом в малых группах. Значительное место занимают также
исследования проблемы политического лидерства. Лидер –
это человек, способный объединить людей для достижения опреде-
лённой цели. Тип лидерства связан с природой общественного
строя, характером группы и конкретной ситуацией.
ЛИЧНОСТЬ - система социальных качеств человека,
формирующаяся на основе его включения в систему социальных
отношений. Социологический анализ выделяет в личности не ин-
дивидуальные, а социально-типические черты, формируемые дан-
ной системой общественных отношений и необходимые для её
воспроизводства. Индивид становится личностью лишь в качестве
члена определенного социума в процессе освоения определённых
социальных ролей и
соответствующей ценностно-
системы, в процессе обретения социальной идентичности,
т.е. в процессе социализации. Личность является продуктом
и субъектом социальных систем, их изменения и развития.
МАРГИНАЛЬНОСТЬ (от лат. мargo – край ) – «пограничность»,
промежуточность положения индивида или социальной группы
в социальной структуре общества. Индивидуальная маргиналь-
ность характеризуется неполным вхождением индивида в группу,
которая его полностью не принимает, и его отчуждением от группы
происхождения, которая его отторгает как отступника. Индивид
оказывается «культурным гибридом» (Р. Парк), разделяющим
жизнь и традиции двух различных групп. Это понятие появилось
в американской социологии в 20-е годы ХХ века для обозначения
ситуации неадаптации иммигрантов к новым социальным услови-
ям. Групповая маргинальность возникает в результате изменений
социальной структуры общества, формирования новых функцио-
нальных групп в экономике и политике, вытесняющих старые
группы, дестабилизирующих их социальное положение. Однако
маргинализация далеко не всегда приводит к «оседанию на дно».
Естественная маргинализация связана преимущественно
с горизонтальной либо восходящей вертикальной мобильностью.
СОЦИАЛИЗАЦИЯ – процесс усвоения индивидом культурных
норм и социальных ролей, необходимых для успешного функцио-
нирования в данном обществе. Социализация также делает воз-
можным существование общества и передачу его культуры
от поколения к поколению. Социализация охватывает все процессы
приобщения к культуре, с помощью которых человек обретает со-
циальную природу («очеловечивается») и способность участвовать
в социальной жизни. Наиболее
развернутая социологическая
рия, описывающая интеграцию индивида в социальную систему,
была предложена Т. Парсонсом. По Парсонсу, она происходит пу-
тём интернализации (внутреннего приятия) общепринятых норм
на основе идентификации индивида со значимыми фигурами
(например, в детстве – с фигурой отца или матери, в подростковом
возрасте – с фигурой лидера и т.д.)
Агент социализации — конкретный человек или институт, ответственные за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей.
Социальные предписания — запре
Социальный контроль — практика всех видов социальных групп по предписанию и поощрению конформности и применению санкций к поведению, нарушающему принятые нормы. Социологи различают два основных процесса контроля: 1) интериоризация норм и ценностей; 2) применение санкций либо позитивных, вознаграждающих конформное поведение, либо негативных – наказывающих неподчинение «неформальными» и «формальными» средствами.
Нормы — предписания того, как нужно вести себя в обществе.
Ценности — 1. Этические идеалы и убеждения. 2. Основные убеждения и цели индивидуума либо общества.
Самоконтроль — самостоятельное регулирование индивидом своего поведения в согласии с нормами и ценностями.
Внешний контроль — совокупность институтов и механизмов, гарантирующих соблюдение общепринятых норм поведения и законов.
Общественное мнение — выражения позиций по политическим проблемам или текущим делам членами общества.
Девиация — социальное поведение, отклоняющееся от считающегося «нормальным» или социально приемлемым в обществе либо в социальном контексте.
Инновация — поведение, предполагающее согласие с целями общества, но отрицающее социально одобряемые способы их достижения.
Ритуализм — поведение, построенное на отрицании целей и преувеличении значимости законных средств их достижения.
Ретретизм — поведение, отрицающее и цели общества и способы их достижения.
Бунт — поведение, построенное на отрицании целей общества и способов их достижения и ведущее к формированию новых целей и средств.
Конформность — поведение, управляемое давлением группы. Ученые различают два типа конформности: 1) интериоризация – мнение группы принимается и становится внутренним для его членов; 2) подчинение – согласие во внешнем проявлении, но при внутреннем расхождении.
ГРУППА СОЦИАЛЬНАЯ -
Существуют также большие группы, члены
которых не связаны ни межличностными,
ни формальными отношениями и не всегда
могут идентифицировать свое членство
– они связаны только на основе близости
интересов, образа жизни, стандартов потребления
и культурных образцов ( имущественные
группы, группы происхождения, должностного
статуса и т.п.). Это группы, членство в
которых основано на близости или совпадении социального
ОТНОШЕНИЯ
СОЦИАЛЬНЫЕ – это определенная , упорядоченная
система взаимоотношений индивидов, входящих
в различные социальные общности.
Люди взаимодействуют друг с другом не
случайным образом. Они являются членами
определенных социальных групп, занимают
определенные статусные позиции. Поэтому
с другими людьми они вступают в отношения,
соответствующие этим позициям. Эти отношения
более или менее устойчиво воспроизводятся
в процессе функционирования общества.
Изменение социального статуса индивида
неизбежно влечет за собой изменение характера
его отношений с другими людьми. Социальные
изменения предполагают изменение всей
системы взаимоотношений в этой сложной
конструкции социальных связей и взаимодействий.
РАВЕНСТВО
СОЦИАЛЬНОЕ – состояние общества,
которое характеризуется отсутствием
существенных социальных различий. Одна
из гуманистических общечеловеческих
ценностей.
Первоначально идея социального равенства
насила религиозный характер. Согласно
христианству и некоторым другим религиям,
все люди равны от рождения. Это так называемая
идея онтологического равенства людей.
В смысле равенства возможностей понятие
социального равенства использовалось
в качестве одного из трех основных принципов
буржуазных революций (свобода, равенство,
братство) и буржуазного права. Оно было
направлено против феодально-сословных
привилегий и утверждало новый – достижительский
принцип организации системысоциальной стратификаци
Социализм углубил идею либерально-буржуазного
равенства возможностей до идеи фактического
равенства. Необходимой предпосылкой
его достижения считается социальная
революция, которая должна устранить причины
социального неравенства, прежде всего
частную собственность на средства производства,
и обеспечить удовлетворение потребностей
всех членов общества, в котором "всестороннее
развитие каждого является условием всестороннего
развития всех" (К.Маркс).