Социология личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 20:38, контрольная работа

Описание работы

Личность — понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений, общения и предметной деятельности. Под «личностью» понимают: 1) человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности («лицо» — в широком смысле слова) или 2) устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности. Хотя эти два понятия — лицо как целостность человека и личность как его социальный и психологический облик — терминологически вполне различимы, они употребляются иногда как синонимы.

Содержание работы

Понятие личности. Социальные концепции личности.
Становление личности
Группы в социологии. Классификация и причины формирования.
Социализация личности
Понятие «формирование личности человека»
Социальная роль в обществе
Сущность характера

Файлы: 1 файл

Sotsiologia_lichnosti.docx

— 65.61 Кб (Скачать файл)

Сангвиник

Быстро приспосабливается  к новым условиям, быстро сходится с людьми, общителен. Чувства легко возникают и сменяются, эмоциональные переживания, как правило неглубоки. Мимика богатая, подвижная, выразительная. Несколько непоседлив, нуждается в новых впечатлениях, недостаточно регулирует свои импульсы, не умеет строго придерживаться выработанного распорядка жизни, системы в работе. В связи с этим не может успешно выполнять дело, требующее равной затраты сил, длительного и методичного напряжения, усидчивости, устойчивости внимания, терпения. При отсутствии серьезных целей, глубоких мыслей, творческой деятельности вырабатывается поверхностность и непостоянство.

Флегматик

Характеризуется сравнительно низким уровнем активности поведения, новые формы которого вырабатываются медленно, но являются стойкими. Обладает медлительностью и спокойствием в действиях, мимике и речи, ровностью, постоянством, глубиной чувств и настроений. Настойчивый и упорный, он редко  выходит из себя, не склонен к  аффектам, рассчитав свои силы, доводит  дело до конца, ровен в отношениях, в меру общителен, не любит попусту  болтать. Экономит силы, попусту их не тратит. В зависимости от условий  в одних случаях флегматик  может характеризоваться "положительными" чертами - выдержкой, глубиной мыслей, постоянством, основательностью, в других - вялостью, безучастностью к окружающему, ленью и безволием, бедностью и слабостью эмоций, склонностью к выполнению одних лишь привычных действий.

Меланхолик

У него реакция часто не соответствует силе раздражителя, присутствует глубина и устойчивость чувств при слабом их выражении. Ему трудно долго на чем-нибудь сосредоточиться. Сильные воздействия часто вызывают у меланхоликов продолжительную тормозную реакцию ("опускаются руки"). Ему свойственна сдержанность и приглушенность речи и движений, застенчивость, робость, нерешительность. В нормальных условиях меланхолик - человек глубокий, содержательный, может быть хорошим тружеником, успешно справляться с жизненными задачами. При неблагоприятных условиях может превратиться в замкнутого, боязливого, тревожного, ранимого человека, склонного к тяжелым внутренним переживаниям таких жизненных обстоятельств, которые этого не заслуживают.

Что же нам дают такие  знания? Во-первых, такая характеристика типов имеет лишь предположительный  характер о действиях и эмоциях, которые человек может совершить. Но раскрывает ли такое разделение характер человека и способы изменения? Очевидно, нет. У меланхолика иногда могут появится черты и холерика, и сангвиника. Как же уловить связь, и что самое главное – определить, к какому типу относится человек после короткого взгляда на него? Особо не определишь. Можно только предположить, и не факт что правильно. Человек может себя вести совершенно по-разному, в зависимости от обстоятельств, сегодня он будет холериком, а завтра флегматик!!! И самое отрицательное явление классификации - пообщавшись с человеком 5 минут и больше, можно лишь относительно отнести его к одному из этих четырех типов… А каков смысл относить его к условному типу, если можно понять, что за человек перед тобой с одного взгляда…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глоссарий


ДЕВИАЦИЯ - девиантное поведение – социальное поведение,

отклоняющееся от принятого, социально приемлемого в опреде-

лённом обществе или социальном контексте. Сюда включается множество различных видов поведения (сквернословие, злоупот-

ребление спиртным, употребление наркотиков, футбольное

хулиганство и т.д.) Часть  из них, которая связана с нарушением

правовых норм, определяется как делинквентная, или преступная,

и карается законом. Однако социальному осуждению подвергается

и множество поступков, которые  не являются незаконными,

но которые самим обществом определяются как девиантные

или на которые «наклеивается ярлык» девиантных. Социология

изучает девиацию как социально  обусловленное явление, посколь-

ку представления о  норме и девиации связаны с  социальным кон-

текстом и варьируют в  различных обществах и даже субкультурах.

«Действия не являются естественно  хорошими или плохими; нор-

мальность и девиация определяются социально».

 

ЛИДЕРСТВО – этот термин в социологии обозначает: 1) веду-

щее положение отдельных личностей, класса, партии, государства;

2) один из механизмов  социальной интеграции, управленческого

воздействия. Проблема лидерства  – это традиционная проблема со-

циальной философии от античности до наших дней. Только

если прежде в центре исследования были великие исторические

личности, то сейчас проблема лидерства исследуется главным

образом в малых группах. Значительное место занимают также

исследования проблемы политического  лидерства. Лидер – 

это человек, способный объединить людей для достижения опреде-

лённой цели. Тип лидерства связан с природой общественного

строя, характером группы и  конкретной ситуацией.

 

ЛИЧНОСТЬ - система социальных качеств человека,

формирующаяся на основе его включения в систему социальных

отношений. Социологический  анализ выделяет в личности не ин-

дивидуальные, а социально-типические черты, формируемые дан-

ной системой общественных отношений и необходимые для её

воспроизводства. Индивид  становится личностью лишь в качестве

члена определенного социума  в процессе освоения определённых

социальных ролей и  соответствующей ценностно-нормативной

системы, в процессе обретения  социальной идентичности,

т.е. в процессе социализации. Личность является продуктом

и субъектом социальных систем, их изменения и развития.

 

МАРГИНАЛЬНОСТЬ (от лат. мargo – край ) – «пограничность»,

промежуточность положения  индивида или социальной группы

в социальной структуре общества. Индивидуальная маргиналь-

ность характеризуется неполным вхождением индивида в группу,

которая его полностью не принимает, и его отчуждением от группы

происхождения, которая его отторгает как отступника. Индивид

оказывается «культурным  гибридом» (Р. Парк), разделяющим

жизнь и традиции двух различных  групп. Это понятие появилось

в американской социологии в 20-е годы ХХ века для обозначения

ситуации неадаптации иммигрантов к новым социальным услови-

ям. Групповая маргинальность возникает в результате изменений

социальной структуры  общества, формирования новых функцио-

нальных групп в экономике и политике, вытесняющих старые

группы, дестабилизирующих  их социальное положение. Однако

маргинализация далеко не всегда приводит к «оседанию на дно».

Естественная маргинализация связана преимущественно

с горизонтальной либо восходящей вертикальной мобильностью.

 

СОЦИАЛИЗАЦИЯ – процесс усвоения индивидом культурных

норм и социальных ролей, необходимых для успешного функцио-

нирования в данном обществе. Социализация также делает воз-

можным существование общества и передачу его культуры

от поколения к поколению. Социализация охватывает все процессы

приобщения к культуре, с помощью которых человек  обретает со-

циальную природу («очеловечивается») и способность участвовать

в социальной жизни. Наиболее развернутая социологическая тео-

рия, описывающая интеграцию индивида в социальную систему,

была предложена Т. Парсонсом. По Парсонсу, она происходит пу-

тём интернализации (внутреннего приятия) общепринятых норм

на основе идентификации  индивида со значимыми фигурами

(например, в детстве –  с фигурой отца или матери, в подростковом

возрасте – с фигурой лидера и т.д.)

 

Агент социализации — конкретный человек или институт, ответственные за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей.  

Социальные предписания — запрет или разрешение что-либо делать, обращенные к индивиду или группе в устной, письменной, формальной и неформальной форме. 

Социальный контроль — практика всех видов социальных групп по предписанию и поощрению конформности и применению санкций к поведению, нарушающему принятые нормы. Социологи различают два основных процесса контроля: 1) интериоризация норм и ценностей; 2) применение санкций либо позитивных, вознаграждающих конформное поведение, либо негативных – наказывающих неподчинение «неформальными» и «формальными» средствами.

Нормы — предписания того, как нужно  вести себя в обществе.  

Ценности — 1. Этические идеалы и убеждения. 2. Основные  убеждения и цели индивидуума либо общества. 

Самоконтроль — самостоятельное регулирование индивидом своего поведения в согласии с нормами и ценностями.  

Внешний контроль — совокупность институтов и механизмов, гарантирующих соблюдение общепринятых норм поведения и законов.  

Общественное мнение — выражения позиций по политическим проблемам или текущим делам членами общества.  

Девиация — социальное поведение, отклоняющееся от считающегося «нормальным»   или социально приемлемым   в обществе либо в социальном контексте. 

Инновация — поведение, предполагающее согласие с целями общества, но отрицающее социально одобряемые способы их достижения.

Ритуализм — поведение, построенное на отрицании целей и преувеличении значимости законных средств их достижения.

Ретретизм — поведение, отрицающее и цели общества и способы их достижения.

Бунт — поведение, построенное на отрицании целей общества и способов их достижения и ведущее к формированию новых целей и средств.

Конформность — поведение, управляемое давлением группы. Ученые различают два типа конформности: 1) интериоризация – мнение группы принимается и становится внутренним для его членов; 2) подчинение – согласие во внешнем проявлении, но при внутреннем расхождении. 

ГРУППА СОЦИАЛЬНАЯ - совокупность индивидов, ограниченная неформальным или формальным членством. Ее члены взаимодействуют на основе определенных ролевых ожиданий в отношении друг друга. От социальной группы следует отличать социальную категорию – людей, обладающих одной или несколькими сходными характеристиками (возраст, пол и т.п.), но не вовлеченных в социальные взаимодействия. Группы различаются по степени кооперации и солидарности, по степени социального контроля. Когда каждый член группы идентифицирует себя с ней (появляется чувство "мы" ), формируются устойчивое членство в группе и границы социального контроля. В социальных категориях и случайных объединениях людей (типа толпы) эти характеристики отсутствуют.Каждый индивид входит в несколько групп – разных в разные периоды своей жизни. Он является членом семьи, класса, студенческой группы, трудового коллектива, группы друзей, членом спортивной команды и т.д. Социальные группы могут быть различными по размеру – малыми и большими, а также формальными и неформальными. Малые группы формируются в пределах охвата межличностными отношениями. В больших группах личные контакты между всеми членами уже невозможны, однако такие группы имеют четкие формальные границы, контролируются определенными институциональными отношениями, чаще всего формальными. Большая часть социальных групп существует в виде организаций. Группы принадлежности индивида называются ингруппами (моя семья, моя компания и т.п.). Другие группы, к которым он не принадлежит, называются аутгруппами.В традиционном обществе доминируют малые группы, построенные главным образом на отношениях родства. В современном обществе структура групп и основания их формирования усложняются и разнообразятся. Индивид принадлежит одновременно ко многим группам, в связи с чем возникает проблема групповой идентичности.  
Существуют также большие группы, члены которых не связаны ни межличностными, ни формальными отношениями и не всегда могут идентифицировать свое членство – они связаны только на основе близости интересов, образа жизни, стандартов потребления и культурных образцов ( имущественные группы, группы происхождения, должностного статуса и т.п.). Это группы, членство в которых основано на близости или совпадении социального статуса – статусные группы.

 

ОТНОШЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫЕ – это определенная , упорядоченная система взаимоотношений индивидов, входящих в различные социальные общности. 
Люди взаимодействуют друг с другом не случайным образом. Они являются членами определенных социальных групп, занимают определенные статусные позиции. Поэтому с другими людьми они вступают в отношения, соответствующие этим позициям. Эти отношения более или менее устойчиво воспроизводятся в процессе функционирования общества. Изменение социального статуса индивида неизбежно влечет за собой изменение характера его отношений с другими людьми. Социальные изменения предполагают изменение всей системы взаимоотношений в этой сложной конструкции социальных связей и взаимодействий.

РАВЕНСТВО СОЦИАЛЬНОЕ – состояние общества, которое характеризуется отсутствием существенных социальных различий. Одна из гуманистических общечеловеческих ценностей. 
Первоначально идея социального равенства насила религиозный характер. Согласно христианству и некоторым другим религиям, все люди равны от рождения. Это так называемая идея онтологического равенства людей. В смысле равенства возможностей понятие социального равенства использовалось в качестве одного из трех основных принципов буржуазных революций (свобода, равенство, братство) и буржуазного права. Оно было направлено против феодально-сословных привилегий и утверждало новый – достижительский принцип организации системысоциальной стратификации. Предполагалось, что все социальные позиции в обществе должны завоевываться в открытой конкурентной борьбе на основе личных достижений и личного таланта. Все люди, независимо от происхождения, расы, пола и т.п., имеют равное право участвовать в этой борьбе. Все люди равны перед законом и имеют равные гражданские права. Однако такое равенство оказалось формальным, поскольку представители различных социальных групп в силу различий в собственности, в культурном капитале и социальном престиже изначально находятся в неравных условиях. Поэтому для обеспечения большего социального равенства некоторые государства, так называемые "государства всеобщего благосостояния", проводят политику "позитивной дискриминации" в пользу наименее привилегированных групп. Такая политика направлена на достижение равенства условий прежде всего в сфере образования и социального обеспечения путем компенсации неблагоприятных условий для некоторых социальных групп.  
Социализм углубил идею либерально-буржуазного равенства возможностей до идеи фактического равенства. Необходимой предпосылкой его достижения считается социальная революция, которая должна устранить причины социального неравенства, прежде всего частную собственность на средства производства, и обеспечить удовлетворение потребностей всех членов общества, в котором "всестороннее развитие каждого является условием всестороннего развития всех" (К.Маркс).

Информация о работе Социология личности