Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 16:00, реферат
Социология личности – отрасль социологии, изучающая личность как
социальное явление, её взаимодействие с различными социальными группами и обществом.
Личность как субъект общественных отношений характеризуется определенной степенью независимости от общества, способностью противопоставить себя ему. Личная независимость сопряжена с умением контролировать свое поведение, что невозможно без самосознания, самооценки.
При рассмотрении личности как объекта общественных отношений акцент делается на влияние общества на точность, на ее зависимость от социальных и культурных ожиданий, социальных установок среды, где формируется личность.
Социология личности – отрасль социологии, изучающая личность как
социальное явление, её взаимодействие с различными социальными группами и обществом.
Понятие личности.
Личность - одно
из центральных понятий в
Психология обращает внимание на индивидуальные
различия людей - на темперамент, характер,
особенности поведения. Под личностью
психологи понимают индивидуальность.
В социологии личность - целостность социальных
свойств человека. Личность является продуктом
общественного развития и включения индивида
в систему общественных отношений.
Личность как субъект общественных отношений
характеризуется определенной степенью
независимости от общества, способностью
противопоставить себя ему. Личная независимость
сопряжена с умением контролировать свое
поведение, что невозможно без самосознания,
самооценки.
При рассмотрении личности как объекта
общественных отношений акцент делается
на влияние общества на точность, на ее
зависимость от социальных и культурных
ожиданий, социальных установок среды,
где формируется личность.
Социализация
личности.
Социализация
- процесс усвоения культурных
норм и освоения социальных
ролей. Благодаря социализации, человек
становится дееспособным
Многие существа рождаются совершено
готовыми к самостоятельной жизни, т.е.
рождаются взрослыми (например, насекомые).
Другим существам нужен некоторый период,
чтобы адаптироваться в мире. Этот период
называют детством. Он бывает разной длины:
у птиц - 1 сезон, у тигров, обезьян и слонов
- несколько лет.
Но ни у кого, кроме человека, нет социализации
- периода, когда человек обучается жить
в обществе, в мире общественных отношений
(а не только в своей экологической нише,
как животные). Ни одно социальное свойство
не является врожденным. Чувство совести,
ответственность, честь и пр. генетически
не передаются.
Социализация - это не только обучение
в школе, институте. Такое обучение -лишь
формальное приобретение знаний. Школа
не может научить человека быть хорошим
мужем, деловым партнером, внимательным
родителем, сыном и т.д. Этому приходится
обучаться всю жизнь в реальных, а не лабораторных
условиях. Каждая социальная роль включает
в себя множество правил, культурных норм,
стереотипов поведения, которые надо осваивать.
Взрослея, человек приобретает новые роли
(например, отца, начальника) и должен их
осваивать. Поэтому социализация идет
всю жизнь.
Понятно, что научиться жизни в обществе
можно, только живя в обществе. Известно
несколько реальных случаев, когда человеческие
детеныши были изолированы от общества
и их воспитывали звери. «Маугли» вели
себя как животные - передвигались на четырех
конечностях, испытывали сильный страх
перед огнем, не смеялись. Когда их вернули
в общество людей, они обрели лишь самые
элементарные навыки, но не научились
абстрактно мыслить, дружить, улыбаться.
Они овладевали речью, состоящей не более
чем из 30 слов, и в человеческом обществе
жили не более 10 лет.
Перед тем как говорить о социологии личности, необходимо прежде всего, определиться с самим понятием личности. Общественное сознание часто объединяет такие понятия как «человек», «индивид», «личность», что не совсем верно. Понятие «человек» употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей. Это понятие подчеркивает наличие в мире такой особой исторически развивающейся общности, как человеческий род, человечество, которое отличается от всех иных материальных систем только ему присущим способом жизнедеятельности. Благодаря этому способу жизнедеятельности, человек на всех этапах исторического развития, во всех точках земного шара остается тождественным самому себе, сохраняет определенный онтологический статус.
Итак, существует человечество как специфическая материальная реальность. Но человечество как таковое самостоятельно не существует. Живут и действуют конкретные люди. Существование отдельных представителей человечества выражается понятием «индивид».
Индивид - это единичный
представитель человеческого
Личность является объектом изучения ряда гуманитарных наук, прежде всего, философии, психологии и социологии. Философия рассматривает личность с точки зрения ее положения в мире как субъекта деятельности, познания и творчества. Психология изучает личность в качестве устойчивой целостности психических процессов, свойств и отношений: темперамента, характера, способностей, волевых качеств и т.д.
Социология в целом
содержит множество теорий
Личность как субъект социальных отношений, прежде всего, характеризуется определенной степенью независимости от общества, способной противопоставить себя обществу. Личная независимость сопряжена с умением властвовать над собой, а это, в свою очередь, предполагает наличие у личности самосознания, т. е. способность к самоанализу, самооценке, самоконтролю.
Самосознание личности переходит в жизненную позицию.
Жизненная позиция
представляет собой принцип
Индивидуальное поведение представляет собой основу понимания жизни всей социальной группы или общества.
Пребывание в социальной
среде и социализация играют решающую
роль в превращении биологического
существа в общественное. Этот процесс
означает и превращение человека в индивида
и в личность.
Процесс социализации проходит стадии,
которые совпадают с основными жизненными
циклами. Это детство, юность, зрелость,
старость.
Этапы социализации. Детство и юность
- начальная социализация, зрелость и старость
- продолженная социализация. Самый важный
- первый этап, детство, когда закладывается
фундамент социализации и на 70% формируется
личность. Поэтому дети, изолированные
от общества, погибают (как социальные
существа), а взрослые - нет.
Процесс социализации проходит не без
посторонней помощи. Ему помогают люди
и учреждения. Конкретных людей, ответственных
за социализацию, называют агентами социализации.
Учреждения, влияющие на социализацию
и направляющие ее, - институтами социализации.
Когда говорят о семье обобщенно, называют
ее "институтом" социализации.
Воспитание личности.
Процесс социализации зависит от социальной организации общества, от ценностей, которым общество привержено. Например, в обществах с типом хозяйства, ориентированном на охоту и рыболовство, воспитание детей направлено на то, чтобы сделать их независимыми и самостоятельными. А земледельческие и животноводческие типы делают акцент на ответственность и послушание. И это оправдано - ведь успех охоты и рыболовства больше зависит от проявления индивидуальной инициативы, от умения действовать по ситуации, от самостоятельности. А в земледелии важны терпение и ответственность
2. Структура личности
Проблема взаимоотношений личности и общества принадлежит к наиболее интересным и важным темам в социологии. Развитие представлений о человеке как личности прошло несколько этапов. Древнегреческие философы отделили человека от космоса. В период средневековья человек рассматривался как Храм, созданный по образу и подобию Бога. Эпоха Возрождения утвердило разум как высшее достоинство человека. По мнению историков, понятие «индивидуальность», как и понятие «личность», появилось 200-300 лет назад, т.е. в эпоху Просвещения. Именно с периода ранних буржуазных революций происходит постепенное возвышение личности в европейской философии.
В структуре личности можно выделить 3 уровня:
Биологический
Психологический
Социальный
Первый уровень представлен генетически детерминированными задатками, которые придают каждой человеческой личности индивидуальность. Второй уровень включает потребности, характер, темперамент, память, эмоции, субъективное «я».
С социологической точки зрения самым существенным является третий уровень, собственно личностный. Здесь проявляются социальные свойства индивида. Личность - это интегральное социальное качество, которое формируется у индивида в процессе его включения в систему общественных отношений. В структуре личности различаются 2 подсистемы: отношения с внешней средой представляет собой базис личности, определяющий формирование и развитие её внутреннего мира.
Совокупность социальных связей непосредственно отражается в мировоззрении личности, в нём же содержится их оценка и установка на изменение или сохранение существующего положения вещей. Личность постоянно получает новую информацию, новые знания. Эти знания превращаются в убеждения. В конкретных ситуациях индивид, опираясь на знания и убеждения, вырабатывает взгляды и мнения. Знания и убеждения являются наиболее устойчивыми качествами личности, а взгляды и мнения - её чертами. Качества и черты определяют характер поступков человека, его цели и идеалы. Социальная структура личности постоянно изменяется.
Исходными источниками деятельности личности выступают потребности человека. Будучи осознанными, потребности превращаются в интересы личности. Интересы являются реальной причиной деятельности социальных субъектов, направленной на удовлетворение определённых потребностей, лежащей в основе непосредственных побуждений, мотивов поведения. Важнейшие элементы внутренней структуры личности, закреплённые жизненным опытом индивида и регулирующие его поведение, - ценностные ориентации. Ценностные ориентации выступают важнейшим фактором, регулирующим мотивацию личности.
Решающая роль при выборе
личностью модели своего поведения
принадлежит также
В отечественной социологии эту теорию активно разрабатывал В.А. Ядов. В соответствии с предложенной В.А. Ядовым диспозиционной теорией саморегуляции социального поведения личности существует иерархия диспозиций. К низшему уровню диспозиционной структуры личности относятся элементарные установки, формирующиеся в простейших жизненных ситуациях.
Второй уровень структуры личности - социально фиксированные установки со сложной структурой, состоящей из 3 основных компонентов: оценочного, рассудочного и собственно поведенческого. Речь идёт о взаимодействии индивида с отдельными объектами в разных конкретных ситуациях. Это и является социальной установкой. Третий диспозиционный уровень образуют базовые социальные установки, обусловленные интересами личности в различных областях деятельности. Высший уровень образуют ценностные ориентации.
Если рассматривать личность
в качестве социального субъекта,
то общие и специфические
Структура личности в социологии рассматривается в тесной связи с социальными отношениями, в которые человек вступает в процессе своей жизнедеятельности. Структура личности понимается, как фундамент человеческой деятельности, обусловленный особенностями общественной жизни.
Социальная структура личности выражается во внешней и внутренней соотнесенности личности с социумом. На внешнем плане мы находим совокупность различных социальных статусов, т.е. реальное положение личности в обществе, и социальных ролей, т.е. тех моделей поведения, которых человек придерживается в соответствии со своим статусом и ролью в социальной группе.
Социальный статус - каждая
из социальных позиций индивида, связанная
с определёнными правами и
обязанностями. Статус, как бы он ни
был низок, важен, ибо он определяет
права, привилегии, обязанности человека
по отношению к другим. Обладание
статусом позволяет человеку ожидать
и требовать определённого
Каждого человека можно
охарактеризовать «статусным набором».
Статусный набор - совокупность всех
статусов, занимаемых данным индивидом.
Человек может иметь ряд
Приписанные - это статусы, которые были получены благодаря внешним, неконтролируемых со стороны человека характеристикам (возраст, пол, национальность). Приобретённые статусы - анализируются с помощью профессиональных, экономических, политических критериев. Во многих отношениях границы между предписанными и достигнутыми статусами условны.