Социология личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 16:00, реферат

Описание работы

Социология личности – отрасль социологии, изучающая личность как
социальное явление, её взаимодействие с различными социальными группами и обществом.
Личность как субъект общественных отношений характеризуется определенной степенью независимости от общества, способностью противопоставить себя ему. Личная независимость сопряжена с умением контролировать свое поведение, что невозможно без самосознания, самооценки.
При рассмотрении личности как объекта общественных отношений акцент делается на влияние общества на точность, на ее зависимость от социальных и культурных ожиданий, социальных установок среды, где формируется личность.

Файлы: 1 файл

Психология Word.docx

— 35.41 Кб (Скачать файл)

Личности может быть свойственна противоречивость статуса. Например, человек с высоким уровнем  образования, как правило, обеспечивается высокий социальный статус. Однако он может быть занят такой профдеятельностью, которая плохо оплачивается и имеет низкий престиж, что свидетельствует о низком статусе. Считается, что противоречие одного статуса другому способствует возникновению у индивидов чувства неудовлетворённости.

Исходя из вышесказанного можно отметить, что общество способствует становлению личности индивида, формирует идентичность, поддерживает и трансформирует её. Способность же личности к трансформации зависит от некоторых генетически заложенных черт.

Современная жизнь разнообразна, люди вращаются в разных «кругах», где действуют специальные правила. Личность должна быть способна к постоянным социальным перевоплощениям, играть множество  ролей, чтобы сохранять соответствие ситуации и тем нормативным требованиям, которые предъявляются к человеку как участнику социальной жизни.

 

3. Социальные отношения  как проявление социальных качеств

В человеке в течение  его жизни параллельно идут два  взаимосвязанных процесса: процесс  его личностного становления  и процесс социализации. Личностное, внутреннее становление проходит, как  уже говорилось, в борьбе божественного, культурного начала с инстинктами.

Социализация есть процесс  вхождения человека в общности, его  знакомство с постепенно расширяющимся  кругом различных общностей, выработки  человеком отношения к новым общностям, принятие тех или иных установок, характерных для общности, приобретения человеком своей роли в общностях и в обществе в целом.

Для взаимодействия с партнерами каждому из игроков необходимо ставить  себя на место партнера и представлять себе, что он сделал бы в том или  ином игровом эпизоде. Команда возникает  и действует только тогда, когда  каждый усваивает не только собственную  роль, но и роли партнеров.В ходе подобного процесса индивид, проходя последовательно все стадии вхождения в другие роли, развивает способность видеть свое собственное поведение во взаимосвязи с другими индивидами и ощущать на себе их реакции. Через осознание других ролей, а также чувств и ценностей других в сознании личности формируется «обобщенный другой». Он является грубым сравнением со стандартами и ценностями общества. Повторяя принимаемую роль «обобщенного другого», индивид формирует свою концепцию «Я». Недостаточная способность адаптироваться к другой точке зрения, принимать на себя роли других индивидов может отрицательно сказываться на развитии личности. Так, у некоторых групп молодежи с заметными признаками отклоняющегося поведения, замкнутых в пределах своей группы, зарегистрировано неумение принимать другие роли, а следовательно, видеть себя в глазах других, что отрицательно сказывается на развитии и умственных способностях личности.

Индивид стремится принять  их роли, подражать им и таким  образом осуществлять процесс социализации через «значимого другого». Два наиболее часто применяемых термина, отражающих ощущение человеком своего собственного «Я» и степень социализации личности - это идентичность и самоуважение.

Под идентичностью понимается ощущение существования уникальной индивидуальности, отделенной, отличной от других индивидов, или ощущение себя как части уникальной группы, отличной от других групп в использовании  групповых ценностей. Например, представитель  определенной нации стремится к  культурным образцам своей нации, сопоставляя  их с культурными образцами других наций. Ощущение индивидом идентичности с группой в значительной степени  зависит от индивидуальных или групповых  потребностей, удовлетворение которых  приводит к повышению его престижа вступая в сообщество, человек  не только подчиняется его законам, но и вносит в него свое содержание, активно воздействует на его характер, в особенности когда он постепенно входит в элиту сообщества.

Опасность, подстерегающая человека в процессе его социализации состоит в том, что, оказавшись в некой общности, он останавливается на этом, не стремится расширить круг общностей, принимает как руководство к действию лишь те установки, которые уже действуют в удобной для него общности. Чем к большему числу общностей принадлежит человек, тем более терпимым, толерантным он становится.

Самоидентификация человека заключается в сознании собственной  принадлежности общностям, в расстановке  приоритетов: какие установки общностей, к которым ты принадлежишь, для  тебя являются наиболее важными. Выстраивается  структуру ценностей, причем это всегда индивидуальное дело. В своих контактах человек стремиться понять, какова структура ценностей нового знакомого. Совпадение этих структур служит основой особого уважения, дружбы, любви.

 

 

 

 

 

Заключение

В заключении хотелось бы отметить, что процесс социализации личности протекает в основном под влиянием группового опыта. При этом личность формирует свой «Я» - образ на основании  восприятия реакции других на своё поведение, т.е. как ее оценивают  другие. Для того чтобы такое восприятие было успешным, личность принимает  на себя роли других и глазами этих других смотрит на свое поведение  и свой внутренний мир. Формируя свой «Я» - образ, личность социализируется. Однако не существует ни одного одинакового  процесса социализации и ни одной  одинаковой личности, так как индивидуальный опыт каждой из них уникален и неповторим.

Процесс социализации достигает  определенной степени завершенности  при достижении личностью социальной зрелости, которая характеризуется  обретением личностью интегрального  социального статуса. Однако в процессе социализации возможны сбои, неудачи. Проявлением недостатков социализации является отклоняющее (девиантное) поведение. Этим термином в социологии чаще всего обозначают различные формы негативного поведения лиц, сферу нравственных пороков, отступления от принципов, норм морали и права. К основным формам девиантного поведения принято относить правонарушаемость, включая преступность, пьянство, наркоманию, проституцию, самоубийство.

Многочисленные формы  отклоняющегося поведения свидетельствуют  о состоянии конфликта между  личностными и общественными  интересами. Отклоняющееся поведение - это чаще всего попытка уйти из общества, убежать от повседневных жизненных невзгод и проблем, преодолеть состояние неуверенности  и напряжения через определенные компенсаторные формы. Однако отклоняющееся  поведение не всегда носит негативный характер. Оно может быть связано  со стремлением личности к новому, передовому, попыткой преодолеть консервативное, мешающее двигаться вперед. К отклоняющемуся поведению могут быть отнесены различные  виды научного, технического и художественного  творчества.

Социализация личности предполагает, что объектом исследования становятся не одно или несколько, а  весь комплекс общественно значимых качеств человека в их тесном единстве и взаимодействии. Они охватывают всю совокупность черт сознания и  поведения: знания, убежденность, трудолюбие, культуру, воспитанность, стремление жить по законам красоты и т.д. Важное значение имеет преодоление стереотипов, атавизмов в сознании и поведении людей.

Вместе с тем, в какой  бы сфере ни действовал человек, духовный момент всегда и во всем сопровождает его деятельность. Более того, человек  не пассивно воспроизводит то, что  диктует ему общество. Он обладает возможностью проявить свою творческую силу и воздействовать на окружающие его явления, так как  главное в личности - ее социальное качество.

                               

                           Список литературы

 

  1. Кон И.С.     Социология личности 1967г
  2. Эфендиев А.Г. Личность.Основы социологии (под ред Эфендиева А.Г.) Ч. II. М., 1994; Ольшанский В.Б.
  3. Социология личности в России//Социология в России (под ред. Ядова В.А.). М., 1996. В.А. Ядов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                        Оглавление

  1. Что такое личность  ………………………………………….………………… 2

а) понятие личности

б) социализация личности

в) воспитание личности

      2. Структура личности     ……………………………………………………………4

      3. Социальные отношения как проявление  социальных качеств ……… 6

      4.  Заключение   ………………………………………………………………………..8                                                                                                            

       Список литературы…………………………………………………………………   9                       

 

 


Информация о работе Социология личности