Социология личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2014 в 18:06, контрольная работа

Описание работы

В нынешнюю пору, когда в России абсолютно трансформируются все общественные отношения и социальные институты, исследование отличительных черт личности и ее дальнейшей социализации в современном мире делается весьма востребованным и острым исследовательской вопросом, притягивающей заинтересованность и ученых, и практиков – таких как учителя и политики и так же и родителей, ведь с раннего детства ребенка окружают люди, которые передают ему навыки и умения взаимодействия с обществом.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 439.38 Кб (Скачать файл)

Введение

Тема контрольной работы весьма актуальна – повышенный интерес к человеку как индивидуальному феномену, как личности – одно из главных понятий в социологии.

В нынешнюю пору, когда в России абсолютно трансформируются все общественные отношения и социальные институты, исследование отличительных черт личности и ее дальнейшей социализации в современном мире делается весьма востребованным и острым исследовательской вопросом, притягивающей заинтересованность и ученых, и практиков – таких как учителя и политики и так же и родителей, ведь с раннего детства ребенка окружают люди, которые передают ему навыки и умения взаимодействия с обществом.

Личность и общество взаимодействуют в процессе социализации: общество передает социально-исторический опыт, нормы, символы, а личность усваивает нормы, символы и социально-исторический опыт, который передает общество.

Понятие личность вводится для выделения, подчёркивания неприродной сущности человека и индивида, то есть акцент делается на социальном начале. Многомерная, сложноорганизованная природа человека, широта и многообразие его социальных связей и отношений определяют множество теоретических подходов и позиций в понимании этого феномена, множество различных моделей, образов человека в современной социологии.

В связи с этим целью, является анализ специфики и особенностей личности.

В соответствии с этим задачами являются:

1. рассмотрение личности  в социологии;

2. рассмотрение различных  теорий о развитии личности;

3. анализ личности и  факторов, влияющих на ее становление;

4. изучение понятия социализации  личности.

Объектом исследования является личность. Предметом исследования является личность, взаимодействие личности и социума, факторы, влияющие на ее становление и развитие.

 

  1. Понятие «человек», «личность», «индивид», «индивидуальность». Биологическое и социальное в человеке. Социологическое понятие личности.

 

Изучением вопросов, связанных с понятием «личность», занимается не только социология, но и многие другие науки: криминология, юриспруденция, астрология, теология, литература и др. Личность является объектом изучения ряда гуманитарных наук, прежде всего, философии, психологии, социологии, этике, - вот лишь некоторые из течений, в русле которых предпринимаются попытки понять всю сложность человеческого поведения и саму сущность человека. Какие-то из этих путей оказались тупиковыми, в то же время другие направления находятся на пороге своего расцвета. В социологии личность оценивается преимущественно по социально-демографическим данным, социальным ролям. Проблема личности находится в поле зрения многих наук, являясь предметом междисциплинарных исследований.

Для того чтобы выделить понятия личности, необходимо, прежде всего, провести разграничение понятий «человек», «индивид», «личность».

Существует человечество как специфическая материальная реальность. Но человечество, как таковое самостоятельно не существует. Существования отдельных представителей человечества выражается понятием «индивид».

«Индивид» – единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей и т.д. Понятие «индивид» в этом случае употребляется в значении «конкретный человек», не фиксируются особенности действия различных биологических факторов (возраст, пол, темперамент), так и различия социальных условий жизнедеятельности. Индивид рассматривается как отправной момент для формирования личности от исходного состояния человека, личность – итог развития индивида, наиболее полное воплощение всех человеческих качеств.

В человеке едины и взаимосвязаны его свойства как личности и субъекта деятельности, в структуре которых функционируют природные свойства человека как индивида. Поэтому индивидуальность составляют все характеристики человека. Все его качества, врожденные и приобретенные, в личности едины.

Индивидные свойства преобразуются индивидуальностью. «Если личность — «вершина» всей структуры человеческих свойств, то индивидуальность — это «глубина» субъекта деятельности». И далее: «...Одним из важных индикаторов человеческой инди­видуальности является активность созидающей, творческой деятель­ности человека, воплощение, реализация в ней всех великих возможностей исторической природы человека»1 [6, с. 117]. По Ананьеву, даже на биологическом уровне вариативность всех реакций и процессов влияет на индивидуальность человека.

Понятие личность показывает, как в каждой личности индивидуально отражаются социально-значимые черты, и проявляется её сущность как совокупность всех общественных отношений.

Личность – это сложная система способная воспринимать внешние воздействия, отбирать из них определённую информацию и оказывать воздействие на окружающий мир по социальным программам.

Ученые пришли к выводу, что нельзя ставить знак равенства между понятиями личность и человек, личность и индивид. Человек – существо биосоциальное. Преимущества и дефекты его физической организации властно влияют на течение его психических процессов. Однако биологическое, входя в личность человека, становится социальным. Неотъемлемыми, характерными чертами личности являются самосознание, ценностные социальные отношения, ответственность за свои поступки – личностью не рождаются, а становятся.

Тезис «общество – часть природы» отражает тот непреложный факт, что: человек, происходит из природы; человек – существо биологическое, имеющее немало общих черт и свойств с другими живыми существами и подчиняющееся законам природы; человек является высшей ступенью развития живой природы.

Человек использует биологические качества не только для обеспечения выживаемости, но и как основу духовного общения и духовной самореализации. У каждого родившегося ребёнка есть мозг, голосовой аппарат, но научиться мыслить и разговаривать он может лишь в обществе. Конечно же, непрерывное единство биологических и социальных качеств показывает, что человек – существо биологическое и социальное.

 

 

Смысловая близость терминов «индивидуальность» и «личность» – то, что личность индивидуальна, а индивидуальность личности – это ее специфика, приводит к тому, что эти термины нередко употребляются как однозначные, замещают друг друга. В индивидуальности мы отмечаем ее самобытность, в личности скорее самостоятельность, или, как писал философ и психолог С.Л. Рубинштейн, «человек есть индивидуальность в силу наличия у него особенных, единичных и неповторимых свойств»2 [10, с. 264].

В своей действительности сущность человека есть совокупность всех общественных отношений. В соответствии с сущностью человека, как совокупности общественных отношений, он предстаёт существом социальным.

В этике личность — носитель нравственных ценностей, чувства долга и ответственности, обладающий совестью и достоинством. В юриспруденции личность — дееспособный человек, субъект правовых отношений, сознательно принимающий решения и несущий юридическую ответственность за поступки. В педагогике личность — субъект и объект педагогического процесса, творец и участник его целей, задач, содержания, форм и методов и определяющий его эффективность. Философия рассматривают личность с точки зрения её положения в мире как субъекта деятельности, познания и творчества. Психология изучает личность в качестве устойчивой целостности психических процессов, свойств и отношений: темперамента, характера, способностей, волевых качеств.

Соотношение биологического и социального, рассматривается в философии: сложились две позиции по этому вопросу: первая, природа человека всецело социальна; вторая – она не только социальна, но и биологически нагружена.

Личность невозможна вне социальной деятельности и общения. Только включаясь в процесс исторической практики, индивид проявляет социальную сущность, формирует свои социальные качества, вырабатывает ценностные ориентации. Человек более универсален, его биологическая организация позволяет в сравнении с иными биологическими видами адаптироваться к весьма широкому диапазону внешних условий. «Современная социология — это самостоятельная наука об обществе как целостной социальной системе, ее подсистемах и отдельных элементах» 3 [1, с. 9]

Социологический подход выделяет в личности социально – типическое. Основная проблематика социологической теории личности связана с процессом формирования личности и развитием её потребностей в неразрывной связи с функционированием и развитием социальных общностей, регуляции и саморегуляции социального поведения личности, изучением закономерной связи личности и общества, личности и группы.. Индивид совершает поступки, производит какие-то жесты, произносит какие-то слова, но говорит и поступает на самом деле не он, а общество - глобальное или локальное, традиционное или современное: «Голос общества звучит в нем, так сказать, неумолчно, начиная от априорных форм созерцания и кончая самыми интимными решениями о смысле жизни, он находится во власти общества» [4, с. 960].

Понятие личность помогает охарактеризовать в человеке социальное начало его жизнедеятельности, то есть свойства и качества, которые человек реализует в социальных связях, культуре, то есть в общественной жизни в процессе взаимодействия с другими людьми.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Теории развития личности

Социологические теории личности направлены на изучение неразрывной связи процесса формирования личности с функционированием и развитием социальных общностей, на изучение взаимодействия личности и общества, личности и группы, на проблемы регуляции и саморегуляции социального поведения личности. Сложность и многогранность процесса формирования и развития личности обусловили появление различных теорий развития личности. Что касается социологической теории, то это не результат простого пополнения знаний, т.е. замены старого знания новым в свете более действительного или точного знания. Скорее, это результат многогранного прироста знаний, усложнения и обогащения более или менее оформившихся направлений теоретического анализа личности и общества.

Социобиологический подход, сторонники которого (Э. Уилсон, Д. Фридман и др.) делают акцент на биологических факторах. По мнению Фридмана, государство должно признать себя ответственным за формирование индивида с детства не только через образование, но и через техническую среду, и особенно через массовые коммуникации. Задача — установить равновесие, с одной стороны, между индивидом, которому нужна полная свобода в познании, жизни, любви, и необходимым «просвещенным деспотизмом», умеряемым децентрализацией и прогрессивным участием граждан, с другой стороны. «Э. Уилсон утверждал, что биологические особенности человека, накапливаемые и передаваемые из поколения в поколение и закрепленные на генетическом уровне, стимулируют альтруизм, употребление мясной пищи, создание структур власти, совершенствование половых ролей и охрану своей территории»4 [5, с. 87]. По Э. Уилсону, любое живое существо, в том числе и человек, не может оказаться вне действия репродуктивного императива, свойственного его биологическому статусу. Человеческая культура, совокупный продукт отдельных принятых решений. По мнению Э. Уилсона и Д. Фридмана, некоторые типы поведения человека обусловлены генетически, то есть наличием врожденных механизмов, являющихся результатом длительной эволюции. Эта теория подвергается критике со стороны многих ученых, отмечающих, что социобиологи не принимают во внимание способность людей мыслить, использовать символы и тем самым игнорируют роль культуры и социальной среды в становлении и развитии личности.

Ролевая теория личности – это подход к изучению личности, согласно которому личность описывается посредством усвоенных и принятых ею (интернализация) или вынужденно выполняемых социальных функций и образцов поведения – ролей, которые вытекают из ее социального статуса в данном обществе или социальной группе. Основоположники – Дж. Мид, Р. Линтоном. Первый акцентировал внимание на механизмах «научения роли», освоении ролей в процессах межличностного общения (интеракции), подчеркивая стимулирующее воздействие «ролевых ожиданий» со стороны значимых для индивида лиц, с которыми он вступает в общение. Второй обратил внимание на социально-культурную природу ролевых предписаний и их связь с социальной позицией личности, а также на назначение социальных и групповых санкций. Выявлены феномены: ролевой конфликт – переживание субъектом неоднозначности или противоборства ролевых требований со стороны разных социальных общностей, членом которых он является, что создает стрессовую ситуацию; интеграция и дезинтеграция ролевой структуры личности – следствия гармоничности или конфликтности социальных отношений. В трактовке Дж. Мида и других социальных психологов роль выступает как результат межличностного взаимодействия, но в интерпретации Р. Линтона, Р. Мертона, Т. Парсона и их последователей – как комплекс требований, предъявляемых обществом к индивиду, занимающему определенную позицию в социальной системе. Преодоление односторонности ролевого подхода к исследованию личности предполагает анализ ее свойств (самосознания, мировоззрения, диспозиции личности), выражающихся в разнообразных творческих проявлениях, включая активное формирование новых общественно необходимых функций и образцов поведения, персонифицированное выполнение социальных функций с учетом социально-локальных условий для достижения значимых целей.

Социальная роль – совокупность норм, определяющих поведение действующих в социальной среде лиц в зависимости от статуса или позиции, и само поведение, реализующее эти нормы. Общество или любая социальная группа предстают в виде набора определенных социальных позиций (рабочий, ученый и т.п.), находясь в которых человек обязан повиноваться «социальному заказу» или ожиданиям других людей, связанных с данной позицией.

Американские социологи (Р. Линтон, Дж. Мид) по-разному трактуют социальную роль – как единицу общественной структуры (Р. Линтон) или в плане непосредственного взаимодействия людей (ролевой игры), в ходе которой благодаря тому, что человек представляет себе в роли другого, происходит усвоение социальных норм и формируется социальное в личности. В действительности ролевые ожидания никогда не бывают однозначными.

Информация о работе Социология личности