Марксистская теория личности
рассматривает личность как продукт исторического
развития, результат включения индивида
в социальную систему посредством активной
предметной деятельности и общения, при
этом сущность личности раскрывается
в совокупности ее социальных качеств,
обусловленных принадлежностью к определенному
типу общества, классовой и этнической
принадлежностью, особенностями труда
и образа жизни.. Однако они отнюдь не равнозначны,
и сила их воздействия изменяется в зависимости
от исторических условий. В разные эпохи
как решающий выдвигается такой субъект,
который является основной движущей силой
данного исторического периода. Маркс
считал, что именно в период коммунизма
начнется подлинная история человечества.
И субъектом общественного развития станет
целенаправленно действующее, освободившееся
от классовой борьбы и прочих стихийных
проявлений, осознавшее себя и смысл своего
существования человечество. Жизнедеятельность
личности – определяется обществом в
виде социальных условий ее существования,
наследия прошлого, объективных законов
истории.
Идеологические отношения как
компонент общих социальных условий, а
также духовная культура аккумулирующая
исторически сложившиеся традиции и обычаи
данного общества. «Социальная структура
и общественное разделение труда, по мнению
марксистской социологии, является главным
элементом обуславливающим все социальные
отношения и отношения в духовной сфере,
так как они определяют специфику интересов
различных классов и социальных слоев
общества»5.[8, с. 71]
Психоаналитические теории
(З.Фрейд) направлены на раскрытие противоречивости
внутреннего мира человека, на изучение
психологических аспектов взаимосвязи
личности и общества. Сфера психики человека
включает в себя: 1) бессознательное (природные
инстинкты); 2) сознание индивида, являющееся
регулятором инстинктивных реакций; 3)
коллективное сознание, т.е. культуру,
законы, запреты, усвоенные в процессе
воспитания. Такая трехслойность делает
личность крайне противоречивой, поскольку
идет борьба между природными инстинктами,
влечениями, желаниями и требованиями
и стандартами общества, направленными
на подчинение социальным нормам.
Несмотря на различие подходов,
все социологические теории признают
личность специфическим образованием,
непосредственно выводимым из тех или
иных социальных факторов.
3. Основные факторы
формирования личности, ее социализации.
Формирование личности идет
в рамках заданных требований, осуществления
социальной репродукции, формирования
человека по образу и подобию, заданному
обществом. Социологи говорят об усвоении
социальных ролей, то есть речь идет о
процессе социализации. Социализация
часть становления личности, которая заключается
в формировании через усвоение общих ценностей
и общезначимых стандартов.
Социализация личности – это
процесс включения личности в общество,
усвоения ею общественного опыта, культурных
ценностей, социальных ролей, норм и правил
поведения, происходит развитие социально
значимых качеств личности, позволяющих
ей принимать полноценное участие в жизни
общества.
На разных уровнях социализации
действуют различные агенты и институты
социализации. Агенты социализации –
это конкретные люди, ответственные за
передачу культурного опыта. Институты
социализации – это учреждения, которые
влияют на процесс социализации и направляют
его.
Социализация включает в себя
ряд этапов, каждый из которых имеет свою
специфику. Одни социологи исходят из
того, что главным показателем зрелости
личности служит ее трудовая деятельность
и поэтому выделяют такие три основных
этапа социализации: дотрудовой, трудовой
и послетрудовой (пенсионный). Другие подразделяют
социализацию на два самых общих этапа:
период первичной социализации (от рождения
до формирования личности) и период вторичной
социализации (развитие личности на стадии
ее социальной зрелости). Третьи предлагают
деление социализации в зависимости от
жизненных циклов человека (детство, юность,
зрелость, старость).
Социализация наиболее интенсивно
осуществляется на начальных этапах, когда
формируется личность ребенка и происходит
его подготовка к взрослой жизни. Особенно
велика здесь роль родителей и других
членов семьи - первичных агентов социализации,
оказывающих непосредственное воздействие
на процесс становления личности ребенка.
Важен юношеский этап социализации
(13-19 лет), когда подростки приобретают
значительно более широкие знания, завершают
формирование основ своей личности, определяют
своё место в окружающей жизни. Сложность
этого периода во многом обусловлена противоречием
между высоким уровнем притязаний молодых
людей и их низким возрастным социальным
статусом.
На этапе зрелости главным в
социализации личности становится приобретение
и освоение социальных статусов и ролей,
активное включение в производственную,
общественную, политическую и другие сферы
жизни общества. В этот период личность
не только конкретно усваивает социальный
опыт, но и обновляет его через свою деятельность.
«Зрелая личность порой сталкивается
с необходимостью многое менять в своей
жизни. Возникает ресоциализация – процесс
усвоения новых знаний, ценностей, норм,
установок, статусов, ролей вместо прежних»6 [2, с. 25].
В период старости, с выходом
на пенсию: завершается активный цикл
социализации. В это время, как правило,
происходит снижение социального статуса
личности, сокращение диапазона выполняемых
ею социальных ролей.
Социальный контроль и представляет
собой совокупность ценностей и норм (моральных,
правовых) общества, а также санкций к
нарушителям них, принуждающих к соблюдению
этих ценностей и норм. В первом случае
он включает в себя механизмы управления
действиями, а во втором – механизмы собственно
контроля. Теория социального контроля
– составная часть теории девиантного
поведения, изучающая механизмы противодействующие
процессам девиантного поведения. Она
должна соотносится как с проблемой равновесия
(стабильности) общества, нормативными
моделями регуляции, так и с мотивациями,
связанными с проблемой конформности
– девиации.
Механизмы социального контроля
возникают в социальной связи в семье,
на улице, в школе, на работе и т.п. Именно
в них происходит как социализация, так
и социальный контроль. Если не установить
заранее приоритеты своим ролям, ценностям,
мотивам, то возможна фрустрация и аномия
ценностей человека.
Важным механизмом социального
контроля выступают привычки, традиции,
ритуалы. Они особенно действенны в ситуациях
чрезвычайной социальной напряженности:
болезни, безработицы, смерти, стихийного
бедствия и др.
Роль механизма социального
контроля – своеобразного «отводного
клапана» играет массовая молодежная
культура. Обладая чертами сверхдопустимости,
она позволяет молодежи, снять эмоциональное
и девиантное напряжение, сохранить над
нею контроль со стороны взрослых и стандартов
поведения общества. Уверенность молодых
людей в их независимости от взрослых
в рамках молодежной культуры формирует
чувство и мотивы ответственности за свое
поведение. Гидденс указывает: «с взрослением
молодой человек обычно теряет интерес
к этой культуре, социализируется и становится
конформным к стандартам поведения. Но
у некоторых молодых людей сверхдопустимость
молодежной культуры формирует девиантное
поведение и мотивацию»7 [3, с. 155]. Крайней формой социального
контроля является изоляция от социальной
среды, для прекращения контактов девианта
с другими людьми. Этот механизм блокирует
потенциальные конфликты, девиантные
мотивы и действия людей. Тем самым они
оставляют поле проявления конформных
мотивов, стандартов поведения.
Как свидетельствуют происходящие
в России события, глубокая трансформация
общества, связанная с переходом от тоталитаризма
к демократии, от жестко централизованной
системы управления экономикой к рыночным
механизмам хозяйствования, предполагает
усвоение новых знаний, идей, ценностных
идеалов, норм, социальных установок, образцов
и моделей поведения. Это ставит перед
многими людьми задачи, решение которых
не предусматривалось ни прежней системой
воспитания и образования, ни всем образом
прошлой жизни.
Как показывают социологические
и социально-психологические исследования,
в условиях советского общества сложился
социальный тип личности набор качеств
которой включал среди прочих и такие
черты, как двоемыслие, фамилизм (доверие,
прежде всего, к кровнородственным отношениям),
неприятие всего нового, плохое знание
реальности, неумение представить себя
в другой, нетрадиционной роли.
По мере развития рыночных отношений
в нашей стране стали формироваться новые
интересы, ценностные ориентации, стереотипы
поведения. Исследователи отмечают появление
таких психологических феноменов, как
«рыночная ориентация» и «личностный
рынок».
Однако значительная часть
населения не смогла адаптироваться к
новым условиям. У многих россиян возникло
ощущение своей социальной уязвимости,
незащищенности. Социологические опросы
выявили три реакции человека на такую
ситуацию: первая — усиление ориентации
на индивидуальную вертикальную мобильность,
на индивидуальное выживание; вторая —
усиление группового эгоизма, т.е. стремление
реализовать индивидуальные интересы
через интересы групповые, причем любыми
средствами, от неформальных до насильственных,
криминальных; третья — усиление стихийного
процесса сопоставления собственного
положения с положением других, в результате
чего возникают различные формы социальной
зависти и агрессивного поведения.
В исследованиях высказываются
опасения, что, поскольку для российской
культуры типична антикапиталистическая
ментальность, то построение современного
рыночного хозяйства в России невозможно.
Сторонники этой позиции полагают, что
высокая криминализация и низкая эффективность
постсоветской экономики – это не издержки
переходного процесса, а закономерные
результаты «навязывания» России чуждой
ей модели развития.
Сегодня в России объективно
возникает потребность в новом социальном
типе личности, который интегрировал бы
такие качества, как предприимчивость,
инициативность, энергичность, ответственность,
профессионализм, компетентность, здоровый
риск, способность принимать самостоятельные
решения и выстраивать альтернативы жизненного
выбора. Такой тип личности может сформироваться,
прежде всего, среди молодого поколения,
которое в большинстве своем позитивно
относится к происходящим в стране переменам
и активно в них участвует.
Заключение
Своеобразие социологического
подхода к человеку характеризуется тем,
что он изучается прежде всего как социальное
существо, представитель социальной общности,
носитель характерных для нее социальных
качеств. При исследовании процессов взаимодействия
человека и социальной среды личность
рассматривается не только как объект
внешних воздействий, но главным образом
как социальный субъект, активный участник
общественной жизни, имеющий собственные
потребности, интересы, устремления, а
также способности и возможности оказывать
собственное воздействие на социальную
среду.
При определении сущности личности
в социологии существуют несколько значимых,
но порой взаимоисключающих друг друга
трактовок. Личность является тем механизмом,
который позволяет интегрировать свое
«Я» и собственную жизнедеятельность,
осуществлять нравственную оценку своих
поступков, находить свое место не только
в отдельной социальной группе, но и в
жизни в целом, вырабатывать смысл своего
существования, отказываться от одного
в пользу другого.
В целом все социологические
теории признают человеческую личность
специфическим образованием, непосредственно
выводимым из социальных факторов. В социологии
«личность» – это то, что делает людей
похожими друг на друга. Социологи берут
в расчет, прежде всего социальные качества,
которые формируются у людей в процессе
общения, в какой-то степени, отталкивая
все остальное.
Проблема личности – проблема
необъятная, значимая и сложная, охватывающая
огромное поле исследований. Понятие личности
относится к числу сложнейших в человекосознании.
До сих пор ещё не сложилось достаточно
обоснованного и общепринятого определения
многозначность содержания этого понятия
обусловлена многоаспективностью проявлений
личности, многообразием её становления
и развития.
Список используемой
литературы
1. Социология: Учебник для вузов/
В. Н. Лавриненко, Н. А. Нартов, О. А. Шабанова,
Г. С. Лукашова; Под ред. В. Н. Лавриненко.-
М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2002;
2. Адорно Т. Введение в
социологию. — М.: Праксис, 2010, с. 25;
3. Гидденс Э. Социология.
— М.: Эдиториал УРСС, 2005, с. 155;
4. Добреньков В.И., Кравченко
А.И. Фундаментальная социология: В
15 т. Т.7: Человек. Индивид. Личность. - М.:
ИНФРА-М, 2005. - 960 с;
5. Маслоу А. Мотивация
и личность. — СПб.: Евразия, 1999, с.
87;
6. Казанская В.Г. Психология
и педагогика. Краткий курс. – 117
с;
7. Кон И.С. Социология личности.
— М.: Изд-во политической литературы,
1984;
8. Радугин А.А., Радугин
К.А. Социология: курс лекций. 2-е издание,
переработанное и дополненное. Москва:
Центр, 1997 – 160 с.: ил. с. 71;
9. Тощенко Ж.Б. Парадоксальный
человек. — М., 2008;
10. Фролов И.Т. Введение
в философию. – Т. 2 – М.: Политиздат,
1996, с. 264
1 Казанская В.Г. Психология и педагогика.
Краткий курс. – 117 с.
2 Фролов И.Т. Введение в философию. – Т.
2 – М.: Политиздат, 1996, с. 264.
3 Социология: Учебник для вузов/ В. Н. Лавриненко,
Н. А. Нартов, О. А. Шабанова, Г. С. Лукашова;
Под ред. В. Н. Лавриненко.- М.: ЮНИТИ – ДАНА,
2002, с. 9
4 Маслоу А. Мотивация и личность. — СПб.:
Евразия, 1999, с. 87
5 Радугин А.А., Радугин К.А. Социология:
курс лекций. 2-е издание, переработанное
и дополненное. Москва: Центр, 1997 – 160 с.:
ил. с. 71
6 Адорно Т. Введение в социологию. — М.:
Праксис, 2010, с. 25
7 Гидденс Э. Социология. — М.: Эдиториал
УРСС, 2005, с. 155