Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2015 в 09:06, контрольная работа
В своей работе я попытаюсь найти ответ на вопрос: является ли личность априорной «характеристикой» человека, или же человек сам может стать личностью только в процессе своей общественной жизнедеятельности.
Введение...............................................................2
1. Понятие “индивид”, ”индивидуальность”, “личность”……………………………..………………...3
2. Теория развития личности в социологии (Ч. Кули, Дж. Мид,
Ж. Пиаже)……………………………………………………....5
3. Типология личности…………………………………………..8
4. Понятие и виды социализации личности…………………....11
5. Заключение……………………………………………………14
Библиографический список
План:
Введение......................
“личность”……………………………..……………….
Ж. Пиаже)……………………………………………………....
Библиографический список……………………................
Введение
Вся история мировой социальной мысли отражает главное в происходящих в обществе процессах: жизнедеятельность человека, вступающего во взаимоотношения с другими людьми с целью удовлетворения возникающих потребностей. Но не только жизнедеятельность человека характеризует качественную определённость общества, но и общество формирует человека как существо мыслящее, обладающее речью и способное к целенаправленной творческой деятельности формирует личность.
Особое место в социальной структуре общества занимает человек как основной, изначальный элемент этой структуры, без которого нет и быть не может ни социальных действий, связей и взаимодействий, ни социальных отношений, общностей и групп, ни социальных институтов и организаций. Человек одновременно и субъект и объект всех общественных отношений. Правильно говорят: каковы люди – таково и общество; но не менее верно и то, что каково общество - таковы и члены этого общества. Как справедливо замечает видный югославский социолог Эр.Лукач, «Человек есть продукт общества и его законов, но и общество является таким, каким оно есть, именно потому, что оно есть общество людей, потому что в нем объединены люди, а не другие существа». Это не значит, отмечает он далее, что общество всецело определяется человеком или даже в первую очередь человеком; но это значит, что человек является одним из факторов, которые определяют общество.
В своей работе я попытаюсь найти ответ на вопрос: является ли личность априорной «характеристикой» человека, или же человек сам может стать личностью только в процессе своей общественной жизнедеятельности.
1.Понятие “индивид”, ”индивидуальность”, ”личность”
Первичным агентом социального взаимодействия и отношений является личность. Что же такое личность? Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо, прежде всего, провести разграничение понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность».
Понятие «личность» употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей. Это понятие подчеркивает наличие в мире такой особой исторически развивающейся общности, как человеческий род, человечество, которое отличается от всех иных материальных систем только ему присущим способом жизнедеятельности.
Итак, существует человечество как специфическая материальная реальность. Но человечество, как таковое самостоятельно не существует. Живут и действуют конкретные люди. Существования отдельных представителей человечества выражается понятием «индивид».
«Индивид» - единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей и т.д. Понятие «индивид» в этом случае употребляется в значении «конкретный человек». При такой постановке вопроса не фиксируются как особенности действия различных биологических факторов (возрастных особенностей, пола, темперамента), так и различия социальных условий жизнедеятельности человека. Индивид в данном случае рассматривается как отправной момент для формирования личности от исходного состояния для онто – и фейлогенеза человека, личность – итог развития индивида, наиболее полное воплощение всех человеческих качеств.
«Индивидуальность» - неповторимое своеобразие психики каждого человека, осуществляющего свою деятельность в качестве субъекта развития общественно-исторической культуры. Человек многогранен: в нем есть и
животное начало (организм), и социальное (личность), но в нем есть и чисто человеческие качества (индивидуальность). Индивидуальность - это то, что отличает человека от животного и социального мира.
Индивидуальность дает возможность проявиться человеку как свободному, независимому существу (И. Кант). В индивидуальности человека скрыт источник его деяний. Индивид, у которого развита индивидуальность, полностью опирается и надеется на свои силы, он не только свободный, но и самостоятельный человек. Человеческая индивидуальность рассматривается как высокий уровень развития человека в онтогенезе. Такого индивида К. Роджерс назвал "полноценно функционирующим человеком" для обозначения людей, которые используют свои способности и таланты, реализуют свой потенциал и движутся к полному познанию себя и сферы своих переживаний. Личностные качества и индивидуальные дополняют друг друга.
Поскольку социологию человек интересует прежде всего не как продукт природы, а как продукт общества, то для нее важнейшее значение имеет категория «личность».
Личность обычно рассматривается как конкретное выражение сущности человека, воплощение и реализация в нем системы социально значимых черт и качеств данного общества. Как отмечал К.Маркс, главное в личности «не ее абстрактная физическая природа, а социальное качество».
2. Теория развития личности в социологии (Ч. Кули, Дж. Мид,
Ж. Пиаже)
В прошлом веке психологи и социологи
предложили ряд теорий, объясняющих, каким
образом на основе взаимодействия различных
факторов - физических качеств, окружающей
среды, индивидуального опыта и культуры
- происходит формирование неповторимой
личности.
Чарльз Хортон Кули считал, что личность
формируется на основе множества взаимодействий
людей с окружающим миром. В процессе этих
интеракций люди создают свое "зеркальное
Я". "Зеркальное Я" состоит из трех
элементов:
того, как, по нашему мнению, нас воспринимают
другие (Я уверена, что люди обращают внимание
на мою новую прическу);
того, как, по нашему мнению, они реагируют
на то, что видят (Я уверена, что им нравится
моя новая прическа);
того, как мы отвечаем на воспринятую нами
реакцию других (Видимо, я буду всегда
так причесываться).
Эта
теория придает важное значение нашей
интерпретации мыслей и чувств других
людей. Американский психолог Джордж Герберт
Мид пошел дальше в своем анализе процесса
развития нашего "Я". Как и Кули, он
считал, что "Я" - продукт социальный,
формирующийся на основе взаимоотношений
с другими людьми. В начале, будучи маленькими
детьми, мы не способны
По мнению Мида, процесс формирования
личности включает три различные стадии.
Первая - имитация. На этой стадии дети
копируют поведение взрослых, не понимая
его. Маленький мальчик может "помогать"
родителям вычистить пол, таская по комнате
свой игрушечный пылесос или даже палку.
Затем следует игровая стадия, когда дети
понимают поведение как исполнение определенных
ролей: врача, пожарного, автогонщика и
т.д.; в процессе игры они воспроизводят
эти роли. Играя в куклы, маленькие дети
обычно говорят с ними то ласково, тo сердито,
как родители, и отвечают вместо кукол
так, как мальчик
или девочка отвечают
По мнению
Мида, человеческое "Я" состоит из
двух частей: "Я - сам" и "Я - меня".
"Я - сам" - это реакция личности на
воздействие других людей и общества в
целом. "Я - меня" - это осознание человеком
себя с точки зрения других значимых для
него людей (родственников, друзей). "Я
- сам" реагирует на воздействие "Я
- меня" так же, как и на воздействие
других людей. Например, "Я - сам" реагирую
на критику, старательно обдумываю ее
суть; иногда под влиянием критики мое
поведение меняется, иногда нет; это зависит
от того, считаю ли я эту критику обоснованной.
"Я - сам" знаю, что люди считают "Я
- меня" справедливым человеком, всегда
готовым прислушаться к мнению других.
Обмениваясь ролями в процессе игры, дети
постепенно вырабатывают свое "Я - меня".
Каждый раз, глядя на себя с точки зрения
кого-то другого, они учатся воспринимать
впечатления о себе.
Третий этап, по Миду, стадия коллективных
игр, когда дети учатся осознавать ожидания
не только одного человека, но и всей группы.
Например, каждый игрок бейсбольной команды
придерживается правил и игровых идей,
общих для всей команды и всех игроков
в бейсбол. Эти установки и ожидания создают
образ некого "другого" - безликого
человека "со стороны", олицетворяющего
общественное мнение. Дети оценивают свое
поведение по стандартам, установленным
"другими со стороны". Следование
правилам игры в бейсбол подготавливает
детей к усвоению правил поведения в обществе,
выраженных в законах и нормах. На этой
стадии приобретается чувство социальной
идентичности.
Французский психолог Жан Пиаже исследовал когнитивное развитие, или процесс обучения мышлению. Согласно его теории, на каждой стадии когнитивного развития формируются новые навыки, определяющие пределы того,
чему на данной стадии можно научить человека. Дети проходят эти стадии в определенной последовательности, хотя необязательно с одинаковой скоростью и результатами.
Первый период – от рождения до 2-х лет – называется сенсомоторной стадией. В это время у детей формируется способность надолго сохранять в памяти образы предметов окружающего мира. До этой стадии им, по всей вероятности, кажется, что предмет перестает существовать, когда они на него не смотрят. Младенцы на физиологическом уровне усваивают определенные навыки: способность ходить, говорить, узнавать близких. Усваивают определенные правила: проситься в туалет. На этом уровне – полная зависимость от взрослых.
Второй период – от 2-х до 7 лет – называется предоперациональн
В возрасте от 7 до 11 лет дети учатся мысленно совершать действия, которые раньше они выполняли только руками. Пиаже называет этот период стадией конкретных операций.
В возрасте примерно от 12 до 15 лет дети вступают в последнюю стадию, называемую стадией формальных операций. На этом этапе подростки могут решать абстрактные математические и логические задачи, осмысливать нравственные проблемы, а также размышлять о будущем. Дальнейшее развитие мышления совершенствует умения и навыки, усвоенные на этой стадии.
3. Типология личности
Каждое общество формирует соответствующий
ему социальный тип личности. Процесс этот сложен и многократно
опосредован. В одних и тех же объективных
условиях в результате разного субъективно-оценочного
отношения к ним могут складываться разные
типы личности.
В социологии существуют различные варианты
социальной типологии личности. М. Вебер
выделял типы личности, исходя из степени
рациональности социального действия.
Для К. Маркса отправной точкой типологии
личности являлась ее формационная и классовая
принадлежность. Известный философ Э.
Фромм брал за основу типологии личности
структуру характера большинства носителей
одной и той же культуры.
В современной
социологии широко распространена типология
личности на основе ценностных ориентаций
- традиционалисты, идеалисты, реалисты
и гедонистические материалисты.
Традиционалисты ориентированы в основном
на ценности долга, порядка, дисциплины,
законопослушания. У них весьма слабо
выражены такие качества, как стремление
к самореализации, самостоятельность.
Идеалистам, наоборот, свойственны критическое
отношение к традиционным нормам, независимость
в суждениях и пренебрежение авторитетами,
установка на саморазвитие.
Реалисты сочетают стремление к реализации
с развитым чувством долга и ответственности,
самодисциплиной и самоконтролем.
Гедонистические материалисты ориентированы
на немедленное получение удовольствий
и удовлетворение потребительских желаний.
В социологии применяется также типологизация,
представленная модальным, базисным и
идеальным типами личности. Модальный
тип личности - это реально преобладающий
в данном обществе. Базисный тип личности
- тот, который наилучшим образом отвечает
потребностям определенного этапа развития
общества. Наконец, идеальный тип личности
- это ориентир на будущее, как,