Социология личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2015 в 09:06, контрольная работа

Описание работы

В своей работе я попытаюсь найти ответ на вопрос: является ли личность априорной «характеристикой» человека, или же человек сам может стать личностью только в процессе своей общественной жизнедеятельности.

Содержание работы

Введение...............................................................2
1. Понятие “индивид”, ”индивидуальность”, “личность”……………………………..………………...3
2. Теория развития личности в социологии (Ч. Кули, Дж. Мид,
Ж. Пиаже)……………………………………………………....5
3. Типология личности…………………………………………..8
4. Понятие и виды социализации личности…………………....11
5. Заключение……………………………………………………14
Библиографический список

Файлы: 1 файл

социологияличности.DOC

— 92.50 Кб (Скачать файл)

                                                                                                                           8

например, всесторонне и гармонически развитая личность у К. Маркса. 
         В зависимости от характера взаимодействия личности и системы выделяют следующие социальные типы: общественно - индивидуальный, индивидуально-общественный, казарменный, эгоистический и конформистский. 
Общественно - индивидуальный тип -это человек, соразмеряющий свои поступки с общественными нормами. 
           Индивидуально-общественный тип - это человек, приспосабливающий общественные нормы к своим возможностям и интересам.  

Казарменный тип - человек, который может жить только в условиях социальной системы с жестким распорядком. Идеи казарменного строя характерны для утопического социализма и фашизма. 
          Эгоистический тип - это человек, для которого личные интересы превыше всего. Во имя их реализации он готов на все, включая нарушение правовых и моральныхнорм. 
          Наконец, конформистский тип личности - это соглашатель, стремящийся приспособиться ко всему и ко всем, делающий ставку на сильную сторону, легко меняющий свои ориентиры. 
           В любом обществе представлены все эти типы, но их количественное соотношение различно. Так, для западных обществ, особенно США, наиболее характерен индивидуально-общественный тип. В Северной Корее и на Кубе доминирует казарменный тип личности. 
  В СССР системой формировался и превалировал общественно - индивидуальный тип личности. Перестройка и реформы увеличили удельный вес индивидуально-общественного и эгоистического типов личности, особенно среди молодежи. Большая же часть населения сохранила свой прежний социальный тип или пополнила конформистский. 
           Существенный вклад в разработку типологии личности внесла и отечественная наука. Известный русский правовед Л. Тихомиров различал два типа личности по такому критерию, как уровень самостоятельности. По его мнению,

                                                                                                                             9

 государство, развивающееся на основе сильного психологического типа, имеет большие перспективы, чем государство, опирающееся на слабый психологический тип личности. 
          С таким подходом к человеческим типам перекликается концепция «пассионарности», предложенная нашим современником Л. Н. Гумилевым в книге «Ритмы Евразии». В соответствии с этой концепцией человеческие типы классифицируются с позиции их социальной активности. 
  Первый тип - это люди, которые располагают достаточной энергией для удовлетворения потребностей, диктуемых инстинктом самосохранения. Они работают для своего жизнеобеспечения. 
 Второй тип - это люди с избытком энергии. Ее больше, чем это необходимо для простого жизнеобеспечения. Поэтому такие люди стремятся к более высоким целям, нередко идеальным. Этот тип людей - «пассионарии». 
 К третьему типу относятся люди пассивные с недостаточной энергией. Они стремятся не к активной трудовой деятельности, а к жизни за счет других. По определению Л.Н. Гумилева, это - «субпассионарии». 
 Соотношение этих трех типов в каждом этносе постоянно меняется. Такие перемены обуславливают пассионарность уже на уровне популяции. 
  Из вышеизложенного следует, что социальный тип личности отражает влияние общественной системы на ценностные ориентации человека и через них на его реальное поведение. Общественная система стимулирует проявление определенных личностных качеств и типов поведения. Так, рыночные отношения способствуют развитию прагматизма и расчетливости, отношения в сфере производства формируют тягу к кооперации. 
         Действует и механизм обратного влияния личностных качеств на возникновение общественных систем. М. Вебер в работе «Протестантская этика и дух капитализма» убедительно показал, что именно изменения в сфере сознания под воздействием ценностей протестантизма (упорный труд, самодисциплина и самоограничение; приумножение денег без расточительства; личный успех как ключ к спасению) стимулировали развитие капитализма.                                  10

4. Понятие и виды социализации личности

 

 

  Термин «социализация» был введен в научный оборот в конце ХIХ века американским социологом Ф.Гиддингсом и французским психологом Г.Тардом, которые обозначили им процесс развития социальной природы человека и формирования личности под воздействием социальной среды. 
  Социализация личности - это процесс освоения социальных ролей и культурных норм. Он протекает в течение всей жизни человека. Принято выделять первичную социализацию, охватывающую период детства, и вторичную, включающую в себя зрелый и преклонный возраст. 
           Становление личности протекает под воздействием агентов и институтов социализации. Агенты социализации - это люди, осуществляющие обучение культурным нормам и способствующие усвоению социальных ролей (родственники, учителя, сверстники, тренеры, лидеры молодежных группировок и т.д.). Они могут оказывать на личность совпадающее, однонаправленное воздействие или разнонаправленное. Институты социализации - это учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его (вузы, предприятия, государство, церковь, армия, телевидение, партии, суды и пр.). 
         Заметную роль в процессе социализации личности играет генетическое начало. Однако наукой не установлены достоверные данные о взаимосвязи личностных и биологических факторов. 
  Процессу социализации могут сопутствовать десоциализация и ресоциализация. Десоциализация - это утрата прежних ценностей, норм, ролей и т.д., т.е. по существу разрушение основы личности. Нередко происходит при лишении свободы, при эмиграции, в случае ухода в монастырь. 
  По различным причинам, прежде всего в связи с изменением социальной среды, возможна ресоциализация личности. Это - перемены в структуре личности, в ее мировоззренческих установках, в системе ценностей. 
  Для переходных обществ ресоциализация характерна в массовых масштабах.

                                                                                                                           11

 В нашей стране многие  люди меняют свое поведение, взгляды, вид деятельности, адаптируясь к рыночным условиям. Процесс этот протекает сложно, с множеством личных драм и издержек для общества. 
           Социализация личности может привести и к отрицательным результатам - конформизму и различным формам отклоняющегося (девиантного) поведения. 
  Понятие «конформизм» отражает отсутствие собственной позиции, беспрекословное следование определенным образцам поведения, готовность подчиняться авторитетам. Если разумное приспособление индивида к окружающей социальной среде является необходимым условием нормального существования общества, то конформное поведение отрицательно сказывается на нравственном здоровье и индивида и социума. 
            Термин «отклоняющееся поведение» означает несоответствие поведения индивида или группы нормам культуры данного общества. Существует набор «традиционных» типов девиантного поведения: преступность, вандализм, пьянство, наркомания, проституция и пр. Социальные отклонения нередко связаны с отклонениями психическими - психозами, неврозами, параноидальными состояниями. 

За последние десятилетия из классического набора проявлений девиантного поведения выпали: нетрадиционная сексуальная ориентация, участие в различных неформальных движениях вроде панков или хиппи, проституция, колдовство. Сегодня эти типы социального поведения если и не оцениваются позитивно, то по крайней мере за их носителями признается право на такой образ жизни и стиль поведения.   

Одновременно все отчетливее прослеживается тенденция к оценке алкоголизма и наркомании как явлений не столько нравственного характера, сколь медицинского.

Термин «отклоняющееся поведение» не всегда имеет негативный смысл. Такое поведение может вызываться высоким уровнем интеллектуальности, выходящим за рамки ординарности и вызывающим неприятие окружающих. Оно

                                                                                                                           12

может порождаться уникальными качествами в специфических областях деятельности (театр, кино, живопись, спорт и т.д.), может быть связано с новаторскими устремлениями в какой-то области, с попытками преодолеть косность и консерватизм.

           Цивилизованные общества осуждают и наказывают социальные отклонения, связанные с нарушением нравственных норм и законов. Наоборот, поощряются экстраординарые достижения в различных сферах общественной жизни, являющиеся результатом отклоняющегося поведения позитивной направленности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                          13

Заключение.

 

Человек – существо деятельное. Включившись в систему общественных отношений и видоизменяясь в процессе деятельности, человек приобретает личностные качества и становится социальным субъектом.

Мы не говорим «личность новорожденного», понимая его как индивида. Мы всерьез не говорим даже о личности двухлетнего ребёнка, хотя он многое приобрёл из общественного окружения. Поэтому личность не есть продукт перекрещивания биологических и социальных факторов.

В отличие от индивида, личность не есть целостность, обусловленная генотипом: личностью не рождаются, личностью становятся. Определенное влияние на развитие  и формирование личности  оказывает процесс становления социального «Я».

Содержание процесса становления социального «Я» - это взаимодействие с себе подобными. Предназначение этого процесса -  это поиск своего социального места в обществе. Результатом этого процесса является зрелая личность. Главными временными точками формирования личности является: осознание своего «Я» и осмысление своего «Я». На этом завершается начальная социализация и формирование личности.

Становление социального «Я» возможно только как процесс усвоения мнения значимых людей для человека, то есть через понимание других ребенок приходит к формированию своего социального «Я» (впервые это процесс описал Ч.Кули). Можно сказать иначе: на социально – психологическом уровне становление социального «Я» происходит через интериоризацию культурных норм и социальных ценностей. Это процесс превращения внешних норм во внутренние правила поведения.

Личность формирует такие отношения, которых нет, и никогда не было, и в принципе не может существовать в природе, а именно – общественные. Она расширяется через совокупность общественных отношений, а, следовательно,

                                                                                                                           14

динамический ансамбль людей, связанных взаимными узами. Поэтому личность не только существует, но и рождается, именно, как «узелок» завязывающийся в сети взаимных отношений.

Личностью человек станет, когда начнёт совершенствовать социальный фактор своей деятельности, то есть ту её сторону, которая направлена на общество. Поэтому фундаментом личности выступают общественные отношения, но только такие, которые реализуются в деятельности.

Осознав себя как личность, определив свое место в обществе и жизненный путь (судьбу), человек становится индивидуальностью,  обретает достоинство и свободу, которые позволяют отличить его то любой другой личности, выделить ее среди прочих.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                           15 

 

Библиографический список:

  

  1. В.П. Андрущенко, Н.И.Торлач, Социология: наука об обществе: учебное пособие для студентов вузов. – Харьков 1996 г.
  2. Р.А. Бурханов, В.И. Полищук. Философия и культура. Сб. научных трудов. – Екатеринбург: Издательство Уральского университета; Нижневартовск: Издательство Нижневартовского пединститута. 1996 г.
  3. Т.В. Горбунова, Н.С. Гордиенко, В.А. Карпунин., Школьный философский словарь, - М.:Просвещение. 1995 г.
  4. А.И. Кравченко, Введение в социологию: учебное пособие. – М.: Новая школа, 1995 г.
  5. А.И. Кравченко, Социология: учебное пособие для студентов ВУЗов, - Екатеринбург: Деловая книга, 1998 г.
  6. Р.С. Немов, Психология. Учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. – 2-е изд. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995 г.
  7. Е.В. Тадевосян. Социология. Учебное пособие. - М.: Знание, 1995.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                         16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Социология личности