Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 22:26, реферат
Эми́ль Максимилиа́н Ве́бер (Макс Ве́бер нем. Max Weber, 21 апреля 1864 - 14 июня 1920) - немецкий социолог, историк и экономист. Старший брат Альфреда Вебера.
В 1892-1894 годах приват-доцент, а затем экстраординарный профессор в Берлине, в 1894-1896 годах - профессор национальной экономии во Фрейбургском, с 1896 - в Гейдельбергском, с 1919 - в Мюнхенском университете. Один из основателей «Немецкого социологического общества» (1909). С 1918 года профессор национальной экономии в Вене. В 1919 году - советник немецкой делегации на Версальских переговорах.
Введение………………………………………………………3
Понятие и признаки правового государства………..
Признаки правового государства
Характеристика и понятие гражданского общества……….
Правовое государство в современной России…….
Заключение…………………………….
Список использованной литературы………….
на тему:
Выполнила: |
студентка 2 курса очно-заочногофакультета (группа 51-51)Дуравкина Татьяна Николаевна
|
Научный руководитель: |
к.ф.н., доцент кафедры ГОСИльин Алексей Николаевич
|
Содержание
Введение………………………………………………………3
Заключение…………………………….
Список использованной литературы………….
Введение
Эми́ль Максимилиа́н Ве́бер (Макс Ве́бер нем. Max Weber, 21 апреля 1864 - 14 июня 1920) - немецкий социолог, историк и экономист. Старший брат Альфреда Вебера.
В 1892-1894 годах приват-доцент, а затем экстраординарный профессор в Берлине, в 1894-1896 годах - профессор национальной экономии во Фрейбургском, с 1896 - в Гейдельбергском, с 1919 - в Мюнхенском университете. Один из основателей «Немецкого социологического общества» (1909). С 1918 года профессор национальной экономии в Вене. В 1919 году - советник немецкой делегации на Версальских переговорах.
Вебер внёс существенный вклад в такие области социального знания, как общая социология, методология социального познания, политическая социология, социология права, социология религии, экономическая социология, теория капитализма. Свою концепцию Вебер называл «понимающей социологией». Социология анализирует социальное действие и пытается объяснить его причину. Понимание означает познание социального действия через его субъективно подразумеваемый смысл, т. е. смысл, который вкладывает в данное действие сам его субъект. Поэтому в социологии находят своё отражение все многообразие идей и мировоззрений, регулирующих человеческую деятельность, т. е. все многообразие человеческой культуры.
В отличие от своих современников Вебер не стремился строить социологию по образцу естественных наук, относя её к гуманитарным наукам или, в его терминах, к наукам о культуре, которые как по методологии, так и по предмету составляют автономную область знания. Основные категории понимающей социологии - это поведение, действие и социальное действие. Поведение - наиболее общая категория деятельности, которая становится действием, если действующий связывает с ним субъективный смысл. О социальном действии можно говорить тогда, когда действие соотносится с действиями других людей и ориентируется на них. Сочетания социальных действий образуют «смысловые связи», на основе которых формируются социальные отношения и институты. Результат понимания по Веберу - гипотеза высокой степени вероятности, которая затем должна быть подтверждена объективными научными методами.
Славу и признание Веберу принесла работа, анализирующая причины миграции в Германию польских рабочих и анализ предполагаемых последствий данного явления.
К тридцати трем годам молодой человек – один из самых молодых профессоров политической экономии университета города Фрибурга. Особенностью взглядов Вебера на все события, происходящие в обществе, было то, что он преломлял их через призму истории. Актуальными в настоящее время в частности стали его суждения о недопустимости навязывания преподавателями студентам своего мнения, в каких бы то ни было вопросах. От тех, в свою очередь, необходимо требовать подняться выше любых личных пристрастий, мнений, мотивов и апеллировать только фактами, даже при негативном к ним отношении.
Получив крупное наследство,
Вебер получил долгожданную возможность
заняться наукой. Краеугольный камень
большинства работ – рациональность, рассматриваемый ученым со
всех сторон и во взаимодействии с другими
категориями: наукой, искусством, хозяйствованием
и особенно – религией. С последним явлением
у него, в свою очередь, складываются весьма
непростые взаимоотношения. Обособляя
социологию ото всех областей науки в
целом и упорно двигаясь в заданном направлении,
Вебер отдаёт себе отчет, что получает
совершенно неожиданные результаты. Он
по выражению коллег по цеху, «расколдовывает»
религию, лишает ее того ореола таинственности
и недосказанности, ради которого и создавался
данный социальный институт.
Любые явления рассматриваются ученым
исключительно в тесной связи с реакцией
людей. И только успех – критерий рациональности.
Вебер настаивает на том, что через привычку
осуществляется традиционное действие.
Параллельно с теоретическими изысканиями
Макс Вебер проявляет себя как сознательный
гражданин своей страны. Консультирует
правительство, в 1916-1917 годах выполняет
государственные поручения в Будапеште,
Вене, Брюсселе, выступает в качестве разработчика
Веймарской конституции.
Скончался ученый в самом расцвете творческих
сил от «испанки» пандемии гриппа – спустя
год после своего юбилея (в 56 года), но память
о нем жива, а труды его востребованы.
Предметом социологии Вебер считал социальную деятельность (поведение). Тем самым он выступал против изучения общественных сфер, государства, общественного организма вне деятельности людей. «Социальным, - писал Вебер, - мы называем такое действие, которое по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием других людей и ориентируется на него»1. Вебер выделил следующие идеальные типы идеальных социальных действий:
1) целерациональное (осуществляется под влиянием четко поставленной цели);
2) ценностнорациональное (побуждается какой-либо ценностью);
3) традиционное (ориентировано на обычай);
4) аффективное (под влиянием чувств).
В отличие от марксизма, который ориентируется на объективный результат деятельности людей, Вебер акцентирует внимание на смысле — мотиве деятельности людей, причем деятельности типичной.
Важнейшей идеей Вебера является
неуклонная рационализация всей общественной
жизни, выступающая признаком ее
развития. Это сопровождается усилением
роли научного знания во всех сферах общественной
жизни. Переход от аграрного (доиндустриального)
к индустриальному обществу связан у Вебера
с возрастанием рационализации общественных
действий (общественного бытия) на основе
бюрократически-
Вебер занимался также
проблемой управляемости
Вебер утверждает, что социология должна исходить из своего принципиального отличия от естественных наук. Если естествознание имеет дело с бессознательными явлениями, то обществознание — со смысловыми. Люди совершают свои действия под влиянием каких-то сознательных побуждений и ориентируясь на других. Социология не может открывать объективные законы социальной жизни (что считается главной задачей в марксизме). Социология не может давать научных прогнозов по типу тех, которые дает естествознание (затмение Солнца и т. п.), но она может предлагать вероятностные сценарии развития обществ.
Важнейшей процедурой социолога
является интерпретация социальной
деятельности, результатов конкретно-
Учение Макса Вебера относится
главным образом к
Макс Вебер (1864 — 1920) с 1892 г. преподавал в Берлине, с 1894 г. был профессором национальной экономии во Фрайбурге в Брейсгау, с 1896 г. — в Гейдельберге, с 1918 г. — в Вене, с 1919 г. — в Мюнхене. Его работы посвящены проблемам истории хозяйства и социально-экономических эпох, взаимодействия религии и истории общества. Наиболее известное сочинение М. Вебера — "Протестантская этика и дух капитализма" (1904-1905).
Далее будут кратко рассмотрены основные идеи М. Вебера, до сих пор сохраняющие свое социально-философское, философско-историческое и методологическое значение.
Научное знание и знание о ценностях, согласно Веберу, существенно отличаются друг от друга. Научное знание должно изучать то, что есть; оно обращается к фактам. Из знаний о фактах выводятся знания о средствах, которые следует применить во имя достижения тех или иных целей. Наука должна быть, согласно Веберу, свободна от ценностей. Область ценностей — сфера должного, где суждения людей об одном и том же предмете по необходимости варьируются. Наука — сфера истины, которая едина и обязательна для всех людей. Вебер, правда, не утверждает, что наука может полностью освободиться от ценностных "перспектив". Но он настаивает на том, что максимальная свобода от ценностей должна стать безусловной нормой отношения ученого к своему предмету. Особенно трудно, но и принципиально необходимо соблюдать это требование в науках об обществе и человеке.
Вебер проводит тщательное различение двух понятий — "объяснение" (Erklaren) и "понимание" (Verstehen). Внимание к ним обусловлено влиянием Г. Риккерта и В. Дильтея. Естественные науки Вебер считает преимущественно объясняющими, науки о культуре — преимущественно понимающими. Главный социологический труд Вебера "Экономика и общество" имеет подзаголовок — "Основы понимающей социологии". Предмет социологии — это прежде всего осмысление всеобщих правил социального действия. Но это также и понимание субъективных мотивов, установок, намерений, целей действующих в обществе индивидов. Методам и процедурам понимания в социологии придается решающее значение; методы объяснения не исключаются, но и они поставлены в зависимость от понимания. Понятие "действия" (Handlung) индивида — также основополагающее в веберовской социологии. Если естествознание имеет дело с "немотивированными событиями", то социология — с мотивированными действиями.
Большое значение для социологии, философии, вообще для наук об обществе и человеке, считал Вебер, имеет и понятие "идеальный тип". Оно означает, что целому ряду обобщающих научных понятий не соответствует какой-либо фрагмент действительности, и что они, будучи своего рода моделями, служат формальными инструментами мышления в науке. Таково, например, понятие homo oeconomicus, "экономический человек". В действительности нет "экономического человека" как особой реальности, отделенной от других качеств человека. Но экономические дисциплины или социология — в целях анализа — создают такой "идеальный тип".