Социология марксизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 19:55, контрольная работа

Описание работы

Карл Маркс - самый знаменитый и влиятельный социальный мыслитель XIX века. Его идеи почти полтора столетия использовались и продолжают использоваться в программах самых разнообразных социальных движений в различных районах земного шара.

Содержание работы

• Введение
• Биография Карла Маркса
• «Социология марксизма»
• Заключение
• Список литературы

Файлы: 1 файл

контрольная социология.docx

— 29.13 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

  • Введение
  • Биография Карла Маркса
  • «Социология марксизма»
  • Заключение
  • Список литературы

 

 

Введение.

 

Карл Маркс - самый знаменитый и  влиятельный социальный мыслитель XIX века. Его идеи почти полтора  столетия использовались и продолжают использоваться в программах самых  разнообразных социальных движений в различных районах земного  шара. Некоторые тоталитарные режимы утвердили марксизм в качестве единственной идеологии, имеющей право на существование, превратив ее в разновидность  государственной религии. Маркс, выступая против религии как таковой, стал родоначальником нового светского  культа. Его собственная фигура, в связи с этим, превратилась в  объект сакрализации (освящения) либо с положительным, либо с отрицательным  знаком. Маркса воспринимали и воспринимают то, как мессию то, как посланца дьявола.

Очевидно, что в этих обстоятельствах  рассматривать Маркса как ученого  чрезвычайно трудно, тем более  что сам он не разделял в своей  деятельности научную и практическую стороны. Тем не менее, он занимает важное место в истории социальной науки, поэтому изучать его вклад  в эту науку необходимо. Но для  того чтобы это стало возможно, требуется отделить Маркса - ученого  от Маркса - политика, пророка и идеолога. И в данной контрольной работе я хочу не только рассмотреть основные аспекты социологии Маркса, ее методологию  и идейные истоки, но и подробно осветить личность этого разностороннего  человека, особенности его мышления и мировидения.

 

 

                                Биография  Карла Маркса.

 

Карл Маркс родился 5 мая 1818 г. в немецком городе Трире. Он был вторым из девяти детей адвоката Генриха Маркса, выходца из семьи раввина, перешедших  в 1816 г. из иудаизма в протестантизм.

В 1830—1835 г. учился в гимназии города Трира. С 1835 г. учился на отделении права Боннского университета, а с 1836 по 1841 г. изучал право, философию, историю и историю искусств в Берлинском университете, по завершении которого в 1841г.  получил степень доктора на философском факультете Йенского университета. Молодой доктор философии (аналог сегодняшнего кандидата философских наук), приехав в Париж после окончания университета, с головой уходит в деятельность многочисленных коммунистических кружков. Нет ни малейшего сомнения в том, что Маркс воспринял их идеи, а также идеи коммунистов - утопистов, причем в самых крайних формах. Молодой доктор философии уже тогда воспринимал революционный террор как универсальное орудие решения всех социальных проблем - "Подобно тому, как философия находит в пролетариате свое материальное оружие, так и пролетариат находит в философии свое духовное оружие." или  - "Оружие критики не может заменить, конечно, критики оружием, материальная сила должна быть опрокинута материальной же силой" и т.д., т.е. еще до теоретического обоснования необходимости революции и гражданской войны (данного в "Капитале") Маркс уже верил в неизбежность этого. Как справедливо замечали исследователи его трудов, "Манифест" написанный до 1-го тома "Капитала" представлял собой сводку основных результатов теоретического марксизма - которые позже были "получены" в "Капитале".

Марксу удалось за короткий срок стать одним из лидеров данного  направления, что и привлекло  пристальное внимание полиции. Несмотря на то, что Марксу не пришлось попадать за решетку, продолжать деятельность в  Европе стало для него излишне  опасным и К. Маркс на всю остальную  свою жизнь с 1850 по 1883  находит убежище в Лондоне.

В лондонский период жизни К. Маркс  пишет в числе многих произведений и "Капитал", который рассматривал как труд всей своей жизни. Что  касается финансовой стороны его  жизни в этот период, то она складывалась весьма непросто. Так, с 1851 г. и в течение десяти лет К. Маркс становится сотрудником газеты "Нью-Йорк дейли трибюн", но из-за финансовых трудностей на протяжении 1852—1857 гг. вынужден в основном заниматься журналистикой ради заработка, что почти не оставляло времени для продолжения экономических исследований. Правда, несмотря на это, ему удается подготовить работу "К критике политической экономии", и при содействии Ф. Лассаля, уговорившего одного из берлинских издателей принять ее, в 1859 г. она была опубликована.

Социология марксизма — это теория социального развития общества, созданная К.Марксом (1818— 1883) и Ф.Энгельсом (1820—1895) в середине — второй половине XIX в. Ее место и роль в истории социологической мысли определяются тем, что функционирование общества, сознание и поведение живущих в нем людей анализируются, прежде всего, через призму материальных условий их жизни, через противоречия и конфликты в реально существующем способе производства.

Следует, прежде всего, отметить два принципиальных соображения.

Первое. Их идеи рассматриваются в  контексте соцкультурных ценностей  того времени и пространства, где  и когда они жили. Поэтому неправомерно отождествлять их воззрения с  ленинизмом, сталинизмом, троцкизмом, маоизмом и т.д., где используются авторитет и отдельно взятые идеи марксизма как средство привести в жизнь политические идеи самого разного толка. Словом, есть социология марксизма и множество пост марксистских течений, школ, которые называются марксистскими.

Второе. Маркс и Энгельс одними из первых стали использовать эмпирические социологические исследования в  своих теоретических работах  — «Анкета для рабочих», «Положение рабочего класса в Англии» и др.

 "Социология марксизма"

 

Марксизм – одно из крупнейших направлений социологии XX века, и  многие из социологов, экономистов  и просто тех, кто считали себя приверженцами учения, внесли в него свой вклад. Несмотря на огромный практический материал, думаю, будет логичнее рассмотреть  основные положения учения, сформулированные самим его основателем – Карлом Марксом.

Разумеется, восприняв теории своих  предшественников, К. Маркс и Ф. Энгельс  качественно переработали их, создав абсолютно новое учение. По сути, марксизм является неким сплавом  философских, социологических, экономических  и других теорий, тесно взаимосвязанных  друг с другом, и представляющих собой единое целое, единое мировоззрение, которое с марксистской точки  зрения является выражением социальных потребностей рабочего класса. Если говорить более конкретно, то учение Маркса –  это, в первую очередь, анализ современного ему капиталистического общества, т.е. его механизма, структуры, неизбежности изменения. Вместе с тем анализ становления  капитализма, несомненно, был для  Маркса анализом исторического развития человека и общества.

Метод, присущий социологии марксизма  – диалектико-материалистический. Он основывается на таком понимании  мира, согласно которому явления природы, общества и человеческого мышления подвержены качественным изменениям, обусловленными борьбой внутренних противоположностей и находятся  во всеобщей взаимной связи. С точки  зрения К. Маркса идея – не творец, создатель, а отражение материальной действительности. И потому в исследовании и познании действительности следует исходить не из идеи, а из самой действительности. Говоря конкретнее, анализируя структуру  общества, необходимо отталкиваться от исторического движения, а не от способа мышления, характерного для данного социума. Принцип детерминизма – один из основных в социологии марксизма.

Наличие причинно-следственной связи  в общественных процессах и явлениях. До Маркса социологи затруднялись выделить в сложной сети общественных явлений  и отношений те основные, которые  определяют, обуславливают (детерминируют) все остальные и не умели  найти  объективного критерия для такого выделения. Согласно марксистскому учению такими отношениями являются экономические (производственные), то есть, такие, которые  возникают в процессе общественного  производства. С точки зрения Маркса смена этапов общественного производства и является развитием общества.

Таким образом, принцип детерминированности  общественной жизни, принцип объективного характера социальной действительности и принцип первичной роли экономики  являются основными принципами историко-материалистического  истолкования сущности человека и общества в рамкам исторического учения. Сам  термин  «исторический материализм»  указывает  на две основные характеристики данного истолкования. Назвав своё понимание сущности человека и общества историческим, К.Маркс и Ф.Энгельс  показали его отличие от современных  им метафизических и статических  взглядов на общество и его историю; назвав его материалистическим, они  подчеркнули его отличие от идеалистической  точки зрения на общество.

Согласно Марксизму, общественная жизнь людей детерминируется  не только предшествующим историческим  развитием, но и определёнными общественно-историческими  законами. Эти законы действуют независимо от сознания  и воли людей. Люди могут  открыть эти законы и приспособиться к ним, но не изменить их. Тем самым  опровергается идеалистическое  представление о том, что историческое развитие общества обуславливается  волеизъявлением людей, т.е. определение  бытия сознанием. По Марксу, бытие  определяет сознание.

К. Маркс и Ф. Энгельс также  внесли свой вклад в определение  предмета общей социологии. Согласно их концепции, эта наука должна давать анализ действительной жизни людей, того, чем они на самом деле являются, а не того, какими они себя представляют. Классики марксизма ратовали за такую  предметную определённость общей науки  об обществе, когда её предметом  являлось бы общество как совокупность практических отношений, которые складываются между людьми и которые связаны  с «родовой сущностью» человека. В  этой связи большое значение для  правильного определения предмета общей науки об обществе имеют  данные К. Марксом определения. 1) сущность человека, 2) труда, 3) природы, и 4) общества.

Согласно марксистскому пониманию  развития общества, класс, который на данном историческом этапе занимает наиболее выгодное положение в системе  общественного производства, т.е. угнетающий класс, вынужден каким-либо способом поддерживать свое господствующее, эксплуататорское положение. Таким способом, согласно Марксу, является политическая власть. Таким образом, государство – организованное насилие одного класса для подавления другого.

Один из важнейших постулатов марксизма  заключается в том, что классовая  борьба является основной движущей силой  исторического развития общества. Закон  исторического развития общества выражает необходимость изменения социальной структуры, смены господствующего  класса, что влечет за собой смену  производственных отношений. К. Маркс  сформулировал это следующим  образом: «На известной ступени  своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы». Другими словами, общий закон движения общества гласит, что развитие общества есть результат развития производства как основного социального процесса. В свою очередь развитие производства обусловлено развитием материальных производительных сил, которое приводит к изменению производственных отношений, а изменение последних ведет к изменению всех остальных общественных отношений (надстройки).

Марксистское понимание движущих сил развития человеческого общества нельзя отделить от его понимания  общественно-экономической формации. Эта категория марксистского  учения об обществе представляет собой  развитие основной концепции понимания  общества, согласно которой базис  определяет надстройку. Причем таким  образом, что каждой ступени развития производительных сил соответствуют  определенные производственные отношения, которые не только определяют остальные  общественные отношения, но и образуют с ними единое целое. Таким образом, общественно-экономические формации являются сравнительно долговечными целостностями  общественных отношений, складывающихся вокруг основного производственного  отношения, которое определяется наличным уровнем развития производительных сил и выражается в собственности  на средства производства.

Согласно  марксизму, развитие общества (отдельных  конкретных обществ), т.е. смена формаций, осуществляется через социальные революции. Теория социальных революций гласит, что революции есть не политические случайности, а выражение исторической неизбежности. Отношение между производительными  силами и производственными отношениями  как движущая сила развития человеческого  общества определяет развитие этого  общества в целом – как в  революционной, так и в эволюционной фазах.

Революционные фазы – те, когда  общество меняется существенным образом  вследствие изменения основного  производственного отношения, выраженного  в собственности на средства производства, т.е. происходит смена формаций.

Эволюционные фазы – те, в ходе которых изменения происходят в  рамках некой общественно-экономической  формации.

К. Маркс создал свою теорию общества на основе изучения капитализма. Социологическая  и историческая интерпретация капиталистического строя, обреченного в силу его  противоречий идти к революции и  замене его неантагонистическим  строем – основной пункт марксистского  учения.

Согласно марксизму, капитализм –  последнее эксплуататорское общество, на смену которому, благодаря революции, придет коммунизм – бесклассовое общество. Капитализм характеризуется  двумя видами противоречий: между  постоянно развивающимися производительными  силами и медленно меняющимися производственными  отношениями и между ростом богатства  меньшинства и растущей нищетой  большинства. Капиталистическое общество, вовлеченное в жесточайшую конкуренцию, не может ни приумножать средства производства, ни увеличивать тем  самым численность пролетариата и его нищету. Ведь согласно теории прибавочной стоимости К. Маркса основным источником прибыли является человеческий труд – товар, который, будучи оплачиваемый по стоимости, все-таки производит стоимость превышающую  свою. Таким образом, весь капиталистический  строй основывается на эксплуатации человеческого труда: чем сильнее  эксплуатация, тем больше прибыли  и тем хуже положение пролетариата, что и ведет к революции.

Информация о работе Социология марксизма