Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 19:55, контрольная работа
Карл Маркс - самый знаменитый и влиятельный социальный мыслитель XIX века. Его идеи почти полтора столетия использовались и продолжают использоваться в программах самых разнообразных социальных движений в различных районах земного шара.
• Введение
• Биография Карла Маркса
• «Социология марксизма»
• Заключение
• Список литературы
Содержание
Введение.
Карл Маркс - самый знаменитый и влиятельный социальный мыслитель XIX века. Его идеи почти полтора столетия использовались и продолжают использоваться в программах самых разнообразных социальных движений в различных районах земного шара. Некоторые тоталитарные режимы утвердили марксизм в качестве единственной идеологии, имеющей право на существование, превратив ее в разновидность государственной религии. Маркс, выступая против религии как таковой, стал родоначальником нового светского культа. Его собственная фигура, в связи с этим, превратилась в объект сакрализации (освящения) либо с положительным, либо с отрицательным знаком. Маркса воспринимали и воспринимают то, как мессию то, как посланца дьявола.
Очевидно, что в этих обстоятельствах рассматривать Маркса как ученого чрезвычайно трудно, тем более что сам он не разделял в своей деятельности научную и практическую стороны. Тем не менее, он занимает важное место в истории социальной науки, поэтому изучать его вклад в эту науку необходимо. Но для того чтобы это стало возможно, требуется отделить Маркса - ученого от Маркса - политика, пророка и идеолога. И в данной контрольной работе я хочу не только рассмотреть основные аспекты социологии Маркса, ее методологию и идейные истоки, но и подробно осветить личность этого разностороннего человека, особенности его мышления и мировидения.
Карл Маркс родился 5 мая 1818 г. в немецком городе Трире. Он был вторым из девяти детей адвоката Генриха Маркса, выходца из семьи раввина, перешедших в 1816 г. из иудаизма в протестантизм.
В 1830—1835 г. учился в гимназии города Трира. С 1835 г. учился на отделении права Боннского университета, а с 1836 по 1841 г. изучал право, философию, историю и историю искусств в Берлинском университете, по завершении которого в 1841г. получил степень доктора на философском факультете Йенского университета. Молодой доктор философии (аналог сегодняшнего кандидата философских наук), приехав в Париж после окончания университета, с головой уходит в деятельность многочисленных коммунистических кружков. Нет ни малейшего сомнения в том, что Маркс воспринял их идеи, а также идеи коммунистов - утопистов, причем в самых крайних формах. Молодой доктор философии уже тогда воспринимал революционный террор как универсальное орудие решения всех социальных проблем - "Подобно тому, как философия находит в пролетариате свое материальное оружие, так и пролетариат находит в философии свое духовное оружие." или - "Оружие критики не может заменить, конечно, критики оружием, материальная сила должна быть опрокинута материальной же силой" и т.д., т.е. еще до теоретического обоснования необходимости революции и гражданской войны (данного в "Капитале") Маркс уже верил в неизбежность этого. Как справедливо замечали исследователи его трудов, "Манифест" написанный до 1-го тома "Капитала" представлял собой сводку основных результатов теоретического марксизма - которые позже были "получены" в "Капитале".
Марксу удалось за короткий срок стать одним из лидеров данного направления, что и привлекло пристальное внимание полиции. Несмотря на то, что Марксу не пришлось попадать за решетку, продолжать деятельность в Европе стало для него излишне опасным и К. Маркс на всю остальную свою жизнь с 1850 по 1883 находит убежище в Лондоне.
В лондонский период жизни К. Маркс пишет в числе многих произведений и "Капитал", который рассматривал как труд всей своей жизни. Что касается финансовой стороны его жизни в этот период, то она складывалась весьма непросто. Так, с 1851 г. и в течение десяти лет К. Маркс становится сотрудником газеты "Нью-Йорк дейли трибюн", но из-за финансовых трудностей на протяжении 1852—1857 гг. вынужден в основном заниматься журналистикой ради заработка, что почти не оставляло времени для продолжения экономических исследований. Правда, несмотря на это, ему удается подготовить работу "К критике политической экономии", и при содействии Ф. Лассаля, уговорившего одного из берлинских издателей принять ее, в 1859 г. она была опубликована.
Социология марксизма — это теория социального развития общества, созданная К.Марксом (1818— 1883) и Ф.Энгельсом (1820—1895) в середине — второй половине XIX в. Ее место и роль в истории социологической мысли определяются тем, что функционирование общества, сознание и поведение живущих в нем людей анализируются, прежде всего, через призму материальных условий их жизни, через противоречия и конфликты в реально существующем способе производства.
Следует, прежде всего, отметить два принципиальных соображения.
Первое. Их идеи рассматриваются в
контексте соцкультурных
Второе. Маркс и Энгельс одними из первых стали использовать эмпирические социологические исследования в своих теоретических работах — «Анкета для рабочих», «Положение рабочего класса в Англии» и др.
"Социология марксизма"
Марксизм – одно из крупнейших направлений социологии XX века, и многие из социологов, экономистов и просто тех, кто считали себя приверженцами учения, внесли в него свой вклад. Несмотря на огромный практический материал, думаю, будет логичнее рассмотреть основные положения учения, сформулированные самим его основателем – Карлом Марксом.
Разумеется, восприняв теории своих предшественников, К. Маркс и Ф. Энгельс качественно переработали их, создав абсолютно новое учение. По сути, марксизм является неким сплавом философских, социологических, экономических и других теорий, тесно взаимосвязанных друг с другом, и представляющих собой единое целое, единое мировоззрение, которое с марксистской точки зрения является выражением социальных потребностей рабочего класса. Если говорить более конкретно, то учение Маркса – это, в первую очередь, анализ современного ему капиталистического общества, т.е. его механизма, структуры, неизбежности изменения. Вместе с тем анализ становления капитализма, несомненно, был для Маркса анализом исторического развития человека и общества.
Метод, присущий социологии марксизма
– диалектико-
Наличие причинно-следственной связи в общественных процессах и явлениях. До Маркса социологи затруднялись выделить в сложной сети общественных явлений и отношений те основные, которые определяют, обуславливают (детерминируют) все остальные и не умели найти объективного критерия для такого выделения. Согласно марксистскому учению такими отношениями являются экономические (производственные), то есть, такие, которые возникают в процессе общественного производства. С точки зрения Маркса смена этапов общественного производства и является развитием общества.
Таким образом, принцип детерминированности общественной жизни, принцип объективного характера социальной действительности и принцип первичной роли экономики являются основными принципами историко-материалистического истолкования сущности человека и общества в рамкам исторического учения. Сам термин «исторический материализм» указывает на две основные характеристики данного истолкования. Назвав своё понимание сущности человека и общества историческим, К.Маркс и Ф.Энгельс показали его отличие от современных им метафизических и статических взглядов на общество и его историю; назвав его материалистическим, они подчеркнули его отличие от идеалистической точки зрения на общество.
Согласно Марксизму, общественная
жизнь людей детерминируется
не только предшествующим историческим
развитием, но и определёнными общественно-
К. Маркс и Ф. Энгельс также
внесли свой вклад в определение
предмета общей социологии. Согласно
их концепции, эта наука должна давать
анализ действительной жизни людей,
того, чем они на самом деле являются,
а не того, какими они себя представляют.
Классики марксизма ратовали за такую
предметную определённость общей науки
об обществе, когда её предметом
являлось бы общество как совокупность
практических отношений, которые складываются
между людьми и которые связаны
с «родовой сущностью» человека. В
этой связи большое значение для
правильного определения
Согласно марксистскому
Один из важнейших постулатов марксизма
заключается в том, что классовая
борьба является основной движущей силой
исторического развития общества. Закон
исторического развития общества выражает
необходимость изменения
Марксистское понимание
Согласно
марксизму, развитие общества (отдельных
конкретных обществ), т.е. смена формаций,
осуществляется через социальные революции.
Теория социальных революций гласит,
что революции есть не политические
случайности, а выражение исторической
неизбежности. Отношение между
Революционные фазы – те, когда общество меняется существенным образом вследствие изменения основного производственного отношения, выраженного в собственности на средства производства, т.е. происходит смена формаций.
Эволюционные фазы – те, в ходе
которых изменения происходят в
рамках некой общественно-
К. Маркс создал свою теорию общества
на основе изучения капитализма. Социологическая
и историческая интерпретация
Согласно марксизму, капитализм –
последнее эксплуататорское общество,
на смену которому, благодаря революции,
придет коммунизм – бесклассовое
общество. Капитализм характеризуется
двумя видами противоречий: между
постоянно развивающимися производительными
силами и медленно меняющимися производственными
отношениями и между ростом богатства
меньшинства и растущей нищетой
большинства. Капиталистическое общество,
вовлеченное в жесточайшую