Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 08:17, контрольная работа
Первое в послевоенный период достаточно научное определение молодежи мы встречаем у В. Т. Лисовского. «...Молодежь, — пишет он, — это поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих (а в более зрелом возрасте уже усвоивших) общеобразовательные, профессиональные и культурные функции и подготавливаемых (подготовленных) обществом к усвоению и выполнению социальных ролей».
В поисках углубления и конкретизации понятия «молодежь» предпринимались попытки сформировать определенные структуры ее признаков. Так, В.В. Павловский в системе признаков выделил один основной, определяющий другие: «...под социальной зрелостью следует понимать такое положение личности в системе общественных отношений, когда личность выступает фактически полноправным носителем социальных ролей в сфере экономики, политики и права, когда она осознает свою роль и ответственность и выполняет вытекающие отсюда обязанности.
Учреждение образования
«Белорусский государственный университет
информатики и радиоэлектроники»
Контрольная работа по социологии
Тема контрольной работы № 12:
«Социология молодежи»
Выполнил: Махров Максим Андреевич
студент 1 курса, специальность ПЭ
группа № 381971
Минск ул. Солтыса 197 к 101
mgpk2010@mail.ru
Проверил:
Минск 2014
1.Молодежь как социально-демографическая группа, ее положение в социальной структуре общества.
Первое в
послевоенный период достаточно научное
определение молодежи мы встречаем у В.
Т. Лисовского. «...Молодежь, — пишет он,
— это поколение людей, проходящих стадию
социализации, усваивающих (а в более зрелом
возрасте уже усвоивших) общеобразовательные,
профессиональные и культурные функции
и подготавливаемых (подготовленных) обществом
к усвоению и выполнению социальных ролей».
В поисках углубления и конкретизации
понятия «молодежь» предпринимались попытки
сформировать определенные структуры
ее признаков. Так, В.В. Павловский в системе
признаков выделил один основной, определяющий
другие: «...под социальной зрелостью следует
понимать такое положение личности в системе
общественных отношений, когда личность
выступает фактически полноправным носителем
социальных ролей в сфере экономики, политики
и права, когда она осознает свою роль
и ответственность и выполняет вытекающие
отсюда обязанности. Причем основным показателем
и критерием, характеризующим социальную
зрелость подрастающего поколения, является
достижение экономической самостоятельности,
приобретение стабильной профессии».
С.Н. Иконникова пришла к следующим выводам: «Молодежь является
социально-демографической группой, внутренне
дифференцированной в соответствии с
классовыми и другими признаками, включающей
молодых людей от 14 до 30 лет; их положение
и роль в обществе, функции и виды деятельности,
а также духовный облик, мировоззрение,
интересы, ценностные ориентации, социально-психологические
свойства обусловлены характером социально-экономической
системы, общественными отношениями, этапом
исторического развития, классовым положением».
Несколько другой подход у И.М. Слепенкова «Молодежь,
- писал он, - это социально-демографическая
группа общества, которая характеризуется,
во-первых, осуществлением деятельности,
связанной с подготовкой и включением
в самостоятельную жизнь при руководстве
со стороны старших поколений (классов
и их политических партий), и, во-вторых,
социальной дифференциацией, соответствующей
социально-классовому делению в обществе.»
Одним из достоинств приведенного определения
следует признать указание на деятельность
подрастающих поколений, которая, правда,
интерпретируется здесь односторонне
и не совсем точно. Вот так охарактеризовал
молодежь В.Н. Боряз: «Молодежь – есть,
Как видно из определений, общепринятые
для российской действительности границы
понятия «молодежь» определены в
интервале от 13-14 до 29-30 лет. Естественно,
целостный процесс социализации
и индивидуализации молодежи разграничивается
на определенные временные этапы. Условно
это: подростки – до 18 лет, молодежь
- 18-24 лет, «молодые взрослые» - 25-30 лет.
Молодежь - это часть общества, составная
часть его социально-классовой структуры,
следовательно, на нее распространяются
проблемы, характерные для нынешнего этапа
развития общества.
Молодежь – социально-демографическая
группа, которая существует самостоятельно,
для которой характерна особая роль в
процессе воспроизводства общества, а
значит специфическое место в системе
общественных отношений.
Молодежь - устойчивая социально-демографическая
группа, выделяемая из совокупности возрастных
характеристик, особенностей, социально-правового
и экономического положения. Вопрос о
возрастных границах молодежи, носит дискуссионный
характер ввиду разных критериев, предполагаемых
для установления нижнего и верхнего возрастного
предела. Наиболее приемлемые возрастные
границы молодежи, располагаются между
14 и 25 годами.
Молодежь - это социально-демографическая
группа, переживающая период становления
социальной зрелости, адаптации к миру
взрослых и будущие изменения.
Молодежь – поколение людей, проходящих
стадию социализации, усваивающих, а более
зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные,
профессиональные, культурные и другие
социальные функции.
Молодежь - социально-демографическая
группа, переживающая период становления
социальной и психо-физической зрелости,
адаптации к исполнению социальных ролей
взрослых. Возрастные границы размыты
и подвижны, к молодежи причисляют в возрасте
от 14 до 30 лет. Нижняя возрастная граница
определяется, что с 14 лет наступает физическая
зрелость и человек может заниматься трудовой
деятельностью (период выбора учиться
или работать). Верхняя граница определяется
достижением экономической самостоятельности,
профессиональной и личной стабильности
(создание семьи, рождение детей).
Молодежь - социально-демографическая
группа общества, выделяемая на основе
совокупности возрастных характеристик,
особенностей социального положения и
обусловленных тем или другим социально-психологическим
свойством, которое определяется уровнем
социально-экономического, культурного
развития, особенностями социализации
в российском обществе. Возрастные границы
понятия "молодежь" лежат в интервале
от 15 до 29 лет включительно.
Это значит, что молодежь как демографическая
категория объединяет население в пределах
15-летнего возрастного интервала. На молодежный
возраст приходятся главные социальные
и демографические события в жизненном
цикле человека: завершение общего образования,
выбор профессии и получение профессионального
образования, начало трудовой деятельности,
вступление в брак, рождение детей. За
относительно короткий отрезок жизни
представители этой возрастной группы
переживают смену своего социально-демографического
статуса несколько раз.
Подростки до 18 лет - это в основном учащиеся
средних школ и профессиональных учебных
заведений. Как правило, они находятся
на иждивении родителей, продолжают или
завершают получение общего или специального
образования и не имеют полноценных гражданских
прав (избирательных, вступления в брак).
Молодежь 18—24 лет объединяет молодых
работников, студентов и молодых людей,
завершающих или завершивших в основном
профессиональную подготовку. Часть из
них уже отделилась от родительских семей
и живет на собственные доходы. В этом
возрасте начинается активное вступление
в брак, формирование молодых семей, рождение
первых детей.
Молодежь 25—29 лет — это люди, как правило,
уже сделавшие профессиональный выбор,
имеющие определенную квалификацию, некоторый
жизненный и профессиональный опыт. На
молодежный возраст приходится около
90% всех первых браков, к 30 годам в семье,
как правило, рождены все запланированные
дети. Для этого жизненного периода характерны
высокая конфликтность молодых семей,
распад браков, продолжающийся порой по
нескольку лет, поиск нового партнера
и повторное вступление в брак.
Названные возрастные категории молодежи
следует выделять при рассмотрении различных
социально-экономических, демографических
и политических проблем, ибо младшая, средняя
и старшая молодежные группы имеют свои
специфические интересы, которые следует
учитывать в молодежной и семейной политике.
Например, молодежь младших возрастов
как потребительская группа, отличается
относительно низкими доходами и особой
структурой материальных и духовных потребностей,
что следует принимать во внимание при
составлении социальных программ.
2. Место и роль молодежи в политической, экономической и культурной жизни общества
Особую актуальность для каждого
государства в современных
Молодежь является такой группой общества,
которая вовлечена во все без исключения
социальные процессы либо непосредственно,
либо через свою семью. Духовные ценности
молодежи, ее взгляды, нравственный облик
оказывают все более заметное влияние
на общество, на политические и общественные
программы, на экономические процессы.
Молодежь составляет почти четверть населения
республики это существенная часть избирательного
корпуса, значительная часть трудового
потенциала страны.
Молодежные проблемы существуют в любом
обществе, они имеют под собой два очень
важных основания. С одной стороны, они
являются отражением всех тех процессов,
которые происходят в обществе. С другой
– молодежные проблемы в значительной
степени обусловлены особенностями молодежи
как социально-демографической группы
общества.
Молодежная проблема включает в себя множество
граней, аспектов. Проблемы молодежной
социализации, политической, экономической,
культурной, проблемы установления нормальных
отношений с иными социальными группами,
проблемы молодой семьи, образования,
досуга, здоровья, проблемы формирования
профессионально-
Молодежь – это главный ресурс общества,
это его будущее. Но свое предназначение
она выполнить не сможет, если ей не будут
предоставлены определенные гарантии
со стороны общества. Прежде всего, она
нуждается в гарантиях приобретения знаний,
соответствующих общественным потребностям,
профессиональной подготовки, возможностей
для вхождения в самостоятельную жизнь,
создания условий для образования семьи.
Молодежь как социальная группа отличается
тем, что она испытывает серьезные трудности
на этапе жизненного старта, в первую очередь,
с трудоустройством, у молодежи острее
стоят жилищные и материальные проблемы.
На современном этапе усложнились проблемы
психологической адаптации молодежи,
затруднены механизмы вовлечения молодежи
в систему социальных взаимосвязей.
Во многих международных документах, докладах
и научных исследованиях подчеркивается,
что практически во всех странах мира
молодежь является наиболее уязвимой
группой общества.
Молодежь как социально-демографическая
группа имеет целый ряд отличительных
особенностей.
Она является наиболее подвижной частью
общества, группой, наиболее восприимчивой
к новым явлениям действительности, к
новым знаниям, новым представлениям о
мире. Но молодежи присущи черты маргинальности.
Она легче поддается манипулированию,
в ней не сформированы устойчивые представления
и убеждения, еще затруднена политическая
и социальная ориентация. В политической
культуре молодежи значительную роль
играют элементы «субкультуры», «контркультуры»,
или «культуры протеста».
Молодежь как социально-демографическая
группа включает в себя людей в возрасте
от 16 лет до 30–31 года. Именно на эти годы
приходятся главные «социодемографические»
события в жизни человека: получение среднего
и высшего образования; выбор и получение
профессии; начало трудовой деятельности;
вступление в брак, рождение детей.
Молодежь – это специфическая социально-демографическая
общественная группа, имеющая общие социально-психологические
особенности и ориентации, обусловленные
характером социальных отношений на данном
этапе развития общества.
Но в то же время молодежь – это такая
социально-демографическая группа, которая
является внутренне дифференцированной.
Внутри нее есть группы с характерными
для них возрастными, социально-психологическими
свойствами и социальными ценностями,
которые обусловлены определенным уровнем
социально-экономического, политического
и культурного развития общества, особенностями
социализации молодежи.
Социально-психологические особенности
молодежи, ее социальные и политические
ценности обусловливаются не только уровнем
социально-экономического, культурного
развития, но и уровнем политического
развития общества.
Все политические институты государства
влияют на политическое поведение граждан,
стремятся контролировать его с помощью
специальных механизмов. Политические
и государственные структуры стремятся
к воспроизводству типа поведения, лояльного
к данной политической системе, к данным
политическим ценностям и нормам.
Возникает закономерный вопрос: как молодежь
вовлекается в политику; как овладевает
теми или иными политическими ролями;
как формируются ее политические ценности
и убеждения; ведь человек не рождается
ни с коммунистическими, ни с фашистскими
убеждениями.
И ученые, и политики-практики утверждают,
что политическая социализация неизбежно
связана с усвоением личностью социального
и политического опыта, накопленного обществом
и сконцентрированного в культурных традициях,
групповых ценностях, политических и правовых
нормах, нормах политического поведения.
Политическая наука определяет политическую
социализацию как усвоение индивидом
системы политических знаний, ценностей,
норм, которые позволят ему участвовать
в политической деятельности в качестве
полноправного субъекта.
Политическая социализация – это совокупность
процессов становления политического
сознания и поведения, принятия и исполнения
политических ролей. Понятие «политическая
социализация» шире, чем понятие «политическое
воспитание» и «политическое просвещение»,
ибо включает в себя не только целенаправленное
воздействие государственной идеологии,
но и стихийное влияние, собственную политическую
активность индивида.
В современном обществе процесс политической
социализации начинается достаточно рано.
Дети трех-четырех лет уже различают символы
своего государства, тех или иных политических
деятелей. Детский сад, школа, родители,
телевидение очень рано вовлекают детей
в экономическую и политическую жизнь,
хотя, конечно, главным образом со школы
начинается накопление знаний о политике,
формируется определенное отношение к
ней. Этот процесс называется первичной
социализацией. На этом этапе происходит
первоначальное восприятие человеком
политических категорий, формирование
индивидуального отношения к явлениям
политической жизни.
Процесс политической социализации продолжается
в течение всей жизни, он не заканчивается
с получением паспорта или какого-либо
диплома. Происходит постоянное накопление
опыта, так как человек участвует в течение
своей жизни во многих политических событиях,
организациях, движениях. Он может не только
обретать, но и утрачивать определенные
представления, взгляды, ценности.
В процессе политической социализации
участвуют многие субъекты, влияние которых
обеспечивает определенные политические
ориентации граждан, их политическое поведение,
ценностные ориентиры. Прежде всего, это
институты государственной власти.
Значительную роль выполняют политические
партии. Наряду с государством они формируют
у граждан отношение к партиям, к партийной
системе, представление об отношениях
между государством и политическими партиями.
Политическим партиям принадлежит особая
роль в воспитании политических лидеров
и в политическом просвещении общества.
В числе субъектов политической социализации
необходимо отметить общественные организации.
Они активно участвуют и в политической
жизни, и в формировании основных моделей
политического поведения, политического
сознания граждан.
Все более заметную роль в процессе политической
социализации молодежи играют средства
массовой информации. В условиях НТР их
влияние стало особенно значительным.
В странах с развитой рыночной экономикой
существенное влияние на общество и его
политическую культуру оказывают деловая
община, мир бизнеса.
Важным субъектом, участвующим в формировании
политической культуры, являются: академическая
община; научно-техническая интеллигенция;
культурная элита общества.
Результатом политической социализации
является определенная структура личности,
в которой политические ценности и цели
становятся устойчивыми и работающими
элементами.
В процессе политической социализации
нельзя не учитывать влияние стихийных
факторов, таких событий, как войны, революции,
политические и экономические кризисы.
В таких условиях происходят нарушения
и серьезные сбои в процессе политической
социализации. Складываются деформированные
представления об обществе и общественных
отношениях, которые могут приобрести
устойчивый характер. Это видно на примере
тех стран, которые долго существуют и
развиваются в условиях конфликта или
переживают серьезный системный кризис.
В таких условиях молодые люди теряют
систему ориентиров, лишаются возможности
научиться устойчивому политическому
поведению. В результате в обществе воцаряется
ситуация, когда игра идет "без правил",
нарушается его интеграция и стабильность.
В современном обществе есть определенные
особенности во взаимодействии поколений
в процессе политической социализации.
Изменились роль и влияние традиционных
ценностей. Научно-техническая революция,
стремительный рост средств массовой
информации, вовлечение в политику многих
слоев общества приводят к тому, что часто
опыт старых поколений остается невостребованным,
а иногда и непригодным. Новые социальные
и политические явления неоднозначно
влияют на ценностные ориентации молодежи.
На современном этапе развития белорусского
общества существуют серьезные проблемы
в молодежной среде, обусловленные многими
причинами, в том числе становлением новых
для нашей республики социально-экономических
и политических отношений: рынка и демократии.
Особенности современного этапа в развитии
нашего государства осложняют процессы
социализации молодежи, в молодежной среде
идут процессы не только социализации,
но и ресоциализации.
В условиях социализма иначе решались
не только проблемы занятости, но и многие
другие проблемы. Сегодня взаимоотношения
в обществе приобретают иной характер,
новые процессы происходят в политике,
экономике, на рынке труда, в сфере образования,
в семье.
В настоящее время наша страна не располагает
достаточными материальными и финансовыми
ресурсами, чтобы решить все существующие
в обществе экономические и социальные
проблемы в здравоохранении, образовании
и культуре – в тех сферах, где решается
вопрос духовного, нравственного и физического
формирования молодого поколения.
В сложном положении находится молодая
семья, которая испытывает не только материальные,
социально-бытовые, но и социокультурные,
психофизические проблемы. Наблюдается
рост социального сиротства. Имеет место
такие проблемы, как рост безнадзорности,
бродяжничества, суицидов, жестокости
и насилия.
«Приспособление к выживанию» нельзя
считать полноценной социализацией молодого
поколения, и его относительно высокая,
по сравнению со старшими возрастными
группами, адаптивность не может расцениваться
как повод для социального оптимизма.
Имеет место процесс десоциализации, маргинализации
и люмпенизации молодежи. Происходит «омолаживание»
преступности, растет потребление наркотиков
в молодежной среде. Серьезную проблему
для общества представляет молодежная
безработица. Все это ведет к сокращению
участвующих в экономической и социально-политической
жизни, росту социальной пассивности части
молодежи.
Социальное и политическое становление
молодого поколения всегда было связано
с серьезными трудностями. Особенно сильно
это явление проявилась на рубеже XX-XXI
веков. Конфликты и противоречия современного
мира затрудняют процессы политической
и общественной социализации молодежи.
Возрастает необходимость в усилении
государственного влияния на процессы
формирования молодого поколения.
Особое значение приобретает молодежная
политика, которая становится важнейшей
частью и социально-демографической политики
государства и важнейшим направлением
его идеологической деятельности, важнейшим
направлением формирования государственной
идеи.
3. Особенности социализации молодежи в современных условиях.
Социальное развитие личности осуществляется
как процесс, направленный на одновременное
развитие личностных качеств и освоение
социальных ролей в различных
сферах жизнедеятельности. Поэтому
социализация личности является частью
целостного процесса ее становления
как социального субъекта. Общество,
заботясь о самосохранении и стремясь
обеспечить бесконфликтность жизнедеятельности,
старается наделить молодое поколение
навыками группового выживания, выработанными
и устоявшимися именно в данном сообществе.
Молодежь – социально-демографическая
группа с характерными для нее возрастными,
социально-психологическими свойствами
и социальными ценностями, которые обуславливаются
уровнем социально-экономического, культурного
развития, особенностями социализации
в обществе . Молодежь – это не только
будущее, она «живое настоящее», и важно
понять, насколько уже сегодня молодое
поколение определяет содержание и характер
будущего, насколько несет в себе «дух
нового времени».
В этом аспекте, целью и назначением социализации
является формирование молодого человека,
живущего и действующего как элемент именно
этого сообщества, несущего его признаки
и обладающего его опытом.
Термин «социализация» обозначает совокупность
всех социальных процессов, благодаря
которым индивид усваивает и воспроизводит
определенную систему знаний, норм и ценностей,
позволяющих ему функционировать в качестве
полноправного члена общества. Социализация
– процесс, играющий значительную роль
в жизнедеятельности, как общества, так
и личности, обеспечивающий самовоспроизводство
общественной жизни. Социализация охватывает
все процессы приобщения к культуре, обучения
и воспитания, с помощью которых человек
приобретает социальную природу и способность
участвовать в социальной жизни .
С точки зрения А.М. Караева, под социализацией
можно понимать процесс усвоения личностью
образцов поведения, ценностей и норм,
принятых в обществе, в конкретных социальных
общностях. Ученый выделяет в социализации
несколько аспектов. Социализация может
быть представлена как процесс освоения
социальных норм, становящихся неотъемлемой
стороной жизни личности не в результате
внешней регуляции, а вследствие внутренней
необходимости следовать им. Это – один
аспект социализации. Второй аспект касается
характеристики ее как существенного
элемента социального взаимодействия,
предполагающего, что люди хотят изменить
свой собственный имидж, улучшить представление
о себе в глазах других, осуществляя свою
деятельность в соответствии с их ожиданиями.
Следовательно, социализация связана
с выполнением социальных ролей личности
.
Следовательно, можно сделать вывод, что
социализация представляет собой двусторонний
процесс, включающий в себя, с одной стороны,
усвоение индивидом социального опыта
путем вхождения в социальную среду, систему
социальных связей; с другой стороны, процесс
активного воспроизводства индивидом
системы социальных связей за счет его
активной деятельности, активного включения
в социальную среду.
Существует несколько подходов к выделению
этапов социализации. Самый распространенный
– выделение трех основных этапов социализации
– дотрудовой, трудовой, послетрудовой
(связанный с выходом человека на пенсию).
Согласно второму – выделяется семь основных
этапов: младенчество, детство, подростковый
период, этап юности и выбора профессии,
этап функционирования социально зрелой
личности (от 20–25 до 35–40 лет), период от
35–40 до 55–65 лет, этап пенсионного возраста
и отказа личности от активной профессионально-трудовой
деятельности. Анализируя описание каждого
из вышеперечисленных этапов, предложенного
В.В. Касьяновым, В.Н. Нечипуренко, С.И. Самыгиным,
мы можем видеть, что активно социализации
молодежи наблюдается на четвертом и пятом
этапе.
Четвертый этап имеет нижней границей
подростковый возраст (13–14 лет) и характеризуется
известной временной неопределенностью
верхнего рубежа. В содержательном отношении
это завершение учения и переход к профессионально-трудовой
деятельности. У одних он происходит в
18 лет, у других – в 23–25 и даже позже. Основной
формой деятельности продолжает оставаться
образовательная, однако серьезную конкуренцию
ей составляют досуговая деятельность
и общение. Завершается половое созревание
личности, и чаще всего начинается половая
жизнь. В рамках именно этого этапа происходит
выбор профессии, способа достижения карьеры,
путей построения дальнейшей жизни, что
имеет подчас решающее значение в процессе
социализации. Создаются все условия для
мировоззренческой рефлексии, адекватного
осознания себя, своих способностей и
предназначения. Рассматривая роль институтов
социализации на этом этапе, необходимо
отметить снижающееся значение семьи,
сохраняющееся – учреждений образования
и резко возрастающее – социальной микросреды,
товарищеского окружения.
Пятый этап характеризуется высокой активностью
личности в профессиональной сфере, созданием
собственной семьи, превращением личности
из «объекта» в «субъект» социализации.
На этом этапе происходит полное раскрытие
личностного потенциала, чему могут способствовать
основные институты социализации: производственный
(трудовой) коллектив, семья, средства
массовой информации, образование и др.
Ведущими формами деятельности, наряду
с профессионально-трудовой, могут быть
семейно-бытовая, образовательная, общественно-политическая,
досуговая, деятельность общения.
Эти вышеописанные этапы соответствуют
либо фазе начала трудовой деятельности,
либо профессиональной подготовке к ней.
Именно здесь у молодого человека формируется
самосознание, социальное сознание и ценностные
установки, которые будут определять траекторию
личностного развития на протяжении последующей
жизни.
В.Т. Лисовский обращает внимание на тот
факт, что для этих этапов характерна большая
роль воспитательного воздействия. Социализация
молодежи – это объективный процесс ее
вхождения в социальную сферу. В обществе
существует институциональное, целенаправленное
воздействие на молодежь в форме воспитания
подрастающего поколения. Этот процесс
осуществляется через систему различных
социальных институтов, таких как государство,
семья, школа, армия и ряда других. Отказ
общества от целенаправленного проведения
воспитательной функции через официальные
институты приводит к деформации социализации,
доминированию в ней адаптационного, т.е.
приспособительного, аспекта . Значение
социальных институтов для процесса социализации
молодых людей состоит, прежде всего, в
том, что под их влиянием, в результате
предлагаемых образцов поведения происходит
усвоение тех или иных социальных ролей,
норм, ценностей. В первую очередь, здесь
наибольшее влияние на личность оказывают
институты семьи, образования и воспитания.
Роль семьи в настоящее время особенно
значительна, поскольку другие институты
социализации не всегда выполняют свои
функции. Вместе с тем, в реализации данной
задачи семья сталкивается с трудностями,
одной из которых является возросшая занятость
родителей в сфере экономического и материального
обеспечения потребностей членов семьи.
Старшее поколение (дедушки и бабушки)
не всегда способно в полной мере выполнять
функции социализации, передавать свой
накопленный жизненный опыт, культурные
традиции и образцы поведения молодежи,
поскольку резко изменившаяся социальная
среда уже не обеспечивает жизнеспособности
молодых поколений на основе социокультурного
опыта прошлой эпохи. Молодежи самой приходится
накапливать свой жизненный опыт в новых
условиях, и нередко она является более
приспособленной, чем старшие поколения.
По своему содержанию, процесс социализации
молодого человека в семье направлен на
освоение социальных ролей в семейно-бытовой
сфере, включая национальные особенности
выполнения этих ролей – детей, родителей
и т.п. В семье закладываются основы знания
национальной культуры: национального
языка, фольклора и других проявлений
народного художественного творчества.
Поэтому, как указывает Б.А. Ручкин, при
воспитании в семье следует уделять больше
внимания участию молодежи в проведении
народных праздников и национальных обрядов.
Народные традиции, как правило, передаются
от одного поколения другому в семье, при
участии младших членов семьи в исполнении
различных праздников и обрядов, в ходе
чего младшие осваивают ритуально-знаковые
действия, старшие передают им содержание
и смысл осуществляемых действий. Так
происходит укрепление внутрисемейных
связей .
Система образования в социализации личности
занимает особое место, поскольку она
выступает как социальный институт, обеспечивающий
становление целостной личности. Практически
весь период взросления молодого человека,
вплоть до его самостоятельного вступления
в самостоятельную трудовую жизнь, проходит
в образовательных учреждениях различного
типа. Поэтому можно считать, что на определенном
этапе основным социальным институтом,
осуществляющим социализацию молодежи
в сфере систематического освоения регионального
компонента культуры, становятся общеобразовательные
учреждения. Если в семье происходит освоение
личностью социокультурных стандартов
и общечеловеческих норм и ценностей,
то в рамках институтов образования происходит
освоение знания, аккумулированного в
нем социального опыта, реализация способностей
и дарований личности. В процессе социализации
личности, на этапе подготовки к трудовой
деятельности, осуществляемой, прежде
всего в процессе образования и воспитания,
формируются профессионально-значимые
качества и социально-нравственные установки
и ценности молодого человека, социально-психологические
качества его личности .
Если рассматривать процесс становления
молодежи по сферам ее включенности в
жизнь общества, то одной из наиболее значимых
сфер социализации молодежи является
формирование гражданственности и патриотизма
у молодого поколения. Взаимоотношения
личности и социальной общности проявляются
на разных уровнях и в различных аспектах.
Каждый человек живет, будучи одновременно
включенным в разные уровни социальных
общностей: семьи, социально-профессиональной
группы, города, республики и т.п. При этом
он может в большей или меньшей степени
ощущать себя членом той или иной общности.
Поэтому степень проявления гражданственности
и патриотизма у молодежи во многом определяется
тем, в какой степени она чувствует свою
причастность к данному государству .
Во многом это определяется и влиянием
на социализацию СМИ.
Среди новых каналов социализации молодежи
наибольшее значение приобретают СМИ
и Интернет. В роли мощных каналов социализации
выступают аудиовизуальный мир: телевидение,
реклама, игровые технологии современных
СМИ, а также деятельность радикально
изменившихся социальных организаций.
В противовес глобальным развиваются
и усиливаются региональные и локальные
традиции в современной духовной культуре
подрастающих поколений, что необходимо
учитывать в процессе работы с молодежью.
Таким образом, если мы хотим способствовать
успешной социализации современной молодежи,
соответствующей целям общественного
развития, имеющей позитивно направленный
вектор, необходимо, чтобы условия, создаваемые
обществом для становления молодого человека,
обеспечивали его социализацию во всех
сферах общественного бытия, способствовали
развитию творческого потенциала, формированию
способностей и ориентировали на соответствующее
физическое, психическое и нравственное
развитие. Кроме того, социализация подрастающего
поколения должна быть опережающей, учитывающей
возможные в будущем изменения.
4.Государственная молодежная политика
Необходимость
государственной молодежной политики. Социальное
и политическое становление молодого
поколения всегда было связано с преодолением
определенных трудностей. Это отчетливо
проявилось на рубеже XX и XXI веков. Мировой
финансово-экономический кризис особенно
сильно отразился на социальном положении
молодежи: стал повышаться уровень безработицы,
более размытыми стали ценностные ориентации
части молодежи. Возникла необходимость
усиления государственного влияния на
процессы формирования молодежи как особого
социального слоя. Молодежная политика становится важной составной частью
социальной политики и одним из главных
направлений идеологической деятельности
государства.
Молодежные проблемы охватывают не только
формирование политических взглядов и
ориентаций молодежи, но и вопросы ее образования,
досуга, здоровья, трудоустройства с учетом
потребностей национальной экономики
и задач самореализации молодых людей,
материальные, социально-бытовые, социокультурные
проблемы молодых семей и др.
Конституция Республики Беларусь закрепила
положение о том, что молодежи гарантируется
право на духовное, нравственное и физическое
развитие, а также установила, что государство
берет на себя обязательство создать необходимые
условия для свободного и эффективного
участия молодежи в политическом, социальном,
экономическом и культурном развитии
нашей страны.
В Законе «Об общих началах государственной
молодежной политики Республики Беларусь»
определено что, государственная молодежная политика – это система
социально-экономических, политических,
организационных и правовых мер, направленных
на поддержку молодых граждан Республики
Беларусь в возрасте до 31 года. Она реализуется
в целях социального становления и развития
молодежи, наиболее полного раскрытия
ее потенциала в интересах всего общества.
В законе установлены гарантии государства
по обеспечению молодежи права на труд,
защите прав молодых людей во взаимоотношениях
с учебно-воспитательными учреждениями,
предусмотрены меры, обеспечивающие экономическую
самостоятельность молодых граждан страны.
Кроме того, в Законе определены финансовые
механизмы реализации молодежной политики,
задачи деятельности социальных служб
для молодежи, Фондов содействия государственной
молодежной политике. Особое значение
имеют те положения Закона, где установлены
правовые основы деятельности молодежных
общественных объединений.
Основные направления молодежной политики
белорусского государства конкретизируются
в специальной программе «Молодежь Беларуси».
Эффективная молодежная политика позволяет
использовать огромный творческий потенциал
молодежи в решении задач построения сильной,
процветающей демократической Беларуси.
Важным условием является привлечение
самой молодежи, молодежных организаций
к формированию и практическому осуществлению
молодежной политики.
Приоритеты молодежной политики. Целью молодежной
политики белорусского государства является
создание социально-экономических, культурно-образовательных,
правовых, организационных условий и гарантий
гражданского становления, воспитания
и социальной самореализации молодежи.
Практическое осуществление молодежной
политики обеспечивается скоординированными
действиями всех органов государственной
власти, всех её субъектов начиная от Президента
Республики Беларусь и вплоть до местных
распорядительных и исполнительных органов
республики.
Рассмотрим более детально приоритетные
направления государственной молодежной
политики.
1. Профориентация, образование и трудоустройство
молодежи. Уже в период учебы в школе проводится
активная профориентационная работа,
направленная на то, чтобы молодые люди
«нашли себя» в определенном виде деятельности,
нужном стране. Создана широкая система
информирования молодежи о ситуации на
рынке труда, о возможностях обучения
и повышения квалификации.
Современная экономика нуждается в квалифицированных
работниках. Их готовят, прежде всего,
профессионально технические училища,
колледжи, а также профессиональные лицеи.
Деятельность учреждений профессионально-технического
образования основана на прогнозировании
потребности в трудовых ресурсах и сформированном
заказе на подготовку рабочих. Почти 95%
учащихся здесь принимаются по договорам
с организациями-заказчиками, что гарантирует
выпускникам работу по специальности.
В нашей стране удалось сохранить и укрепить
систему учреждений, обеспечивающих получение
среднего специального образования. Ежегодно
более 50 тысяч молодых людей поступают
в колледжи, техникумы и другие средние
специальные учебные заведения. Растет
прием на специальности строительства,
техники и технологии, общественного питания
и бытового обслуживания.
Стратегия перехода страны на инновационный
путь развития обусловила особое внимание
к качественному совершенствованию высшего
образования. На 10 тысяч населения у нас
приходится более 440 студентов вузов, что
соответствует показателям развитых европейских
государств. Отечественные вузы обеспечивают
подготовку специалистов для всех отраслей
экономики и социальной сферы страны.
Итак, перед молодыми людьми открываются
широкие возможности получения рабочей
специальности либо продолжения учебы
и получения как среднего специального,
так и высшего образования, а в дальнейшем
– повышения квалификации и переподготовки.
В стране сформирована эффективная система
содействия занятости молодежи. Обеспечиваются
гарантии первого рабочего места, оказывается
поддержка движения студенческих строительных
отрядов и т.д. В Трудовом кодексе Республики
Беларусь есть глава «Особенности регулирования
труда молодежи», в которой определены
льготы, продолжительность рабочего дня,
рабочего времени для учащихся и др.
2. Улучшение жилищных условий молодежи. В стране совершенствуется
законодательство, относящееся к этой
деятельности, используются различные
формы стимулирования и государственной
поддержки строительства жилья для молодежи
и молодых семей (представление субсидий,
долгосрочных кредитов, привлечение внебюджетных
источников финансирования). Предусматривается
также адресная поддержка молодежи.
3. Социально-экономическая
поддержка молодой семьи. Созданы и успешно работают центры содействия
молодой семье в решении экономических,
юридических, социально-бытовых, психологических
проблем. Государственная политика в этой
области опирается на положения Конституции
Республики Беларусь о том, что семья,
материнство и отцовство, а также интересы
детей находятся под защитой государства.
К приоритетным направлениям молодежной
политики относится также деятельность,
направленная на гражданское становление,
духовно-нравственное, патриотическое
и экологическое воспитание молодежи,
поддержку научного и научно-технического
творчества, изобретательства и рационализаторства
молодежи.
Очень важное значение имеет содействие
вовлечению молодежи в сельскохозяйственное
производство и закреплению молодых специалистов
в селе, создание надлежащих условий для
труда и быта рабочей и сельской молодежи,
развитие и поддержка молодежного предпринимательства.
Государство оказывает разностороннюю
помощь массовому детскому и молодежному
спорту и туризму, развитию творческого
потенциала талантливой молодежи. Оно
заботится об укреплении в сознании молодежи
стандартов здорового образа жизни, формировании
у молодых людей экологической культуры
и ответственного отношения к окружающей
среде. Оказывается поддержка молодежным
средствам массовой информации.
Государственная поддержка талантливой
молодежи. В нашей республике реализуется ряд общественных
и государственных программ по работе
с детьми и молодежью. Многие из них инициированы
Президентом Республики Беларусь А.Г.
Лукашенко. Это, прежде всего, программа
«Дети Беларуси» (в ее структуре выделены
программы «Дети Чернобыля», «Дети-инвалиды»
и др.).
В республике создан и успешно функционирует
специальный Фонд Президента Республики
Беларусь по социальной поддержке одаренных
учащихся и студентов. Фонд осуществляет
выплату стипендий и премий, оказывает
единовременную материальную помощь,
выделяет средства (гранты) на оплату стажировок
учащихся, студентов, молодых педагогов.
С помощью Фонда проводятся мастер-классы
ведущими деятелями искусств, организуются
конкурсы, фестивали, концерты, выставки,
публикации творческих работ и другие
мероприятия по выявлению и поощрению
молодых талантов. Средства Фонда используются
на приобретение музыкальных инструментов,
сценических костюмов, материалов и оборудования
для занятий художественным творчеством
и т.д.
Государственная программа «Молодые таланты
Беларуси» направлена на то, чтобы расширить
возможности для самореализации талантливых
молодых людей, а их достижения и успехи
использовать в целях социально-экономического
и культурного развития нашей страны.
Роль молодежи в осуществлении политики
белорусского государства. В республике действует более 160 молодежных
и детских общественных организаций. Самой влиятельной
из них является Белорусский Республиканский
Союз Молодежи. Эта организация активно
участвует в реализации стратегической
цели государственной политики – создании
сильной процветающей страны. Она осуществляет
немало важных проектов по утверждению
здорового образа жизни, проводит различные
культурно-массовые мероприятия, патриотические
акции, активно участвует в организации
студенческих строительных отрядов. БРСМ
много делает также для решения проблемы
занятости молодежи. Еще одно направление
деятельности БРСМ – участие в международном
сотрудничестве молодежных организаций,
пропаганде достижений нашей страны.
Важную роль в жизни страны играют и многие
другие молодежные организации, в частности,
студенческий профсоюз. Наибольшее число
организаций создано в сфере образования,
а также в сфере социальной защиты и реабилитации
молодежи, в области спорта, туризма и
отдыха. В последние годы наблюдается
увеличение числа молодежных и детских
общественных формирований патриотической,
правоохранительной направленности, благотворительных
и гуманитарных фондов. Молодежные организации активно занимаютсяизучением истории
и культуры нашей страны. Эффективно действуют
экологические организации. Развивается
в нашей стране и волонтерское движение.
Все это позволяет сделать вывод, что белорусская
молодежь вносит заметный вклад в развитие
нашей страны, способствует реализации
государственной политики в экономической,
социальной и духовной сферах жизни общества.