Социология О. Конта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 19:40, реферат

Описание работы

В эпоху Нового времени, эпоху расцвета естественных наук, классической европейской философии, возникает впервые и замысел создания науки об обществе, такой же точной, как науки естественные. В XIX в. настает время выхода из рамок философии социологии -- науки, изучающей самую сложную форму движения материи -- общественную. Это произошло в Западной Европе, где тогда наиболее развито было теоретическое осмысление процессов окружающей действительности. Кроме этой предпосылки причинами становления социологии были переход к рынку и связанные с ним усложняющиеся социальные процессы.

Содержание работы

Введение 3
1. Социологический проект О.Конта 5
2. Позитивизм в социологии 8
2.1. Основные концепции позитивистской социологии Конта 8
2.2. Социальная статика 10
2.3. Социальная динамика 15
Заключение 19
Список литературы 20

Файлы: 1 файл

конт4.docx

— 30.40 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение 3

1. Социологический проект  О.Конта 5

2. Позитивизм в социологии 8

2.1. Основные концепции  позитивистской социологии Конта  8

2.2. Социальная статика  10

2.3. Социальная динамика 15

Заключение 19

Список литературы 20

Введение

В эпоху Нового времени, эпоху  расцвета естественных наук, классической европейской философии, возникает  впервые и замысел создания науки  об обществе, такой же точной, как  науки естественные. В XIX в. настает  время выхода из рамок философии  социологии -- науки, изучающей самую  сложную форму движения материи -- общественную. Это произошло в  Западной Европе, где тогда наиболее развито было теоретическое осмысление процессов окружающей действительности. Кроме этой предпосылки причинами  становления социологии были переход  к рынку и связанные с ним  усложняющиеся социальные процессы. Прежде всего -- остро заявившая о  себе необходимость осмыслить на качественно новом уровне диалектику прав и обязанностей гражданина и  государства, которую тогда определял  бурно развивающийся капиталистический  способ производства. Лозунги «Свобода», «Равенство», «Братство», с которыми на заре XIX в. произошла Великая французская  революция, в той или иной степени  становились политическими, правовыми  и нравственными реалиями в более  развитых странах Западной Европы и  в Северной Америке.

Экономический уклад капитализма  с необходимостью требовал и добивался  освобождения своей основной производительной силы -- рабочих от традиционных для  феодального общества кастовых, сословных, религиозных и других ущемлений  и преследований. Понятно, что данные изменения происходили не сразу  и весьма болезненно, что определялось специфическими традициями и укладом  страны, порождая разного рода социальные конфликты. Кроме того, именно с середины XIX в. формируется статус науки в  ее современном понимании как  производительной силы. Поэтому среди  других наук об обществе в тот период именно социология с ее универсальным  и методологическим, и прикладным характером формировалась и развивалась  наиболее ощутимо.

Термин «социология» ввел в 30-е гг. XIX в. Огюст Конт, которого и считают отцом-основателем новой  научной дисциплины. По его представлениям, социология должна была интегрировать (объединить) все знания об обществе как едином организме и дать им подлинно научную (т.е. построенную  на строгом изучении и проверке фактов) основу.

Иными словами, социология возникала  в претензии: на изучение общества как  целостной системы; изучение общества позитивным (научно-инструментальным) методом.

Она должна была отличаться от философии, которая подходила  к изучению общества умозрительно, спекулятивно, а не путем строгого анализа фактов и научных обобщений; а также отличаться от психологии, которая интересовалась индивидуальными, а не типическими проявлениями социального  поведения и взаимодействия.

Позитивистскую социологию Конта составляют две основные концепции. Одна из них - социальная статика - раскрывает взаимоотношения между социальными  институтами. Согласно Конту, в обществе, как и в живом организме, части  гармонично согласованы между собой. Но, будучи уверенным, что обществам  в большей мере присуща стабильность, Конт проявлял также интерес к  социальной динамике, к процессам  социальных изменений. Изучение социальной динамики важно, так как она способствует реформам и помогает исследовать  естественные изменения, происходящие в результате распада или переустройства социальных структур.

Все названные вопросы  требуют дальнейшего рассмотрения и изучения, что является целью  данного реферата.

1. Социологический проект  О.Конта

Огюст Конт (1798--1857) -- мыслитель, чей вклад в науку отнюдь не ограничен введением термина  «социология» -- достаточно резко противопоставил  новую дисциплину философии. Огюст  Конт хотел создать науку об обществе столь же точную, как науки естественные, достигшие к его времени значительных успехов. Однако социология до сих пор  не сумела достичь этого идеала. Но современным исследователям, в  отличие от Конта, уже очевидна невозможность  создания науки об обществе, построенной  по образцу Естественных наук: у  социологии слишком своеобразный объект изучения.

По замыслу Конта, социология должна была венчать все здание наук, как естественных, так и наук о  человеке. Этим проектам Конта не суждено  было осуществиться. Обратимся к  некоторым идеям «отца» социологии. Конт считал, что социология должна делиться на два раздела: социальную статику и социальную динамику. Социальная статика должна была изучать устройство общества, т.е. устойчивый аспект бытия  общества. Социальная динамика Должна была изучать процесс социальных изменений. В области социальной динамики Конт сформулировал свой хрестоматийный «закон трех стадий» развития человеческого  общества. Конт был сторонником идеи прогресса, он считал, что по ходу истории  человеческое общество совершенствуется. Основным, фактором развития общества является развитие человеческого разума, и три стадии развития общества являются, в сущности, тремя стадиями развития разума: теологической, метафизической и позитивной Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология. М: Гардарики, 1999. - С. 34.

На теологической стадии несовершенный человеческий разум  еще не в силах объяснить происходящие в мире явления и прибегает  к помощи фантастических образов. На этой стадии над умами людей господствует религия. На метафизической стадии человек  объясняет мир, создавая сложные  абстрактные теоретические построения (философия). Позитивная стадия ознаменована переходом человеческого разума к истинному типу познания мира -- научному. Человек не старается придумать  всеобъемлющие объяснения мировых  явлений, но кропотливо собирает факты  и устанавливает закономерности, позволяющие познать реальную природу  явлений окружающего мира. Однако, считая теологическую стадию развития мысли преодоленной, Конт не отказался  от религии вообще. Напротив, он решил  создать свою, истинную религию, объектом поклонения которой было человечество -- «Великое Существо», -- по отношению  к которому отдельный человек -- лишь незначительная часть. «Великое Существо»  включало все бывшие и будущие  поколения. Эта новая религия  должна была обеспечить духовное единство общества.

Более важным в свете последующего развития социологии было проведенное  Контом разделение двух типов общества: военного, более примитивного, и  промышленного, индустриального, которое  складывалось как раз в эпоху  Конта. Характерными чертами индустриального  общества, по Конту, является появление  крупного промышленного производства, научной организации этого производства, формирование нового слоя общества -- рабочих, занятых в промышленности, возникновение  противоречий между рабочими и предпринимателями. Конт считал, что в Дальнейшем совершенствование  организации производства позволит преодолеть эти противоречия, а рост промышленной продукции приведет к  материальному благополучию населения.

Большое значение в своем  исследовании общества Конт придавал морали и нравственности. Так, он полагал, что высшие классы общества должны проникнуться чувством долга и ответственности, соответствующими их положению в  обществе, и поддерживать в обществе социальную гармонию.

Вообще, прогресс в обществе, по мнению Конта, даже развитие промышленности, более зависят от моральных добродетелей, нежели, например, от политики. Конт, несмотря на свой лозунг научности социологии, все же больше похож на философа, чем на социолога, а многие свои идеи он почерпнул у своего учителя -- социалиста-утописта Анри де Сен-Симона, у которого Конт долго работал  секретарем. У него, в частности, Конт нашел идею индустриальною общества и развил ее.

О. Конт считал, что историческая логика развития науки состоит в  переходе к наукам более высокого порядка, каждая из которых имеет  предшествующей необходимую предпосылку: математика -» астрономия -» физика --» химия --» биология --» социология. Позитивистская доктрина, отстаиваемая Контом, была направлена против умозрительного теоретизирования социальной философии  и философии истории, на создание «позитивной социальной науки», столь  же доказательной и общезначимой, как естественнонаучные теории, основанные на фактах в их связи, изучаемых методами наблюдения, сравнения, эксперимента, точного измерения. Позитивисты рассматривали общество как эво-люционизирующий социальный организм, законы которого имели общность с природными Перов Г.О., Самыгин С.И. Социология. Учебный курс. - Ростов н/Д: издательский центр «МарТ», 2002. - С.35.

2. Позитивизм в социологии

2.1. Основные концепции  позитивистской социологии Конта

Конт полагал, что с  помощью науки можно познать  скрытые законы, управляющие всеми  обществами. Такой подход он назвал сначала социальной физикой, а затем  социологией (т.е. наукой об обществе). Конт стремился выработать рациональный подход к изучению общества, основу которого составили бы наблюдение и  эксперимент. По Конту, такой подход; часто называемый позитивизмом, обеспечит  практическую основу для нового, более  устойчивого общественного порядка.

Конт относится отрицательно ко всему отрицательному, разрушительному, критическому. Он противопоставляет  духу отрицания и в теории, и  в действительности, принесенному Революцией (впрочем, разрушившей то, что было достойно разрушения), созидательный, позитивный дух. Категория «позитивного»  становится наиболее общей и главной  в его мировоззрении, поэтому  «позитивизм» и другие слова, производные  от «позитивного», становятся основными  терминами для обозначения контовского  учения.

Что же такое «позитивное» в истолковании основателя позитивизма? Он указывает пять значений этого  слова:

1) реальное в противовес  химерическому:

2) полезное в противовес  негодному;

3) достоверное в противовес  сомнительному;

4) точное в противовес  смутному;

5) организующее в противовес  разрушительному.

К этим значениям Конт добавляет  такие черты позитивного мышления, как тенденция всюду заменять абсолютное относительным, его непосредственно  социальный характер, а также тесная связь с всеобщим здравым смыслом  Общая социология / Под общ. ред. А.Г. Эфендиева. М.: ИНФРА-М. 2002. - С. 54.

Место позитивного мышления в системе Конта можно понять только в связи с его знаменитым законом «трех стадий», или «трех  состояний», который он считал своим  главным открытием.

Согласно этому закону, индивидуальный человек, общество и  человечество в целом в своем  развитии неизбежно и последовательно  проходят три стадии.

1) На теологической, или  фиктивной, стадии человеческий  разум стремится найти либо  начальные, либо конечные причины  явлений, он «стремится к абсолютному  знанию». Теологическое мышление, в свою очередь, проходит три  фазы развития: фетишизм, политеизм,  монотеизм. Эта стадия была  необходимой для своего времени,  так как обеспечивала предварительное  развитие человеческой социальности  и рост умственных сил. Но  притязания теологии проникать  в предначертания Провидения  безрассудны и подобны предположению  о том, что у низших животных  существует способность предвидеть  желания человека или других  высших животных.

2) На метафизической, или  абстрактной, стадии человеческое  мышление также пытается объяснить  внутреннюю природу явлений, их  начало и предназначение, главный  способ их образования. Но в  отличие от теологии метафизика  объясняет явления не посредством  сверхъестественных факторов, а  посредством сущностей или абстракций. На этой стадии спекулятивная,  умозрительная часть очень велика  «вследствие упорного стремления  аргументировать вместо того, чтобы  наблюдать». Метафизическое мышление, составляя, как и теологическое,  неизбежный этап, по своей природе  является критическим, разрушительным. Его черты в значительной мере  сохраняются и в современную  эпоху.

3) Основной признак позитивной, или реальной, или научной стадии  состоит в том, что здесь  действует закон постоянного  подчинения воображения наблюдению. На этой стадии ум отказывается  от недоступного определения  конечных причин и сущностей  и вместо этого обращается  к простому исследованию законов,  т. е. «постоянных отношений,  существующих между наблюдаемыми  явлениями».

Иногда Конт высказывается  не только против изучения «конечных» причин, но и против исследования причинности  вообще, утверждая, что наука должна заменить вопрос «почему» вопросом «как». Сам он, однако, в своих сочинениях нередко высказывается о причинах тех или иных явлений.

Позитивное мышление, которому свойственны отмеченные выше признаки, далеко и от эмпиризма, и от мистицизма. Согласно закону трех стадий, все науки  и все общества неизбежно завершают  свою эволюцию на позитивной стадии. Именно на третьей стадии формируется истинная, т. е. позитивная наука, цель которой - познание не фактов (они составляют для нее  лишь необходимый сырой материал), а законов. Существование неизменных естественных законов - условие существования  науки; их познание с целью рационального  предвидения - ее предназначение.

2.2. Социальная статика

Любой объект, по Конту, может  изучаться с двух точек зрения: статической и динамической. Это  относится и к изучению социальной системы. Поэтому социология делится  в его доктрине на две части: социальную статику и социальную динамику. Эти  две дисциплины соответствуют двум частям главного лозунга контовского  учения «Порядок и прогресс». Для  социальной статики высшая цель - обнаружение  законов социального порядка, для  социальной динамики - законов прогресса. Социальная статика -это социальная анатомия, изучающая строение социального  организма, социальная динамика - социальная физиология, изучающая его функционирование. Объект первой из них - общества «в состоянии  покоя», объект второй - общества «в состоянии  движения». Сравнительная оценка важности этих двух разделов социологии у Конта  менялась: если в «Курсе» он утверждал, что наиболее важная часть социологии - социальная динамика, то в «Системе» - что это социальная статика ТощенкоЖ.Т. Социология. М.: Прометей, 1999. Фролов С.С. Основы социологии. М.: Гардарики,

2002. - С.64.

Социальная статика выделяет «структуру коллективного существа»  и исследует условия существования, присущие всем человеческим обществам, и соответствующие законы гармонии. Эти условия касаются индивида, семьи, общества (человечества).

Индивид, по Конту, как уже  отмечалось, естественным и необходимым  образом предназначен жить в обществе; но и эгоистические склонности у  него также носят естественный характер. «Подлинный социологический элемент» - не индивид, а семья.

Информация о работе Социология О. Конта