Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 19:40, реферат
В эпоху Нового времени, эпоху расцвета естественных наук, классической европейской философии, возникает впервые и замысел создания науки об обществе, такой же точной, как науки естественные. В XIX в. настает время выхода из рамок философии социологии -- науки, изучающей самую сложную форму движения материи -- общественную. Это произошло в Западной Европе, где тогда наиболее развито было теоретическое осмысление процессов окружающей действительности. Кроме этой предпосылки причинами становления социологии были переход к рынку и связанные с ним усложняющиеся социальные процессы.
Введение 3
1. Социологический проект О.Конта 5
2. Позитивизм в социологии 8
2.1. Основные концепции позитивистской социологии Конта 8
2.2. Социальная статика 10
2.3. Социальная динамика 15
Заключение 19
Список литературы 20
Семья - это школа социальной
жизни, в которой индивид учится
повиноваться и управлять, жить в
гармонии с другими и для других.
Она прививает чувство
Общество образуется из совокупности семей; в нем стадия семейного существования перерастает в стадию политического существования. Семья, племя, нация, государство - все это фазы ассоциации в последовательном стремлении к человечеству. Но семья - это «союз», основанный на инстинктивных, эмоциональных привязанностях, а не «ассоциация) Что касается собственно социальных образований, то они предполагают преимущественно кооперацию, основанную на разделении труда.
Разделение труда, по Конту,
не только экономический, но фундаментальный
социальный факт, «самое главное условие
нашей социальной жизни». Именно разделение
труда лежит в основе социальной
солидарности, а также увеличения
размера и растущей сложности
социального организма. Оно развивает
социальный инстинкт, внушая каждой семье
чувство зависимости от всех других
и своей собственной
Солидарность, присущая всем живым объектам, в обществе достигает наивысшей степени. Для обозначения этой степени и специфики социальной солидарности в человеческом обществе Конт со временем начинает использовать понятие социального консенсуса (согласия). Консенсус в его теории - «основная идея социальной статики».
Вместе с тем разделение труда содержит в себе определенные изъяны и опасности для социального организма. Оно грозит обществу разложением на множество изолированных групп. Оно делает человека умелым в одном отношении и «чудовищно неспособным» во всех других. Сосредоточиваясь на выполнении своей частной задачи, человек думает лишь о своем частном интересе и смутно воспринимает социальный интерес.
Преодоление этих опасностей разделения труда возможно благодаря постоянной дисциплине, функции управления и соответствующей ей исполнительской функции. Управление - это социальная функция, назначение которой состоит в сдерживании и предупреждении «фатальной склонности к основательному рассеиванию идей, чувств и интересов...». В противовес Гоббсу, Локку и Руссо Конт видит в управлении не некую добавочную, искусственную силу, призванную следить за соблюдением людьми общественного договора и порядка, а естественную, необходимую функцию, развившуюся самопроизвольно, вместе с самим обществом. Материальная, интеллектуальная и моральная субординация неразрывно связана с разделением труда; она требует, помимо подчинения, веры либо в способности, либо в честность управляющих. «Нормальное» правительство - то, которое, обеспечивая социальную сплоченность, в минимальной степени опирается на материальную силу и в максимальной - на убеждение, согласие, общественное мнение. Субординация подчиняется закону, согласно которому частные виды деятельности осуществляются под руководством более общих видов деятельности. Управление - самая общая из функций, и, таким образом, все остальные социальные функции подчиняются ей.
Конт утверждает естественный,
вечный и неустранимый характер социальной
иерархии и, соответственно, противоестественный
характер идеи социального равенства.
Деление общества на классы вытекает
из основного и необходимого разделения
управленческой и исполнительской
функций. Конт обозначает классы по-разному,
но суть их сводится прежде всего к
тому, что они составляют две наиболее
общие категории: руководителей
и исполнителей. В современном
обществе две наиболее значительные
категории - это патрициат и пролетариат.
Внутри них в свою очередь различаются
более мелкие социальные группы. Так,
патрициат делится на банкиров, управляющих
капиталами, и предпринимателей, непосредственно
управляющих работами. Предприниматели
в свою очередь делятся на промышленных
и сельскохозяйственных. Пролетариат
также внутренне
Конт чрезвычайно озабочен
«печальной судьбой трудящегося
класса», которого угнетают и грабят
высшие слои. Его произведения полны
теплых и проникновеных слов о
пролетариате, о его «возвышенных
взглядах и благородных чувствах».
Пролетариев и женщин он считает
естественными союзниками позитивизма
(как и позитивистские философы,
они стоят на «общей точке зрения»)
и стремится практически
Будучи противником разделения
властей на законодательную, исполнительную
и судебную, Конт вместе с тем
резко разделяет власть на духовную
и мирскую. Это разделение реально
и благотворно для общества, при
условии безоговорочного
Среди различных систем социальных институтов или сфер социальной жизни Конт особое значение придает религии и морали. Эти две социальные сферы окрашивают и пронизывают все остальные: науку, экономику, политику, право и т. д. Социальный вопрос для него прежде всего не экономический и не политический по своей сути, а морально-религиозный. Движущая сила деятельности - не интеллект, а чувство; чувство же в свою очередь приводится в движение моралью и религией. Вот почему в «Системе позитивной политики» социология растворяется в этих двух сферах. С помощью «субъективного» метода разработка морали сливается с построением социологии; все науки служат лишь подготовительной ступенью для морали, которая трактуется как своего рода седьмая наука, находящаяся на вершине иерархии наук. Характерное отождествление фаталистски толкуемого социального закона и повелительной моральной нормы хорошо видно в любопытном тезисе Конта, согласно которому социология должна стремиться «постоянно представлять как неизбежное то, что проявляется сначала как обязательное, и наоборот».
Одновременно социология становится средством учреждения Религии Человечества. По Конту, в противовес протестантам и деистам, которые атаковали религию именем Бога, позитивисты «должны окончательно упразднить Бога именем религии» Социология / Под ред. проф. А.Н. Елсукова. Минск: ТетраСистемс, 2000. - С. 58.
Религиозно-нравственное начало
пронизывает у Конта и такой
институт, как собственность. Он был
сторонником частной
В принципе структура общества, изучаемая социальной статикой, по Конту, радикально не изменяется. Она может лишь испытывать болезненные потрясения в «критические» периоды, но затем вновь восстанавливается благодаря прогрессу. Ведь согласно одной из его формул, «прогресс есть развитие порядка».
2.3. Социальная динамика
Социальная динамика - это теория прогресса. Понятие прогресса характерно только для человеческих обществ, составляет их специфику и позволяет отделить социологию от биологии. Прогресс здесь возможен благодаря тему, что, в отличие от обществ животных, одни поколения могут передавать другим накопленные материальные и духовные богатства. Вследствие неразличения общества и человечества и включения социологии в «позитивную теорию человеческой природы» теория прогресса Кон-га в основе своей является антропологической. Социальный прогресс в конечном счете проистекает из врожденного инстинкта, заставляющего человека «непрерывно улучшать во всех отношениях любое условие своего существования», развивать «в целом свою физическую, моральную и интеллектуальную жизнь...».
Конт оговаривается, что
прогресс не равнозначен безграничному
росту счастья и человеческого
совершенства, отмечая, что последнее
понятие лучше заменить понятием
«развития». Социальная динамика лишена
оптимизма, так как она признает
возможность и даже необходимость
отклонений. В истории «органические»
периоды чередуются с «критическими»,
когда преемственность
Конт постоянно подчеркивает
непрерывный и преемственный
характер прогресса. Подобно тому, как
социальная статика выявляет солидарность
в пространстве, социальная динамика
выявляет солидарность во времени. Социальная
динамика рассматривает каждое последовательное
состояние общества как результат
предыдущего и необходимый
Следуя взглядам традиционалистов, Конт постоянно подчеркивает преемственность поколений и колоссальное влияние всех предыдущих поколений на последующее развитие. В «Позитивистском катехизисе» он утверждает: «Живые всегда, и все более и более, управляются умершими: таков фундаментальный закон человеческого порядках». С этим утверждением перекликается его тезис о том, что человечество в гораздо большей степени состоит из мертвых, чем из живых, и социальная связь нарушается в случае «бунта живых против мертвых».
Главный закон социального прогресса у Конта - это закон трех стадий. Все общества раньше или позже проходят в своем развитии теологическую, метафизическую и позитивную стадии.
В теологическую эпоху люди верят сначала в фетиши (фетишистский период); затем - в богов (период политеизма); наконец - в единого Бога (период монотеизма). Основным мирским занятием являются завоевательные войны. Соответственно, духовная власть принадлежит священникам, мирская - военным.
В метафизическую эпоху люди обладают правом свободной дискуссии и основываются только на индивидуальных оценках. Духовная власть, принадлежащая метафизикам и литераторам, поглощена мирской, принадлежащей законодателям и адвокатам. Значение военной деятельности сохраняется, но она становится преимущественно оборонительной.
Наконец, в позитивную эпоху духовное управление осуществляется «учеными», мирское - «индустриалами». Основным видом деятельности становится индустрия, которая носит мирный характер.
По Конту, позитивная стадия в развитии человечества должна была начаться сразу после Великой Французской революции, но Революция осуществила лишь разрушительную задачу и уклонилась от нормального пути. В известном смысле она еще продолжается. С духовной точки зрения позитивная стадия начинается с «Курса позитивной философии». Сначала Конт избегал указания точной даты начала позитивной фазы в мирском, или политическом, аспекте. Но в «Системе позитивной политики» он ее указывает: это 1860 - 1865 гг.
Чтобы эволюция человечества
пришла к Земле Обетованной (позитивному
состоянию), необходимо осуществить
два ряда реформ. Первые должны быть
теоретическими; их цель - создать твердые
и общепринятые мнения; их начало положено
«Курсом». Другие реформы - практические,
политические. Они восстановят прекрасную
социальную организацию средневековья;
отделят духовную власть от мирской,
доверив первую ученым, вторую -«индустриалам»,
заменят равенство иерархией, а
национальный суверенитет - всеобщим централизованным
управлением компетентных людей. Позитивный,
высший этап у Конта констатируется
и предсказывается как
Таким образом, от наблюдения реально существовавших и существующих этапов социальной эволюции Конт переходит к характеристике того, какой она необходимо будет и должна быть. Социальная динамика завершается пророчествами, практическими рекомендациями и утопическими проектами.
Заключение
Социологию Конта можно
рассматривать как попытку
Две идеи, берущие начало
в работах О. Конта, четко просматриваются
в ходе развития социологии: 1) применение
научных методов для изучения
общества; 2) практическое использование
науки для осуществления
Список литературы
1. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология. М: Гардарики, 1999.
2. Добренькое В.И., Кравченко А.И. Социология. В 3 т. М.: Феникс. 2000.
3. История социологии: Учебное пособие / Под общ. ред. А.Н. Елсукова. Минск: Вышэйш. шк.. 1997.
4. Кравченко А.И. Социология. Общий курс. М: Академический проект, 2003.
5. Маркович Д.Ж. Общая социология. М.: Владос, 1998.
6. Общая социология / Под общ. ред. А.Г. Эфендиева. М.: ИНФРА-М. 2002.
7. Общая социология. Систематический курс: Учебное пособие / Под ред. Г.В. Дыльнова. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1999.
8. Перов Г.О., Самыгин С.И.
Социология. Учебный курс. - Ростов
н/Д: издательский центр «МарТ»
9. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: Курс лекций. М.: Центр, 2000.
10. Смелзер Н. Социология. М.: Феникс, 1998.
11. Социология: Курс лекций / Ю.Г. Волков. В.Н. Нечипуренко, А.В. Попов и др. Ростов н/Д: Феникс, 1999.
12. Социология / Под ред. проф. А.Н. Елсукова. Минск: ТетраСистемс, 2000.
13. Социология: Курс лекций / Под ред. В.И. Бегинина. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2001.