Социология общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 15:20, реферат

Описание работы

По определению американского социолога Нейла Смелзера “социология – это научное изучение общества и общественных отношений” [4, с.37]. На протяжении всей истории социологии одной из важнейших ее проблем была проблема: что представляет собой общество? Социологи всех времен и народов пытались ответить на вопросы: как возможно существование общества? Каковы механизмы социальной интеграции, обеспечивающие социальный порядок, вопреки огромному многообразию интересов индивидов и социальных групп?

Файлы: 1 файл

Реферат по социологии.doc

— 95.50 Кб (Скачать файл)

 

АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ

 

Факультет управления

 

Кафедра государственного управления социальной сферой и белорусоведения

 

 

 

 

 

Реферат на тему:

«Общество как социальная система»

 

 

 

 

 

 

Специальность «Государственное управление и экономика»

 

 

 

 

 

 

Студент 1 курса,

очной формы обучения

ГУЭ - №2    ________________  А.А.Селицкая

подпись

 

 

 

 

Проверила    __________________  С.М.Алейникова

подпись

 

 

 

 

 

Минск 2013

 

План

 

 

Введение

По определению американского  социолога Нейла Смелзера “социология – это научное изучение общества и общественных отношений” [4, с.37]. На протяжении всей истории социологии одной из важнейших ее проблем была проблема: что представляет собой общество? Социологи всех времен и народов пытались ответить на вопросы: как возможно существование общества? Каковы механизмы социальной интеграции, обеспечивающие социальный порядок, вопреки огромному многообразию интересов индивидов и социальных групп?

В социологии существуют различные  трактовки понятия “общество”. Основатель французской социологической школы Эмиль Дюркгейм рассматривал общество как надындивидуальную реальность, основанную на коллективных представлениях [5, с.94]. Выдающийся немецкий социолог Макс Вебер считал, что общество – это взаимодействие людей, являющееся продуктом социальных, то есть ориентированных на других людей действий [5, с.50]. Крупный американский социолог Толкотт Парсонс определял общество как систему отношений между людьми, связующим началом которой являются нормы и ценности [5, с.258]. С точки зрения Карла Маркса общество – это исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе их совместной деятельности [3, с.204].

Во всех этих определениях в той  или иной степени выражен подход к обществу, как к системе элементов, находящихся в состоянии тесной взаимосвязи. Такой подход к обществу называется системным.

Общество как социокультурная  система состоит из множества  подсистем с различными системообразующими интегральными качествами. Одним  из важнейших типов таких подсистем являются социальные общности.

 

1. Общество как социальная  система

Рассмотрим основные принципы системного подхода к обществу. Для –этого необходимо определить основные понятия.

Система – это определенным образом  упорядоченное множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство. Целое всегда больше суммы входящих в него частей. Оно обладает новыми качествами, которые механически не сводимы к сумме качеств его элементов, и обнаруживает некий “интегральный эффект”. Внутреннюю природу, содержательную сторону всякой системы, материальную основу ее организации определяют набор элементов и связей между ними.

Социальная  система – это целостное образование, основными элементами которого являются люди, их нормы и связи [3, с.304]. Социальная система может быть представлена в трех аспектах. Первый аспект – как множество индивидов, в основе взаимодействия которых лежат те или иные общие обстоятельства (город, деревня, трудовой коллектив и т.п.); второй – как иерархия социальных позиций (статусов), которые занимают личности, включенные в деятельность данной системы, и социальных функций (ролей), которые они выполняют; третий – как совокупность норм и ценностей, определяющих характер и содержание поведения данной системы. Первый аспект связан с понятием социальной общности, второй – с понятием социальной организации и третий – с понятием культуры. Социальная система, таким образом, выступает как органическое единство трех сторон – социальной общности, социальной организации и культуры [7, с.49].

Существует иерархия социальных систем. Наиболее сложной социальной системой является общество, а ее элементами – люди, социальная деятельность которых обуславливается занимаемыми статусами, социальными ролями, социальными нормами и ценностями, принятыми в данной системе, а также индивидуальными качествами (мотивами, ценностными ориентациями, интересами, установками и т.п.).

Важнейшими подсистемами общества являются экономическая, социальная, политическая и идеологическая. Чтобы отличить эти подсистемы общества от других социальных систем их называют социетальными [7, с.50]. Каждая из социетальных систем представляет собой особую сферу общественной жизни и выполняет определенные функции: экономическая – функцию материального производства и обеспечения, социальная – функцию социализации, политическая – социального управления и контроля, идеологическая – духовного производства.

Социетальные системы общества существуют не сами по себе, а находятся в причинно-следственной зависимости, в отношениях субординации, подчиненности в том порядке, в котором они перечислены.

Другие подсистемы общества – это  классы, этнические, демографические, территориальные и профессиональные общности и группы, семья, личность и т.п. Социальные системы взаимно переплетаются и перегруппировываются, в результате чего одни и те же индивиды могут быть элементами разных систем.

В основе классификации социальных систем может лежать тип социальных связей. В этом случае выделяются социальные группы (социальные отношения), социальные институты (институциональные связи), система социального контроля (связи социального контроля), социальные организации (организационные связи). Однако разграничение социальных систем по типу связей весьма условно. Одна и та же социальная система (например, семья или предпринимательская фирма) может рассматриваться и как социальная общность (группа), и как социальный институт, и как система социального контроля, и как социальная организация.

 

2. Социальные общности

Социальные общности – один из важнейших типов социальных систем. Социальная общность представляет собой реально существующую, эмпирически фиксируемую совокупность индивидов, отличающуюся относительной целостностью и выступающую самостоятельным субъектом исторического и социального действия, поведения [3, с.209]. В данном определении следует подчеркнуть ряд моментов.

Во-первых, социальные общности не являются умозрительными абстракциями, вычленяемыми учеными в целях удобства анализа общественной жизни, или экспериментальными искусственными образованиями; они существуют реально, в самой действительности. Их существование можно эмпирически зафиксировать и проверить.

Во-вторых, социальные общности –  это не простая сумма индивидов, социальных групп или иных социальных образований, а целостность, обладающая системными свойствами.

В-третьих, социальные общности являются субъектами социального действия. Это значит, что они имеют активную природу и сами выступают источником своего развития.

Последнее положение, впрочем, не является аксиомой. М.Вебер, например, считал, что субъектом действия может быть только индивид, а не социальная общность (группа), ибо только он способен ставить цель, выбирать необходимые средства ее достижения, побуждаться мотивами, потребностями или ценностными ориентациями.

Становление, функционирование и развитие социальных общностей происходит на основе социальных связей и взаимодействия их элементов – индивидов. Исходной клеточкой, “первокирпичиком” социальной общности выступает социальное действие. Как показал М.Вебер [1], не всякое действие людей представляет собой социальное действие. Человеческое действие только тогда приобретает черты социального действия, когда оно осознанно (рационально) находится в связи с действиями другого или других, когда оно ориентировано на поведение других, когда оно воздействует на них и в свою очередь испытывает влияние поведения других людей. Когда люди взаимно влияют друг на друга, на действия и поведение друг друга, тогда складывается их социальная взаимосвязь и социальное взаимодействие, лежащие в основе всех социальных явлений и процессов. Вне совместной связи и взаимодействия действия людей выступают не как социальные, а как индивидуальные, личностные.

Характеризуя анатомию социального  действия, социологи чаще всего выделяют такие основные его элементы: а) действующий (или бездействующий) индивид или группа людей с их потребностями, интересами и целями; б) конкретная среда, в которой осуществляется действие (“ситуация”); в) ориентация субъекта действия на конкретные условия среды, на “ситуацию”, позволяющая определить пути достижения цели; г) ориентация субъекта действия на других, на их реакцию и действия. Ориентация на других предполагает учет взаимосвязи и взаимодействия как с отдельным лицом, так и с более или менее многочисленной группой лиц и даже со всем обществом; как со знакомыми, так и с незнакомыми людьми; как по отношению к настоящему, так и к прошлому и ожидаемому в будущем поведению других людей.

Социальное действие, выражающее зависимость  и совместимость людей или их групп, выступает как социальная связь (взаимосвязь). Она включает следующие основные элементы: субъекты этой связи; предметы связи, характеризующие ее содержание; механизм осуществления связи и его сознательное регулирование [8, с.148]. Поведение человека, живущего в мире себе подобных, зависит не только и не столько от него самого, от его индивидных свойств, сколько от совместно живущих и совместно действующих людей, оказывающих взаимное влияние на поведение друг друга. При этом с прогрессом общества такая зависимость возрастает и усиливается.

Социальная связь может выражаться как в форме социального контакта, так и форме социального взаимодействия. Социальные контакты – это внешние, неглубокие, чаще всего мимолетные связи людей единичного или многократного характера, не оказывающие существенного влияния на их жизнь и деятельность (например, контакты пассажиров на транспорте, зрителей в кинотеатре или на спектакле, посетителей учреждений с гардеробщиком и т.п.). Социальное взаимодействие – это система взаимообусловленных социальных действий, при которой действия одного субъекта одновременно являются причиной и следствием действий других. Оно имеет место тогда, когда люди взаимно и сопряженно, сравнительно глубоко, устойчиво и регулярно влияют на поведение друг друга, в результате чего происходит не только возобновление, но обычно и изменение социальных отношений. Социальные отношения – это одна из форм проявления социальных взаимодействий, которая отличается длительностью, устойчивостью и системностью. Таковы, например, межклассовые, межнациональные и другие межгрупповые отношения. По своему содержанию социальные отношения чрезвычайно многообразны. Это определяется прежде всего огромным разнообразием тех целей и ценностных ориентаций, которыми руководствуются в своих взаимоотношениях социальные субъекты.

Социальные взаимодействия могут  классифицироваться по различным основаниям. Так, П.А.Сорокин разграничивал их: а) в зависимости от количества взаимодействующих индивидов – на взаимодействие двух людей друг с другом; одного и многих; многих и многих; б) в зависимости от качества индивидов – взаимодействие лиц одного пола; лиц разных полов; лиц сходных друг с другом (по религии, по языку, по подданству, по профессии, по расе, по образованию и т.д.) и лиц различных между собой в этих отношениях; в) в зависимости от характера взаимоотношений – взаимодействие одностороннее и двустороннее, солидарное (согласное) и антагонистическое (враждебное); г) по длительности – на кратковременные и длительные взаимодействия; д) по наличию или отсутствию организованности – на неорганизованные и организованные взаимодействия; е) с точки зрения сознательности – 1) индивид А действует сознательно, индивид В реагирует на его действия также сознательно; 2) обе взаимодействующие стороны действуют бессознательно; 3) А действует бессознательно, В сознательно реагирует; 4) А действует сознательно, В бессознательно реагирует; ж) в зависимости от того, что служит “материей” обмена в процессе общения – интеллектуальные (умственные), чувственно-эмоциональные и волевые взаимодействия [6, с.22–26].

Весь сложнейший мир общественной жизни людей распадается на очерченные формы взаимодействия, в соответствии с которыми образуются социальные общности и группы. они представляют собой такие объединения людей, которые направлены на удовлетворение их потребности в осуществлении совместных, солидарных, скоординированных действий. Сознавая пользу и преимущества таких объединенных усилий, люди более или менее тесно соединяются в группы и общности, достигая обычно существенно большего результата, нежели при индивидуальных действиях. Вполне естественно, что в социальные группы и общности чаще всего объединяются те, кто имеет общие черты, интересы, функции или цели, общее социальное положение и т.п. В каждом реальном обществе таких объединений множество.

Социальные общности отличаются огромным разнообразием конкретно-исторических и ситуативно-обусловленных видов  и форм. Так, по количественному составу они варьируются от двух взаимодействующих индивидов (диады) до включающих в себя десятки миллионов жителей Земли международных политических движений. По продолжительности существования – от длящихся минуты и часы (аудитории зрелищных мероприятий) до живущих столетия и тысячелетия этносов. По этому признаку различают случайные, спорадические, временные и постоянные общности. По  плотности связей между индивидами – от тесно сплоченных коллективов и организаций (семья, дружеская компания, бригада) до расплывчатых аморфных образований (толпа, болельщики, фанаты). По способу вхождения в них социальные общности могут быть обязательные и свободные (добровольные).

Информация о работе Социология общества