Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 15:20, реферат
По определению американского социолога Нейла Смелзера “социология – это научное изучение общества и общественных отношений” [4, с.37]. На протяжении всей истории социологии одной из важнейших ее проблем была проблема: что представляет собой общество? Социологи всех времен и народов пытались ответить на вопросы: как возможно существование общества? Каковы механизмы социальной интеграции, обеспечивающие социальный порядок, вопреки огромному многообразию интересов индивидов и социальных групп?
Однако более существенным в классификации социальных общностей является выделение базового системообразующего признака. В соответствии с ним различают общности в узком смысле этого слова (совпадающие с классами и слоями населения, их различными комбинациями, “пересечениями”), а также общности демографические, этнические, политические, культурные, территориальные и т.п. При этом в зависимости от структуры, способов возникновения и функционирования социальные общности принимают вид формальных и неформальных, спонтанно и институционально образующихся, официальных и неофициальных и т.д. Сложная совокупность признаков позволяет разделить все социальные общности на два наиболее широких класса: массовые и групповые.
Массовая общность представляет собой совокупность (объединение, множество) индивидов, которой свойственны:
Типичные примеры массовых общностей: участники широких политических или социокультурных движений (например, против ядерной угрозы или в защиту окружающей среды), аудитории средств и каналов массовой информации, потребители разнообразных социально “окрашенных” (модных, престижных и т.п.) товаров и услуг, члены любительских (по интересам) неформальных ассоциаций, поклонники эстрадных звезд, болельщики спортивных команд т т.д. Рассмотрим некоторые из низ более подробно.
Толпа – это любое кратковременное скопление людей, которых собрал вместе общий интерес. У толпы нет групповой структуры в виде системы статусов и ролей, нет единых норм и привычек поведения, нет предшествующего опыта взаимодействия. Когда интерес, собравший людей вместе, исчезает, толпа рассеивается. После окончания футбольного матча огромное количество болельщиков покидает стадион, после закрытия супермаркета толпа покупателей оставляет помещение. В толпе люди ведут себя не как близкие и знакомые, а как посторонние.
Французский социолог и социальный психолог Гюстав Лебон видел в толпе разрушительную силу [5, c.154]. Группа людей, собравшихся в одном месте, воодушевленная общими чувствами, готова следовать за любым лидером, особенно если он обладает какими-то выдающимися способностями. Отличительные качества толпы – анонимность, психическое заражение, внушение и подражание. Ход мыслей в толпе направляется общим настроением и подчиняется низменным инстинктам. Чем дольше человек находится в толпе, тем слабее проявляется рациональный контроль, тем сильнее восприимчивость ко всякому злу.
Другая особенность толпы – физическое соприкосновение людей, скученность. Чрезмерная скученность вызывает вначале психологический, а затем физический дискомфорт. Типичный пример – давка, которая возникает в переполненном автобусе, вагоне метро, в очереди. Она характеризуется негативным социальным взаимодействием – руганью, оскорблениями, конфликтами, драками.
Различают четыре основных типа толпы: случайную, конвенциональную, экспрессивную и активную [2, c.191]. Случайная толпа – это такое скопление людей, где каждый преследует сиюминутные цели. К таковым можно отнести очередь в магазине или на автобусной остановке; пассажиров в одном поезде, самолете, автобусе; прогуливающихся по набережной; зевак, наблюдающих транспортное происшествие.
Конвенциональная толпа состоит из людей, собравшихся в данном месте и в данное время не случайно, а с заранее поставленной целью. Это участники религиозной службы, зрители театрального спектакля, слушатели лекции или симфонического концерта, болельщики на стадионе, которые соблюдают определенные нормы и правила поведения. Так, театральные зрители знают, что во время спектакля нельзя громко разговаривать, вступить в полемику с актерами, распевать песни и т.п. Напротив, футбольным болельщикам разрешается не только разговаривать, петь, но и громко кричать, вставать с места, плясать, обниматься, целоваться и т.п. Таковы неформальные соглашения (конвенции) о приличном поведении в конкретных ситуациях, ставшие обычаем.
Экспрессивная толпа, в отличии от конвенциональной, собирается не для того, чтобы обогатиться новыми знаниями, идеями, впечатлениями, а для того, чтобы выразить свои чувства. Примеры такой толпы – молодежные дискотеки, рок-фестивали, праздничные гулянья и карнавалы.
Активная толпа – это любой вид толпы, который проявляет себя в действии.
В отличие от толпы, психологическое единство которой создается на основе физического контакта, публика представляет собой духовную общность. В ее основе лежит сходство мнений – индивиды могут быть рассредоточены в пространстве, но духовно связаны друг с другом. По мнению французского социолога Габртэля Тарда, публика имеет истоки в светских салонах и клубах XVIII века [2, c.190]. Однако подлинный ее расцвет начинается с появлением средств массовой информации – газет, радио, телевидения. Технические средства информации, общедоступное образование превратили публику в самую многочисленную форму объединения людей. Если в толпе личность нивелируется, то в публике она получает возможность самовыражения. Благодаря средствам массовой информации сотни миллионов людей могут активно участвовать в политических и культурных событиях, выражать свое мнение.
4. Социальные группы
Другой класс социальных общностей называется групповыми общностями, или социальными группами. Социальная группа – это совокупность людей, имеющих общий социальный признак и выполняющих общественно необходимую функцию в структуре общественного разделения труда. Группе свойственны:
В социологии и социальной психологии
различается большое число разн
В качестве примера рассмотрим основной тип социальных групп – малую группу.
Малой группой называют небольшое число людей, которые хорошо знают друг друга и постоянно взаимодействуют между собой. Примером малой группы может служить школьный класс, производственная бригада, спортивная команда, семья, компания друзей и т.п.
По определению американского социолога Дж.Хоманса, малая группа представляет собой некоторое число лиц, взаимодействующих между собой в течение определенного времени, имеющих возможность контактировать друг с другом без посредников.
Другой американский социолог Роберт Мертон называл малой группой совокупность индивидов, определенным образом взаимодействующих друг с другом, осознающих свою принадлежность к данной группе и признающихся членами данной группы с точки зрения других.
Существует множество других определений малой группы. В каждом из них отмечается несколько признаков данного явления. Среди них наиболее существенны следующие признаки: 1) малочисленный состав группы (от 2 до 20 человек). Если группа превышает “критическую массу”, то распадается на подгруппы, клики, фракции. Большинство малых групп включает менее 7 членов; 2) пространственная близость членов; 2) пространственная близость членов; 3) длительность существования; 4) стабильность состава (малая группа держится на индивидуальной неповторимости и незаменимости ее членов); 5) общность групповых ценностей, норм и образцов поведения; 6) добровольность вступления в группу; 7) неформальный контроль за поведением членов.
Если количество членов группы возрастает в арифметической прогрессии, то число связей - в геометрической. В группе из трех человек возможны всего четыре отношения, в группе из четырех членов – 11, а в группе из семи – 120 связей. Чем крупнее группа, тем чаще отношения теряют личностный характер, формализуются и перестают удовлетворять членов группы. с этой точки зрения оптимальной считается группа, состоящая из 5-7 человек. Малая группа, в отличие от большой, удовлетворяет наибольшее число жизненно важных потребностей человека. Если уровень удовлетворения, получаемый в группе, падает ниже какого-то предела, индивид покидает группу.
Разновидностью малых групп являются первичные группы. Отличительный признак первичных групп – непосредственный, межличностный контакт ее членов, который характеризуется высоким уровнем эмоциональности. Такие группы называют также психогруппами. Они первичны в том смысле, что именно через них индивиды приобретают первый опыт социального единства. Примерами первичных групп являются семья, компания друзей, школьный класс и т.п. Через первичные группы осуществляется социализация индивидов, освоение ими образцов поведения, социальных норм и ценностей. Можно сказать, что первичные группы выполняют роль связующего звена между индивидом и обществом.
В отличие от первичных групп, вторичные группы образуются из людей, между которыми сложились лишь незначительные эмоционально окрашенные отношения. Взаимодействие членов таких групп подчинено достижению определенных совместных целях. В этих группах индивидуальные черты личности не имеют значения, больше ценится умение выполнять необходимые функции. Основным типом вторичной группы является большая социальная группа, сформированная для достижения определенных целей – социальная организация. Ее можно также назвать социогруппой.
Деление групп на первичные и вторичные впервые было предложено американским социологом Чарльзом Кули. В дальнейшем первичные группы стали отождествлять с малыми. В настоящее время эта классификация практического значения не имеет.
Американский социолог Элтон Мэйо предложил деление малых групп на формальные и неформальные. Формальная группа отличается тем, что в ней четко заданы все позиции ее членов, они предписаны групповыми нормами. Соответственно в формальной группе строго распределены и роли всех членов группы в системе подчинения структуре власти. Содержание ролей варьируется в зависимости от того, чего ждут от них исходя из общих целей. Социальные отношения в такой группе носят безличностный характер. Примером формальной группы является любая группа, созданная в условиях какой-то конкретной деятельности: рабочая бригада, спортивная команда, школьный класс и т.п.
Неформальные группы складываются и возникают стихийно. В них нет заданной системы взаимоотношений по вертикали, статусы и роли не предписаны извне. Неформальная группа может создаваться внутри формальной, когда, например, в школьном классе возникают группировки, состоящие из близких друзей, объединенных каким-то общим интересом. Неформальная группа может возникать и сама по себе, не внутри формальной группы, а вне ее: люди, случайно объединившиеся для игр в волейбол на пляже, или тесная компания друзей, принадлежащих к различным формальным группам. В реальной действительности очень трудно вычленить строго формальные и строго неформальные группы, особенно в тех случаях, когда неформальные группы возникают в рамках формальных.
Социальные группы непохожи друг на друга, между ними нередко возникают конфликты. Группы иногда начинают конкурировать даже там, где они должны были бы сотрудничать. Дух конкуренции приводит к тому, что те проблемы, которые могут быть решены только в духе солидарности, ставятся в порядке соперничества. Примеры соперничества: спорт, торговая конкуренция, война.
Конкуренция, или ее дух, возникает даже между структурными подразделениями организации, которые казалось бы должны дополнять друг друга во имя достижения общих целей. В ходе этого соперничества пытаются доказать, кто важнее и нужнее для организации. Дело иногда доходит и до серьезных конфликтов, которые ставят под угрозу само существование организации как единого целого.
Конфликты между группами могут иметь и положительные стороны. Потрясение, возникающее в результате столкновения, может вызвать к жизни новые идеи и стать источником инноваций. Так соперничество, конкуренция способствуют прогрессу.
Все социальные явления и процессы в социологии рассматриваются как системы. Если социальная система представляет собой совокупность индивидов, в основе взаимодействия которых лежат те или иные общие жизненные обстоятельства, то речь идет о социальной общности (группе).