Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 10:54, контрольная работа
Актуальность выбранной темы состоит в том, что каждый человек постоянно сталкивается со множеством организаций, от которых получает необходимые товары и услуги. Организации выполняют роль инстанции, осуществляющей соединение и координацию поведения людей, включая их в единый трудовой процесс. Результат процесса всегда является двусторонним: целевой продукт или услуга, ради которых и протекает совместная деятельность и образовавшаяся в ходе этой деятельности социальная общность. В связи с этим возникает необходимость изучения такой науки, как социология, применительно к организациям.
Стр.
Введение ………………………………………………………………………
3
1. Становление и развитие социологии организаций………………………
4
2. Характеристика современных теорий социологии организаций……….
11
Заключение………………………………………………...……………….....
17
Список использованной литературы………………………………
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И
(УГУЭС)
Кафедра гуманитарных, естественнонаучных,
математических
и социально-экономических
по дисциплине: «Социология»
на тему: «Социология организации как частная социологическая теория»
Выполнила: студентка группы 2БЭЗк-11
шифр: 2-12.01.036
Барабанова М.А.
Приняла: Даутова С.С.
2013
Содержание
Стр. | |||
Введение ……………………………………………………… |
3 | ||
1. Становление и развитие социологии организаций……………………… |
4 | ||
2. Характеристика современных теорий социологии организаций………. |
11 | ||
Заключение……………………………………………….. |
17 | ||
Список использованной литературы……………………………………….. |
17 |
Введение
Тема контрольной работы: Социология организации как частная социологическая теория.
Актуальность выбранной темы состоит в том, что каждый человек постоянно сталкивается со множеством организаций, от которых получает необходимые товары и услуги. Организации выполняют роль инстанции, осуществляющей соединение и координацию поведения людей, включая их в единый трудовой процесс. Результат процесса всегда является двусторонним: целевой продукт или услуга, ради которых и протекает совместная деятельность и образовавшаяся в ходе этой деятельности социальная общность. В связи с этим возникает необходимость изучения такой науки, как социология, применительно к организациям.
Социология организаций — это частная социологическая теория, относительно самостоятельное направление в теории организации, пытающееся объяснить природу, механизмы функционирования и развития организации, опираясь на положения социологической теории.
Принципиальным отличием социологии организаций от других управленческих дисциплин (социальный менеджмент, социальное планирование, социальное проектирование и др.) является то, что социология организаций анализирует не столько процесс целедостижения, сколько природу и состояние социального субъекта, осуществляющего достижение цели.
В качестве
особого направления в
Целью контрольной работы является рассмотрение вопросов становления и развития социологии организаций, а также основных теорий современной социологии организаций.
1. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОЦИОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИЙ.
Рассматривая социологию организаций как часть общей теории организации и ориентируясь на классическое понимание предметной специфики социологии (проблема обеспечения социального порядка), возникновение этой дисциплины можно отнести к последней четверти XIX в.
Классическая школа
организации и управления (
школа научного управления)
Расцвет школы приходится на период с
конца 90-х гг. XIX в. до конца 20-х гг. XX в. Наиболее
яркие представители данной школы — М.
Вебер, Я. Гамильтон, Дж. Муни, Ф.У. Тейлор,
А. Файоль, Г. Форд, Г. Эмерсон и др.
Организация видится как искусственный, рациональный инструмент воплощения целей. А человек при этом рассматривается в качестве программируемого механизма в сложной организационной машине («машинная модель организации» — Файоль, Вебер). Созданная модель организации почти целиком опирается на формальные механизмы власти.
В рамках школы были также сформулированы
такие базовые принципы функционирования организации,
Наиболее
ранний подход к измерению и построению
Существовавшее до Тейлора линейное
руководство предполагало выполнение
руководителем самых разнообразных функций,
что на практике выливалось в перекладывании
(но не делегировании) части его обязанностей
на нижестоящих. А это, в свою очередь,
приводило к перегрузкам последних и полной
неопределенности их обязанностей. Тейлор
предложил ввести функциональную структуру,
которая была призвана заменить старый
аппарат (мастер на все руки) новым руководящим
персоналом (компетентный специалист).
Предполагалось введение функциональных
руководителей, на которых возлагалось
обучение рабочих и разрешение межличностных
конфликтов. Но у функциональной структуры управления
Попытка совместить сильные стороны линейной и функциональной структур управления была предпринята Анри Файолем. Файоль был не только техническим специалистом, как и Тейлор, но и администратором, что позволило ему взглянуть на организацию «сверху». Организация рассматривается как вид деятельности и своеобразная административная система.
Файоль выделил административную деятельность как особую функцию управления, наряду с технической, коммерческой, финансовой, защитной и бухгалтерской деятельностью. [4;138]
Среди ряда представителей классической школы организации и
управления особое место занимает Макс Вебер. Вебером была предпринята попытка разработать универсальный способ организации, приложимый ко всем сферам социальной жизни. Вся деятельность расчленяется на простейшие операции, что делает возможным строгое формальное определение задач и обязанностей каждого из звеньев.
Таким
образом, общей чертой всех представителей классической
Школа «человеческих отношений» и разработанная ею модель организации возникли как итог осмысления крупномасштабного и долгосрочного социального эксперимента (получившего название «Хоторнский» по городу, в котором он проводился). Главным итогом эксперимента стало открытие и осмысление феноменов самоорганизации и саморегуляции, неформальных отношений и неформального лидерства в организационных системах, роли малой группы как инстанции, способной осуществлять контроль за поведением и деятельностью, расширение представлений о природе и механизмах трудовой мотивации. Таким образом, данная школа сформировалась в полемике с постулатами классической школы организации. Положения, выдвинутые школой «человеческих отношений», доминировали в организационных теориях с середины 30-х до середины 60-х гг. ХХ в.
Наиболее яркие представители школы — Э. Мэйо, Ф. Рот-Лисбергер, В. Диксон, Ф. Херцберг, Д. Мак-Грегор, Р. Лайкерт и др.
Они считали, что проблема установления социальной гармонии может и должна быть решена в организации, поскольку решение этой проблемы есть условие эффективности последней. Т.е. необходимо отказаться от принципов управления, построенных на постулатах властных отношений, иерархии, жесткого программирования и специализации труда как противоестественных и противоречащих природе человека. [2;143]
Таким образом, эта модель ставила в основу нормального функционирования организации проблему обеспечения удовлетворенности работника, создания социально-психологического климата, благоприятных условий для развития потенциала работника. Были пересмотрены представления о роли руководителя среднего и низшего звена в функционировании организации.
Таким образом, благодаря разработкам школы «человеческих отношений» представления о социальных функциях организации, механизмах неформальной регуляции, неформальном лидерстве, природе мотивации прочно вошли в обиход современной организационной теории.
Школа социальных систем представляет собой совокупность разнородных, собственно социологических подходов в теории организаций, рассматривающих организацию как социальную целостность (социальную систему).
Школа возникает как попытка
синтезировать положения
вместить взгляд на организацию как на
искусственно проектируемую, рациональную систему и
как на естественную систему, социальный организм,
имеющий социокультурную природу, функционирующий
и развивающийся по своим законам, использующий
механизмы саморегуляции. [1;59]
Школа социальных систем возникла и развивалась в 50—60-х гг. ХХ в., она часто рассматривается как ведущая школа в теории организаций в этот период. Основные представители школы — Ч. Барнард, А Гоулднер, Дж. Марч, Г.А Саймон, Ф. Селзник, А. Этциони.
По своему вкладу в развитие теории она, безусловно, является наиболее яркой из социолого-системных версий в теории организации и управления. [3:214]
Основная черта школы — анализ жизнедеятельности организации не только через призму целевой деятельности, но и выполнения других социальных функций, которые обеспечивают организации выживание. В рамках школы было обращено внимание на комплексное строение организации, сложность структуры и роль последней в решении целевых задач.
Была поставлена проблема внутреннего
равновесия и проблема баланса с внешней
средой (рассмотрение организации как
«открытой» системы).
механизмы принятия решений и ряд других.
Многие проблемы и понятия были введены
в обиход организационной теории именно
представителями школы социальных систем.
Разновидностью системного
Взгляд
на организацию как на социотехническую систему
низации, выделяли в качестве особой экономическую подсистему.
В рамках теории организации и управления
в 60-е гг сложилось эмпирическое направление
и объединило ряд управленцев-практиков
и управленческих консультантов, перед
которыми встала проблема невозможности
использования принципов построения и
функционирования организации, претендующих
на универсальность (особенно это касалось
принципов, выдвинутых классической школой).
К эмпирической школе относят таких исследователей,
как Э.Дейл, Р.Девие, П. Дракер, Г. Кунц, Л.
Ньюмен, Р. Фэлк, А. Чендлер-младший.
Общей чертой эмпирической школы явилось
то, что ее ведущие представители анализировали
только определенный тип административных
организаций — коммерческие, финансовые,
производственные организации, ориентированные
на деятельность в условиях рынка.
Информация о работе Социология организации как частная социологическая теория