Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 18:21, контрольная работа
При первобытнообщинном строе права не существовало. Отношения между его членами регулировали другие нормы и правила. Первоначально, на стадии дикости, когда человеческое общество представляло собой бродячие группы людей, их поведение определялось приказами вожака, который и определял правила жизни группы. В последующем, постепенно в группах складывались нормы, которыми руководствовались не только члены групп, но и вожаки.
История возникновения права как социального явления………………3
Формы права……………………………………………………………….4
Правовое воспитание……………………………………………………...6
Правовая активность и девиантное поведение………………………….8
Список литературы…………………………………………………………..10
ФГОУ ВПО «Чувашская
государственная
Факультет заочного обучения
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Социология»
на тему: «Социология права»
Выполнила студентка 2 курса
факультета заочного обучения по
специальности «Бухгалтерский
учет, анализ и аудит» (У)
БЕРЕЗИНА Екатерина Анатольевна
Шифр – 09017
Чебоксары – 2010 г
СОДЕРЖАНИЕ
Список литературы…………………………………
При первобытнообщинном строе права не существовало. Отношения между его членами регулировали другие нормы и правила. Первоначально, на стадии дикости, когда человеческое общество представляло собой бродячие группы людей, их поведение определялось приказами вожака, который и определял правила жизни группы. В последующем, постепенно в группах складывались нормы, которыми руководствовались не только члены групп, но и вожаки. Одними из самых первых норм были обычаи. Обычаи закрепляли выработанные веками наиболее рациональные, соответствующие требованиям того времени, варианты поведения людей в определенных ситуациях. Они передавались из поколения в поколение и соблюдались как бы автоматически. К таким обычаям относились, например, порядок отношений между мужчинами и женщинами, взрослыми и детьми, правила ведения охоты, раздела между членами рода добытой пищи и др. Обычай являлся общим или нормативным правилом поведения, который был адресован всем членам группы или рода и действовал постоянно при определенных обстоятельствах.
Наряду с обычаями поведение людей регулировали и индивидуальные, конкретные решения, приказы, указания, которые были адресованы отдельному человеку и действовали только в отношении него. Например, решение собрания или старейшины рода об изгнании из рода одного из его членов за какой-то проступок. В последующем такие конкретные индивидуальные решения нередко использовались при наступлении ситуации, аналогичной той, в которой было принято это конкретное решение, и тоже становилось общим правилом. Обычаи изменялись очень медленно, поскольку медленно изменялись объективные условия жизни. Субъективным фактором, обусловливающим существование обычаев, являлось примитивное сознание людей, непосредственно отражавшее практику.
Позднее появились тесно связанные с обычаями, но имевшие самостоятельное значение, представления о добре и зле и основанные на них нормы, определяющие поведение чело-зека как хорошее и плохое, различного рода мифы о поведении героев как образцы для подражания, ритуалы, табу, религиозные правила. Появление этих норм расширило нормативную основу сведения членов первобытного общества, обогатило регулирование общественных отношений. Постепенно все названные нормы слились в единую совокупность, как правило, на основе религиозных представлений и мнений. Эта совокупность норм достаточно полно регулировала все существовавшие тогда отношения в первобытной общине: порядок и способы добывания пищи, других средств существования, внутриобщинную организацию жизни, взаимоотношения вождей, соплеменников, полов, родителей и детей, проведение культовых обрядов, разрешение споров, конфликтов, взаимоотношения с другими родами и общинами и т.д. Мерами воздействия по отношению к нарушителям служили увещевания, внушение, физическое наказание, изгнание из рода, либо даже смертная казнь за особо опасные действия.
Постепенно происходило расслоение первобытного общества. Выделялись богатые и бедные, появились рабы, военачальники и воины, князья, торговцы, ремесленники, священники и др. Их поведение требовало специального урегулирования. Появились правила, которые регулировали использование рабов, защиты имущества собственников, положение военных, священников и т.д. Эти правила создавались во многом сознательно. В них выражались интересы названных слоев общества, но они не всегда соответствовали интересам всех членов рода, племени, в отличие от первобытного общества, в котором правила, регулирующие жизнь общины, были едины.
Постепенно происходило разделение норм по видам общественных отношений. К их числу относились имущественные отношения, связанные с владением, пользованием и распоряжением материальными ценностями, земельные отношения, семейные, трудовые, уголовные, т.е. наиболее общественно опасные действия и др. Данные нормы явились той базой, на основе которой в последующем сложились соответствующие правовые нормы и отрасли гражданского, трудового, семейного права.
Правовой формой именуют в целом правовые средства, когда они используются для опосредования тех или иных социальных процессов, решения социальных задач. Например, правовые формы регулирования экономики.
Наряду с формами объективирования права, которые в этом случае называют внешней формой, выделяют внутреннюю форму права, под которой понимают форму его внутренней организации, способ связи элементов (то, что в теории системного подхода именуется структурой).
Формы внешнего выражения норм права называют еще источниками права. Однако и этот термин неоднозначен. Выделяют источники права в формальном смысле (формы права), источники права в материальном смысле (материальные условия жизни общества, которые объективно вызывают возникновение права, необходимость правового регулирования), источники знаний о праве (тексты законов прошлых эпох, летописи, исторические хроники и т. п.). Говорят об источниках права и в идеологическом смысле - правовое сознание общества, взгляды, идеи, юридические доктрины.
Исторически первой формой
права (или источником права в
формальном смысле) явился правовой обычай
- обычай, санкционированный
- путем указания на обычай в нормативно-правовом акте (отсылки к обычаю);
- использованием обычая в качестве нормативной основы судебного решения. Если норма (правило) обычая полностью воспроизведена в тексте нормативно-правового акта или положена в основу судебного прецедента, то
качества самостоятельного источника права (правового обычая) обычай не обретает.
В российской правовой системе роль правового обычая как источника права незначительна.
Второй вид источников права - судебный прецедент, который признавался источником права еще в Древнем Риме (преторское право). Был распространен в средние века. Важным источником права судебный прецедент в настоящее время является в странах, в которых получило распространение англо-саксонское общее право (в Англии, США, Канаде, Австралии). Во всех этих странах публикуются судебные отчеты, из которых можно получить информацию о прецедентах. Признание прецедента источником права означает признание у суда правотворческой функции, условием чего, в принципе, являются высокая правовая культура и развитое правовое сознание как судебной системы, так и общества в целом, демократические традиции, отлаженные системы информации и социального контроля.
В российской правовой системе судебный прецедент официально источником права не признан. Хотя, как отмечается в литературе, тенденция к такому признанию имеется.
В сфере управленческой деятельности государства источником права может быть административный прецедент.
Юридический прецедент (судебный или административный) - это решение судебного или административного органа, которое послужило образцом при рассмотрении подобного дела и стало юридическим правилом. Строго говоря, судебный прецедент - это судебное решение, в котором суд фиксирует, находит новую юридическую норму и использует ее для решения своего дела, то есть прецедентом может быть названо и единичное судебное решение. Вместе с тем в странах «общего права» полагают, что прецедент создается несколькими судебными решениями.
Третьим видом источников норм права
можно назвать нормативно-
Четвертым источником права является нормативно-правовой акт. Нормативно-правовой акт используется как основная форма права в странах с так называемым «писаным» правом, к которым относится и Россия. Его характерные черты определяются тем, что он, с одной стороны, является одним из источников юридических норм, а с другой - разновидностью правовых актов. Таким образом, нормативно-правовой акт:
а) содержит юридические нормы;
б) представляет собой официальный письменный акт-документ;
в) является результатом особой деятельности государства, которую именуют правотворческой.
Основная задача нормативно-правового акта, как и любой формы права, - хранить правовую информацию и оптимальным образом доводить ее до сведения адресатов. В этом плане нормативно-правовой акт является наиболее удобной и совершенной формой права - как для «рядовых» субъектов права, так и для государства. Посредством него государство может оперативно осуществлять правовое регулирование, реагировать на правовые потребности общества, координировать всю работу по управлению общественными процессами.
В качестве источника
права может выступать
Во многих странах как континентального, так и общего права, источником норм являются общие принципы права.
Правовое воспитание - формирование правового сознания и поведения гражданина.
Исследования, проведенные социологами-юристами, показали, что эффективность правового воспитания зависит от степени сформированности потребности соблюдать законы во всех сферах общественной жизни.
Среди них, прежде всего, следует выделить осознание общественной необходимости соблюдения закона и сознательное подчинение своего поведения его требованиям. Это достигается не только постоянной систематической пропагандой правовых норм, но и личным опытом, который, с одной стороны, опирается на общественное мнение о целесообразности и правильности применения существующих законов, с другой стороны, на собственные наблюдения, на ту информацию, которую
человек получает в своей повседневной жизни.
В принципе перевод внешнего воздействия во внутреннее осознанное поведение является коренной проблемой правового воспитания.
Правовое воспитание также направлено на то, чтобы сформировать в человеке силу привычки. Она может складываться двумя путями. Во-первых, в процессе следования тем правовым ценностям, которые уважаются и которых придерживаются окружающие. Во-вторых, для определенной категории людей большое значение имеет страх перед карой со стороны общества за нарушение правовых норм и обязанностей. Боязнь правовой ответственности выступает сдерживающим началом для тех лиц, которые склонны к противоправному поведению.
Огромную роль в правовом воспитании играет осознание групповых интересов, нежелание потерять авторитет. Стремление следовать групповым интересам в сущности свойственно каждому человеку. И здесь все зависит от того, совпадают ли эти интересы с интересами общества. В случае их принципиальной согласованности осознание этих интересов происходит в соответствии с правовыми нормами. В случае же несовпадения личность, как и группа, может вступить в противоречие с правовыми требованиями общества, что неизменно приводит к коллизиям в их взаимоотношениях.
Процесс правового воспитания, формирования нравственной культуры нередко замедляется или деформируется, если появляется своего рода «уездный эгоизм», когда интересы организации, района, города начинают довлеть над интересами общества. К сожалению, не так уж редки случаи, когда групповые интересы берут верх над общественными, что ведет к нарушению не только нравственных требований, но и требований норм права.
При анализе правового воспитания мы сталкиваемся с рядом интересных явлений, которые требуют учета его специфических особенностей. Так, нет ничего предосудительного в том, что у части людей складывается правовой конформизм (подражание тому, как ведут себя другие). Этот мотив ни в коей мере нельзя игнорировать, хотя в целом он характеризует пассивное восприятие правовых требований. Важно то, что эта черта, как правило, переходит в привычку, в стремление следовать в необходимом обществу направлении.