Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 18:21, контрольная работа
При первобытнообщинном строе права не существовало. Отношения между его членами регулировали другие нормы и правила. Первоначально, на стадии дикости, когда человеческое общество представляло собой бродячие группы людей, их поведение определялось приказами вожака, который и определял правила жизни группы. В последующем, постепенно в группах складывались нормы, которыми руководствовались не только члены групп, но и вожаки.
История возникновения права как социального явления………………3
Формы права……………………………………………………………….4
Правовое воспитание……………………………………………………...6
Правовая активность и девиантное поведение………………………….8
Список литературы…………………………………………………………..10
Влияние всех этих сторон в нравственном воспитании велико, хотя действуют они неоднозначно, и общественное сознание отличает их друг от друга. Для него, например, настоящим потрясением была правда о терроре в 30-х – начале 50-х годов, который грубо попирал право. В этих условиях полноценная правовая убежденность не могла сформироваться. Более того, превращение в руины многих правовых норм в годы культа личности и безвластие закона в период застоя привели к деформации как правосознания, так и гражданских чувств людей.
Особо следует сказать, что в формировании правовой убежденности огромную роль играет создание гарантий прав и свобод человека, защита его чести и достоинства.
В свое время А.Токвиль (1805–1859) утверждал, что права – это добродетели, пересаженные в официальную жизнь. Но в условиях российской действительности (как, впрочем, и в СССР) бытует другая практика, нашедшая выражение в словах: «Я прав, потому что имею больше прав».
Но несмотря ни на какие издержки, права и связанные с ними свободы продолжают свое действие как инструмент, с помощью которого регулируется и устанавливается социальная справедливость во взаимоотношениях населения с государством. Отсутствие правовых гарантий, их игнорирование приводят к правовому нигилизму, к отказу в доверии всем официальным структурам, толкают людей к конфликтам с государством и уполномоченными институтами. При отказе считаться с требованиями норм права не может сформироваться правовая убежденность.
Эффективность власти заключается в ее способности действенно и оперативно решать возникающие социальные и другие проблемы, защищать насущные, «естественные» права граждан на жизнь, свободу, независимость и честь.
Правовая активность обеспечивает социальный контроль, поскольку индивиды усваивают и воспринимают как само собой разумеющиеся те правовые нормы и поведенческие образцы, которые доминируют в данной социальной группе или в правовом обществе в целом. Таким образом, в результате поступки индивидов приобретают социально одобряемую направленность. Но индивидуальность и социальная обусловленность мышления и поведения не исключают друг друга. Ролевая модель личности, созданная в социологии, предполагает индивидуальное усвоение (на основе личного опыта взаимодействия с окружающими) и закрепление в качестве поведенческих установок некоторого набора ролевых ожиданий. Правовая активность исходит «изнутри», поскольку в процессе социализации формируется личность, в дальнейшем достаточно автономная от непосредственного социального окружения.
Нарушения социального взаимодействия возникают в результате отклонений поступков от нормативных ожиданий. Если индивид не следует правовым нормам, окружающие не могут скоординировать свои поступки с поступками, отклоняющимися от норм, и это вызывает конфликты. Систематическое отклонение от нормативных ожиданий затрудняет или делает невозможной координацию поступков индивида с поступками других людей и порождает проблемы девиантности. Девиантное поведение ассоциируется обычно с преступностью, наркоманией, проституцией. Однако в социологии понятие «девиантность» основывается не на выделении специфических черт того или иного поведения, а на представлении об относительности нормативных ожиданий. Девиантность не является, как правило, результатом неудачной социализации, это результат социализации в маргинальных социальных группах, ценностные ориентации, нормативные и ролевые ожидания в которых сильно отличаются от господствующих в данном обществе.
Концепция стигматизации (буквально — клеймение, от греч. stigma — пятно, тавро), которую развил И. Гоффман, раскрывает суть девиантности как негативного определения индивида, чье поведение или даже только внешность отличается от принятого в данной общности. Правовые нормы и нормативные ожидания, господствующие в общности, воспринимаются как само собой разумеющиеся. Соответственно всякое отличие воспринимается как знак ущербности или нелояльности, и с человеком, отмеченным этим знаком, взаимодействие всегда выстраивается как воздействие на него с целью ограничивать, контролировать и исправлять его поступки. В результате стигматизации девиантность конструируется даже в тех случаях, когда индивид первоначально не совершал поступков, отклоняющихся от норм. Например, повышенное внимание сотрудников милиции к представителям этнических меньшинств, а также членам молодежных группировок (футбольные фанаты и т.п.), чьи внешность, манера одеваться и вести себя выделяют их из общей массы, обычно объясняется более высокой частотой совершения ими преступлений, чем представителями большинства населения. Однако именно частые проверки документов, превентивные задержания и облавы формируют агрессивное поведение или стремление скрыться при каждом появлении служителей правопорядка или представителей власти. И такое поведение воспринимается как очевидное свидетельство девиантности данных групп.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Протасов В.Н. Теория права и государства. Проблемы теории и
государства: Вопросы и ответы. – М.: Новый Юрист, 1999. – 240 с.
2. Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.:
Прометей: Юрайт-М, 2001. – 511 с.
3. Бочаров, Ю.П. Социология / В.И. Бутов. — М., 2006.
4. Вишневский, Н.Г. Социология / Н.Г. Вишневский.
— М., 2007.