Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 18:08, реферат
Социология права — отрасль социологии, изучающая взаимодействия института права с другими социальными институтами. В сферу интересов социологии права входит изучение генезиса, динамики, структуры правовых норм, а также их социальную обусловленность и роль в обществе1. Социология права тесно связана скриминологией, социальной инженерией и антропологией права.
Социология права: понятие, краткая история ………………………..2
Макс Вебер ……………………………………………………………..4
1. Биография ……………………….…………………………..………4
2. Научная деятельность ………………………………………..…….5
3. Социология власти ……………………………………………..…10
Николай Данилевский …………………………………………….…11
1. Биография ………………………………………………………….11
2. Творческая деятельность ………………………………………….12
3. «Россия и Европа» …………………………………………….…..13
Список используемой литературы……………………
Содержание:
Социология права — отрасль социологии, изучающая взаимодействия института права с другими социальными институтами. В сферу интересов социологии права входит изучение генезиса, динамики, структуры правовых норм, а также их социальную обусловленность и роль в обществе1. Социология права тесно связана скриминологией, социальной инженерией и антропологией права.
Понятие «социология
права» впервые было введено Дионисио
Анцилотти в 1892 году, а в 1913 году австрийцем Евгением
Эрлих была опубликована работа «Основы
социологии права». В дальнейшем социология
права развивалась благодаря исследованиям Макса
Вебера, Эмиля
Дюркгейма и Леон Дюги. В частности, Макс Вебер и Эмиль
Дюркгейм изучали влияние законов на общественны
Французский правовед Леон Дюги рассматривал право, как один из аспектов социальной солидарности.
После Второй мировой
войны, было проведено большое количество эмпирических исслед
В конце двадцатого века, благодаря работам Юргена Хабермаса и Мишеля Фуко, социология права начинает тесно взаимодействовать с социальной философией.
В середине XIX века в российских общественных науках сформировалось два направления: славянофильство и западничество.
Славянофилы подчеркивали особенность русской духовной культуры, самобытность русского народа, противопоставляя российское общество Западу. Наиболее яркими их представителями были Константин Победоносцев, Иван Киреевский, братья Аксаковы. Они выступили против, как они полагали, разрушительных сил западной культуры, считая, что только путем соблюдения традиций, под руководством Церкви, русское общество может достичь гармонического единства в желаниях, эмоциях и разуме. Славянофилы отвергали все западные философские и социологические теории.
В противоположность им, представители западничества считали российское общество частью западной цивилизации и выступали за более глубокую интеграцию российской культуры в мировую. Западники полагали, что наука, как часть духовной культуры, не имеет национальных границ и потому всячески способствовали распространению в российском обществе учений европейских философов, историков, социологов и экономистов.
Именно среди представителей западничества в России сформировались первые социологические школы. Первоначально, российские социологии находились под сильным влиянием концепций их западных коллег, таких как Огюст Конт и Георг Зиммель. Однако, постепенно, российская социология стала приобретать самобытные черты и к началу XX века заняла прочное положение как одна из наиболее динамично развивающихся социологических школ Европы.
Одним из первых заявил о себе как социолог, российский ученый Николай Данилевский (1822-1885). Он считается создателем первой в истории социологии антиэволюционной модели общественного прогресса. Данилевский предложил естественную систему группировки исторических событий, учитывающую многообразие человеческой истории, исходя из определенных типов ее развития. Каждый социальный организм рассматривался им как целостная система, как целостный признак. По Данилевскому, "Человечество — отвлеченное понятие. Реальным выступают независимые системы как обособленные культурно-исторические типы".
Максимилиа́н (Макс) Карл Эми́ль Ве́бер —
немецкий социолог, историк, эк
Макс Вебер родился 21 апреля 1864 года в городе Эрфурт (Тюрингия). Он был старшим ребёнком из семи детей.
Его отцом был Макс Вебер Старший, видный
государственный служащий и член Национал-либеральной
партии, а матерью — Элена (урождённая Фалленштейн),
в роду которой были французские эмигранты гугеноты. В 1868 году родился его брат Альфред, который позднее также стал известным
социологом и экономистом.
В 1882 году окончил гимназию в Шарлоттенбурге и
поступил на юридический факультет Гейдельбергского
университета. После года службы в армии он перевёлся
вБерлинский университет. Одновременно с учёбой он работал младшим адвокатом В 1886 году Вебер сдал экзамен на секретаря адвоката,
что аналогично экзамену в ассоциации
адвокатов в британских и американских
правовых системах. В течение второй половины
1880-х годов Вебер продолжал изучать юриспруденцию
и историю. Он получил степень доктора юридических
наук в 1889 году, написав диссертацию по истории права
«История торговых компаний в средние
века». Его научным руководителем был Левин Гольдшмидт, авторитетный учёный в области торгового права. Два года спустя Вебер закончил свою хабилитацию «Значимость аграрной истории Рима для
государства и частного права», работая
с Августом Мейтценом. После этого он получил должность приват-доцента в университете Берлина, где читал лекции
и консультировал правительство. В период
между защитой докторской диссертации
и хабилитацией Вебер заинтересовался социальной политикой. В 1888 году он вступил в Союз социальной
политики, новую профессиональную ассоциацию
немецких экономистов, связанных с исторической школой, которые видели роль экономики прежде
всего в поиске решений социальных проблем,
и которые осуществляли широкомасштабные
статистические исследования экономических
проблем. В 1890 году ассоциация разработала исследовательскую
программу для изучения «Польского вопроса»,
или Остфлюхта: приток польских фермерских рабочих
в восточную Германию, в то время как местные
рабочие уезжали в быстро развивающиеся индустриальные г
В 1893 году женился на своей троюродной сестре Марианне Шнитгер, будущем борце за права женщин.
В 1894—1896 годах — профессор национальной экономии во Фрейбургском, с 1896 года — в Гейдельбергском, с 1919 года — в Мюнхенском университете. Один из основателей «Немецкого социологического общества» (1909). С 1918 года профессор национальной экономики в Венском университете. В 1919 году — советник немецкой делегации на Версальских переговорах.
Основные теоретические работы Вебера: «Биржа и её значение», «История хозяйства», «Наука как призвание и профессия», «Политика как призвание и профессия», «О некоторых категориях понимающей социологии», «Протестантская этика и дух капитализма». Макс Вебер умер 14 июня в возрасте 56 лет от испанки (пандемия гриппа)2.
Научная деятельность.
На формирование
философских воззрений Макса
Вебера оказали влияние в первую
очередь разработанная Вильгель
Вебер внёс существенный
вклад в такие области
Понимающая социология. Теория социального действия
Свою концепцию Вебер называл «понимающей социологией». Социология анализирует социальное действие и пытается объяснить его причину. Понимание означает познание социального действия через его субъективно подразумеваемый смысл, т. е. смысл, который вкладывает в данное действие сам его субъект. Поэтому в социологии находят своё отражение всё многообразие идей и мировоззрений, регулирующих человеческую деятельность, т. е. всё многообразие человеческой культуры. В отличие от своих современников Вебер не стремился строить социологию по образцу естественных наук, относя её к гуманитарным наукам или, в его терминах, к наукам о культуре, которые как по методологии, так и по предмету составляют автономную область знания.
Все научные категории — только конструкции нашего мышления. «Общество», «государство», «институт» — это просто слова, поэтому им не следует приписывать онтологических характеристик. Единственно реальным фактом общественной жизни является социальное действие. Всякое общество представляет собой совокупный продукт взаимодействия конкретных индивидов. Социальное действие — атом общественной жизни, и именно на него должен быть направлен взгляд социолога. Действия субъектов рассматриваются как мотивированные, имеющие смысл и ориентацию на других, эти действия можно анализировать с помощью расшифровки смыслов и значений, которые придают субъекты этим действиям. Социальным действием, пишет Вебер, считается действие, которое по смыслу соотносится с действиями других людей и ориентируется на них.
То есть Вебер выделяет 2 признака социального действия:
Основные категории понимающей социологии — это поведение, действие и социальное действие. Поведение — наиболее общая категория деятельности, которая становится действием, если действующий связывает с ним субъективный смысл. О социальном действии можно говорить тогда, когда действие соотносится с действиями других людей и ориентируется на них. Сочетания социальных действий образуют «смысловые связи», на основе которых формируются социальные отношения и институты.
Результат понимания по Веберу — гипотеза высокой степени вероятности, которая затем должна быть подтверждена объективными научными методами.
Вебер выделяет четыре типа социального действия в порядке убывания их осмысленности и осмысляемости:
Социальное отношение по Веберу является системой социальных действий, к социальным отношениям относятся такие понятия как борьба, любовь, дружба, конкуренция, обмен и т. д. Социальное отношение, воспринимаемое индивидом как обязательное, обретает статус законного социального порядка. В соответствии с видами социальных действий выделяются четыре типа законного (легитимного) порядка: традиционный, аффективный, ценностно-рациональный и легальный.
Метод социологии
Метод социологии Вебера определяется,
помимо концепции понимания, учением об идеальном типе, а также постулатом свободы
от ценностных суждений. Идеальный тип
по Веберу фиксирует «культурный смысл»
того или иного явления, причём идеальный
тип становится эвристической гипотезой,
способной упорядочивать многообразие
исторического материала без привязки
к некоторой заранее заданной схеме. Относительно
принципа свободы от ценностных суждений
Вебер различает две проблемы: проблему
свободы от ценностных суждений в строгом
смысле и проблему соотношений познания
и ценности. В первом случае следует строго
отличать установленные факты и их оценку
с мировоззренческих позиций исследователя.
Во втором — речь идёт о теоретической
проблеме анализа связанности любого
познания с ценностями познающего, т. е.
проблеме взаимозависимости науки и культурного
контекста. Вебер выдвигает понятие «познавательного
интереса», который определяет выбор и
способ изучения эмпирического объекта
в каждом конкретном случае, и понятие
«ценностной идеи», которая определяется
специфическим способом видения мира
в данном культурном контексте. В «науках
о культуре» эта проблема приобретает
особую значимость, т. к. в данном случае
ценности выступают как необходимое условие
возможности существования таких наук:
мы, существующие в некоторой культуре,
не можем изучать мир, не оценивая его
и не наделяя его смыслом. В данном случае,
таким образом, речь идёт не о субъективных
пристрастиях того или иного учёного,
но прежде всего о «духе времени» той или
иной культуры: именно он играет ключевую
роль в формировании «ценностных идей».
Данные теоретические постулаты позволяют
Веберу интерпретировать социологию экономики
в «культурологическом» ключе. Вебер выделяет
две идеальнотипические организации экономического
поведения: традиционную и целерациональную.
Первая существует с древности, вторая
развивается в Новое время. Преодоление традиционализма
связано с развитием современной рациональной
капиталистической экономики, которая
предполагает наличие определённых типов
социальных отношений и определённых
форм социального порядка. Анализируя
эти формы, Вебер приходит к двум выводам:
идеальный тип капитализма описывается
им как торжество рациональности во всех
сферах хозяйственной жизни, причём подобное
развитие не может быть объяснено исключительно
экономическими причинами. В последнем
случае Вебер полемизирует с марксизмом.
Социология власти
В социологии власти Вебер также следует своему методу. В соответствии с ним выделяется три типа легитимации власти (господства):