Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2014 в 17:30, реферат
Актуальностью изучения творчества этого социолога является непреходящая ценность его идей и прозрений, его прогнозов, особенно в свете тех событий, которые происходят в нашей стране и во всем мире в настоящее время. Это подчеркивается и российскими, и зарубежными социологами. «Сейчас можно утверждать, что это одна из самых дальновидных и критических личностей в анналах нашей науки».1
Введение…………………………………………………………………..…..2-3
Социология П.Сорокина………………………………………………..…4-5
Анализ труда
Социология как наука………………………………………………6-7
Развитие социологии…………………………………………….….7-11
Родовая структура социокультурных явлений………………..11-16
Заключение…………………………………………………………………16-18
Список литературы……………………
Затем Сорокин подробно рассматривает условия возникновения, сохранения и распада коллективных единств. Условия их возникновения, существования и распада он делит на три группы:
1.Космические или физико-
2.Биологические.
3.Социально-психические.
Далее Сорокин указывает два основных способа ( сознательный и бессознательный) установления организации группы и обычные приемы поддержания и сохранения этой организации. «Общественная жизнь представляет не что иное, как непрерывный поток возникающих, длящихся и исчезающих коллективных единств: « Коллективное единство перерастает существовать только тогда, когда прекращается взаимодействие между частью или всеми его членами… Прекращение коллективного единства ведет к исчезновению его организации. Но падение одной организации и замена её другой вовсе ещё не означает исчезновения и распада коллективного единства, а означают только, что форма, порядок и организация последнего изменилась!»11
Затем Сорокин рассматривает строение расслоение населения. Он подчёркивает, что «население расслаивается на ряд групп, что оно составлено из множества коллективных единств, а не представляет чего-то цельного, единого, все члены которого одинаково связаны друг с другом. Из множества групп, на которые распадается население, важнейшими простыми расслоениями последнего будут расслоения:
а) семейной принадлежности;
б) по государственной;
в) расовой;
г) по профессиональной;
д) по имущественной;
е) по религиозной;
ж) по объемной-правовой;
з) по партийной;
и) по партийной.
Из сочетаний простых расслоений ( группировок) образуются сложные группы. Сложные группы бывают:
а) типичные и нетипичные для данного населения. Из типичных важны класс и национальность;
б) внутренне антагонистические и внутренние солидарные…
Судьба любого населения и ход истории определяются не борьбой или согласованием каких-либо одних групп, а взаимоотношениями всех указанных простых и сложных социальных коллективов»12. Для объяснения исторических процессов «приходится учитывать взаимоотношения и поведение всех этих групп».
Далее Сорокин делает переход к изучению деятельности людей, факторов поведения и механики общественных процессов: « Все силы, влияющие на поведение людей и определяющие собой характер их совместной жизни, могут быть сведены к трем основным разрядам:
1)космических (физико-химических) сил;
2)биологических сил;
3)социально-психологических сил.
К разряду космических сил П.А. Сорокин относит простые раздражители, такие как свет, звук, температура, цвет, влажность и т.д., и сложные, такие как климат данного места, состав и характер почвы, смена времен, чередование дня и ночи.
К главным биологическим силам (раздражителям) Сорокин относит следующее:
( сна, покоя, игры и т.п.)
Социально-психологические факторы делятся Сорокиным на простые и сложные. К простым оно относит: идеи, чувства-эмоции, волнения людей.К сложным: материальная культура, окружающая человека, духовная атмосфера социальной среды, общественно-политическая организация групп, явления власти, богатство и деньги, разделение труда и т.д.
В своей работе П.А. Сорокин подробно показывает степень влияния всех этих факторов на поведение человека и общественную жизнь: «Человек, как и все явления мира, не изъят из-под действия законов необходимости, что « абсолютной свободы воли нет…»13 Зависимость нашего поведения от социально-психических раздражителей воспринимается нами как отсутствие зависимости, как «свобода воли» и поведения!.. Рост влияния социально-психических факторов на наше поведение будет восприниматься нами как рост нашей свободы, как уменьшение нашей зависимости от условий, посторонних и чужих нашему «я». Вот почему социально-психологические раздражители поведения кажутся нам освобождающими. Этот субъективно-неизбежный факт и послужил поводом для появлений теорий «свободной воли». Единственный смысл, который может иметь «свободная воля», означает объективно уменьшение зависимости нашего поведения от условий космических и биологических и рост нашей зависимости от условий социально-психологических,- зависимости, субъективно переживаемой нами как свобода, как отсутствия стеснения… С ходом истории влияние социально-психологических сил растет, поэтому растет и наша «свобода». Так кажется нам субъективно и таково единственно приемлемое понятие «свобода воли»… Каждый из нас, рождается на свет, несет с собой лишь биологическую организацию, биологические импульсы и ряд наследственных черт. Багаж - небольшой, фигура- неопределенная. Что выйдет из неё, гений или невежда…- это определяется совокупностью воздействий социальной среды. Она формирует человека как социально- психологическую индивидуальность».14
Заключение.
В настоящее время интерес к творчеству П.А. Сорокина как со стороны западных, так и со стороны российских социологов значительно возрос. Все более актуальными становятся его идеи в связи с подтверждением истинности и глубины его гениальных прозрений. Сорокин вошёл в историю как один из самых выдающихся в области социологии мыслителей XX в.
В развитии классической социологии чётко наметились два направления: объективистская, одним из представителей которой был Э. Дюркгейм, и культурно - аналитическая, которую развивали М. Вебер, Г. Зиммель и др. Выстраивая свои теории, они стремились отделить социологию от естественных наук, искали свой предмет и методы исследования. При этом Дюркгейм считал, что социология должна изучать объективную реальность, социальные факты, к которым относил и коллективные представления, коллективное сознание. Именно признание последних в качестве социальных фактов приближает его к социологии культуры.
В отличие от Дюркгейма, «понимающая» социология Вебера и Зиммеля, напротив, склоняется к психологизму, субъективизму. По Веберу, социологическому изучению подлежат субъективная мотивация, намерение, ориентация на других людей как находящиеся между социальным действием и средой. За основу исследования он предлагает взять идеальные типы, соотнесение котоҏыҳ с действиями людей позволит понять внутренние механизмы их поступков.
Наибольшее влияние психологии проявляется в теории Зиммеля. Он понимает историю общества как историю психических явлений, при этом отделяет форму и содержание, противопоставляет их и считает, что социология должна изучать индивида с его желаниями, утверждениями и другими субъективными проявлениями отдельно от объектов, которые их вызвали.
П. Сорокин, разработав свою систему, выступил против предшествующей социологии, субъективизма и психологизма. Его основной тезис о тои, что социальное поведение основано на психофизических механизмах, предполагает исследование как поведения, так и его побуждений. При этом он считает необходимым изучение деятельности индивидов, что позволяет увидеть их субъективный смысл, значения, ценности, нормы.
Можно с уверенностью сказать, что пока П.А.Сорокин, как автор серии серьезных исследований, как сторонник теоретико-методологической интеграции остается нашим актуальным собеседником по многим проблемам социологической науки и общественной жизни - этот русско-американский ученый действительно жив. И может быть, является ориентиром в переинтерпретации классического наследия. Сорокин сильно воздействовал на умы и души людей своей нестандартной личностью и множеством глубоких работ. Говоря о таких людях, невольно вспоминаешь слова Лежнева, одного из персонажей тургеневского «Рудина», о его умершем друге: точно в запущенной и темной комнате неожиданно раскупорили «забытую склянку с духами».
Список литературы
1 Джонстон Б.В. Питирим Сорокин и социокультурные тенденции нашего времени // СОЦИС. 1999. №6.
2 Теория интегративного общества П. Сорокина, альтернативы развития современной России и идеалы молодежи. Тезисы научной конференции. 1997.
3 Sorokin_-_Obshchedostupnyy_
4 П.Сорокин. Человек. Цивилизация. Общество / Общ. ред., сост. и предисл. А. Ю. Согомонов: Пер. с англ. — М.: Политиздат, 1992
5 П.Сорокин. Человек. Цивилизация. Общество / Общ. ред., сост. и предисл. А. Ю. Согомонов: Пер. с англ. — М.: Политиздат, 1992
6 Джонстон Б.В. Питирим Сорокин и социокультурные тенденции нашего времени. // СОЦИС. 1999.- №6
7 Сорокин П.А. Обзор циклических концепций социально-исторического процесса // СОЦИС.1998. - №12
8 П.Сорокин. Человек. Цивилизация. Общество / Общ. ред., сост. и предисл. А. Ю. Согомонов: Пер. с англ. — М.: Политиздат, 1992
9 Сорокин П.А. Система социологии М., 1993, Т1.
10 П.Сорокин. Человек. Цивилизация. Общество / Общ. ред., сост. и предисл. А. Ю. Согомонов: Пер. с англ. — М.: Политиздат, 1992
11 Сорокин П.А. Обзор циклических концепций социально-исторического процесса // СОЦИС.1998. - №12.
12 П.Сорокин. Человек. Цивилизация. Общество / Общ. ред., сост. и предисл. А. Ю. Согомонов: Пер. с англ. — М.: Политиздат, 1992
13 П.Сорокин. Человек. Цивилизация. Общество / Общ. ред., сост. и предисл. А. Ю. Согомонов: Пер. с англ. — М.: Политиздат, 1992
14