Социология религии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2015 в 14:51, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение таких вопросов, как:
- закономерность формирования религии как социального института
- основные этапы становления христианской церкви как социальной организации
- религия в современной России: фактор стабильности или конфликтов?
- религия и экономика

Содержание работы

Введение 3
1. Закономерность формирования религии как социального института 4
2. Основные этапы становления христианской церкви как социальной организации 7
3. Религия в современной России: фактор стабильности или конфликтов? 8
3.1. Религия как один из факторов конфликтных ситуаций в России 9
4. Религия и экономика 10
Заключение 13
Список использованной литературы 14

Файлы: 1 файл

Социология.doc

— 84.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ

КЕМЕРОВСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

 

 

 

 

 

Кафедра гуманитарных дисциплин

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

 

по дисциплине «Социология»

 

На  тему «Социология религии»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

студентка гр. БУс-131

№ зачетной книжки БУс130101

Гурбатова В.И.

Проверил:

кандидат философских наук,

доцент кафедры гуманитарных дисциплин,

Попов С.И.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кемерово, 2014 г

Содержание

 

Введение  3

1. Закономерность формирования  религии как социального института  4

2. Основные этапы становления христианской церкви как социальной организации 7

3. Религия в современной России: фактор стабильности или конфликтов?  8

3.1. Религия как один из факторов конфликтных ситуаций в России  9

4. Религия и экономика 10

Заключение 13

Список использованной литературы 14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Тема "Социология религии" изучается на стыке сразу нескольких взаимосвязанных дисциплин. Для современного состояния науки характерен переход к глобальному рассмотрению проблем тематики "Религия как социальное явление". Высокая значимость и недостаточная практическая разработанность проблемы религии определяют несомненную новизну данного исследования. Уровень социального изучения религии на протяжении последних лет очень высок, это связано, прежде всего, с тем, что современная наука рассматривает разнообразные религии как важный компонент единой культуры человечества, рассматривая в равной мере как мировые религии – буддизм, христианство, ислам, так и традиционные региональные или национальные религии, а также современные религиозные движения и культы. Наука анализирует причины возникновения, становления и развития религий в контексте их взаимодействия с различными цивилизационными и социально-политическими процессами.

Целью данной работы является рассмотрение таких вопросов, как:

- закономерность формирования  религии как социального института

- основные этапы  становления христианской церкви  как социальной организации

- религия в современной  России: фактор стабильности или  конфликтов?

- религия и экономика

Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме "Социологии религии" в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.

 

 

 

 

 

  1. Закономерности формирования религии как социального института

 

Религия является необходимым составным элементом общественной жизни, в том числе и духовной культуры общества ее главная функция заключается в том, чтобы помочь человеку преодолевать исторически изменчивые,  относительные стороны его бытия и поднимать человека до чего-то абсолютного, неизменного, вечного. Выражаясь философским языком, религия призвана внедрить человека в трансцендентное (то есть такое, что находится "по ту сторону" человеческого опыта) в обществе как социокультурной системе это проявляется в предоставлении ценностям, идеалам, нормам и образцам поведения абсолютной ценности, их независимости от исторически преходящих пространственно-временных координат человеческого бытия.

Религия - это общественно-историческое образование - один из важнейших социальных институтов человечества.[11,c.24]

Исследованию религии как социального института посвятили свои работы Дюркгейм, Вебер и другие известные социологи. Существует целая отрасль социологического знания под названием "социология религии"

Одной из дискуссионных проблем социологии религии является проблема определения наиболее важных признаков религии. Здесь борются в основном две позиции: первая представлена «марксистским религиоведением» .В этом  религиоведении основным признаком религии признается вера в существование сверхъестественного и наличие отношений с ним. Вторую позицию представляют  Дюркгейм и его последователи. Они считают, что основу религии составляет культовая система.

Не вдаваясь в подробную аргументацию сильных и слабых сторон той или иной точки зрения, мы будем исходить из общей предпосылки Дюркгейма, она нам представляется более научно обоснованной.

В первобытном обществе культовые действия были вплетены в процесс материального производства и общественной жизни, а осуществление культовых обрядов еще не выделялось в самостоятельный вид деятельности. Однако по мере усложнения общественной жизни начинают выделяться специалисты по проведению культовых действий: колдуны, шаманы и т. п.

Следующий этап в процессе институционализации связан с зарождением системы общественной организации, при которой руководители общин, старейшины племен и другие деятели, осуществляющие в них функции управления, одновременно играли ведущую роль в религиозной жизни общины.

Становление раннеклассового общества приводит к существенному усложнению общественной жизни, в том числе и религиозных представлений, а также к изменению социальных функций религии. На передний план выходит задачи по обеспечению регулирования помыслами и поведением людей в интересах правящих классов, доказательства сверхъестественного происхождения власти правителей, и тогда начинают формироваться относительно самостоятельные системы культовых действий - богослужение и вместе с ним организация служителей культа - жреческие корпорации.

Жреческие корпорации - это не просто профессиональная организация людей, занятых однотипным трудом, а социальная прослойка,  а точнее, состояние. [2, c.16]

По мере усложнения общественных отношений и представлений преобразуется и усложняется вся общественная система, в том числе и религиозная надстройка.

Важнейшей целью религиозных организаций является нормативное воздействие на их членов, формирование у них определенных целей, ценностей и идеалов. Осуществление этих целей достигается посредством выполнения ряда функции: выработка систематизированного вероучения, разработка систем его защиты и оправдания, руководство и осуществление культовой деятельности, контроль и осуществление санкций за исполнением религиозных норм, ведение связей со светскими организациями, государственным аппаратом и т п.

Появление религиозных организаций объективно обусловлено развитием процесса институционализации. Решающую роль в этом процессе сыграло выделение устойчивого социального слоя, противостоящего основной массе верующих - служителей культа, которые становятся во главе религиозных институтов и которые сосредоточивают в своих руках всю деятельность по производству, трансляции религиозного сознания и регуляции поведения массы верующих.

В развитой форме религиозные организации является сложной централизованной и иерархичной системой. Первая система включает в себя группу, занимающаяся выработкой, сохранением и переработкой религиозной информации, координацией религиозной деятельности и отношений, контролем за поведением, включает в себя разработку и применение санкций. Вторая, управляемая подсистема, включает в себя массу верующих. Между этими подсистемами существует система нормативно-оформленных, иерархически-выдержанных отношений, позволяющая управлять религиозной деятельностью. Регулирование этих отношений осуществляется с помощью так называемых организационно-институциональных норм.

Церковь как организацию, в отличие от жреческого сословия, нельзя рассматривать как часть чиновничьего аппарата. Включение церкви в социальную систему осуществляется в основном через политико-идеологическую сферу, где складывается особый тип взаимоотношений церкви и государства. Государство оказывает церкви всемерную поддержку для внедрения религиозной идеологии в массы и тем самым способствует укреплению ее положения в обществе. Церковь же в интересах державы навязывает народным массам определенные стандарты поведения и мышления, стремится затормозить процесс становления классового сознания трудящихся, приглушить их недовольство против угнетателей. Таким образом, церковь как социальный институт выступает как носитель политической власти и одновременно как субъект собственной власти Собственную власть церкви следует определять как идеологическую власть. Идеологическая власть церкви является формой политической власти класса, а реализация церковью своей власти есть не что иное, как один из способов осуществления классом политической власти. Идеологическая власть церкви приобретает относительно самостоятельный характер, внешне независимую от политической власти форму.[12,c.42]

 

  1. Основные этапы становления христианской церкви как социальной организации

 

Формирование института церкви в христианстве полной мере отражает общие закономерности социальной институционализации культовых систем. Христианская церковь как социальный институт оформляется в римской империи во II-V вв новой эры. Корни этого явления заложены не в особом вероучении, а заключаются в особенностях социальных, экономических, политических, идеологических условий развития римского общества на данном историческом этапе. Во II веке н.э. в античном обществе, появилась новая религиозно-культовая система, послужившая основой для образования специфической социальной группы - единоверцев-христиан. Представители этой социальной группы в мировоззренческом отношении противопоставляли себя другим социальным группам римского общества. На базе данной идеологической установки была создана возможность для объединения представителей всех слоев населения. Таким образом, формируются исходные, первичные ячейки христианской церкви - христианские общины .

Христианская церковь как специфический социальный институт является исторически сложившейся системой власти и управления поведением и деятельностью людей. [8,c.31]. Первой наиболее значительной вехой является приобретение особого социального статуса внутри христианских общин, толкуют вероучения, исполнителей и руководителей культовых действий, организаторов хозяйственной и иной повседневной деятельности общины: апостолов, пророков, пресвитеров и епископов.

Сначала между представителями духовенства, который формируется, не было строгого разграничения функций, а следовательно, и строгого фиксированного статуса внутри общин. По мере эволюции христианства происходит большая дифференциация и в среде духовенства, из старейшин-пресвитеров выделяются должностные лица - епископы, за которыми закрепилось право выполнения важнейших христианских обрядов: причащения, рукоположения, отпущения грехов и т.д. Епископы делали отбор священных книг, определяли порядок богослужения. В их руках сосредоточилось также управление всем имуществом общин.

С этого времени церковь как орган управления приобретает относительную самостоятельность и становится обладательницей особых интересов в отношении верующего.

 

 

  1. Религия в современной России: фактор стабильности или конфликтов?

 

Религиозные конфликты могут пониматься двояко: во-первых, как собственно конфликты между конфессиями в их внутреннем вероисповедании,  и во-вторых, как конфликты больших социальных групп, относящих себя к верующим той или иной конфессии. В первом случае межконфессиональные конфликты есть противоборствующее взаимодействие различных конфессий, а во-втором - социальная, общественная проекция этих отношений, т.е. уже как бы вторичный, пропущенный через общественную призму конфликтный способ функционирования конфессий.

Более того, под религиозным конфликтом зачастую понимают и внутриконфессиональные конфликты, такие как возникновение ересей, и межконфессиональные. Например, некоторые исследователи указывают на то, что религиозный конфликт возникает в результате попыток представителей одной конфессии навязать последователям другой конфессии свою систему верований, а если это не удается - принудить их к этому силой или даже уничтожить. Силой обратить мусульман в христианство, угрозами заставить евангелистов отречься от «лютеровой ереси» и т.д. Другими словами, речь идет о крайней форме межконфессиональных конфликтов - религиозных войнах. Ученые, специалисты по-разному толкуют понятие религиозного конфликта. В частности, известный социолог Макс Вебер под «религиозным конфликтом» понимал «борьбу статусных групп», которые утверждали исключительность собственного «стиля жизни».

Одним из главных факторов возникновения религиозных конфликтов в частности, как и социальных конфликтов в общем, является политико-экономическая ситуация в государстве.

Причиной конфликтной ситуации могут стать действия властей, направленные на сокращение или полное прекращение процесса миграции населения (часто инорелигиозного) из одной страны в другую или внутри страны в поисках работы и лучших условий жизни. Разжигая этнорелигиозную рознь, искусно направляя гнев населения против национальных или религиозных меньшинств, против «чужаков»-иммигрантов, власти пытаются, как правило, отвлечь внимание от внутренних неурядиц, от собственных просчетов, вызванных некомпетентным вмешательством в экономику, пренебрежительным отношением к социальным проблемам.

Информация о работе Социология религии