Социология религии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2015 в 14:51, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение таких вопросов, как:
- закономерность формирования религии как социального института
- основные этапы становления христианской церкви как социальной организации
- религия в современной России: фактор стабильности или конфликтов?
- религия и экономика

Содержание работы

Введение 3
1. Закономерность формирования религии как социального института 4
2. Основные этапы становления христианской церкви как социальной организации 7
3. Религия в современной России: фактор стабильности или конфликтов? 8
3.1. Религия как один из факторов конфликтных ситуаций в России 9
4. Религия и экономика 10
Заключение 13
Список использованной литературы 14

Файлы: 1 файл

Социология.doc

— 84.00 Кб (Скачать файл)

 

    1. Религия как один из факторов конфликтных ситуаций в России

 

Специфика религиозной жизни России — ее многоконфессиональность. На территории страны действуют религиозные организации, представляющие более 60 конфессий. Поликонфессиональный характер Российской Федерации объясняет немалую сложность отношений между конфессиями, а это накладывает отпечаток на характер связей государственных структур, как федеральных, так и региональных, с конкретными религиозными институтами.

Религиозная жизнь России на всем тысячелетнем протяжении религиозной истории нашего государства изобилует кровопролитными войнами, жесточайшими расправами, беспощадными столкновениями мнений, убеждений личностей, групп, сообществ и организованных структур. Во главе угла этих драматичных и подчас самых жестоких событий религиозной жизни был и остался конфликт. Сказать, что он служил только движению вперед, как это всегда говорят, обходя острые углы, будет неправильно. Потому что религиозные конфликты не только служили поступательному развитию, а, наоборот, на одних этапах истории они тормозили движение вперед, на других уводили в сторону, а на третьих и вовсе поворачивали вспять.[10,c.56]

Однако на данный момент, по степени доверия, высказываемого различными социально-политическими институтами, церковь является одним из лидеров, наряду с институтами верховной власти и армией. Причем социальный авторитет церкви признается как верующей, так и неверующей частью населения, что свидетельствует о большом потенциале влияния на социальный климат в России.

 

 

  1. Религия и экономика

 

Социология рассматривает экономическое поведение как конкретный случай социального поведения, т.е. комплекс ролей и социальных организаций, на которые оказывают влияние политические и культурные факторы (переменные), включая религиозную систему. Два основных подхода к анализу места политических и культурных переменных в экономической жизни определены научным вкладом "двух гигантов социологической традиции», — по словам Н.Дж.Смелзера, — Карла Маркса и Макса Вебера.  
            Согласно Марксу религиозная система с политической, правовой и другими системами образует "надстройку", которая определяется экономическим строем и оказывает обратное воздействие на экономический базис. Религиозная система выполняет идеологическую функцию, представляя интересы господствующих классов в качестве всеобщего интереса и тем самым защищая строй, основанный на эксплуатации человека человеком. Анализ религии с этих позиций требует, чтобы религиозные представления были выведены из существующих отношений реальной жизни общества и в этом смысле должны быть раскрыты связи религии с экономикой. Этот подход не получил до сих нор в социологии сколько-нибудь заметного развития. Хотя все же есть работы, в которых рассматривается связь религии с различными способами производства, социальным расслоением и формами распределения.

В какой-то мере этот подход реализуется в социальной антропологии, данные которой раскрывают отношение между религией и экономикой на уровне древнейших связей между ценимыми достоинствами, желанными благами и — интересами выживания группы. Во всех обществах на ранних стадиях обнаруживается тенденция к тому, чтобы представлять "божественное" в вещах, символизирующих первичные потребности и средства существования или в личностях, наиболее удачливых в добывании пищи. Так, в охотничьем племени "обожествляться", становиться объектом почитания может главный и наиболее ценимый объект охоты, или же боги представляются в качестве великих охотников. У земледельцев может почитаться зерно, символизирующееся в умирающих и воскресающих божествах, или же возникают другие символы плодородия, которые оказываются в центре культовых действий, являются объектами почитания.

 Связь религиозных сообществ, церквей с экономическими проблемами, навязываемыми жизнью, заставляла идти на компромиссы. Ведь в пределе религиозная этика вела вообще к отказу от владения экономическими благами. Избегающий мира, аскетизм запрещает монахам иметь личную собственность и требует ограничить потребности самым необходимым. Отношение к труду — двойственное. С одной стороны, монах обязан обеспечивать свое существование собственным трудом, с другой — труд есть необходимость, отвлекающая от главного—созерцания, молитвы. 
          Прорыв произошел при переходе от исторической религии к религии раннесовременной, протестантизму, — религии, которая оказалась способной обеспечить возникновение более "открытой" экономической системы, с большей социальной мобильностью, оказалась духовной основой экономики, базирующейся на быстром техническом росте и расширении производства в погоне за прибылью от капиталовложений. Это тот тип религии, воплощенной в "протестантской этике", который оказал столь значительное влияние на развитие современного мира и его экономики. 
          Главная идея Вебера состояла в том, что экономика — одно из основных условий человеческого существования, — воплощалась в различных типах хозяйственной деятельности, которые характеризуются не только технологическими различиями, но и разной социальной организацией труда; существенным факторам хозяйственной деятельности является менталитет субъектов экономической деятельности. [9,c.86] 
          В России начала ХХ-го века проблема развития капитализма вызывала самое пристальное внимание и бурные дискуссии. В работах С.Н.Булгакова эта проблема рассматривается в ее связи с религиозной жизнью, главным образом — православием. Высоко оценивая веберовскую "Протестантскую этику", он прежде всего указывает на то, что благодаря этой работе "религия как фактор экономического развития, поскольку она есть фактор образования личности, вводится в круг изучения экономической жизни". Булгаков с сожалением констатирует, что влияние религиозного фактора на экономическую жизнь изучено весьма недостаточно и что подобного рода исследования почти совершенно отсутствуют относительно русской хозяйственной жизни, включая историю русской промышленности. 
          Итак, в заключение следует отметить, что определенные религиозные ценности и установки могут способствовать развитию или упадку экономической системы. Если религиозная этика ориентирует на трудолюбие, прилежание, самоограничение и скромный образ жизни, служение "делу", а не самоублажение, то она может способствовать умножению богатств. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Можно много спорить о положении религии в современном обществе. Однако однозначно оценить ее роль, возможности и перспективы попросту невозможно. Весь опыт ХХ в. показал несостоятельность односторонних прогнозов относительно дальнейших судеб религии: либо ее неминуемого и близкого отмирания, либо грядущего возрождения былой мощи. Сегодня, очевидно, что религия играет заметную роль в жизни общества и что она претерпевает глубокие и необратимые изменения.

На положение религии в современном обществе решающее воздействие оказывают две главные силы современности - наука и политика. Их эволюция в современном обществе ведут к неоднозначным для религии последствиям: разрушая традиционные установления, они подчас и открывают для нее новые возможности. Успехи в овладении природой с помощью техники, достигнутые в ХХ веке на основе гигантского приращения научных знаний, оказали глубокое воздействие на религиозное сознание. Однако типичные для прошлого века ожидания близкого конца религии в результате развития науки не сбылись. Наука не вытеснила религию, но она вызвала глубокие перемены в религиозном сознании - в понимании Бога, мира, человека. Религия в качестве нравственной духовной силы получила возможность сегодня вступить в диалог с миром, судьбы которого оказались зависимыми от его нравственной состоятельности перед лицом реальных проблем общественного развития. В основе культурных ценностей, разделяемых большинством религий, лежат универсальные общечеловеческие ценности, такие понятия, как любовь, мир, надежда, справедливость.

В настоящее время большинство церковных иерархов и рядовых священнослужителей стоят на позициях нового осмысления современных социально-экономических и общественно-политических проблем, возникающих в процессе развития и изменения нашего общества, ориентируют церковь на повышение нравственного потенциала человека.

 

 

Список литературы

 

  1. А.А.Радугин, К.А. Радугин “Социология” М. “Центр”, 1997 г.
  2. Анурин В.Ф." Социология " Учебное пособие для вузов, 2003г. - 248с.
  3. Касьянов В.В., Нечипуренко В.Н., Самыгин С.И. Социология Учебное пособие.-Ростов н/д, 2000-Гл.9

4. Бабосов Е.М." Общая социология". Учебное пособие для студентов Вузов. Издательство " ТетраСистемс", 2002г. -640с.

5. Кравченко С.А." Социология", Издательство " экзамен", 2002г.512с.

6. Жиль Феррсоль " Социология. Терминологический словарь". Издательство " Питер", 2003г.160с.

7. Филатова О.Г." Социология. Конспект лекций", Издательство" Михайлова В.А. ". Серия " Высшее образование", 2002г.164с.

8. "Общая социология": Учебное пособие / Под ред. Проф. Эфендиева А.Г. - М.: ИНФРА-М. 2002-654с.

9. М.П.Мчедлов “Религия и современность” М. Издательство политической литературы, 1982 г.

10. . И.А. Крывелев “История религий” М. “Мысль”, 1975 г.

11. В.И. Гараджа “Религиоведение” М. “Аспект Пресс”, 1994 г.

12. “Основы религиоведения” под ред. И.Н. Яблокова М. “Высшая школа”, 1994 г

 

 


Информация о работе Социология религии