Социология семьи и брака

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 21:01, реферат

Описание работы

Семья считается одним из пяти фундаментальных институтов общества, придающим ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. Одновременно семья выступает малой группой — самой сплоченной и стабильной ячейкой общества. На протяжении своей жизни человек входит в состав множества самых разных групп — группу сверстников или друзей, школьный класс, трудовую бригаду, клуб по интересам или спортивную команду, но лишь семья остается той группой, которую он никогда не покидает.

Содержание работы

Введение
Брак и семья как социальные институты. Основные функции семьи.
Исторические формы брачно-семейных отношений.
Перспективы развития семьи и брака.
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

социология.docx

— 32.44 Кб (Скачать файл)

Содержание:

 Введение

  1. Брак и семья как социальные институты. Основные функции семьи.
  2. Исторические формы брачно-семейных отношений.
  3. Перспективы развития семьи и брака.

Заключение

Список литературы

 

 

Введение

Семья считается одним  из пяти фундаментальных институтов общества, придающим ему стабильность и способность восполнять население  в каждом следующем поколении. Одновременно семья выступает малой группой  — самой сплоченной и стабильной ячейкой общества. На протяжении своей  жизни человек входит в состав множества самых разных групп  — группу сверстников или друзей, школьный класс, трудовую бригаду, клуб по интересам или спортивную команду, но лишь семья остается той группой, которую он никогда не покидает. Наконец, семья — самый распространенный вид социальной организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Брак и семья как  социальные институты

Институт семьи

Когда говорят о важнейших  социальных институтах — столпах  общества, то в числе первых называют семью. Так оно и есть: семья1 — главный институт человеческого общества. Он, в свою очередь, включает множество более частных институтов, а именно институт брака, институт родства, институт материнства и отцовства, институт собственности, институт социальной защиты детства и опеки и др.

Процесс формирования семьи  с институциональной точки зрения предстает как растянутый во времени  процесс усвоения социальных норм, ролей и стандартов, регулирующих ухаживание, выбор брачного партнера, стабилизацию семьи, сексуальное поведение, отношения с родителями супругов.

 Институт брака не  охватывает всю сферу семейной  жизни и уж тем более все  многообразие отношений между  родственниками — близкими и  дальними. Он подразумевает совокупность  норм и санкций, которые регулируют  отношения супругов. Одни нормы  носят юридический характер и  регламентируются законодательством,  другие относятся к культурным и регламентируются морально - обычаями и традициями. Эти нормы регулируют две главные фазы - заключение и расторжение брака.

Исторический аспект института  семьи изучается историками, этнографами  и антропологами, которые составили  типологии брака, семьи и родства. Понятия экзогамии и эндогамии, моногамии, полигинии, патриархальности, матрилинейности и некоторые другие пришли в социологию из родственных ей дисциплин. Другие понятия, к примеру нуклеарная и расширенная семья, брак по расчету, семья происхождения и прокреационная семья, одно- и многодетная семья и ряд других, придуманы социологами.

Семья как институт, точнее как совокупность институтов, не относится  к реальным людям. Институт семьи  связан с обычаями, законами и правилами  поведения, которые закрепляют отношения  родства между людьми. Законодательство — важнейшая часть семьи как  института. Существует семейное право, где закон определяет, что такое  семья, каковы права и обязанности  мужа и жены, детей и родителей. Закон определяет минимальный возраст  заключения брака, правила раздела  имущества после развода и  т. д. Хотя закон не обязывает, чтобы  супруги были обязательно разнополыми, но общественное мнение негативно относится  к так называемым гомосексуальным  союзам (между мужчинами или между  женщинами).

Семью как институт следует  отличать от семьи как первичной  группы. Группа состоит из конкретных людей, выполняющих определенные роли, связанных непосредственно личными  отношениями. Отношения между людьми в группе спонтанные и интенсивные. Семья включает представителей двух поколений. В институте семьи  есть описания позиций отца, матери, жены и т. п. Это стандарты для  оценки поведения исполнителей, их соответствия или несоответствия позициям. Эти позиции обозначаются термином «социальный статус».

 

 

 

Институт брака

Сравнивая между собой  два института, следует сказать, что брак – это институт, регулирующий отношения между полами, а семья  — институт, регулирующий отношения  между супругами, между родителями и детьми.

Вступление в половые  отношения — чисто физиологическое  явление. Оно существует у большинства  живых существ. Но в человеческом обществе сексуальные отношения  регулируются комплексом культурных норм. Одни нормы просто-таки вменяют в  обязанность половые отношения  двум индивидам. Другие нормы запрещают  вступление в половые отношения  с посторонними людьми. Третий тип  норм приостанавливает или вообще запрещает  половые отношений.

Конечно, половые отношения  могут происходить вне брака, а сам брак может существовать и без них. Однако именно брак в  человеческом обществе считается единственно  приемлемой, социально одобренной и  закрепленной законом формой не только разрешенных, но обязательных сексуальных  отношений супругов. Сексуальная  неудовлетворенность или измена одного из них в современном обществе (раньше было иначе) служит достаточным  поводом для юридического расторжения  брака.

Брак представляет собой  совокупность формальных предписаний, определяющих права, обязанности и  привилегии мужа по отношению к жене, а их двоих — по отношению к  своим детям, родственникам и  обществу в целом. Иными словами, брак представляет собой контракт, который заключается тремя сторонами  — мужчиной, женщиной и государством. В отличие от всех других формальных контрактов, существующих в обществе, в нем оговорена только одна дата — дата заключения брачного соглашения, но не проставлена дата окончания  действия контракта. Тем самым подразумевается, что брачные узы скрепляют  людей до конца их жизни. Во многих обществах государство берет  на себя только оформление брака, а  его освящение совершает церковь. Супруги дают клятву в верности друг другу и берут на себя обязанность  социальной, экономической и физической опеки друг друга. Освящение брака  перед церковным алтарем считается  самой сильной формой укрепления брака.

Институт брака самим  фактом своего существования свидетельствует, что общество преднамеренно разделило  все виды половых отношений на одобряемые и неодобряемые, а государство  — на разрешенные и неразрешенные. Но так было не всегда. В древности брачные отношения выглядели совсем иначе, а на заре человеческой истории их не было вовсе.

В любом обществе — древнем  или современном — семья формируется, как правило, через брак. Брак —  санкционированный обществом сексуальный  союз определенной продолжительности  между двумя и более индивидами. Подобный союз обычно заключается благодаря  специальной церемонии— инаугурации, торжественному заключению брачных уз. Инаугурация может проходить в строго формальной либо в совершенно неформальной атмосфере. Дети, рожденные в брачном союзе, остаются законнорожденными потому, что общество предписано социальные роли матери и отца каждому члену союза, наделив их обязанностью воспитывать, защищать потомков, заботиться о них Дети, рожденные вне брака, считаются незаконнорожденными. Почему? Хотя мать незаконнорожденного ребенка известна, но мужчины, готового выполнить социальную роль отца, может не найтись.

 

 Брак — это еще  и совокупность обычаев, которые  регулируют супружеские отношения  мужчины и женщины. В современной  европейской культуре такие обычаи  включают знакомство, обручение,  обмен кольцами, разбрасывание риса  или денег во время свадебной  церемонии, медовый месяц, перешагивание  жениха и невесты через символическое  препятствие.

Более упрощенными выглядят брачные церемонии в некоторых  традиционных обществах. На островах Фиджи  теща отдавала жениху пояс своей дочери, который та носила в девичестве. У одного из племен, после ритуала  лежания новобрачных на железных колодках и обмахивания их со всех сторон курицей, жрец трижды ударял женила и невесту головами, во время чего они должны были умудряться вкладывать друг другу в рот орешки,— таким образом брак признавался заключенным.

У европейцев брак подразумевает  некоторые правила поведения, ставшие  традицией, например добрачное целомудрие, супружескую верность, пострижение  в монахи, обязательство поддерживать супруга всю жизнь. Наконец, брак неотделим от законов, связанных  с ним: регистрация брака, право  на развод по уважительным причинам, право  признания брака фиктивным в  случае обнаружения мошенничества, соответствие возрастов жениха и  невесты, согласие родителей, отсутствие родства между вступающими в брак.

Все эти нормы, по определению  американского социолога К. Дэвиса, формируют некую целостную структуру, которую называют институтом брака. В обществе такой институт выполняет  ряд принципиально важных функций  — воспроизводство людей, воспитание детей, сексуальное и эмоциональное  удовлетворение.

Образно говоря, брак – ворота в семейную жизнь. По определению  Э. Богардуса, брак является институтом, допускающим мужчин и женщин к семейной жизни.

 Если брак распространяется  на отношения супругов, то семья  захватывает супружеские и родительские  отношения. Брак представляет  собой только отношение, а семья  является, кроме того, еще и социальной  организацией.

Итак, брак - институт, регулирующий отношения только супругов, а семья - институт, регулирующий, кроме того, еще и отношения между родителями я детьми.

 

2. Исторические формы  брачно-семейных отношений

В процессе исторического  развития отношения семьи и общества, семьи и личности постоянно изменялись под воздействием господствующего  в данном обществе способа производства, образа жизни и общественных отношений. Институт семьи прошел такие этапы, как групповой брак, полигамия  и моногамия.

Некоторые антропологи полагают, что исторически первой была групповая  форма брака, при которой несколько  мужчин и женщин находятся меду собой  в брачных отношениях. Такой брак и сейчас встречается у некоторых  архаических племен, например, на Маркизских островах.

Достаточно широко до сих  пор распространен полигамный брак, при котором один из супругов имеет  нескольких брачных партнеров. Наиболее часто встречается такая его  форма, как полигиния, или многоженство, распространенное в некоторых странах  исламской культуры. Но даже в этих странах многоженство не является массовым, только весьма состоятельные люди могут позволить себе содержать нескольких жен. Значительно реже встречается полиандрия - многомужество. Примером являются некоторые сообщества Тибета и Южной Индии, где многомужество обусловлено значительным перевесом мужского населения над женским. В иных случаях полиандрия имеет экономические корни. Здесь считается нормальным, когда женщина, выходя замуж, автоматически становится женой всех братьев своего мужа и они живут вместе.

Но, конечно, наиболее распространенным как раньше, так и сейчас, является моногамный брак - союз одного мужчины  с одной женщиной. Именно на основе этого брака и возникли основные исторические типы семьи.

 К первому из них  можно отнести большую патриархальную  семью (расширенную). Это семья  многопоколенная (с совместным  проживанием нескольких поколений  родственников) и включающая в  себя несколько ветвей родственников:  основатель рода, его взрослые  сыновья со своими семьями  и так далее по нисходящей. В аграрных обществах, где существовал дефицит земли, возникала одноветвевая модификация патриархальной семьи: для того чтобы не дробить земельный надел, все взрослые женатые сыновья, за исключением одного (наследника), выделялись из семьи и заводили самостоятельное хозяйство.

Патриархальная семья  выступала и как самостоятельная  экономическая единица, осуществляющая производственно-хозяйственную деятельность и выступающая субъектом собственности. Доминирующую роль (и экономическую, и социальную) в такой семье  играет мужчина-глава рода. Очень  сильно выражены отношения зависимости  младших от старших, женщин от мужчин, за отдельными членами семьи жестко закреплены социальные функции (мужские  и женские, возрастные и др.).

В условиях традиционного  общества патриархальная семья была необходимым и эффективно функционирующим  социальным институтом. Она выступала  своеобразным амортизатором между  отдельным индивидом и обществом, защищая его права и интересы, выполняла функцию социальной поддержки  слабых и неспособных самостоятельно обеспечить себя. В пространстве такой  семьи человек чувствовал себя достаточно комфортно, стабильность жизни и  его социальное благополучие были гарантированы. Но в то же время социальный контроль над индивидом был очень жестким, его жизнедеятельность строго регламентировалась семейными правилами и уровень личной свободы был минимален.

По мере развития общества, изменения производственно-хозяйственной  жизни и социального устройства происходит трансформация института  семьи, появляются ее новые формы. Прежде всего на институциональную трансформацию семьи повлиял переход к индустриальному обществу, происходивший в странах Запада в период XVII-XIX вв. К факторам трансформации семьи можно отнести следующие:

  • усиление горизонтальной социальной мобильности, увеличение миграций, что приводило к ослаблению или разрыву родственных связей;
  • усиление вертикальной мобильности, а значит, рост социальной дистанции между родственниками - статусные различия порождают психологическую напряженность и отчуждение в отношениях;
  • развитие государственной и общественной систем социальной помощи, заменяющих отчасти родственную поддержку;
  • утрата семьей функции самостоятельной экономической единицы, члены семьи в условиях индустриального общества оказываются вовлеченными в разные производственные системы и имеют независимые источники дохода;
  • включение женщин в систему общественного производства, как следствие - изменение социальной роли женщины, эмансипация и большая самостоятельность по отношению к мужчине в семье;
  • развитие внесемейных форм социализации, образования и воспитания детей.

 

 Все эти процессы  привели к тому, что на смену  патриархальной семье приходит  новый тип - нуклеарная семья. Это семья, состоящая из мужчины и женщины и их прямого потомства. В настоящее время нуклеарный тип семьи является наиболее распространенным во всем мире. Нуклеарная семья основана на более свободных отношениях, степень социального контроля, по сравнению с семьей патриархальной, значительно ниже, но это делает такую семью менее устойчивой, в большей степени подверженной кризисам.

Информация о работе Социология семьи и брака