Социология семьи и брака

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 21:01, реферат

Описание работы

Семья считается одним из пяти фундаментальных институтов общества, придающим ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. Одновременно семья выступает малой группой — самой сплоченной и стабильной ячейкой общества. На протяжении своей жизни человек входит в состав множества самых разных групп — группу сверстников или друзей, школьный класс, трудовую бригаду, клуб по интересам или спортивную команду, но лишь семья остается той группой, которую он никогда не покидает.

Содержание работы

Введение
Брак и семья как социальные институты. Основные функции семьи.
Исторические формы брачно-семейных отношений.
Перспективы развития семьи и брака.
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

социология.docx

— 32.44 Кб (Скачать файл)
  • Модификации нуклеарной семьи весьма разнообразны. К ним относятся:
  • нуклеарная малодетная семья, состоящая из родителей и 1-2 детей;
  • нуклеарная многодетная семья, состоящая из родителей и 3 и более детей;
  • бездетная семья, состоящая из мужа и жены;
  • многопоколенная (как правило, трехпоколенная: деды - дети -внуки) семья.

В западных странах и в  России в последние десятилетия  преобладает нуклеарная малодетная семья, что связано с тенденцией снижения рождаемости.

Семья является непостоянным субъектом, меняется число ее членов, их состояние, характер взаимоотношений. Коммуникативная система семьи  определяется характером взаимодействия в рамках ее подсистем. Если взять  за исходную модель полную нуклеарную семью, то ее можно дифференцировать на следующие подсистемы.

  1. Брачная подсистема, включающая мужа и жену и их взаимоотношения как супругов вне фона родительских обязанностей. В этой подсистеме формируется способность партнеров поддерживать друг друга и вырабатывается система взаимных ожиданий и оценки.
  2. Родительская подсистема, определяющая взаимодействие супругов как отца и матери, родителей. Основное содержание отношений в рамках этой подсистемы связано с выработкой основных принципов, правил, конвенциональных норм, касающихся выработки совместной воспитательной стратегии.
  3. Подсистема «родители - дети». В рамках этой подсистемы осуществляется взаимодействие поколений, определяются границы власти и ответственности между поколениями, родителями и детьми, складывается определенный эмоциональный фон взаимоотношений.
  4. Подсистема «братья - сестры», в рамках которой выстраиваются внутрипоколенные отношения, отношения детей в семье, предполагающие формирование конкуренции и, в то же время, солидарности и взаимной поддержки.

Разумеется, в зависимости  от структуры и состава в конкретной семье могут отсутствовать те или иные из указанных подсистем (например, брачная подсистема в  неполной семье) или присутствовать другие подсистемы (например, «деды - внуки»).

Семья - это не только система, обладающая определенной структурой, развитие семьи - это процесс, проходящий определенные этапы. Разумеется, эти этапы не являются строго обязательными для каждой отдельной семьи, скорее они связаны с некоторыми общими закономерностями, свойственными процессу семейной эволюции в целом.

Интимность - этап, охватывающий взаимоотношения супружеской пары в период ее формирования до появления детей. Содержанием этого этапа является взаимная «притирка», выстраивание системы отношений.

Пополнение - время между рождением первенца и тем моментом, когда последний ребенок пойдет в школу. Основное содержание этого этапа связано с развитием воспитательных способностей и возможностей родителей и выстраиванием и упорядочением коммуникации в системе «родители - дети».

Индивидуализация, обособление - период, когда в семье есть взрослеющие  дети школьного возраста, у которых  появляются собственные внесемейные интересы и свой круг общения. Главная проблема этого этапа - отделение личности ребенка от личностей родителей, поддерживая его (их) автономию, оказывая детям поддержку как в семье, так и вне ее.

Товарищеские отношения - этап, логически продолжающий предыдущий. Он наступает тогда, когда ребенок (дети) достигает подросткового возраста со свойственным этому периоду гипертрофированным стремлением к независимости. Проблемным является передел «властных границ»  в семье, легитимация независимости  детей и выстраивание партнерских  отношений с ними.

Перегруппировка - время, когда повзрослевшие дети уходят из семьи, что радикально меняет ее структуру и характер взаимоотношений между ее членами. Это порождает ряд проблем, первой из которых является перестройка отношений между поколениями семьи из модели «взрослые - дети» в модель «взрослые - взрослые». Зачастую родители (родительская семья) стремятся сохранить, может быть из лучших побуждений, контроль над личной, семейной жизнью детей, программировать их жизнедеятельность, что вызывает реакцию сопротивления.

Второй круг проблем связан с отношениями между супругами. Зачастую дети являются своеобразным «медиатором», главным связующим  звеном в отношениях между мужем  и женой. Их уход из семьи может  породить своеобразный «коммуникативный вакуум», исчезновение общего ценностного  пространства, что порождает взаимное отчуждение и угрозу разрыва супружеских  отношений.

 

Восстановление. Уход детей  освобождает супругов от груза родительских забот, что позволяет восстановить отношения в брачной подсистеме.

По критерию пространственно-территориальной  локализации семьи бывают патрилокальные, в которых молодожены переходят  жить в дом отца мужа, и матрилокальные, где молодежь остается жить у родителей жены. Сегодня, когда молодожены-горожане вынуждены селиться у тех родителей, у которых есть для этого соответствующее жилище, точнее говорить об унилокальных семьях; в этом случае поселение молодоженов или у родителей мужа, или у родителей жены состоялось не по причине следования традиции. Встречаются также неолокальные семьи, имеющие возможность жить отдельно от родителей в своем доме.

3. Перспективы развития  семьи и брака

Вряд ли можно найти  еще какое-либо социальное явление, которое претерпело столь существенные изменения в процессе перехода к  современному обществу. Семья в решающей степени видоизменилась, что сказалось  и сказывается и, может быть, еще  скажется на всем развитии общества. Перечислим основные семейные изменения на стадии перехода от доиндустриального общества к индустриальному.

- Переход от родственно-семейного  принципа организации общественной  жизни к социально-экономической  и политической жизни.

- Изменение основной экономической  единицы общества - семейного домохозяйства  на наемный труд на крупных  и иных предприятиях с индивидуальной  оплатой труда независимо от  статуса в семье. При этом  формируется потребительский тип  семьи в урбанизированных регионах, женщина вовлекается в общественное  производство, продолжая вести домашнее  хозяйство и воспитывать детей.

- Изменяется система ценностей  фамилизма с его долгом, следованием семейным традициям, нормам, ценностям, родительским авторитетом и пр. на ценности индивидуализма, независимости, прав личности, свободы выбора, ценности личных достижений и т. д., что вызывается сменой основного типа семьи - расширенной семьи - нуклеарной семьей.

- Переход от развода по инициативе мужа в связи с бездетностью к разводу, вызванному межличностной несовместимостью супругов.

- Переход от «закрытой»  к «открытой» системе выбора  супруга на основе межличностной  избирательности молодыми людьми  друг друга независимо от предписания  родства и традиций обмена  приданым и выкупом невесты  (хотя и при сохранении имущественных  интересов и системы наследования, закрепленных брачным контрактом).

- Переход от традиционной  культуры с жестким табу на  применение контрацепции (для компенсации  высокой смертности) к индивидуальному  вмешательству в репродуктивный  цикл, т. е. к предупреждению  и прерыванию беременности.

- Переход от эры стабильной  многодетности семьи на протяжении  всей человеческой истории к  эре непрерывного исчезновения  многодетности семьи с исторической  сцены. При этом не следует  забывать, что население земли  в целом быстро растет.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

По данной проблеме нет  единодушного ответа. Одни считают, что  семья достигла состояния глубокого  распада, и этот процесс необратим. Оптимисты же считают иначе. Они  позитивно относятся к разрушению нуклеарной семьи. Они с радостью ожидают, что возникнут новые формы семьи, способствующие созданию более благоприятной окружающей среды и самовыражению всех членов семьи. По другим точкам зрения предсказывается: возраст к традиционной семье, сохранение современной семьи и даже создание «ненастоящих» семей, основанных на общих интересах и потребностях. Однако то, что произойдет в действительности, вероятно, не будет точно соответствовать этим предсказаниям. С другой стороны, семья отличается гибкостью и устойчивостью. Предсказания гибели семьи отражают скорее тревогу исследователей, а не реальную ситуацию. Ведь в реальной жизни признаков полного уничтожения семьи не наблюдается. Вместе с тем мы можем уверенно сказать, что традиционная семья отошла в прошлое и ее возрождение не предвидится. Современные тенденции развития семьи показывают, что происходит постепенная утрата ее функций, но сохраняется монополия семьи на регулирование интимных отношений взрослых, деторождение и уход за детьми, и эта монополия сохранится в принципе и в перспективе. Конечно могут произойти частичные изменения в этих сравнительно устойчивых функциях. Функция воспроизведения, присущая семье, будет в большей степени осуществляться и незамужними женщинами, наряду с искусственным оплодотворением женщин. Функция социализации, выполняемая семьей, будет в большей мере разделена между семьей и посторонними людьми: воспитателями дошкольных учреждений, игровых групп, центров по уходу за детьми. Расширятся возможности обретения дружеского общения и эмоциональной поддержки вне семьи. Таким образом, семья займет свое место среди нескольких других социальных структур, управляющих воспроизводством, социализацией и регулированием интимных отношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

            Список литературы:

  1. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. М., МГУ, 1996.
  2. Исаев Б.А. Социология. – СПб.: Питер, 2007.
  3. Козлов Н. Как относиться к себе и людям или практическая психология на каждый день. М., «Новая школа», 1994.
  4. Комаров М.С. Введение в социологию. М., «Наука», 1994.
  5. Общая социология. / Курс лекций под ред. А.Г. Эфендиева/ - М.: ИНФРА-М, 2005.
  6. Поправко Н.В., Рыкун А.Ю., Пирогов С.В., Бондаренко Л.Ю. и др. Основы социологии: Учебник / Под ред. Н.В. Поправко. – Томск: Томский государственный университет, 2006.
  7. Рюриков Ю.Б. Мед и яд любви (Семья и любовь на сломе времен). М., 1990.
  8. Социология. Основы общей теории: Учебник для вузов / Под ред. Г.В. Осипова. – М.: Норма, 2003.
  9. Социология. Ч. 2. Учебно-практическое пособие. М., МГУТУ, 2001.
  10. Учебный социологический словарь. Изд. 4-е, доп. и перераб. / Под ред. С.А. Кравченко. – М., 2001. С. 348-349.

 


Информация о работе Социология семьи и брака