Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 17:47, курсовая работа
Цель данной работы: изучение с точки зрения социологии понятий семьи и брака. Исходя из цели, задачами данной работы являются:
- изучение понятий брак и семья как социальных институтов и их функций;
- рассмотрение социальных, психологических и экономических мотивов брачно-семейных отношений;
- характеристика перспектив развития семьи и брака.
Введение
1.Брак и семья как социальные институты и их функции
2.Социальные, психологические и экономические мотивы брачно-семейных отношений
3. Перспективы развития семьи и брака
Заключение
Список использованной литературы
Специфические функции семьи, к которым относятся рождение (репродуктивная функция), содержание детей (экзистенциальная функция) и воспитание детей (функция социализации), остаются при всех изменениях общества, хотя характер связи между семьей и обществом может изменяться в ходе истории. Ввиду того, что человеческое общество всегда нуждается в воспроизводстве населения, постольку всегда остается социальная необходимость в семье как социальной форме организации рождения и социализации детей, причем такой своеобразной форме, когда реализация этих социетальных функций происходит при личной мотивированности индивидов к семейному образу жизни — без всякого внешнего принуждения и давления.
Наличие личных потребностей в семье и детях, личных желаний и влечений к браку и семье — очень важное обстоятельство, показывающее, что существование семьи и общества возможно только потому, что миллионы людей испытывают потребность в семейном образе жизни и потребность в детях, и лишь благодаря этому происходит воспроизводство населения.
Будущее семьи как эволюционно возникшего института, снимающего противоречие между личной потребностью супругов в детях и обезличенной потребностью социума в работниках (именно тут корни рассогласования, несовпадения, корни депопуляции), зависит от способности социальной системы сохранить семью вместе с личностной вовлеченностью супругов в реализацию ее специфических функций.
Неспецифические функции семьи, связанные с накоплением и передачей собственности, статуса, организацией производства и потребления, домохозяйства, отдыха и досуга, с заботой о здоровье и благополучии членов семьи, с созданием микроклимата, способствующего снятию напряжений и самосохранению “Я” каждого и др., — все эти функции отражают исторический характер связи между семьей и обществом, раскрывают исторически преходящую картину того, как именно происходит рождение, содержание и воспитание детей в семье. Поэтому семейные изменения заметнее всего обнаруживаются при сравнении неспецифических функций на разных исторических этапах: в новых условиях они модифицируются, сужаются, либо расширяются, осуществляются полностью или частично и даже исчезают вовсе.
К началу 20 века социальные институты все более совмещают с семьей и берут на себя функции образования и воспитания (школа и детсады), защиты и охраны (полиция, армия), функции питания, одежды, досуга (сфера обслуживания), функции благосостояния и передачи социального статуса (индустриальный наемный труд).
Единого перечня основных функций семьи не имеется, и разные авторы предлагают тот или иной набор функций и терминов, их определяющих. Тем не менее исследователи едины в том мнении, что функции отражают исторический характер связи между семьей и обществом, а также динамику семейных изменений на разных исторических этапах.
М.С. Мацковский основные функции современной семьи дополняет следующими: хозяйственно-бытовой, социально-статусной, эмоциональной, сексуальной, сферой первичного социального контроля, сферой духовного общения. Некоторые авторы выделяют специфические и неспецифические функции семьи (Харчев А. Г.; Медков В. М.; Навайтис Г.). Согласно А. Г. Харчеву, специфические функции семьи вытекают из сущности семьи и отражают ее особенности как социального явления, тогда как неспецифические функции, это те, к выполнению которых семья оказалась принужденной или приспособленной в определенных исторических обстоятельствах.
Основная, первая функция семьи, как определяет А.Г. Харчев, репродуктивная, то есть биологическое воспроизводство населения в общественном плане и удовлетворение потребности в детях – в личностном плане. Наряду с этой основной функцией семья выполняет еще ряд таких важных социальных функций как: воспитательная – социализация молодого поколения, поддержание культурного воспроизводства общества; хозяйственно-бытовая – поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи; экономическая – получение материальных средств одних членов семьи для других, экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества; сфера первичного социального контроля – моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколений; духовного общения – развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение; социально-статусная – предоставление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры; досуговая – организация рационального досуга, взаимообогащение интересов; эмоциональная – получение психологической защиты, эмоциональной поддержки, эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия.
Современная семья утратила многие функции, цементировавшие ее в прошлом: производственную, охранительную, образовательную. Однако часть функций являются устойчивыми к изменениям.
С.С. Фролов[3] рассматривает
такие функции семьи как
- функция сексуального
регулирования – семья главный
институт, через который общество
упорядочивает, направляет и
- репродуктивная функция
– одна из основных задач
любого общества –
- функция социализации – несмотря на большое число институтов, участвующих в социализации личности , центральное место в этом процессе, безусловно, занимает семья. Это объясняется, прежде всего, тем, что именно в семье осуществляется первичная социализация индивида, закладываются основы его формирования как личности. Семья для ребенка является первичной группой, именно с нее начинается развитие личности. Несмотря на появление позднее других первичных групп, у личности всегда остаются привитые в раннем детстве основные образцы поведения. Главным способом семейной социализации является копирование детьми моделей поведения взрослых членов семьи. трудности социализации возникают в том случае, если ребенок ориентируется на неудачные образцы поведения родителей, которые приходят в противоречие с тем, что ребенок видит в других семьях. При этом часто возникает неудовлетворенность действиями матери или отца, и ребенок начинает искать у других личностей , в других первичных группах приемлемые модели поведения.
- функция эмоционального
удовлетворения – к
-статусная функция – каждый человек, воспитанный в семье, получает в качестве наследника некоторые статусы, близкие к статусам членов его семьи. это прежде всего такие важные статусы как национальность, место в городской или сельской культуре и др. В классовых обществах принадлежность семьи к определенному социальному слою предоставляет ребенку возможности и вознаграждения, характерные для этого слоя, и зачастую определяют его дальнейшую жизнь. Конечно классовый статус может меняться благодаря усилиям человека и благоприятным обстоятельствам, но начало будущего нужно искать в семье этого человека. Семья обязательно должна осуществлять ролевую подготовку ребенка к статусам, близким к статусам его родителей и родственников, прививая ему соответствующие интересы, ценности, образ жизни.
-защитная функция –
во всех обществах институт
семьи осуществляет в разной
степени физическую, экономическую
и психологическую защиту
-экономическая функция
– ведение членами семьи
Социальные, психологические и экономические мотивы брачно-семейных отношений
Под браком понимается исторически обусловленная форма отношений между мужчиной и женщиной, через которую общество упорядочивает их отношения, как в правовом, так и морально-этическом плане. Можно сказать, что брак - это правовая форма, через которую общество упорядочивает и закрепляет права женщины и обязанности мужчины.
Брачные отношения представляют собой сложнейшую гамму отношений между людьми: от естественно-биологических до экономических, правовых, этических, социально-психологических, эстетических и т. п. Необходимость их регулирования со стороны общества определяется тем, что от состояния брачных отношений зависят рост населения, воспитание подрастающего поколения, а значит, и будущее самого общества и государства.
В отличие от других социальных отношений брак включает в себя естественно-биологический элемент - интимную связь половых партнеров, сексуальные контакты. Кроме этого, брачные отношения имеют экономическую, эмоционально-психологическую, правовую, моральную стороны.
Содержание брачных отношений
определяется степенью развитости общества.
Чем примитивней общественные отношения,
тем больше места в семейно-брачном
союзе занимают чисто физиологические
и хозяйственно-экономические
Мотив — это осознанная потребность, обогащенная представлениями о способах ее удовлетворения и о целях поведения, которое может ее удовлетворить. Мотивы выполняют функцию побуждения к деятельности и связаны с удовлетворением потребностей субъекта. Мотивом также называется совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность. Мотивы — это то, ради чего совершается деятельность. В широком значении под мотивом понимается любое внутреннее побуждение человека к деятельности, поведению, мотив выступает как форма проявления потребностей. Отношения в семье в значительной степени определяются тем, какими мотивами руководствовались вступающие в брак и совпадали ли эти мотивы. Мотивы создания семьи многообразны, например: любовь[5]; психологические причины; желание иметь детей6; экономические причины; сложившиеся обстоятельства. Обычно присутствует не один мотив, но у каждого есть один-два ведущих.
В изучении мотивации семейной жизни принято различать мотивы поиска брачного партнера и мотивы семейной жизни (Е.П. Ильин). З.И. Файнбург сводит мотивацию брака к трем причинам: биологической, социально – культурной и экономической. По данным Н.Ф. Федотовой и Л.А. Филипповой наиболее часто указываются стремление к половой близости, желание проявлять заботу (у мужчин), желание быть любимым (чаще у женщин), стремление найти подобного себе человека, желание быть понятым.