Социология семьи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 13:32, курсовая работа

Описание работы

В нашей стране уделяется большое внимание семье. “Семья находится под защитой государства”. (Конституция РФ. М, 1993, ст. 53.)
Семья считается одним из четырех фундаментальных институтов общества, придающим ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. Одновременно семья выступает малой группой – самой сплоченной и стабильной ячейкой общества. На протяжении своей жизни человек входит в состав множества самых разных групп – группу сверстников или друзей, школьный класс, трудовую бригаду или спортивную команду, – но лишь семья остается той группой, которую он никогда не покидает.

Содержание работы

Введение
Глава 1
1.1. Идейные ценности семьи
1.2. Понятие социального института, его виды
1.3. Нравственные основы семьи
1.4. Психологический климат семьи
Глава 2
2.1. Брак – основа семейных отношений
2.2. Кризис семьи и ее будущее
2.3. Трудовая атмосфера и эстетика быта семьи
2.4. Бюджет и хозяйство семьи
Заключение
Анкета
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Социология семьи курсовая работа.docx

— 32.73 Кб (Скачать файл)

План:

Введение 

 

Глава 1  

 

   1.1.

 

Идейные ценности семьи

 

   1.2. Понятие социального  института, его виды

 

   1.3. Нравственные  основы семьи

 

   1.4. Психологический  климат семьи

 

Глава 2

 

   2.1.  Брак –  основа семейных отношений 

 

   2.2.  Кризис  семьи и ее будущее

 

   2.3. Трудовая атмосфера  и эстетика быта семьи

 

   2.4. Бюджет и  хозяйство семьи

 

Заключение

 

   Анкета

 

   Список использованной  литературы

 

Введение

 

           В нашей стране уделяется большое  внимание семье. “Семья находится  под защитой государства”. (Конституция РФ. М, 1993, ст. 53.)

 

Семья считается одним  из четырех фундаментальных институтов общества, придающим ему стабильность и способность восполнять население  в каждом следующем поколении. Одновременно семья выступает малой группой  – самой сплоченной и стабильной ячейкой общества. На протяжении своей  жизни человек входит в состав множества самых разных групп  – группу сверстников или друзей, школьный класс, трудовую бригаду или  спортивную команду, – но лишь семья  остается той группой, которую он никогда не покидает.

 

Истории человечества, а  значит, и развитию общества, по словам ученых уже насчитывается не менее  четырех тысяч лет. На всем ее протяжении сердце человека не уставало обогащать  человеческие отношения и совершенствовать их. Одной из величайших ценностей  человека является любовь. Именно в  ней открывается бесконечная  ценность человеческой личности, радость  умаления себя ради того, кого любишь, радость продолжения себя. Все  это выразилось в таком социальном институте как семья. В разные времена у разных народов существовали различные взгляды на семью, свое место в ней, место семьи в  обществе, появлялось что-то новое, но вместе с этим оставалось, по сути, уникальным совпадением личностей обогащением  человеческой души – живой, ищущей, развивающейся. Идеальная семья  немыслима без любви. Любовь –  это тепло, нежность, радость. Это  главная движущая сила развития человечества, то ради чего существуем все мы, то что подвигает человека к безрассудно- героическим поступкам. "Я люблю, и значит, я живу…" (В.Высоцкий)

Как показало мое социологическое  исследование, большинство опрошенных, а именно молодые люди в возрасте от 18 до 27 лет, считают любовь основополагающей для создания семьи.

Конечно же, во многих случаях  в той или иной мере в некоторых  семьях  любовь заменяют другие чувства (привычки, влечение, покорность судьбе и т.д.). Не стоит вырабатывать всеобщих канонов семейного благополучия: есть разные типы людей, разные традиции и нравы, и то, что подходит одним, совершенно не подходит другим. Но каждый человек ждет от своего брака какие-то положительные изменения в своей  жизни. И если человеку почему-то чувство "любовь" оказалось недоступным, то это совсем не значит, что он будет  не счастлив и духовно ограничен  в своей жизни. Возможно, что люди, женившиеся по рассудку или по расчету, более уживутся вместе, и менее  будут душевно взыскательны друг к другу. Судьба брака – и это  исключительно важно – куда больше зависит не от чувств, с которыми люди женятся, а от их характера –  доброты или недоброты, эгоизма или неэгоизма, радушие или равнодушия. Именно от этого зависит судьба их чувств, их семьи, их собственная судьба.

 

Проблемы семьи изучаются  особой областью социологии. Проблематика исследований обширна и разнообразна. Процессы распада и формирования семьи, характер выполнения ее основных функций, особенности взаимоотношений  супругов и причины семейных конфликтов в семье, социальные и экономические  факторы, определяющие ее образ жизни, – вот далеко не полный перечень лишь основных вопросов, к которым  обращаются социологи.

 

Социология семьи  – одна из наиболее развитых областей социологического знания.

Глава 1

 

1.1. Идейные ценности  семьи

 

Являясь ячейкой общества, семья отражает его идейно-политические и нравственные устои. В ряду духовных ценностей семьи важнейшее место  занимают именно ценности идейные.

 

Семья – важнейшая  школа нравов, здесь человек делает первые шаги по пути морально-политического  становления личности.

 

Активная общественная направленность деятельности отца и  матери находят отражение в образе жизни семьи. У таких родителей  вырастают идейно убеждённые дети.

 

Огромную роль в передаче идейного опыта старших поколений  младшим играют традиции (начало и  окончание учебного года детей; дни  совершеннолетия; получения паспорта и т.д.)

 

К идейным ценностям  семьи относятся семейные реликвии – документы, воспоминания, письма, награды. Каждая из них – свидетельство  о жизни и делах близких, родственников. Бережное отношение к реликвиям  – источник нравственной силы, идейной  убеждённости, духовной преемственности  поколений.

 

На вопрос моей анкеты:

 

«Считаете ли Вы свое детство  счастливым?»

 

39 человек ответили -  Да, безусловно.

11 человек -  Не совсем.

 

 

 

         1.2. Понятие социального института,  его виды

 

Социальная практика показывает, что для человеческого  общества жизненно важно упорядочить, регламентировать и закрепить некоторые  социально-значимые отношения, сделать  их обязательными для членов общества. Базисным элементом регулирования  общественной жизни являются социальные институты.

 

На вопрос:

 

«Хотели бы вы создать  модель своей семьи на примере  родителей?»

Да, возможно - дали ответ 15 человек,

Нет, не хочу - 20 человек,

15 человек затруднились  с ответом.

 

(43 респондента из 50 не  вступили в брак на момент  опроса)

 

«Социальный институт –  это определенная организация социальной деятельности и социальных отношений, осуществляемая посредством взаимосогласованной  системы целесообразно ориентированных  стандартов поведения, возникновение  и группировка которых в систему  обусловлены содержанием конкретной, решаемой социальным институтом задачи».

 

Социальный институт представляет собой совокупность людей, учреждений, материальных средств, обеспечивающих устойчивость социальных связей и отношений  в обществе.

 

Важнейшими социальными  институтами являются:

 

а) экономические (собственность, деньги, банки);

 

б) политические (государство, партии, союзы);

 

в) социокультурные и воспитательные (наука, образование) и другие.

1.3. Нравственные основы  семьи

 

    Мораль формируется  в конкретных исторических условиях  и соответственно, само её содержание  меняется в зависимости от  этих условий.

 

Моральный кодекс провозглашает  ведущий нравственный принцип, по которому живёт семья: “Взаимное уважение в семье, забота о воспитании детей”. Но и другие принципы напрямую касаются семьи – так, например, разве не нужен в семье добросовестный труд? Или принцип “один за всех, все за одного “ – разве он касается лишь общественной жизни? А  где, как не в семье, учимся мы гуманному  отношению к людям, честности  и правдивости, простоте и скромности, непримиримости к несправедливости?

 

Какой бы нравственный принцип  мы не взяли, становится ясным, что он усваивается с раннего возраста в семье. Усвоение нравственных норм происходит не со слов, а в деятельности, в поступках людей.

 

Так, понятие “семейный  долг” шире, чем “супружеский долг”: оно включает и родительский долг, и сыновний (дочерний) долг и долг брата, сестры, внуков и т.д. Супружеский, семейный долг – непреходящая нравственная ценность людей. И любовь немыслима без долга, ответственности друг за друга. Так, дети – главная нравственная ценность семьи, и родительский долг состоит в ответственности за то, чтобы в семье вырос достойный человек, здоровый физически и духовно. И участие детей в жизни семьи должно происходить на правах равноправных членов семейного коллектива.

 

Можно с уверенностью сказать, что дом, в котором нет  дружбы, добрых отношений между старшими и младшими, нельзя назвать счастливым. Поэтому дружбу родителей и детей  мы вправе причислить к нравственным ценностям семьи.

 

Искренние, уважительные отношения устанавливаются, как  правило, лишь в семьях, где отношения  строятся по типу сотрудничества. Начинающие такие отношения семьи отличает взаимная тактичность, вежливость, выдержка, умение уступать, вовремя выйти из конфликта и с достоинством переносить невзгоды.

 

С первых дней существования, молодая семья, опираясь на всё то лучшее, унаследованное от родителей, должна стремиться создать свой стиль отношений, свои традиции, в которых нашли бы отражение помыслы молодых людей создать прочную семью, вырастить детей, сохранить любовь. Взаимное уважение и понимание станут традицией, а галантность и высокая эстетика войдут в привычку и останутся в семье на всю жизнь.

 

 

Как показал опрос, в  котором принимали участие 34 женщины  и 16 мужчин, 24 респондента хотят иметь  не более 2-х детей,

 

15 - не более 3-х,

 

9 – не более 1,

 

И всего лишь 2 человека планируют многодетную семью (более 5).

1.4. Психологический климат  семьи

 

Психологический климат – это совокупность психологических  состояния, настроения, отношений людей  в группе и коллективе. Выделяются две категории психологического климата: благоприятный и неблагоприятный. Климат определяется следующими основными характеристиками: взаимопониманием и устойчивостью, сплочённостью, эмоциональным состоянием и др.

 

На психологический  климат семьи влияют также отношения  супругов как к людям вообще, так  и к членам семьи и друг к  другу. Благополучие семьи определяется и такими качествами её членов, как  доброжелательность друг к другу, стремление взять ответственность, умение отнестись  к себе более критически.

 

Психологический климат благополучной семьи характеризуется  общностью интересов супругов.

 

Наиболее ярко психологический  климат проявляется в совместимости  людей. Под этим обычно понимается определённая созвучность ценностей, интересов, эмоциональных установок, общего стиля  жизни. Если в семье есть такого рода созвучность, то человека принимают  таким, какой он есть. Совместимость  проявляется в том, что у членов семьи происходит сближение мнений, оценочных суждений.

 

Что является показателем  совместимости в семье? Факт сохранения семьи и ощущение у членов семьи  психологического комфорта, надёжности, защищённости. В такой семье благоприятный  психологический климат.

 

Антиподом совместимости  является феномен несовместимости  людей, когда происходит отчуждение людей. У супругов может возникнуть временное отчуждение, “психическое насыщение” от общения друг с другом. Учёные считают, что эти отношения  могут быть прочными тогда, когда  близкие признают друг за другом “право на одиночество”, и после этого  люди вновь стремятся к взаимному  общению.

 

Совместимость – сложное  явление и имеет несколько  уровней. Это идейно-нравственная общность и социально-психологическая совместимость. Они проявляются при совпадении основных ценностных ориентаций, взглядов на окружающий мир и своё место  в нём.

 

Другими вещами совместимости  являются психологический и психофизиологический, которые зависят от особенностей личности, характера и темперамента супругов.

 

Совместимые партнёры имеют  подобие одних качеств (уровень  интеллекта, воспитания и т.д.) и в  то же время могут иметь контраст других, связанных с особенностями  темперамента. В повседневной жизни  надо настраиваться на поиски совместимого человека. Но идеалов не бывает, и  необходимо понимать друг друга, соразмерять  собственные желания и потребности  с устремлениями другого человека.

На вопрос: «Какие у  вас отношения с родителями?»

29 опрошенных считают  - Очень хорошие, тёплые,

18 - Скорее хорошие, взаимное уважение,

3 - Плохие, мы почти  не общаемся.

 

(44 из них – студенты, 2 - служащие, 4 - рабочие.)

Семейное счастье  – не подарок судьбы, это дело рук супругов, их ума, доброты, человечности и любви. Быть хорошим супругом – безусловно, сложное дело, требующее, как было сказано выше, большого уровня знаний и умений – например, умения проявлять свои чувства и в то же время не реагировать на мелочи; умения преодолевать себя; умения улавливать настроение любимого человека; стремления принять на себя ответственность за решение сложных вопросов; наконец, умения создать благоприятный психологический климат в своей семье.

2.1. Брак – основа  семейных отношений

 

«Брак – это исторически  обусловленная, санкционированная  и регулируемая обществом форма  отношений между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности  по отношению друг к другу, к детям  и к обществу».

 

Иными словами, брак –  это контракт, который заключается  тремя сторонами – мужчиной, женщиной и государством. В отличие от всех других формальных контрактов, существующих в обществе, в нем оговорена  только одна дата – дата заключения брачного соглашения, но не проставлена  дата окончания действия контракта. Тем самым подразумевается, что  брачные узы скрепляют людей  до конца их жизни. Во многих обществах  государство берет на себя не только оформление брака, а его освящение  совершает церковь. Супруги дают клятву верности друг другу и берут  на себя обязанность социальной, экономической  и физической взаимной опеки. Освящение  брака перед церковным алтарем  считается самой сильной формой укрепления брака.

 

Институт брака самим  фактом своего существования свидетельствует, что общество преднамеренно разделило  все виды половых отношений на одобряемые и неодобряемые, а государство  – на разрешенные и неразрешенные. Но так было не всегда. В древности брачные отношения выглядели совсем иначе, а на заре человеческой истории их не было вовсе.

На вопрос: «Готовы  ли вы взять ребенка из Детского Дома?»

18 опрошенных – готовы,

15 -  нет,

10 - Не думали об  этом,

7 – затруднились с  ответом.

В любом обществе –  древнем или современном –  семья формируется, как правило, через брак. Брак – санкционированный  обществом сексуальный союз определенной продолжительности между двумя  и более индивидами. Подобный союз обычно заключается благодаря специальной  церемонии – инаугурации, торжественному заключению брачных уз. Инаугурация может проходить в строго формальной либо в совершенно неформальной атмосфере. Дети, рожденные в брачном союзе, считаются законнорожденными, а дети, рожденные вне брака – незаконнорожденными.

Информация о работе Социология семьи