Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 13:32, курсовая работа
В нашей стране уделяется большое внимание семье. “Семья находится под защитой государства”. (Конституция РФ. М, 1993, ст. 53.)
Семья считается одним из четырех фундаментальных институтов общества, придающим ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. Одновременно семья выступает малой группой – самой сплоченной и стабильной ячейкой общества. На протяжении своей жизни человек входит в состав множества самых разных групп – группу сверстников или друзей, школьный класс, трудовую бригаду или спортивную команду, – но лишь семья остается той группой, которую он никогда не покидает.
Введение
Глава 1
1.1. Идейные ценности семьи
1.2. Понятие социального института, его виды
1.3. Нравственные основы семьи
1.4. Психологический климат семьи
Глава 2
2.1. Брак – основа семейных отношений
2.2. Кризис семьи и ее будущее
2.3. Трудовая атмосфера и эстетика быта семьи
2.4. Бюджет и хозяйство семьи
Заключение
Анкета
Список использованной литературы
Брак – совокупность
обычаев, которые регулируют супружеские
отношения мужчины и женщины.
В современной европейской
Все эти нормы, по определению
американского социолога К. Дэвиса,
формируют некую целостную
Итак, брак – институт, регулирующий отношения только супругов, а семья – институт, регулирующий, кроме того, еще и отношения между родителями и детьми.
Способ, каким выбирается
брачный партнер, подразделяет все
формы брака на два типа – эндогамный
и экзогамный. При эндогамии партнер
выбирается только из той группы, к
которой относится сам
Размер брачной группы служит основанием для разделения форм брака на две большие категории:
1) моногамия (брачный союз одного мужчины и одной женщины);
2) полигамия (брачный союз более чем двух партнеров).
Каждая из данных категорий распадается на подвиды. В моногамии выделяют:
а) пожизненную моногамию;
б) моногамию, допускающую развод (легко разводимый брак);
в) парную семью.
Последняя хоть и называется семьей, но лишь формально. На самом деле парная семья – это неустойчивая, кратковременная форма брачного союза. В полигамии выделяют:
а) полигинию (брачный союз одного мужчины с несколькими женщинами);
б) полиандрию (брак одной
женщины с несколькими
в) групповой брак (брачный союз нескольких мужчин и нескольких женщин).
С середины XX века в развитии
социологии семьи начинается стадия,
которую назвали «периодом
По данным моего социологического опроса в полной семье выросло 36 человек из 50 опрошенных.
2.2. Кризис семьи и ее будущее
Не секрет, что современная семья переживает кризис. Проявлениями этого кризиса служат такие показатели, как падение рождаемости, нестабильность семьи, рост количества разводов, появление большого числа бездетных семей (сегодня таких семей — 15%), сознательный отказ от рождения единственного ребенка. Также массовый отказ от детей, сдача их в родильные или детские дома, дома ребенка, приемники-распределители, бегство детей из дома, жестокое обращение с детьми вплоть до лишения жизни своих детей.
Показателем кризиса семьи выступает также резкое сокращение уровня «брачности» и одновременно активный рост внебрачной рождаемости. Число браков, начиная с 90-х годов, с каждым годом снижается.
По количеству разводов Россия занимает первое место в мире. В 1994 г. на 1000 человек разводы впервые составили 105,3%. значительно превысив число заключенных браков (92,1%).
С 1991 г. смертность значительно превысила рождаемость. Катастрофически растут темпы сокращения населения.
Реформирование общества резко обострило проблему семей, нуждающихся в социальной защите. Среди ее объектов – семьи одиноких матерей, военнослужащие срочной службы с детьми; семьи, в которых один из родителей уклоняется от уплаты алиментов; семьи с детьми-инвалидами; взявшие детей под опеку; многодетные с малолетними детьми до трех лет; студенческие семьи с детьми.
Причин кризисного положения семей можно условно разделить на экономические и социальные. Экономические – потеря работы, невыплата заработной платы или пособий, низкий уровень оплаты труда – являются наиболее характерными. Среди социальных причин часто встречаются такие, как алкоголизм, тунеядство, противоправное поведение одного или обоих супругов. Как правило, этому сопутствует низкий культурный уровень, бездуховность, безответственность перед детьми. Ребенок, растущий в такой семье, часто неуравновешен, психологически подавлен, формирует стереотипы общественного поведения неадекватные общей социальной и культурной среде. Очень часто дети именно из таких семей – трудные дети, трудные подростки, среди которых встречаются юные правонарушители.
На вопрос: «Считаете ли Вы возможным жить с нелюбимым человеком ради ребенка?»
Затруднились ответить - 18 человек,
Нет, я не буду жертвовать собой – 17,
Только до совершеннолетия – 8,
Да, конечно – 6.
(большинство опрошенных пока не имеют детей)
.
2.3. Трудовая атмосфера и эстетика быта семьи
Поскольку
семья является ячейкой
Добросовестный труд
вызывает уважение товарищей по работе,
членов семьи. Наконец, само существование
семьи тесно связано с
Каждый из супругов должен
отчётливо понимать, что их домашние
дела никто за них не сделает, и
нежелание одного работать обернётся
дополнительной нагрузкой на другого,
что чревато семейными
Законом семейной жизни
является равномерное распределение
обязанностей по ведению домашнего
хозяйства между всеми членами
семьи. Это параллельно является
важным моментом в воспитании детей.
Подрастая, дети берут на себя всё
более сложные и ответственные
обязанности по ведению домашнего
хозяйства. В результате они реально
помогают родителям, своей семье
и отрабатывают у себя полезные привычки.
Таким образом, трудовая атмосфера
в семье формируется
Трудолюбие формируется с раннего детства. В его формировании у детей решающую роль играют родители, семья. Важно с детства внушать детям, что в семье все должны помогать друг другу. Полезно закрепление за каждым членом семьи вполне определённых трудовых обязанностей.
Трудолюбие как качество личности имеет чрезвычайно большое значение для всех сторон жизни человека. Это ценное качество предполагает не только любовь и привычку к физическому и умственному труду, но и уважение к людям труда. Надо также подчеркнуть связь трудолюбия с развитием способностей, ведь без трудолюбия человек может так никогда и не узнать, к чему он способен, по сути дела, добровольно ограничив своё развитие, а такие потери невосполнимы.
Бытовой труд выступает как средство проявления внимания друг к другу, заботливости, взаимного уважения. В этом выражается нравственный смысл домашнего труда, бытовых обязанностей. Трудолюбие предполагает определённую культуру труда. Работа по домашнему хозяйству весьма разнообразна, и здесь важны чуткое отношение, взаимопомощь, умение тактично поддержать друг друга. Большая роль при этом принадлежит самовоспитанию молодых супругов, т.е. сознательному преодолению своих недостатков, стремлению быть деятельным, умелым, инициативным членом семейного коллектива, не прятаться за спину супруга (или супруги). Порядок в семье достигается только общими усилиями, если каждый готов помочь другому.
Здесь следует рассмотреть, каково место искусства в жизни современной семьи. Овладение богатствами мировой культуры в семье, как известно, начинается с малых лет. Глубокое впечатление от произведений искусства оказывается одним из первых воспитателей человека. Подлинное искусство учит людей гуманизму, помогает найти и отстоять свои взгляды, укрепляет личность, “высвечивая” её недостатки и подчёркивая достоинства. Личное, добровольное обращение к искусству способно соединять членов семьи незримыми, но крепкими нитями, сплачивая их в единое целое – а это существенный эффект для семейной жизни. Об эстетической составляющей культуры семьи можно судить по той роли, которую в ней занимает потребность постоянной духовной жизни, потребность в духовном росте, внутренняя необходимость общения с миром прекрасного и желание творить прекрасное самим. Не менее важна для семейной жизни, её уюта эстетика домашних праздников, эстетика внешнего вида. Особый акцент здесь делается на творческом подходе.
2.4. Бюджет и хозяйство семьи
Бюджет и хозяйство семьи обусловливается тем, что от того, как складывается экономическая жизнь семьи, во многом зависит семейное благополучие. Бытовая неустроенность не способствует поддержанию “тёплого домашнего очага”. В каждой семье имеются постоянные статьи расходов, таким образом, их необходимо предусматривать и осуществлять планирование. Контроль и учёт в разной мере и разных формах существуют практически во всех семьях. Они помогают в ведении домашнего хозяйства, придавая уверенность, что деньги “пошли по назначению”. Из этого делаю вывод, что для молодожёнов первоочередная задача – это формирование своего стиля экономической жизни. Если при планировании затрат обоим супругам вместе удаётся выработать единую линию, из этого следует, что уменьшится количество внутрисемейных конфликтов. От стиля жизни семьи и пристрастий её членов, безусловно, будет зависеть многое. При этом потребуются элементарные навыки хозяйствования.
Чем справедливее организовано
в семье распределение
Заключение
Итак, семья является
одним из самых древних социальных
институтов. Она возникла намного
раньше религии, государства, армии, образования,
рынка. Семья – единственный и
незаменимый производитель
Причин побуждающих
людей объединятся в семейные
группы, создавать устойчивые связи
и взаимодействия много, но основой
в первую очередь являются потребности
человека. Говоря научным языком, духовные,
физиологические и сексуальные
потребности мужчины и женщины
побуждают их объединяться для совместного
осуществления целей: воспроизводство
человеческого рода, создание материальных
условий существования - жилища, одежды,
питания; удовлетворения потребности
в детях, биологической зависимости
детей от родителей, потребности
в сексе. Разве человек не может
удовлетворить эту потребность
вне семьи? Конечно, может. Но не поучителен
ли опыт предков? Обратив свой взор
в прошлое, мы осознаем, что общество
в целом, а значит и люди, его
составляющие, заинтересованы в том,
чтобы эти биологические
В чем же неистребимая сила семьи? Сила и притягательность семьи, ее сущность заключается в той целостности, которая присуща семье и социальной общности, и как малой социальной группе, и как социальному институту. Целостность семьи образуется за счет взаимопритяжения и взаимодополняемости полов, создающих единое «андрогенное существо», некую целостность, не сводимую ни к сумме членов семьи, ни к отдельному члену семьи.
Анкета:
1. Ваш возраст.
2. Ваш пол.
3. Образование.
4. Ваш род занятий.
а. Студент.
б. Служащий.
в. Менеджер.
г. Рабочий.
5. Ваше семейное положение.
а. Замужем(женат)
б. Не замужем(не женат).
6. Есть ли у вас дети?
а. Да.
б. Нет.
7. Какие у вас отношения с родителями?
а. Очень хорошие, тёплые.
б. Скорее хорошие, взаимное уважение.
в. Скорее плохие, но внешне хорошие.
г. Плохие, мы почти не общаемся.
8. Хотели бы вы создать модель своей семьи на примере родителей?
а. Да, возможно.
б. Нет, не хочу.
в. Затрудняюсь ответить.
9. Вы выросли в полной семье?
а. Да.
б. Нет.
10. Сколько Вы планируете иметь детей?
11.Готовы ли вы взять ребенка из Детского Дома?
а. Да.
б. Нет.
в. Не думал(а) об этом.
г. Затрудняюсь ответить.
12.Ваши приоритеты?
а. Семья.
б. Карьера.
в. Сумею совместить и то, и другое.
г. Затрудняюсь ответить.
13.Считаете ли Вы свое детство счастливым?
а. Да, безусловно.
б. Не совсем.
в. Нет.
г. Затрудняюсь ответить.
14.Считаете ли Вы возможным жить с нелюбимым человеком ради ребенка?
а. Да, конечно.
б. Только до совершеннолетия.
в. Нет, я не буду жертвовать собой.
г. Затрудняюсь ответить.
15.Считаете ли Вы любовь основополагающей для создания семьи?
а. Да, только любовь.
б. Не обязательно любовь.
в. Нет.
г. Затрудняюсь ответить.
Список использованной литературы:
1.
Гребенников И.В. Основы
2.
Кравченко А.И. Общая
3. Конституция РФ. М, 1993.
4. Макаренко А.С. Сочинения.
5. Основы социологии: Учебное пособие / Под общ. ред. проф. М.В. Прокопова. – М., 2001.
6. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: Курс лекций. – 3-е изд., дополн.и перераб. – М., 2001.
7. Социология: Учебник для вузов / В.Н. Лавриенко, Н. А. Нартов, О. А. Шабанова, Г. С. Лукашева; Под ред. проф. В.Н. Лавриенко. – М., 1998.
8. Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. – 2-е изд., доп. и перераб. – М., 2001.
9. Черняк Е.М. Социология семьи. - Дашков и К°., 2004.