Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 15:31, реферат
Цель: выявить, что представляет из себя семья на сегодняшний день.
Задачи:
1. Рассмотреть структуру семьи
2. Какое число детей преобладает в современных семьях и сколько детей хотят иметь
3. Состояние материального положения семьи
4. Воспитательный потенциал
Введение 3
§1.Структура семьи. 4
§2.Число детей в семье. 6
§3.Материальное положение семьи. 7
§4. Внутрисемейные отношения и воспитательный потенциал. 8
§5. Семья в ценностных ориентациях. 10
§6. Конфликты в семье. 12
Заключение 14
Список литературы 15
Кафедра социологии и социального управления
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По социологии
НА ТЕМУ:
«Социология семьи»
Выполнил:
Студент группы 10125
Специальность Национальная экономика
Спирина Наталья Андреевна
Проверил:
Ст.преподаватель, канд.соц.наук
Руденская Юлия Евгеньевна
Новосибирск, 2011 г.
Семья – один из наиболее древних социальных институтов: она возникла в недрах первобытного общества значительно раньше классов, наций и государств. Общественная ценность семьи обусловлена ее «производством и воспроизводством» непосредственной жизни, воспитанием детей, формированием их индивидуального сознания.
В процессе развития отношения семьи и общества постоянно изменялись под воздействием образа жизни и общественных отношений. На сегодняшний день к семье приписывается очень много различных категорий. А это возникает от того, что с каждым годом, всё новое поколение начинает плохо осознавать сущность семьи, ее функции, ее предназначение. В своем большинстве, семью перестают рассматривать как институт.
Каждый человек воспринимает понятие «семья» по-своему, в зависимости от того, в какой семье он воспитывался. Из-за незнания мы экспериментируем с «семьей», позволяем создавать на основе этого всё новые понятия и виды.
Все мы, безусловно, являемся частью своих семей, поэтому различные изменения в понимании данного термина отражаются на нашем восприятии, на наших последующих действиях. В этом и состоит актуальность темы.
Цель: выявить, что представляет из себя семья на сегодняшний день.
Задачи:
Данные задачи позволят более четко сформировать нынешнее положение и характеристику семьи как института.
Одним из важнейших факторов, влияющих на воспитательный потенциал семьи, является её демографическая структура, её принадлежность к тому или иному типу. Современное состояние семьи как в России, так и в развитых странах Запада многими специалистами расценивается как кризисное с точки зрения неэффективного выполнения семьей как социальным институтом своей репродуктивной функции.1
Формирование новых моделей демографического поведения связано с изменениями ценностных ориентаций. Традиционные взаимоотношения в обществе, предусматривающие жесткую регулирующую роль обычаев, традиций и внешнего авторитета, заменяются ориентированной на автономию личности при выборе стратегии поведения. В результате увеличивается численность специфических семей: внебрачная, кровнородственная, неполная (материнская), внебрачная неформально полная (конкубинат – параллельное сожительство мужчины с женщиной при законной жене, либо женщины с мужчиной при наличии брачного партнера).
Вместе с тем по данным социологического опроса «Семья и общество в России: эволюция оценок и ценностей в общественном мнении населения» (СиО-2006), проведенного в 2006 году Институтом семьи и воспитания РАО, положительно к «гражданскому браку» относится около 35% опрошенных, категорически против 15% и в целом не одобряют такой практики 47,5% респондентов. Интересно, что к альтернативным формам брака (гостевому, выходного дня и пр.) отношение почти однозначно негативное: около 63% респондентов категорически против такой формы брака, еще 28% в целом её не одобряют.2 Однако в этом случае мы имеем срез мнения лиц, уже состоящих в браке.
В демографическом поведении
Наряду с мнением о
Либерализация брачной морали способствует дальнейшему росту внебрачной рождаемости. В 2007 г. внезарегистрированного брака родилось 28% детей от общего числа родившихся. Начиная с 1994 г. почти постоянно (исключение составил только 1999 г.) увеличивается абсолютное число таких рождений.
В период между переписями
1989 и 2002 годов доля детей,
Влияние брачного статуса матерей
(полная, неполная семья) на воспитательный
процесс отчетливо выявило
О влиянии «плохой компании» упомянули 5,2% замужних и 14,7% незамужних матерей. Соответственно, риск попасть в плохую компанию и совершения различных правонарушений и даже преступлений у детей из неполных семей в 2,8 раза (т.е. почти втрое) выше, чем в семьях, где есть оба родителя. Это подтверждается и данными официальной статистики: в 2007 г. среди состоящих на учете в органах внутренних дел несовершеннолетних 47,3% не имели одного или обоих родителей (по данным переписи 2002 г., в семьях, где дети воспитываются без участия одного или обоих родителей, проживало 23,3% детей).
Современная ситуация такова, что многие семьи, имеющие детей, живут вместе с бабушками и дедушками. По данным переписи 2002 г., доля таких семей составляла 23,6%. Нередко расширенный состав связан с материальными проблемами и жилищными трудностями.
В ходе исследования «МС-2006) подтвердился тезис, что отношения со страшим поколением в основном базируются на взаимопомощи, причем чаще ее оказывают именно бабушки и дедушки. Так, регулярно материальную помощь со стороны старшего поколения отметили более 20% опрошенных, помощь по дому - от 20 до 30% (в неполных семьях). Наиболее часто респонденты отмечали помощь в уходе за детьми - более 44%. На отсутствие помощи и проблемы от контактов с родителями указали 12-14%, причем чаще других (как и в случае с взаимопомощью) – респондентки из неполных семей.
В кризисных социально-экономичес
Несмотря на некоторый рост общего коэффициента рождаемости в 2008 г. -12.1% против 10.4% в 2006 г. (минимум наблюдался в 200 г. -9%%), суммарный коэффициент рождаемости, более точно характеризующий процесс, по-прежнему составляет лишь 1,5 ребенка на одну женщину репродуктивного возраста (2008 г.).5
Анализ социально-
В ходе исследования «СиО-2006» получены следующие субъективные характеристики уровня жизни опрошенных: 62,7% отметили, что их семья живет «более-менее прилично», 28,2% «едва сводили концы с концами» и лишь 9,2%, что их семьи не испытывают материальных трудностей. Наибольшие затруднения в воспитании детей, судя по ответам, испытывают родители из наиболее бедных семей – более четверти респондентов, отвечающих, что им детей воспитывать «сложно» и «очень сложно», оценили свое материальное положение на 3 балла и менее (по 10-балльной шкале).
Снижение воспитательного потенциала семьи как следствие материальных трудностей подтверждают и результаты исследования «МС-2006». При ответе на вопрос «Какие проблемы в наибольшей степени осложняют жизнь Вашей семьи?», лидируют или материальные проблемы (67% из неполных семей и более 35% из полных), либо сопряженные с ними – трудности в приобщении детей к спорту, музыке (76% матерей из неполных семей и 25% из полных), проблемы с медицинским обслуживанием (около 35% из полных и неполных семей), трудности в организации быта (также примерно 35% из полных и неполных семей).
Материальное положение семей оказывает влияние на структуру использования свободного времени, способы проведения досуга, и, как следствие, на воспитательный потенциал. Исследование «СиО-2006» выявило, что 75,1% родителей, которые отметили, что их семьи «не испытывают материальных трудностей», проводят свое свободное время в семейном кругу; вне семьи – 24,9%. В семьях, которые оценивают материальное положение как «более или менее приличное», 92,6% проводят свободное время в семейном кругу и лишь 7,4% вне семьи.
В том, что подавляющее большинство респондентов проводят свободное время дома есть немало положительных моментов: ориентация на семейный образ жизни, воспитание детей. Однако «свободное время» в таких случаях затрачивается чаще не на отдых, а на решение бытовых проблем. Это косвенно подтверждается указанием большинства опрошенных на нехватку свободного времени и переутомление.
Низкие показатели доходов от занятости по найму побуждают работников искать дополнительные источники или увеличивать рабочее время. Это приводит к переутомлению и уменьшению возможностей общения с детьми. «усталость и переутомление» отметили в опросах 47,5%, «недостаток свободного времени» 10,4% респондентов.
При этом считают достаточным время, которое они могут уделить семье и детям только половина респондентов (50,2%), а 49,8% опрошенных думают, что «относительно недостаточно», или «явно недостаточно» (15,1%). Причем у отцов ситуация более проблематичная, что вероятно, обусловлено, повышенной профессиональной занятостью. Лишь 35,2% мужчин полагают, что они уделяют достаточное время своей семье и детям. Это значительно осложняет реализацию воспитательной функции, может привести к разногласиям и недопониманию между старшим и младшим поколением, пробелам в воспитании и конфликтам, вплоть до безнадзорности и беспризорности детей.
Постоянное отсутствие родителей, физическое и психологическое переутомление, связанное со значительными перегрузками а работе, исключение отцов из процесса воспитания порождают семейные конфликты, влекут за собой искажение социальных и гендерных стереотипов поведения в семье, которые ребенок «перенесет» во взрослую жизнь.