Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 15:31, реферат
Цель: выявить, что представляет из себя семья на сегодняшний день.
Задачи:
1. Рассмотреть структуру семьи
2. Какое число детей преобладает в современных семьях и сколько детей хотят иметь
3. Состояние материального положения семьи
4. Воспитательный потенциал
Введение 3
§1.Структура семьи. 4
§2.Число детей в семье. 6
§3.Материальное положение семьи. 7
§4. Внутрисемейные отношения и воспитательный потенциал. 8
§5. Семья в ценностных ориентациях. 10
§6. Конфликты в семье. 12
Заключение 14
Список литературы 15
В процессе общения со взрослыми ребенок приобретает навыки речи и мышления, предметных действий, осваивает социальный опыт, воспринимает образ жизни семьи для последующего его воспроизводства.
В значительной мере психологическая атмосфера семьи зависит от уверенности в завтрашнем дне. При оценке респондентами позиции «уверенность в завтрашнем дне» для своей семьи в ходе исследования средний балл составил лишь 4,2 (по 10-балльной шкале). При этом респондент из каждой пятой семьи с детьми совершенно не уверен в завтрашнем дне. В сплоченных, уверенных в будущем семьях отношения с детьми оцениваются более высокими баллами. Респонденты, которые оценили чувство уверенности в завтрашнем де на 9-10 баллов, дали наиболее высокие оценки (4-5 баллов по 5-балльной шкале) свои отношениям с детьми.
Выбор респондентами «МС-2006»
Важнейшей составляющей воспитательного потенциала семьи выступает наличие взаимопонимания с детьми. Эта проблема может существовать на любом этапе жизненного цикла. Однако существуют значительные различия между взглядами отцов и матерей на эту проблему. Большинство отцов она начинает волновать лишь при достижении детьми подросткового возраста. В то же время 60% матерей жалуются на отсутствие взаимопонимания с детьми еще до достижения ими возраста 7 лет.
Поскольку матери гораздо больше, чем отцы, заняты уходом за маленькими детьми и их воспитанием, для женщин проблема взаимопонимания возникает намного раньше, чем для мужчин. Дети-дошкольники не всегда понимают требования матери. Вероятно, именно поэтому женщины, имеющие детей от 7 до 11 лет, жалуются на отсутствие взаимопонимания с ними значительно реже, чем матери с детьми до 7 лет (41% против 60%). В семьях с детьми от1 12 до 17 лет участие отцов в воспитании детей возрастает, и гендерные различия исчезают. Половина родителей (одинаково для отцов и матерей), имеющих детей данного возраста, жалуются на отсутствие взаимопонимания с ними. Имеющие взрослых детей (старше 18 лет) признают отсутствие взаимопонимания с ними каждая третья мать (33%) и каждый второй отец (5-%). Гендерные различие достаточно велико и статистически достоверно («МС-О2006»).
В процессе воспитания наиболее часто родители используют такие методы, как развитие самоконтроля и чувства ответственности у ребенка – 61,7% опрошенных (доля ответов «всегда» и «часто»), а также «привлечение к домашнему труду» (53,9%), «убеждения и уговоры» (42,1%), «любовь, ласку и доброту» (40,7%). Часто родители стремятся воспитывать ребенка своим примером (по сути, сохраняется одна из традиционных функций семьи – передача опыта). 47,8% опрошенных применяют этот метод «всегда»и»часто». Наряду с этим, нередко встречается опека как метод воспитания (19,6%).
Значительно реже родители используют «материальное (денежное) поощрение ребенка за успехи в школе, спорте» (7,1%). Крайне мало (однако в этом вопросе весьма велик процент опрашиваемых, отказавшихся от ответа) респондентов, считающих, что «лучший метод воспитания – это наказание». «Часто» его применяют лишь 1,2% родителей, «иногда» - 36,2%, вовсе не применяют – 27,2%. Чуть больше доля тех, кто не обращает внимание на ребенка, предоставляя ему право поступать так, как он хочет ( «часто» 5,8%, « иногда» 2,8%). Значительная доля родителей, выбирающих более мягкую позицию:»представляю возможность поступать, как ребенок считает нужным». 5,8% поступает так «всегда», еще 24,5% - «часто». Однако, тут весьма сложно отследить грань между инициативой ребенка и вседозволенностью, в то и полным невниманием к его нуждам.
Устойчивые тенденции к
Согласно данным следования повседневности, 88% отмечают, что семья для них очень важна, 11% - что скорее всего важна. Для большинства она, безусловно, важнее, чем работа. В этих условиях не удивительно, что россияне примерно в той же мере ощущают чувство общности с семьей (56%), что и жители, например, Германии (59%) или Польши (57%). При этом наибольшая ценность семьи в ряду других устойчиво фиксируется в рамках различных исследований как в России, так и за рубежом и, как отмечает О. Здравомыслова, «при всей очевидности перемен (в общественной жизни), затронувших все без исключения европейские страны, ни в одной из них семья не утратила своей первостепенной значимости. Более того, в ряду таких ценностей, как работа, семья, друзья, свободное время, политика, религия, семья ценится выше всего».6
Несколько выше семью как таковую ценят женщины. Ее значимость нарастает с увеличением возраста: семья очень важна для 82% россиян моложе 22 лет, 88% 31-50 лет и 93% старше 60 лет. Последние чаще других нуждаются в поддержке именно со стороны членов семьи. Интересно, что чуть большую важность семья имеет в относительно благополучных, с точки зрения уровня жизни, слоях населения. Так, она очень важна для 82% представителей 1-2 страт и 87-90% представителей 4-10 страт. Возможно, что в более благополучных слоях она реже воспринимается как обуза. Она очень важна для 93% тех, кто считает, что уже создал счастливую семью, и 78-80% тех, кто еще только хотел бы ее создать. Среди тех, кто оценивает отношения в своей семье как хорошие, 92% отмечают, что она для них очень важна, а среди тех, кто оценивает как плохие-72%.
Таким образом, семья для большинства является значимым институтом. Некоторая вариация степени важности определяется, в первую очередь, тем, насколько удачно семейная жизнь сложилась у них самих. Остальные факторы – пол, возраст, уровень жизни – хотя и влияют на оценку важности, имеют меньшее значение.
Только 2% россиян говорят, что в их планах не было создания счастливой семьи. Чаще всего отрицательно оценивают свои возможности вдовствующие (29%) и разведенные (38%), что в целом объяснимо тем, что, с одной стороны, с увеличением возраста (а он для разведенных и вдовых заметно выше, чем, к примеру, для не состоявших в браке) сложнее найти супруга, а с другой, - что прошлый не совсем удачный опыт дестимулирует новые попытки. При этом вызывает опасение пессимизм 14% никогда не вступавших в брак, находящихся в гражданском браке или имеющих постоянного партнера (почти половина из них в возрасте до 31 года). Для состоящих в браке доля тех, кто говорит, что хотел бы иметь счастливую семью, о вряд ли у него это получится, составляет всего 8%. В целом россияне довольны отношениями в своих семьях: более половины оценивают их как хорошие и лишь 6%-плохие. Оценка ситуации в семье не зависит от того, собственная ли это семья или так называемая родительская семья.
Итак, семья как таковая не утрачивает своей ценности для россиян и остается областью приложения усилий для достижения успеха, но при этом обретает новые формы. Образование новых и модификация старых форм семей с соответствующими типами отношений – проблематика, активно дискутируемая в работах демографов и социологов, в том числе российских.
Внутрисемейная иерархия, частично выражающаяся в распределении ролей способна вызвать разногласия при несоответствии ожиданий супругов. Однако это не единственная причина внутрисемейных конфликтов. Изучение их причин и следствий конфликтов традиционно привлекает внимание исследователей. Наиболее популярны в этом случае конфликты с разделением труда в семье между мужчиной и женщиной. Существует точка зрения, что «детерминантой успешного, не несущего внутри- и межличностных конфликтов совмещения сфер работы и семьи является не полоролевая ориентация, а, скорее, малоизученные пока особенности стратегий этого совмещения. При некотором доминировании проблематики разделения труда в семье при анализе конфликтов в академической литературе рассматривается и актуальная для России проблематика внутрисемейных конфликтов в связи с изменами, наркоманией и алкоголизмом, а также материальными затруднениями и т.д.
Почти треть респондентов говорит о том, что в их семьях не бывает конфликтов, 35% отмечают конфликты из-за материальных трудностей, 18%-пьянства и наркомании, по 17%-несовместимости характеров и воспитания детей. Остальные приводят к конфликтам в семьях не более 10% россиян.
Конфликты в российских семьях можно сгруппировать в 7 типов: конфликты культурно-личностного характера (разногласия относительно способов проведения свободного времени, выбора круга общения, различия в интеллектуальном и культурном уровне супругов); конфликты из-за проблем в отношениях супругов (несовместимость характеров, измены и ревность, проблемы в сексуальных взаимоотношениях); конфликты, связанные с распределением ролей (приоритеты финансовых трат, распределение обязанностей); конфликты, связанные с недостаточностью уделяемого семье внимания; конфликты, подрывающие основы семьи (материальные трудности, пьянство, наркомания); конфликты по поводу воспитания детей; конфликты из-за внешних обстоятельств, связанных с супругом (взаимоотношения с его родителями, большие его успехи).
В наиболее благополучных, с точки зрения уровня жизни, семьях несколько чаще распространены конфликты культурно-личностоного характера и относительно воспитания детей. Причиной тому могут быть большие у представителей благополучных слоев населения возможности (и их разнообразие) проведения досуга, так и инвестиций в воспитание и образование детей. Реже в этих семьях возникают конфликты по поводу материальных трудностей.
Наибольшее число конфликтов по объективным причинам (особенно в связи с материальными трудностями) происходит в семьях, проживающих в ПГТ и селах, - их испытывают около половины жителей, что связано с низким уровнем жизни в данных населенных пунктах. В семьях из мегаполисов чаще возникают конфликты культурно-личностного характера; проживающих в мегаполисах и областных центрах - относительно воспитания и образования детей. Городские семьи зачастую объединяют выходцев из разных социальных групп, т.е. в них чаще встречаются ситуации, когда супруги изначально принадлежали к разным слоям населения, что не может не сказаться на их подходе к приоритетам в семейной жизни.
Сейчас можно убедиться, что семья пока не утратила статус института и по-прежнему продолжает выполнять свои основные функции. Но, хочется сказать, что сфера семейных отношений все-таки постепенно меняется. Основное влияние оказывает экономика. С одной стороны, каждый стремится добиться высот в различных сферах жизни и поэтому откладывает создание семьи на потом или вообще о ней не думает. С другой стороны, уже созданная семья, исходя из своего экономического потенциала, решает, сколько детей они будут заводить, сколько денег на них нужно потратить, кто какие роли будет исполнять и т.д.
Современная семья хороша только тем, что достаточно предусмотрительна. Она далеко смотрит в будущее. И то, что сегодня каждая семья имеет 1-2 ребенка это совершенно нормально. Это удовлетворяет нормам семьи, т.е. она выполняет свою репродуктивную функцию и хорошо обеспечит будущее своим детям, с точки зрения своего потенциала. Стоит добавить и то, что еще имеет влияние экономический кризис.
Так же стоит отметить, что не каждая
семья имеет хороший
Многие просто не ценят семью такой какая она есть на самом деле. Они не добиваются того, чтобы семья стала полноценной и четко выполняла свои функции.
В итоге, можно сказать, что семья имеет скорее второстепенное положение. Первое место закреплено за работой, карьерой. И в таком случае семья создается не как желаемое, необходимое, а скорее как некий критерий, по которому тебя будут оценивать.
1 Исследование проведено в 2006 г. по заказу Комитета по делам семьи и молодежи Правительства г. Москвы. Опрошено 842 родителя в полных и неполных семьях.
2 В ходе данного исследования опрошено 1300 респондентов, проживавших в составе семей, из 13 регионов РФ. Научный доклад «Научные и практические проблемы взаимодействия семьи и общества современной России». Рукопись. Институт семьи и воспитания РАО, 2008.
3 Кучмаева О. В. Московская семья 2006: информационно – аналитические материалы по результатам социологического исследования. - М.: ГНИИ семьи и воспитания, 2007.
4 Гурко Т.А. Родительство: социологические аспекты. – М.: Центр общечеловеческих ценностей, 2003. – 164 с.