Социология труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 14:58, контрольная работа

Описание работы

Социология труда – это отрасль социологии, которая изучает социальные группы и индивидов, включенных в процесс труда, а также их профессиональные и социальные роли и статусы, условия и формы их трудовой деятельности. Как видно, само название дисциплины и отрасли знаний «социология труда» ориентирует на исследование человеческого труда. Действительно, это так. Однако человеческий труд изучают и другие науки, такие как гуманитарные (философские, экономические, правовые и психофизиологические), так и технические (эргономика – наука о приспособлении труда и его условий к потребностям человека, эргология – наука, которая рассматривает труд с позиции повышения его производительности, праксиология – теория о наиболее эффективных действиях и движениях руководителей в трудовой деятельности, научная организация труда – наука о том, как наиболее рационально организовать процесс труда).

Содержание работы

1 Объект и предмет социологии труда
2 Управление трудовой адаптацией в современной организации
3 Составить анкету (исследование проблем мотивации и стимулирования труда)
Список литературы

Файлы: 1 файл

социология труда.doc

— 95.00 Кб (Скачать файл)

Управление трудовой адаптацией включает в себя измерение, регулирование и контроль. Измерение (учет) предполагает предварительное  выяснение контингентов адаптантов. Всех вновь поступающих можно разделить на следующие группы:

  1. выпускники ПТУ;
  2. выпускники средних школ;
  3. выпускники вузов и техникумов;
  4. мобилизированные из Армии;
  5. новые работники, имеющие стаж работы, но ранее не работавшие в этой сфере;
  6. работники, меняющие место работы.

В осуществлении процесса адаптации непосредственное участие  принимают линейные руководители. Функции  этого подразделения должны быть ориентированы на работников, которым  нужна помощь в адаптации, а также  выпускников учебных заведений, так как для них проблема адаптации стоит наиболее остро, чем у работников имеющих опыт работы в коллективе.

 

 

 

 

 


 


 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1 - Цели и задачи системы управления адаптацией персонала в организации

О скорости и уровне адаптированности работников судят по объективным и субъективным показателям.

Объективными показателями общей адаптированности работника  являются показатели эффективности  его трудовой деятельности, а также  его активность в различных сферах жизни. Объективным показателем профессиональной адаптации является соответствие квалификации, требованиям рабочего места. Для социально-психологической адаптации – это участие в жизни коллектива, социально-психологическая позиция в нем, для психофизиологической – степень утомляемости.

Субъективные показатели общей адаптированности – это  желание или нежелание продолжать работу в данной организации, общая  удовлетворенность работой. Субъективные показатели профессиональной адаптации  – отношение к профессии; социально-психологической  – оценка отношений с коллективом, руководителем; психофизиологической – оценка самочувствия, условий, тяжести труда.

Источником информации о показателях адаптированности служит заводская документация и  результаты опроса как самих адаптантов, так и их непосредственных руководителей.

Таким образом, объективные  и субъективные стороны адаптации  взаимосвязаны, хотя и характеризуют  ее отличающиеся аспекты.

Регулирование адаптации предполагает проведение системы мероприятий, направленных на ускорение адаптации новых работников. Существует целый ряд факторов, на которые организация влиять не может. Это такие личностные факторы, как пол, возраст, семейное положение, планы на будущее, нормы и ценности молодого работника, подчас его ожидания. В отношении этих факторов управление адаптацией в основном выходит за рамки предприятия и упирается в такие социальные институты, как семья и образование, формирующие систему ценностей и норм молодого работника, планы на перспективу, готовность к профессиональной деятельности. Но из этого не следует, что информация о тенденциях, характере влияния этих факторов на адаптацию не нужна.

В связи с нарастающей  ролью вторичной адаптации повышается значение такого производственного  фактора, как организация систематического повышения квалификации, а также подготовки кадров. Особенно значим этот фактор в условиях перестройки из-за больших масштабов высвобождения работников, прежде всего из сферы управления, и перехода их в другие сферы деятельности.

Для управления адаптацией необходимо контролировать, в какой мере адаптируется конкретный работник, регулярно получать параметры адаптации, так как только при этом условии можно эффективно оперировать всей системой мероприятий. Лишь реализация целостной системы мер, действующих постоянно, позволяет успешно управлять процессом адаптации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Составить анкету (исследование  проблем мотивации и стимулирования  труда)

 

АНКЕТА

 

Просим Вас выразить Ваше мнение по ряду вопросов, связанных  с Вашей работой.

Будьте добры, заполните  нижеследующую анкету. Прежде чем ответить на каждый вопрос, внимательно прочитайте все имеющиеся варианты ответов и выберите тот, который соответствует Вашему мнению.

 

1. Ваша специальность и занимаемая должность (вписать) ____________________________________________________________________;

2. Образование:  среднее, высшее, последипломное (нужное  подчеркнуть);

3. Пол: муж./жен. (нужное подчеркнуть);

4. Возрастная категория:

до 25 лет;

от 26 до 35 лет;

от 36 до 45 лет;

46–60 лет и старше (нужное  подчеркнуть);

5. Стаж работы на предприятии/общий стаж работы _____ /______ лет;

6. Какие мотивы побуждают вас к трудовой деятельности (отметьте любым знаком все устраивающие вас варианты или впишите свои):

а) материальные:

-потребность постоянного  получения заработной платы;

-вознаграждение за  выслугу лет, по итогам работы  за год;

-другие поощрения  и выплаты (премии);

-другие, неденежные вознаграждения (путевки, проездные билеты);

_____________________________________________;

б) безопасности и защищенности:

-гарантии занятости (уверенность в занятости на фирме);

-обучение на различных  курсах при поддержке фирмы;

-гарантии социального  характера (отпуск, поддержка при  болезни);

-другие ______________________________________;

в) карьера:

-планируете ли вы  свою карьеру самостоятельно;

-известно ли вам  о планировании вашей карьеры  руководством;

-хотите ли вы поменять  свой должностной статус;

-хотите ли вы работать  по другой специальности;

г) социальные:

-многолетняя привычка  работать в данном коллективе;

-возможность свободного и дружеского общения с коллегами по работе;

-ощущение своей нужности  людям;

-другие ______________________________________;

д) самоуважение:

-ваша трудовая деятельность  позволяет вам считать себя  полезным              работником коллектива, выполняющим необходимую работу;

-получаете ли вы  признание от окружающих за  свою трудовую деятельность;

-ощущаете ли вы  свою компетентность в вашей  профессии;

-самостоятельность в  принятии решений;

-другие ______________________________________;

е) самовыражение:

-работа, выполняемая вами, является наиважнейшим делом вашей жизни;

-реализуете ли вы  через свой труд все способности  и достоинства;

-работа дает вам  возможность выразить себя;

-ощущаете ли вы  свою максимальную вовлеченность  в процесс труда;

-другие ______________________________________;

ж) потребности  высшего порядка:

-потребность власти (желаете  ли вы воздействовать на других  людей для достижения личных  целей или целей своей организации?);

-потребность успеха (желаете  ли вы достичь успеха в своей  профессиональной деятельности?);

-потребность в причастности  к чему или кому-либо;

-другие ______________________________________.

7. Перечислите факторы,  которые мешают Вашей работе и проранжируйте  их по 10-балльной шкале:

1. Руководитель необъективно оценивает мои результаты труда.

 

2. Мне выплачивают премию  в меньшем размере  по  сравнению  с коллегами, выполняющими аналогичную работу.

 

3. Мне дают более напряженные задания, чем другим работникам.

 

4. Мне часто дают  задания, которые не позволяют   использовать   имеющийся уровень квалификации.

 

5. Меня редко направляют  на обучение.

 

6. Мне длительное время  не повышают заработную плату.

 

7. Меня не зачисляют  в резерв на выдвижение.

 

8. У меня ограничена возможность получения информации о различных аспектах деятельности предприятия, необходимой для качественного выполнения работы.

 

9. Я ограничен в возможности принимать самостоятельные решения  при выборе методов решения стоящих передо мной производственных задач.

 

10. Меня не устраивает морально-психологический климат в коллективе.

 

 

 

Список литературы

 

1 Зборовский, Р.Е Социология управления : учебное пособие / Р.Е. Зборовский, Н.Б. Костина. – М.: Гардарики, 2004. – 272 с.

2 Соколовской, И.М. Социология труда : учебник / И.М. Соколовский. – М.: «Дашков и К», 2003. – 532с.

3 Ромашов, О.В. Социология труда : учебное пособие / О.В. Ромашов. – М.: «Гардарики», 1999. – 336 с.

4 Цветаев, В.М. Управление персоналом : учебное пособие / В.М. Цветаев. – СПб.: Питер, 2001. – 125 с.




Информация о работе Социология труда